«Завтра – мой день рождения»: Ритуал, 2000. Реж. Хидэаки Анно

«Завтра – мой день рождения»: Ритуал, 2000. Реж. Хидэаки Анно

Хидэаки Анно был революционером в аниме. С помощью «Евангелиона» он смог поменять правило индустрии навсегда. Тонкая, чувственная и абсолютно гротескная история о человеческих проблемах на фоне апокалиптического мира показала всем, что с помощью анимации можно рассказывать о сложных вещах так, как ты сам этого хочешь. Как ты это сам чувствуешь. Рассказать историю о слабости человека и его ухода от реальности. Отобразить то настроение, что чувствовали все японцы в тот период.

В основном, Анно всем так и запомнился, как создатель «Евангелиона». Великого, неповторимого, но также многими и не понятого. Но в копилке режиссера есть и другие прекрасные работы. Фильм «Ритуал» 2000 года.

«Завтра – мой день рождения»: Ритуал, 2000. Реж. Хидэаки Анно

Парень встречает таинственную Девушку с красным зонтом на железнодорожных путях, которая проводила там свой странный ритуал. После, у них завязывается общение и они начинают жить вместе в заброшенном здании со свои интересным интерьером в красных тонах. Чтобы запечатлеть все происходящее, Парень снимает документальный фильм о Девушки, пытаясь разобраться в причинах ее причудливого поведения.

Анно не дает имена своим персонажам. Главные герои просто Она и Он. Остальные персонажи также безымянные. Это сделано для большего фокуса на эмоциях персонажей и приближении их к зрителям. Хотя это и банально, но это работает. Легко ассоциировать себя с Им, особенно для жителей Японии. Застенчивый, в какой-то степени пассивный, не знающий, что он хочет от жизни.

Городское пространство, в котором происходят события – безлюдно. Мы практически никого не встречаем из людей. Изолированное и отчужденное пространство подчеркивает одиночество главных героев.

«Завтра – мой день рождения»: Ритуал, 2000. Реж. Хидэаки Анно

Эта работа полна режиссерских приемов Хидэаки, которые он отточил еще в работе над Евой. Много кадров современной индустриальной Японии (в особенности его любимые железные пути и электрички); долгие дальние планы героев, которые затем сменяются динамичными сценами; пространные рассуждения и очень много образности в окружении. Эпизоды, которые обрываются на полуслове и много недосказанностей. Иногда, режиссер пытается играть немного в Тарковского, когда во время долгих пролетов камеры нам зачитываю отрывки из книг и это не выглядит претенциозно, а работает на раскрытие характеров героев. Ну и самое главное – персонажи, которые больше ощущаются как самые настоящие люди. Люди со своими недостатками, привычками и глубоко одинокие. Тема одиночества – краеугольный камень многих работ автора. И тут она очень хорошо обозначена.

Помимо темы одиночества, одной из главных (если не самой главной) является тема эскапизма. Побег от реальности пронизывает весь оригинальный Евангелион, а затем получает логическую концовку в Ребилдах. Но Анно уже сформулировал свою позицию именно в «Ритуале». Почти за 20 лет до четвертого ребилда. Позиция такова, что реальность может быть тяжелой, жестокой и неприятной, но надо ее принимать. Уход от реальности – это создание иллюзорного мира, в котором все стабильно и ничего не меняется. Но когда ты оказываешься в нем, ты лишаешь себя многих радостей реального мира. В хикках автор видит глубоко одиноких и сломленных людей, которые и рады бы принять реальный мир, но боятся очередного удара судьбы. Чтобы сломать этот порочный круг, иногда нужна сила из вне. Тот, кто сможет тебе помочь и показать мир со всеми светлыми и темными моментами.

Хидэаки также умудрился засунуть в фильм эссе о кино. То, как он видит свое дело и зачем он все это делает, а рассказывается все с уст парня, который снимает свою документалку. Эти эпизоды хорошо передают ход мыслей автора. Это эссе о себе в кино и об индустрии того времени в целом.

Фильм хоть и не сносит голову своим эпическим размахом и гротескными образоми, но это очень камерное кино, которое имеет в себе терапевтический посыл. Может быть, вы найдете в нем важные ответы на те вопросы, которые вас волнуют. И никогда не бойтесь наступление завтрашнего дня, возможно, он принесет что-то хорошее.

P. S.: Я нашел фильм только с русскими субтитрами. Скорее всего, озвучки нет.

Интересный факт: День рождение Девушки совпадает с датой релиза фильма – 7 декабря.

66
4 комментария

Подумал у тебя ДР завтра

Ответить

К сожалению нет :)

1
Ответить

озвучка есть!

Ответить

Не знал, но не жалею, что смотрел с сабами. Так наверное даже лучше было.

Ответить