"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Европа, конец 19-го века. Молодой изобретатель Жан-Люк Лартиг мечтает влиться в эпоху стремительного технологического прогресса. Во время конкурса на лучший летательный аппарат в Париже он встречает смуглую девушку по имени Надя, которая путешествует вместе со своим ручным львенком по кличке Кинг. Надя живет и работает в цирке, ничего не знает о своем прошлом и мечтает найти свою родину. А ещё она носит на шее таинственный камень под названием “Темная вода”, за которым без устали гонятся охотники за сокровищами под предводительством амбициозной Грандис.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

После череды приключений, Жан-Люк и Надя попадают на борт “Наутилуса”, подводной лодки, чьим капитаном является таинственный Немо. Немо же, в свою очередь, ведет постоянную битву с Нео-Атлантисом - полу-фашистской организацией, использующей технологии таинственной Атлантиды, которая мечтает активировать Вавилонскую башню, чтобы с помощью неё захватить Землю. Активировать Башню можно лишь с помощью “Синей воды”, частью которой владеют и Надя и Капитан Немо…

“Nadia: The Secret of Blue Water” - первое многосерийное аниме от студии Gainax, имеющую за собой длинную, запутанную, полную творческих и финансовых проблем историю создания.

Будучи молодым перспективным аниматором, Хаяо Миядзаки мечтал снять экранизацию романа “20 000 лье под водой”, но на свой лад. Он даже написал сценарий, но боссы студии Toho отказались спонсировать проект. В будущем Хаяо снял “Небесный замок Лапута”, который полностью состоял из наработок того старого сценария, который до поры до времени хранился в недрах Toho.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Когда Gainax заявила о себе аниме “Королевский десант”, Toho предложила им поработать над сценарием Миядзаки. Так “родилась” “Надя и секрет Синей Воды”, который в конечном варианте кажется ремейком или плагиатом “Небесного замка…” за огромное количество схожих сюжетных деталей.

Иронично, что сама “Надя…” стала прототипом для диснеевской “Атлантиды: Затерянный мир”, как это было с “Кимбой” и “Королем Львом”, но официальных подтверждений этому нет.

Самое аниме создавалось в атмосфере напряжения и творческих разногласий. Руководство Gainax менялось по щелчку пальцев. Одни приходили, другие уходили, третие доносили друг на друга. Работать в таком режиме было практически невозможно. Дошло до того, что режиссер “Нади…”, коим был никто иной, как Хидэаки Анно (да, тот самый “отец” Евангелиона), из-за постоянно давления и проблем в личной жизни впал в депрессию и ушел из проекта ещё задолго до его завершения. Но вскоре вернулся, чтобы поработать над финальной сюжетной аркой.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

К сожалению, катавасия в студии сказалась на конечном результате. “Надя…” страдает комплексом проблем, главная из которых её неоднородность. На протяжении 39 серии, выходивших в период с 12 апреля 1990 года по 11 апреля 1991, атмосфера аниме меняется так быстро, что порой порой становится неловко: вот ты смеялся над задорной сценой, а через минуту или через мрак окутывает повествование липкой паутиной.

Поначалу, аниме предстает спинномозговым приключением в духе авантюрных романов 19 века, где герои - то бишь дети - легко и непринужденно избегают проблем и знакомятся с миром вместе со зрителями. Никакого напряжения, никаких серьезных конфликтов, никакой “моральной громоздкости”. Первые четыре серии можно спокойно показывать детям сразу же после “Спокойной ночи малыши”. Все такое яркое, легкое, напыщенное и банальное, что неподготовленный зритель может спокойно выключить аниме со словами: “ну и детсад” и пойти дальше пересматривать куда более взрослую и серьезную “Еву”.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Но как только герои попадают на остров, на котором расположен штаб Нео-Атлантиса, настроение сериала сразу впадает в иную полярность. Легкомысленность истории наполняется бескомпромиссной “черно-белой” моралью. Смерть, которая ранее была не свойственна атмосфере этого детского приключения, становится главной сюжетной темой. В начале пятой серии Жан-Люк и Надя встречают пятилетнюю Мари, которая лежит в обнимку с расстрелянными родителями: она думает, что её папа и мама “уснули” и вот-вот проснутся, и героям приходится ломать себя, чтобы объяснить потерянной девочке, что её жизнь уже не будет прежней.

Затем дети собственными глазами видят хаос и беспредел, творящийся на острове: солдаты Нео-Атлантиса бескомпромиссно расстреливают провинившихся рабов, в то время как их руководитель Гаргойл предвещает своему народу светлое будущее. Даже Грандис и её помощники, которые волею случая сами оказались на острове, объединяются с героями в попытках спастись от плена.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Сюжетная арка с Нео-Атлантисом длится всего четыре серии (с 5 по 8), но этого достаточно, чтобы зритель окончательно понимал всю многогранность приключений героев. Последующие серии будут поддерживать эту традицию, постоянно меняя картинку от более радужной до тревожной, от задумчивой до безалаберной, не меняя при этом посыл и идею. Серий с 9 по 22 больше напоминают затянутую саморефлексию, помноженную на воплощение “жюльверновского” идеала технологии. Устройство “Наутилуса” хоть и претерпело значительные изменения (вплоть до того, что повара научились печь хлеб по особым технологиям) по сравнению с “20 тысяч лье…”, создатели сделали всё, чтобы зрители не забывали о том, что стояло у истоков.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Получается, что сериал хоть и вольно обращается с первоисточником, в то же время, выглядит чуть ли не самой преданной и достоверной экранизацией работ Жюля Верна. Как будто грамотный фанфик.

Огромное кладбище, расположенное в затерянном под океаном городе, роботы, неведомые чудовища, хитроумные изобретения, загадки Атлантиды, геноцид, проблемы отцов и детей, самопожертвование, гамбит Танатоса - кажется Анно сделал всё, чтобы приключение Нади и Жана-Люка держало зрителя в постоянном интересе. Оттого кажется, что порой проносится слишком быстро, даже если сюжетных сцен там немного.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

В течении всей истории персонажи меняются и растут над собой. Иногда в силу тяжелых обстоятельств, иногда в ходе кратковременной юморески - последнего хватает с лихвой. Не обошлось и без типичной “анновской” разрядки легкой обнаженкой. Даже в самой напряженной ситуации Надя нет-нет, да непроизвольно продемонстрирует Жан-Люку и зрителям свои прелести. Напомню, что героине 13 лет. Грандис же в некоторых сериях спокойно щеголяет в купальнике, но на фоне Надиных курьезов выглядит это обыденно.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

В то же время, “влюбиться” в Надю очень тяжело. Она подросток, и поэтому её взгляды на жизнь чрезмерно утрированы. Её проявление пацифизма и вегетарианства не ограничивается обыкновенным отказом от мяса, ей обязательно нужно донести окружающим, что употреблять мертвое животное значит идти против человеческой морали. Чего уж говорить об охоте ради пропитания или рыбалке. Надя готова умереть от голода, лишь бы не прикоснуться к рыбе. Или умереть от рук хищника, главное - не убить его даже в целях самозащиты.

Иногда её упрямое следование собственным принципам больше похоже на насмешку над вегетарианцами. Либо же Анно, в силу своей неопытности, не знал как правильно донести до зрителя свои (?!) жизненные взгляды.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Отношения Нади с добрым, отзывчивым Жан-Люком больше похоже на извечное бодание двух быков. Привыкший смотреть на жизнь без лишнего груза морали Жан просто-напросто не понимает вечно правильную Надю, за что та вечно злится на своего друга. Несмотря на счастливый итог их отношений, можно с легкостью уверовать в то, что их совместное будущее рано или поздно даст трещину (судя по полнометражке-продолжению, так оно и происходит, но каноничность этого аниме до сих пор под вопросом), ведь не тот не другой не изменили себе.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Другое дело - капитан Немо. Сравнивать его с книжным прототипом не стоит хотя бы потому, что аниме само по себе фривольно относится к первоисточнику. Немо из аниме такой же холодный, расчетливый и умный человек, на которого давит груз трагического прошлого. Однажды, ради достижения цели ему пришлось пойти на большие жертвы, отчего на всю жизнь он сохранил внутри себя неумолимую скорбь. Его история больше похожа на типичную арку искупления, а значит в конце нас ждет совершенно иной образ капитана. Человека, который в конце концов примирится с собой ради судьбоносного финального решения. Но здесь Анно настоял на своем, и поэтому Немо до самого конца остается непонятым и окружающими, и зрителями.

К сожалению, неровность аниме сказалась и на самом персонаже. Когда за дело берется Анно, капитан до самого конца следует своей печальной судьбе. Когда на его место приходят стажеры или заместители, Немо вдруг предстает перед зрителем усатым мужчиной с добрыми щенячьими глазами.

Возвращаясь к теме неравномерности повествования, невольно вспоминается всеми знаменитая и ненавистная фанатами арка на острове (23-30 серии). В процессе работы над аниме Анно впал в депрессию и на время покинул проект. На его место посадили Синдзи Сугути, который не придумал ничего лучше, чем вернуть аниме его первоначальную легкость и безрассудство. К сожалению, и во вред сюжету.

После трагичной и напряженной 22 серии, где разворачивается напряженный бой и раскрываются многие сюжетные карты, зритель ждет как минимум развития конфликта и раскрытие судеб Наутилуса и Немо. Но получает совсем иное. В этот момент аниме как будто пытается скрыть свои прежние тревожные и философские нотки и раскрыться, как мультик, рекомендуемый к просмотру зрителям не старше семи лет. Про влияние Миядзаки и футуристичность Жюля Верна можно на время забыть.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Меняется абсолютно все. Сюжет посвящен попыткам Жан-Люка, Нади и Мари обжиться на необитаемом острове, но вытекает в постоянные конфликты интересов. Жан-Люк как может ищет пропитание, в то время как Надя окончательно превращается в неуравновешенную истеричку, готовую стать настоящей дикаркой, ведь жизнь в природе вдруг становится для неё благим делом. Она бесится из-за мелочей, постоянно срывается на юного изобретателя, сходит с ума в попытке открыть консервную банку и просто делает всё, чтобы зритель возненавидел её по-настоящему.

Добавьте себя отрешенные от реальности конфликты, вроде Кинга, который приревновал Надю к Жан-Люку и попытался уйти жить в джунгли (он даже прощальную записку написал!!!). Или серию, посвященную гонке Кинга с его робо-прототипом ради туманных попыток одного из участников добиться расположения неукротимой Грандис. Ситуация более менее налаживается, когда герои находят другой остров, который сочетает в себе несочетаемое - и джунгли, и пустыню, и хвойный лес и тд. Заканчивается это всё резким сюжетным откровением, после которого кажется, что зрителя наконец-то наградили за его терпение и верность аниме.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Меняется и рисовка. В ходе внутренних конфликтов в Gainax аниме резко становится малобюджетным, что выливается в абсолютно чудовищные анимации и несхожесть лиц героев в некоторых кадрах.

Несмотря на смену настроения и заторможенное повествование, арка на Острове отчасти имеет права на существование. Филлером назвать её нельзя, хотя бы потому, что нет-нет, да некоторые детали вскоре превращаются в крючки, за которые после зацепится вернувшийся в проект Анно ради гранд-финала. А по духу арка больше походит на типичный пляжный эпизод, где зрителю предлагается отдохнуть от извечных рассуждений о судьбе человечества и отвлечься на какой-нибудь мелочный локальный конфликт. Несмотря на пустяковые ссоры, герои осознают, что не могут друг без друга и даже доходят до первого поцелуя.

В итоге получился затяжной перекур перед финальным марафоном.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Тем более, что последующая за ней арка в Африке кажется ещё более абсурдной и бессмысленной. Там Надя забывает про свои отношения с Жан-Люком и влюбляется в какого-то смуглого качка, чей характер остается тайной для зрителя. Сам сюжет изобилует дешевой треугольной драмой между каким-то жуликом-бабником, Грандис и Надей, исход которого не вызывает никакого интереса или интриги. Даже кратковременная сцена в ванной, где создатели окончательно забывают про особенности целевой аудитории, не способна вытянуть арку из того ужаса, в который бы окончательно скатилось аниме, не вернись Анно в режиссерское кресло.

На фоне затянутых пляжных серий, последние пять (35-39) больше похоже на попытку сценаристов скорее-скорее развязать и без того запутанный сюжетный узел. Несмотря на то, что в аниме вернулось привычная ею душевная глубина и тяжелые вопросы человеческого духа, сюжет не обходится без дешевых роялей в кустах. В итоге прежнее приключение Наутилуса в безнадежной попытке противостоять Нео-Атлантису упирается в пришельцев, киборгов, “избранности” и взятых из потолка твистов в духе “Люк, я твоя бабушка!”, обсуждение которых само по себе смешно. С другой стороны, Анно можно понять - студия требовала закрыть проект, чтобы наконец-то хоть как-то отбить и без того слитый бюджет, и поэтому наспех были придуманы мотивы противостояния Нади и Немо против вездесущего Гаргойла.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

К последним сериям можно относится как угодно, но главное, что они закрывают все сюжетные линии и не оставляют петелек для продолжений. После череды внутренних студийных конфликтов, постоянных эмоциональных качелей, саморефлексии Анно и пляжной арки трудно было ждать от аниме хоть сколько-нибудь внятной концовки. С другой стороны, финал получился таким простым и, отчасти, разочаровывающим, что не оставило после себя ни вопросов, ни тем для обсуждения. Возможно, именно поэтому аниме долгое время было забыто - вспомнили о нём лишь после успеха “Евангелиона”. В России оно и вовсе существует лишь в старом одноголосом переводе.

Поклонникам Евангелиона стоит обратить на аниме внимания лишь потому, что идейно и визуально оно предшествует знаменитому гаремнику с мехой, депрессивным школьником и библейскими отсылками. Ещё во время работы над Надей, Анно в легкой манере затрагивал тему непонятых отцов и брошенных детей, фатализма, превратностей человеческой судьбы и страха перед всевидящим и неизведанным. Перспектива некоторых сцен (и цветовая гамма) навевает определенные ассоциации с Евой, а немногочисленные визуальные детали так или иначе перетекли в своего предшественника практически без изменений.

Ничего не напоминает?<br />
Ничего не напоминает?

Например, Надя очень похожа на Синдзи, а присутствующие в кратком виде роботоподобные существа до боли смахивают на те же самые Евангелионы. Редкие боевые сцены вызывают всё тот же эпический трепет, как это было во время первого сражения Синдзи с Ангелом на фоне руин Токио-3. Благо, что и саундтрек такой же воодушевляющий.

В течении 39 серии герои прошли долгий тернистый путь, в котором нашлось места и легкости, и постоянной борьбе за жизнь, и науке, и смерти. Итогом всего стала не только очередная борьба с мировым злом, но и нахождения себя и внутреннего мира. Аниме легко не любить, но одного у него не отнять - чувство привязанности к главным героям. Когда заканчивается последняя серия хочется лишь одного: чтобы Жан-Люк и Надя никуда не уходили, и их приключения продолжались вечно. Чтобы Наутилус вечно плыл по дну Атлантического океана в поисках очередных диковинных открытий. Чтобы каждый член экипажа таинственного подводного судна рассказал о себе побольше.

"Надя с загадочного моря". Что будет, если скрестить Евангелион с романами Жюля Верна?

Трудно сказать, стоит ли смотреть аниме в принципе. В наше время оно вряд ли привнесет что-то новое, кроме чувства ностальгии по тем книжкам, что мы читали в детстве про моряков и необитаемые острова. С другой стороны, если хочется на время отвлечься от бытовой суеты и погрузиться в загадочный мир, где добро и зло имеют за собой многогранность, то добро пожаловать.

36K36K показов
5.2K5.2K открытий
100 комментариев

Посмотрел порнуху с ней раньше, чем узнал, что есть фильм

Ответить

А название есть?

Ответить

Присоединяюсь.

Ответить

Мэн оф э кульчур

Ответить

читать не буду, поставил комментарий для продвижения

Ответить
Автор

Спасибо :3

Ответить

Продвигаем за калинизацию Марса

Ответить