Русский сценарист: правда и заблуждения

Автор хорошо попал в образ. И не забыл даже про след мочи присыпанный хлоркой.
Автор хорошо попал в образ. И не забыл даже про след мочи присыпанный хлоркой.

Начитался разного про сценарии и сценаристов. Здесь я ради игр, но зачем-то, иногда, влезаю в срачи про кино и пора высказаться.

Срачи прилетели. Фрагмент.
Срачи прилетели. Фрагмент.

В профессии редактора и сценариста очень давно (больше, чем средний возраст DTF-еера). И попробую ещё раз развеять заблуждения, что земля не гомотопична, деисты не были на луне, и что сценаристы пишут сценарий, а потом его берут и снимают кино. Образ поехавшего сценариста на коксе любит изображать Бэдкомидиан. Сам с удовольствием его смотрел, но его рассуждения про кино и образ сценариста - дилетантская чепуха, уж простите. Но сам Бэд реально прикольный был когда начинал, сейчас забронзовел малость. И на всякий, у большинства сценаристов - нет денег на *цензура*.

Главное

Кого винить за плохой сценарий? У сценария есть заказчик - это продюсер или группа продюсеров, чаще всего ещё плюс режиссёр. Ни разу не видел, чтобы взяли чей-то сценарий, подправили и сняли. Может у Юрия Арабова только, но сомневаюсь. Но видел, что сценаристы "с именем" могут заартачиться и отказаться больше 3-5 раз переписывать сценарий. И тогда его будут переписывать другие.

Русский сценарист: правда и заблуждения

Продюсер

Именно этот человек определяет каким будет сценарий. Что в нем будет, а чего не будет, что в нём "хорошо" (по его мнению) и это оставят, а что "плохо" (по его мнению) и это выкинут.

И как правило, выкинут все лучшие сцены, что вы написали, ха-ха-ха.

Вместо продюсера может быть режиссёр (постановщик) или, и это чаще всего, некая "продюсерская группа" (мутантов). Но суть от этого не меняется. Именно поэтому продюсеры и режиссёры пишут себя максимальным кеглем, где только можно – это их фильм. И максимальную ответственность за фильм несут они. Какой бы хороший или плохой сценарий вы бы не написали - он пойдёт в работу только если понравится продюсеру. И в итоге, будет таким как захочет продюсер.

Вкус, ценности, чувство прекрасного и образование продюсера - главный фактор того, каким именно будет сценарий.

Теперь вы знаете кого обвинять.

Честолюбие и тщеславие.

Сценаристов регулярно не указывают на сайтах с фильмами, не пишут на "тарелках" (сценаристы всегда радуются как дети, если их написали на тарелочке), и вообще задвигают поглубже "кому они интересны вообще?". Сферический человек в вакууме на улице, с легкостью назовёт вам 30 актёров, скорее всего, вспомнит 10 режиссёров, но не вспомнит ни одного сценариста (шоураннеры не в счёт). Вот вам и всё тщеславие этой профессии.

Фильм Бартон Финк
Фильм Бартон Финк

Деньги

Любые. Начинающие сценаристы могут и за 100к написать серию, а полный метр за 300к. Топовые сценаристы получают на порядок больше (как минимум). Рекомендуемые расценки, если вы уже в цеху: Серия 300-600к, Полный метр 2-3 ляма. Рублей разумеется. Но это рекомендуемые. Реальность с рекомендациями не особенно дружит.

Пример заработка. Полный метр. Вы начинающий сценарист. Вам, например, дадут целых 600к за сценарий. Это не значит, что вы напишите сценарий и вам дадут 600к. Нет. С высокой вероятностью аванс вам не дадут вообще, для этого надо иметь репутацию крепкого профессионала.

Дальше за первый драфт (напиши-ка 100 страниц текста в формате, а мы подумаем) - вам дадут четверть суммы. Какие-то выплаты вы будете получать, перерабатывая сценарий (хороший сценарий в тупое говно для "широкого зрителя"). Над сценарием вы можете работать от 2 месяцев (если очень срочно) до года (чаще всего) и больше.

Теперь можете разделить эти бешенные деньги (целых 600к) за сценарий на 12 месяцев. И это - 50 тысяч в месяц. Хорошая зарплата в России, между прочим. Только напомню ещё раз, это только если вы получите все деньги за сценарий. А так как вы получите от четверти до половины этой суммы, то это примерно 12-25к в месяц (минус налоги). Гуляй рванина!

Если ваша ситуация в два раза лучше (сценарий больше ляма!), умножайте эти деньги на два. То есть 25-50к в месяц. Живём!

Почему от четверти до половины? Потому что если вы изучите титры разных фильмов то заметите, что сценаристов чаще всего несколько. И с высочайшей вероятностью, все они получили только часть денег за сценарий (схема сложнее, но расписывать её лень).

Это, кстати, основная причина, почему сценаристы берут в работу несколько сценариев одновременно.

Всё хорошо
Всё хорошо

Сколько работы

Чтобы выжить начинающему сценаристу-фрилансеру (есть ещё сценарист на зарплате, но это отдельный класс), надо одновременно писать от 5 до 10 фильмов одновременно.

Сценаристу с репутацией и опытом от 3 до 5 фильмов, чтобы нормально или даже уже хорошо жить (недвижку и машину вы никогда не купите, но жить будете достойно).

Топовые сценаристы тоже берут несколько фильмов в работу, но уже тупо из-за жадности, да и в целом - любят люди деньги зарабатывать, не надо их за это осуждать.

Не знаю ни одного сценариста-профессионала (человек, который живёт на деньги от профессии) который бы работал над ОДНИМ сценарием по своей воле. Сказывается ли это на качестве?

Русский сценарист: правда и заблуждения

Вывод

Всё это написано не для того, чтобы сценаристов пожалели или как-то их оправдать. А исключительно ради того, чтобы развеять заблуждения вокруг этой профессии (в России).

Проверьте себя.

Если фильм говно, то кто виноват?

Ответ: Все, но особенно Продюсер.

Если фильм хороший, то кто молодец?

Ответ: Сценарист.

ВСЕ кто его делал. А Продюсер с Режиссёром самые главные молодцы.

Что ещё интересного рассказать? Кратко.

Сценарист на зарплате (в сценруме), получает от 50 до 80 тысяч в месяц. Начинающий может и 30к получать, матёрый - больше.

У вас может вообще не быть никакой работы несколько месяцев (или даже лет). На что вы будете жить это время - это ваши проблемы.

Профессиональное сценарное образование для работы не нужно и никому не интересно. ВКСР и ВГИК нужны для того, чтобы попасть в киношную среду.

Большинство сценаристов пишут с ошибками, а треть из них с чудовищными ошибками. На грамотность большинству продюсеров - плевать, люди читают историю, а не проверяют за тобой диктант в школе. Есть даже примета, что если продюсер докапывается к орфографии с ним лучше не работать, и это не лишено смысла. Если, продюсер, докапывается, к пунктуации, с ним точно, не надо, работать.

Почти все курсы по сценаристике - ерунда. Исключение, когда конкретный опытный сценарист (мастер) работает с вами над вашим материалом, чтобы сделать его лучше и научить вас.

Книге по сценаристике (драматургии) и методы описанные там - не помогают (а чаще всего мешают) писать сценарии. Но некоторые тезисы из них, могут помочь в работе над переработкой сценария. Большинство книг или уже устарели (как Митта), или смесь очевидностей и бреда.

99% текстов, которые вы напишите (заявки, синопсисы, драфты) отправятся в мусорку. Сценарный текст – один из самых оплачиваемых, но это как намывать золото в скудном районе Сакраменто: трое суток стоишь раком с ситом в реке, и «О, песчинка!». И плачешь от счастья.

Фильм Баллада Бастера Скраггса
Фильм Баллада Бастера Скраггса

Как человек с тонкой душевной организацией, сразу предупреждаю, что все оскорбительные комментарии и наезды буду тупо стирать. Да, вот такой урод. Не для хейтеров моя роза цвела.

На вопросы постараюсь внятно ответить.

На комментарии - если есть что сказать.

Настоящему сценаристу, всегда есть что сказать!
Настоящему сценаристу, всегда есть что сказать!

Про комментарии "я вот сам своего рода сценарист, но у меня всё по другому" - рад за вас, но я писал не про вас конкретно.

Спасибо, что дочитали! Вдохновения и терпения. Подписывайтесь. Колокольчик. Динь-динь-динь. Спасибо за рыбу.

23K23K показов
3.7K3.7K открытий
217 комментариев

"Образ поехавшего сценариста на коксе любит изображать Бэдкомидиан. Сам с удовольствием его смотрел, но его рассуждения про кино и образ сценариста - дилетантская чепуха, уж простите."Это просто юмор, — всем более-менее рассудительным людям, а уж Бэду тем более и так понятно, что сценарист обычно пишет в связке с режиссёром, продюссером, другими ответственными людьми, и нередко оказывается заложником ситуации, в которой не может на что-то особо влиять. Но каждый случай в любом случае индивидуален, и, откровенно говоря, по многим русским фильмам ( и не только русским, конечно же ) понятно, что большинству работающих в сфере просто насрать на то, что они делают, — главное, получить госдотации и собрать кассу, а что там в итоге, пёс с ним, — и так сойдёт.

Ответить

В таком случае пусть Бэд и продюсеров так изображает, логично? Будет честнее. Раз он всё и сам понимает.

Ответить
Автор

Понимаю отлично. Но заблуждение крайне популярное.

Ответить

Бэд Комедиан типичный васек из пикабу, общался с таким, парень хороший, но вот эти науч поп клише, боязнь чернокожих, боязнь подкатить к подруге или дунуть косового, максимально дико шизануть и вытворить дичь, короче хуйня это все, он вообще не в теме кинопроизводства и не вкурсе как советские актеры те же шизили, типичный васька

Ответить

Писал ща лонг по теме больше связанной с написанием книг, после твоего поста ваще все бросить хочется, ваще все... я как бы задним умом понимаю все это, но блять, когда это доводят по факту становится грустно...

Ответить
Автор

Допиши! Хочу прочитать :)

Ответить

Интересная тема, хоть и грустная. Пиши, подискутируем. Мне тоже есть что сказать на эту тему. На хейтеров плевать, перебаним))).

Ответить