Вечно молодые: зачем и во что играть пенсионерам

Нашли много научных подтверждений тому, что в видеоигры полезно играть в любом возрасте, и составили план-минимум для желающих приобщиться к прекрасному.

Мы уже писали, как видеоигры помогают справиться со старческой деменцией и найти смысл жизни. В пользу видеоигр высказалась даже Елена Малышева в передаче «Жить здорово». Голос разума всё чаще и громче перебивает ропот недовольных, и продвинутые пенсионеры постепенно отвоёвывают геймпады у детей и внуков.

The Sims 3
The Sims 3

По данным The Entertainment Software Association (ESA), в 1999 году лишь 9% игроков были пенсионерами. А уже в 2016 году количество пожилых пользователей увеличилось до 26%, причём они обогнали людей среднего возраста (18%) и наступают на пятки подросткам (27%) и игрокам 18-35 лет (29%). Этот скачок побудил провести более детальное исследование совместно с AARP Research.

Из отчёта ESA за 2016 год
Из отчёта ESA за 2016 год

В марте 2016 года было опрошено почти 3000 человек старше пятидесяти. Выяснилось, что каждый четвёртый из них играет в видеоигры. И чем старше становятся игроки, тем чаще они интересуются интерактивными развлечениями: в возрасте 50-59 лет к консолям, планшетам и компьютерам обращаются 37% игроков, а после шестидесяти — уже 43%. При этом пенсионеры назвали главной причиной удовольствие: 26% оценили увлечение как чрезвычайно важное, а 52% — как очень важное.

Зарядка для ума

Положительное влияние видеоигр на пенсионеров учёные отметили ещё в 80-х годах прошлого века. Исследователи обнаружили, что аркады улучшают внимательность, позитивно воздействуют на зрительно-моторную координацию движений и повышают скорость принятия решений. А такие элементы игры, как правила, цели и система наград, мотивируют игрока и ускоряют его прогресс.

Позднее появился термин «видеоигровой тренинг», основная суть которого, впрочем, известна со времён первых игр, в которых человек обучался искусству войны, получал профессиональные навыки и так далее. В последние годы тренинги сфокусировались на улучшении здоровья и интеллектуальных способностей человека, замедляющих старение.

World of Warcraft
World of Warcraft

Видеоигры с некоторыми допущениями копируют игры реальные. Онлайн-версия покера, например, лишена присущих игре социальных сигналов. В то же время многочисленные контакты с людьми по всему миру в World of Warcraft помогают социализации пожилых людей.

Рада, что я здесь [в WoW] не одна. Вместе мы можем поддержать друг друга.

Участница эксперимента

Разделение игрового опыта с партнёром снижает порог вхождения в игру. Другие игроки не только способствовали социальной интеграции, но и помогали друг другу, мотивировали двигаться вперёд.

Rise of Nations: Extended Edition
Rise of Nations: Extended Edition

Группа пенсионеров, игравшая в стратегию Rise of Nations, показала более высокие результаты в тестах на многозадачность, логическое мышление, кратковременную и зрительную памяти, чем их не играющие сверстники.

Шутер Medal of Honor тренирует навыки ситуативного планирования, улучшает реакцию, мелкую моторику и согласованность движений правой и левой рук.

Однако экшен-игры и RTS могут быть крайне сложными в освоении, а неизбежные неудачи — демотивировать. Неудовлетворённость собой делает терапию менее эффективной.

Bioshock Infinite
Bioshock Infinite

В то же время в простых играх (пасьянс, маджонг, пазлы, три-в-ряд) предъявляемые когнитивные требования значительно ниже. Получив задание сыграть 60 часов в любую игру, пенсионеры в среднем потратили 56 часов на простые игры и лишь 22 часа на экшен и RTS.

Таким образом, высокий порог вхождения зачастую отвращает пожилых игроков. Однако вызов, брошенный в сложных играх, даёт большую физическую нагрузку и сильнее стимулирует интеллектуальную деятельность.

Наперегонки с деменцией

Гонка NeuroRacer была разработана специально для тренировки когнитивных способностей пожилых людей. Создатель Адам Гезели, учёный-невролог из Университета Калифорнии в Сан-Франциско, сфокусировался на борьбе с рассеянным вниманием и возрастным ухудшением кратковременной памяти.

Гонки мультизадачны. С одной стороны, они вынуждают быть внимательным, тренируя зрение. С другой, стимулируют принятие быстрых решений при угрозе столкновения с препятствием. По мере прогресса игрока гонка усложняется, предлагая выбирать скоростной режим.

Я надеюсь, что Neuroracer приблизит день, когда терапевтические видеоигры будут создавать специально и применять повсеместно.

Адам Гезели

Ранее считалось, что возрастные изменения необратимы, однако в в ходе исследований выяснилось, что мозг человека намного более гибкий.

Группа пенсионеров в возрасте 60-85 лет, игравшая 12 часов в месяц, в тестах справлялась не только лучше своих сверстников, но и обошла группу 20-летних, ни разу не игравших в Neuroracer. «Нам удалось показать, как изменяется активность в префронтальной коре головного мозга, связанной с когнитивными способностями человека, — сообщает Гезели, — Наибольший прирост активности был замечен у тех испытуемых, кто показал устойчивый прогресс в игре».

Виртуальный антидепрессант

Энн Маклафлин, Цзин Фэн и Лаура Уитлок из Государственного университета Северной Каролины в статье «Видеоигровые тренинги» отмечают, что механизмы деменции запускаются в результате комплексного воздействия физических, психологических и социальных проблем. Однако такие проекты, как Dance Dance Revolution, социализируют, побуждают игрока выполнять физические упражнения и получать удовольствие, что в результате приводит к общему улучшению состояния.

На пользу идут любые фитнес-игры. Эдит Трейнор, жительница дома престарелых в штате Орегон, в свои 94 года вновь играет в боулинг, хотя не держала в руках настоящий шар последние семьдесят лет. В этом ей, как и многим другим пенсионерам, помогает Nintendo Wii.

Сотрудники Школы медицины Сан-Диего при Калифорнийском университете использовали «экзергеймы» (exergames) — видеоигры, сочетающие в себе физическую активность, — как способ борьбы со скрытой депрессией у пожилых людей.

Участники исследования в возрасте 63-94 лет играли в Nintendo Wii Sports трижды в неделю по 35 минут. Поначалу пенсионеры переживали, что не справятся, но позднее отметили, что видеоигры — приятное занятие.

Результаты показали, что большинство участников почувствовали улучшение душевного состояния и качества жизни в целом, а депрессивные симптомы трети из испытуемых сократились более, чем в половину.

Unravel
Unravel

Специалисты Отделения психологии Государственного университета Северной Каролины и Центра изучения интерактивных медиа в Институте технологий Джорджии, обратив внимание на социально-эмоциональные различия между играющими и не играющими пенсионерами, пришли к похожим выводам.

В тестах приняли участие 140 человек. Средний возраст испытуемых составил 77 лет. Пенсионеры разделились на три группы. Заядлые игроки обращались к играм минимум раз в неделю и чаще. «Редкие» играли от случая к случаю, пару раз в месяц и меньше. Не-игроки вообще не сталкивались с видеоиграми.

Процентное соотношение участников эксперимента
Процентное соотношение участников эксперимента
Распределение социально-эмоционального многообразия по группам
Распределение социально-эмоционального многообразия по группам

Исследования показали преимущества пожилых игроков по сравнению с не-игроками. Было доказано, что видеоигры не только улучшают когнитивные функции, но и способствуют повышению общего уровня благополучия и счастья, снижают уровень депрессии и эмоциональной неудовлетворённости.

Психолог и нейробиолог Хелена Вестерберг из Каролинского института в Стокгольме сопоставила когнитивные способности 45 молодых людей (средний возраст — 25 лет) и 55 пенсионеров (в среднем — 65 лет). Учёный обнаружила, что пять недель тренировок уровняли показатели кратковременной памяти, внимательности и времени реакции.

Видеоигры заставляют постоянно совершенствоваться. Их преимущество в том, что они подстраивают уровень сложности под игрока, а пользователи чувствуют обратную связь, подсчитывая очки и видя конкретные результаты.

Хелена Вестербрег, психолог и нейробиолог

Руководство к действию

Боб де Шаттер, профессор прикладного геймдизайна в Институте изучения интерактивных медиа в Университете Майями, заметил определённую закономерность, которой можно руководствоваться, приобщая старшее поколение к видеоиграм.

Пенсионеры отдают предпочтение видеоиграм, которые бросают вызов интеллектуальным способностям и фокусируются на сложных историях. При этом излишне кровавые и сексуализированные проекты популярностью не пользуются. Впрочем, как и молодёжь, пожилые люди выбирают игры самых разных жанров.

Сайт Masters of Healthcare опубликовал сотню лучших игр и порталов для пожилых. В перечень вошли Brain Age для Nintendo DS, Zuma, Civilization, Age of Empires, The Legend of Zelda, Super Mario Brothers, Guild Wars.

The Talos Principle
The Talos Principle

Очевидно, что знакомство бабушек и дедушек с видеоиграми стоит начать не с Resident Evil и Counter-Strike, а с симуляторов ходьбы и интерактивных историй в духе The Vanishing of Ethan Carter и Firewatch.

Задача номер один — научить пользоваться геймпадом или клавиатурой. Из головоломок подойдут Portal, The Witness и The Talos Principle. Обратиться можно и к полумедитативным платформерам «Человеколось», Gravity Ghost и Unravel. В 2017 году, кстати, выйдет потенциально приятная The Gardens Between.

The Gardens Between — приключенческая игра-головоломка, в которой лучшие друзья попадают в сюрреалистический мир таинственных садов, наполненный воспоминаниями. Загадки строятся вокруг объектов из прошлого, а сама игра обещает рассказать трогательную историю о дружбе и взрослении, о том, что стоит забыть, а что, наоборот, пронести через всю жизнь.

На мобильных платформах, кроме растиражированных Cut the Rope и Bejeweled, можно обратить внимание на минималистичные Atomas, Brain it On!, «Петля». Или вообще отправиться с бабушкой на прогулку, запустив Pokemon Go, — почему бы и нет?

66 показов
17K17K открытий
13 комментариев

Я вообще давно понял, глядя на скучающих, ищущих чем заняться пенсионеров, для которых современные возможности остаются чуждыми, что если мне удастся дожить до старости, у меня такой проблемы точно не будет. Можно обмазываться видеоиграми до гроба.

Ответить

Так-то да, но надо решить вопрос с пенсией или заработком, чтобы играть на консоли или иметь нормальный ПК для игр :)

Ответить

...выбить платину в блодборне!

Ответить

Есть инфа,что пенсионеров не прибавилось.Просто с 99 года прошло уже 18 лет...т е те кому было 32 на тот момент стали пенсионерами.

Ответить

Так и есть. Через 20-30 лет количество играющих пенсионеров будет гораздо больше. На мой взгляд, важнее информация о том, что игры помогают в возобновлении активности мозга, а не о том, сколько пенсионеров берут в руки геймпад.

Ответить

Так вот кто мне катки руинит

Ответить

Моей маме скоро 60, она никогда не играла в компьютерные игры. Первые шаги начались с косынки, сапёра и "три в ряд". Потом показал ей простую гонку "Сафари на Монстр-Траках", с приятной графикой и звуками. Последний месяц невозможно оторвать её от Hearthstone. И, что интересно, каждая игра сначала воспринималась в штыки. Когда искал, то понял, что игр для пожилых почти не существуют. Гонок, кроме вышеупомянутой, нет вообще, все слишком мудрёные, а о остальных жанрах и говорить нечего.

Призываю всех поделиться названиями игр для пожилых.

Ответить