Монстромания начинается — что такое Muppet Monster Adventure

Небольшая статья про «скрытый алмаз» времен PS1.

В 2012 году, когда мне было 10 лет, я узнал о таком фильме как «Маппеты». Увидев постеры и трейлеры, мне захотелось посмотреть его. Я скачал с MediaGet фильм в хорошем качестве, но с фанатским дубляжом (что странно, учитывая, что у фильма даже был официальный релиз в России) и досмотрел его только до середины. Возможно, свою роль сыграло то, что это мюзикл, а мюзиклы я не люблю.

Лишь потом я узнал, что «Маппеты» — это не просто один фильм с куклами, а целая медиафраншиза, существующая с семидесятых годов. Маппеты — это целый культ и неотъемлемая часть поп-культуры (в особенности американской). И как любая другая медиафраншиза, у Маппетов были свои видеоигры, и об одной из них мне бы хотелось поговорить в этой статье.

База по «Маппетам»

Готовясь к этой статье, я с удивлением обнаружил, что в России маппеты не особо известны. Как минимум, в России знают, кто такой лягушонок Кермит по двум вещам — по выпуску «Спокойной ночи, малыши», где он приехал в СССР, и мемам. Поэтому я решил рассказать небольшую предысторию.

Джим Хенсон (Интернет)
Джим Хенсон (Интернет)

Маппеты были созданы американским кукольником Джимом Хенсоном в 1955 году, когда вместе со своей будущей женой Джейн Небел создал шоу «Сэм и друзья» для телеканала WRC-TV. В нем впервые появился не ставшим еще лягушкой Кермит, который был сделан из пальто мамы Хенсона и джинсов самого кукольника. Полноценно маппеты дебютировали в 1969 году, когда на канале PBS стартовало шоу «Улица Сезам», где Джим работал над дизайном кукол. У Кермита уже была популярность: после закрытия шоу «Сэм и друзья» в 61-м, он продолжал появляться в других сферах медиа вроде рекламы Wilkins Coffee.

В 1976 году на британском канале ATV появилось первое полноценное шоу с Маппетами под названием The Muppets Show. В них уже ставший амфибией Кермит вместе с другими куклами вроде Фоззи и Мисс Пигги создавал варьете-шоу, попутно решая внутренние проблемы. По сути, «Шоу Маппетов» было смесью «Улицы Сезам» и Saturday Night Live: в них герои вместе с приглашенными звездами высмеивали тогдашнюю поп-культуру и шутили на тему секса и насилия (об этом даже есть целый отдельный выпуск).

— Вы спите с Мисс Пигги? Я хочу знать.

— Вы не можете просто так приходить на ТВ и спрашивать меня об этом. Я в «Улице Сезам», ради всего святого.
Кермит, KERMZOID
Заставка The Muppets Show (YouTube: Disney Plus)

«Шоу Маппетов» было невероятно успешным: его показывали в более чем 100 странах, а само шоу просуществовало до 1981 года. За все время Кермита и его друзей успели посетить такие звезды как Джон Глис, Стив Мартин, Элтон Джон, Сандра Буллок, Кристофер Ривз, актерский состав «Звездных войн» и даже легенда американского телевидения Боб Хоуп.

Успех побудил Хенсона на создание полного метра, и в 1979 году (за два года до окончания шоу) был выпущен первый фильм о маппетах. Фильм с бюджетом в 28 миллионов долларов заработал 283 миллиона, а критики встретили его очень тепло. После этого было выпущено еще два фильма — «Большое ограбление Маппетов» и «Маппеты на Манхэттэне». «Маппеты» стали феноменом и полноценной медиафраншизой с комиксами и мультсериалами.

Маппеты (<a href="https://noticias.perfil.com/noticias/dvd/muppets-now.phtml" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Noticias</a>)
Маппеты (Noticias)

Помимо этого Хэнсон активно работал над другими фильмами вроде «Темного кристалла» и «Лабиринта» с Девидом Боуи. Джим продолжал усердно работать над Маппетами вплоть до своей смерти в 1990 году. После смерти у Маппетов вышло три фильма — «Рождественская сказка Маппетов» с Майклом Кейном 1992 года выпуска, «Остров сокровищ Маппетов» с Тимом Карри 1996 года и «Маппеты в космосе» образца 99-го года. «Маппеты в космосе» поставили крест на будущих фильмах из-за плохого приема как со стороны критиков, так со стороны поклонников.

При всем уважении к «Маппетам в космосе», эм, не хочется, чтобы это был твой последний фильм в жизни.
Кермит, DigitalSpy

В начале нулевых наследники Джима Хенсона продали The Jim Henson Company немецкой EM.TV & Merchandising AG за 680 миллионов долларов, но EM.TV обанкротилась и в 2003 году компания вернулась родственникам Хенсона. Спустя год, в 2004 году, Disney купил права на Маппетов за 74 миллиона долларов. Джим Хенсон обсуждал продажу прав мышиной корпорации еще в 90-х, но из-за смерти Джима переговоры прекратились. При Микки Маусе у Кермита и его друзей все стало хорошо. Было выпущено два фильма — перезапуск 2012 и продолжение «Мировое турне» 2014 года, а также три сериала, последний из которых, «Безумие Маппетов», вышел в 2023 году.

«Безумие Маппетов» (<a href="https://www.disneyplusinformer.com/first-look-at-disneys-the-muppets-mayhem/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Disney Plus Informer</a>)
«Безумие Маппетов» (Disney Plus Informer)

Говоря про видеоигры, то свое путешествие в игровую индустрию Маппеты начали еще в 1983 году, когда Atari выпустила игру Pigs in Space для Atari 2600. Игра представляла из себя набор из трех мини-игр, которые были клонами популярных тогда игр вроде Space Invaders и Frogger. Всего было выпущено 10 игр с участием Маппетов и сегодня речь пойдет о Muppet Monster Adventure.

Как в старые добрые

Muppet Monster Adventure вышла под Хэллоуин в 2000 году и была разработана ливерпульской Magenta Software, которая до «Маппетов» успела сделать Eliminator для Psygnosis. Выпустила игру Midway в Америке и SCE в Европе. Продюсером игры числится американский продюсер Майкл Готтлиб, который успел поработать над Mortal Kombat 4 и спин-оффом Special Forces. До игр Майкл работал в кино и снял парочку малоизвестных фильмов вроде «Мистера Няни» с Халком Хоганом.

Реклама Muppet Race Mania и Muppet Monster Adventure (YouTube: Jacob Mills)

Сюжет крутится вокруг Робина — племянника Кермита, который узнает о том, что Кермит вместе с друзьями отправляется на отдых в Европу. Но вместо Англии или любой-другой страны они приезжают в замок, принадлежащий доктору Бунсену Ханидью. Только приехав в замок, Робин теряет сознание и просыпается в лаборатории Бунсена, где тот рассказывает, что оставшиеся герои превратились в монстров из-за злой энергии замка. Чтобы все вернуть на круги своя, Ханидью дает Робину специальную перчатку для ловли монстров и креветку-латиноса Пепе в напарники.

Робин (<a href="https://muppet.fandom.com/wiki/Robin_the_Frog" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Muppet Wiki</a>)
Робин (Muppet Wiki)

История проста и своей основе явно отсылает к фильмам ужасов, в частности классическим хоррорам 30-х от Universal. Например, Мисс Пигги становится в монстра, похожего на Жену Франкенштейна, а Клиффорд, басист вымышленной группы Solid Foam, превращается в странную амфибию, дизайн который напоминает Тварь из Черной Лагуны.

Атмосферу можно описать словом «детская»: графика мультяшная и яркая, все злодеи выглядят максимально кукольно, а веселая музыка Майкла Джаккино дополняет атмосферу. В целом у Muppet Monster Adventure вайб ламповых и старых игр по мультфильма времен PS1 вроде моей любимой Toy Story 2 или Bugs Bunny: Lost in Time.

Если заводить разговор о геймплее, то игра представляет собой гремучею смесь из разных трехмерных платформеров тех лет вроде Spyro, Crash Bandicoot и Toy Story 2. Monster Adventure — «бродилка», где мы собираем предметы, уничтожаем врагов, играем в мини-игры и решаем головоломки. В игре 24 уровня, условно поделенных на 5 «зон» — в каждой зоне по 3 уровня и отдельный уровень с боссом. Изначально авторы хотели реализовать полноценный хаб как в «Спайро», но по каким-то причинам от идеи отказались и вместо хаба у нас простой экран выбора уровня.

Вот так изначально должен был выглядеть хаб

Уровни представляют собой коридор с двумя чекпоинтами и парой тройкой закоулков и секретов, где можно найти дополнительные жизни или ячейки здоровья. Тут присутствует элемент бэктрекинга, когда нам надо вернуться за каким-то предметом. Да, это раздражает, но уровни достаточно маленькие (каждый проходиться за 25-30 минут, если не тупить) и особого баттхерта это не вызывает.

К тому же уровень можно запылесосить на 100 процентов без особых усилий — правда у меня была пара моментов, когда мне пришлось смотреть прохождение, чтобы добить уровень на «золото». Более того, нам необходимо собирать абсолютно все, так как тут у нас имеется система из «Истории игрушек 2»: на каждом уровне нам надо собрать столько-то жетонов и звездочек, чтобы пройти на следующий. Жетоны можно либо найти на уровне, либо выиграть в мини-играх.

Примеры мини-игр

Перейдем непосредственно к нашему герою. Управляется Робин отзывчиво, все действия он выполняет с первого раза. Но есть нюансы — например, Робина трудно развернуть на месте, из-за чего надо крутиться на месте, чтобы он смотрел в нужную сторону, однако это решается режимом от первого лица (зажать оба курка на джойстике).

Заводя разговор про боевую систему, то она мне напомнила «боевку» База из «Истории игрушек 2». У Робина есть оружие в виде перчатки для ловли монстров (лазер База) и вращательная атака. С одной стороны, выглядит бедно, но с другой враги не сложные и умирают от одного тычка. Перчатку можно прокачать, но на нее есть только один power-up в лице стрельбы курицами, который используется довольно редко.

Еще немного про врагов — если вы умерли, то с них будут выпадать монетки, благодаря которым мы можем открыть всякую вкуснятину в галерее: различные арты разработчиков, концепт-арты, аудиофайлы и так далее.

Тут в игру вступает механика способностей монстров. Их можно получить на первых двух уровнях, собрав монеты с лицами Кермита и других маппетов. Всего в игре есть 5 способности:

  • Полет Носферату, который позволяет добираться до отдаленных мест;
  • Карате-удар Мисс Пигги, позволяющий разрушать хрупкие предметы;
  • Лазание Фоззи, который дает возможность лазить по поверхностям;
  • Подводное плавание Клиффорда;
  • Мощь Кермита-Франкенштейна, позволяющая толкать тяжелые предметы.
Демонстрация способностей

Звучит довольно интересно, но все разбивается о тот факт, что способности предназначены для выполнения головоломок, прохождения мини-игр и поиска секретов. Они никак не задействуются в стычках с противниками или с боссами. Чаще всего мы будем использовать полет и лазание, так как большая часть уровней построена под их использование. По изначальной задумке разработчиков мы должны были получать умения монстров постепенно, после победы над каждым боссом (это можно узнать благодаря вырезанным репликам из прототипа), но снова по какой-то причине от идеи отказались.

Но я так подумал и решил, что такой расклад тоже неплох. Враги слабые, головоломки очень простые, да и боссы не сказать, чтобы очень сложные — на уровнях с ними упор делается на реакцию и скорость. Использование способностей вне решения пазлов или поиска секретов усложнило бы игру.

Что же по итогу?

В целом Muppet Monster Adventure — это неплохо сделанная игра, в которой разработчики не до конца реализовали потенциал. В нее приятно играть и получать удовольствие, но она немного репетативная и однообразная в плане геймплея. К тому же от игры, в названии которой есть слово Monster, хотелось немного большего.

Возможно, свою роль сыграла спешка, так как в 2000 году помимо Monster Adventure вышло еще две игры — платформер на Game Boy Color, вышедший в апреле, и гоночки Muppets RaceMania, вышедшие в октябре за несколько недель до выхода игры про монстров.

Но все равно я получал кайф, проходя ее: она недлинная (её можно пройти за 10 часов), несложная, все интуитивно понятно. Так что если вы хотите простенький платформер в духе Spyro или «Истории игрушек 2», чтобы скоротать вечер другой, то Muppet Monster Adventure — отличный выбор.

6.5K6.5K показов
434434 открытия
11 репост
11 комментариев

@Просто так вот моя статья. Понимаю, что она немного не подходит под требование «рассказать о своей ЛЮБИМОЙ игре», но я думаю будет интересно.

Выбирал я игру довольно долго. Я даже провёл личное РГГ, чтобы выбрать игру (от NES до Saturn), но решил выбрать PS1. Хотел взять Brave Fencer Musashi, но не пошло.

Потом хотел выбрать Историю игрушек, так как я играл в неё детстве (первый раз на компе - в пиратскую версию с виртуальными стриптизершами, второй - тоже на компе, но в лицензию), но почему-то тоже не пошло. В итоге остановился на Маппетах, так как игру мало вспоминают.

Сейчас я хочу сконцентрироваться на дипломе и подготовке к следующему большому лонгу про кино.

Пока вот так

Ответить

Кто любимый из маппет шоу/ улицы сезам?

Ответить

Зелебоба из российской версии. Меня так мама иногда называет
https://i1.sndcdn.com/artworks-WTbZdRs6EXyhF6nT-VzIXHA-t500x500.jpg

Ответить

Каеф, спасибо за обзор.

Ответить

Каааааааайф

Ответить

Интересней всего для меня было прочитать как раз историческую справку. Даже близко не знал, что был совместный выпуск с "Спокойной ночи". Посмотрел — просто разъеб.

Ответить