"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Вспоминаем фильмы вселенной Джорджа Миллера перед выходом «Фуриосы».

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Для меня «Безумный Макс« всегда был легендарной серией, о которой я много слышал, но толком с ней не был знаком. Наверное, как и у многих, точкой входа стала »Дорога ярости», которая долго время была на слуху после выхода. И после ее просмотра появлялось желание посмотреть и оригинальную трилогию, но руки так и не дошли.

Но когда Джордж Миллер показал первый трейлер «Фуриосы«, глаза загорелись и желание навернуть всю серию вспыхнуло с новой силой. Поэтому хочу рассказать о своих впечатлениях о всех четырех фильмах во вселенной »Безумного Макса» от не менее безумного Джорджа Миллера.

Безумный Макс (1979)

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Вроде как недалекое будущее. Вроде как был какой-то катаклизм. Но дома и города вроде тоже целые, да и дороги ровные. По ним как раз ним ездят копы, ловящие безумцев на байках и тачках. Ну а самый лучший их ловцов — Макс Рокатански, наш протагонист.

Что сразу бросается в глаза при просмотре — общая приземленность и сумбурность происходящего. Оно и понятно, ведь это дебют Джорджа Миллера в режиссуре. Снимали дешево и за идею, но зато с размахом в виде автомобильных погонь. Видно, что кино плоть от плоти любительское, в духе "а давайте попробуем?". И из-за неопытности само кино местами получилось, а местами нет.

Мир фильма нарисован ну уж очень крупными мазками. И, судя по описанию производства и запискам авторов, сам мир больше живет в голове Джорджа Миллера и компании. Не складывается чувства, что это Земля после какого-то глобального катаклизма. Черт возьми, может это просто обычная австралийская жизнь? Безумные люди катаются как бешеные по дорогам от копов, которые и сами рады сходить с ума. А когда они не гоняют — живут спокойно с семьей, ездят на каникулы по стране или ходят по барам.

В общем, мир фильма хоть и интригующий, но совсем не раскрыт. Что удручает, ведь во всем остальном придираться не к чему.

Сцены погонь здесь совершенно неприкасаемые. Они напряженные, они драйвовые, в них мнутся тачки и люди летят в стороны. Плюс иногда они сняты от лица водителя, что добавляет адреналина (удивительно то, что в той же «Дороге ярости» такого не было). И никаких слов не хватит описать то, как хорош Макс за рулем своей черной, как ночь, V8.

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Со стилем у фильма также все в порядке. Все выглядят как-то странновато, но в хорошем смысле. Шеф полиции, поливающий цветы в одном галстуке на голое тело. Пестрая банда байкеров-рэкетиров. Ярко желтые тачки копов и огненная Chevy Impala. Видно, как здесь зарождался яркий почерк Джорджа Миллера, любящего вырвиглазный визуал.

Что также хорошо работает, так это конфликт. С самого начала показывают ошалевших копов, которые только рады погнаться за очередным нарушителем. Как будто они сами кайфуют от этих погонь, становясь безумцами сродни преступникам. И своими устами проговаривает это и Макс, что отдельно подчеркивается концовкой, где он, по сути, переходит черту безумия. Обидно только, что эти вещи появляются не так часто, будто фоном.

Ну и не могу не отметить смелость авторов за то, как кончается второй акт фильма. Обычно жену главного героя убивают к концу первого акта, после которого начинается путь возмездия. Но нет, здесь конфликт разворачивается постепенно. Сначала — боевой товарищ, после чего Макс бежит с работы. А уже потом жена. И все, он ломается и начинается кровавая расправа (пусть и короткая). Здорово, очень здорово.

На выходе получается совсем не скучный продукт, совершенно не зря породивший культ. Да, мир накидали какими-то деталями и недосказанностями. Да, иногда фильму не хватает целостности. Но на все это легко можно закрыть глаза, особенно вспоминая тот факт, что это дебют любителей.

Безумный Макс 2: Воин дороги (1981)

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Все впечатления от просмотра могу описать очень емкой и понятной фразой:

Fuck yeah!

Все, что было хорошо в первом фильме, помножено на 10. Все, что было не слишком удачно — исправлено с лихвой. Готов закидывать лаврами почета этот фильм. Снять в 1981 году такое даже не кино, а чисто адреналиновый раш, это надо уметь, конечно. И это всего через 2 года после дебюта!

С первых кадров Миллер и компания берут и рассказывают о мире фильма, чего так не хватало в первой части. Все еще полунамеками, но достаточными для того, чтобы цельная картинка сложилась в голове. Штаты с Китаем развернули войну, наступил постапокалипсис, в котором живет и дышит культ машин. А бензин — священное топливо, за которым охотится каждый водитель. Среди них и Макс, окрепший и яростный, все также колесящий на черной V8.

Если в первой части экшн был залихватский, но его было не так много, как хотелось бы, то сиквел это исправляет с пол-оборота. Из полутора часов хронометража добрую половину занимает экшн с тачками. И как же он тут хорош. Миллер, как будто, сам вбрызнул высокооктановую жидкость себе в вены и слетел с катушек. Орды разнообразных машин красиво разлетаются в стороны и взрываются. Люди в них горят заживо и крутятся в воздухе в неестественных позах. И Макс — воин дороги, прущий напролом.

Со стилем тоже поработали и прокачали его. Сразу видно откуда у «Дороги ярости» ноги растут. Здесь и уже классическая Миллеровская контрастность и яркие цвета, появились и ускоренные close-up кадры (в фильме 2015 года их полным-полно).

Ну и персонажи тоже все как на подбор интересные, в первую очередь визуально. Сильнее, конечно, выделяются плохиши. Глав гада вообще зовут Лорд Хьюмангус и играет его здоровый качок, вы только вдумайтесь. Настолько здесь все великолепно.

Есть вот на свете экшн-фильмы близкие к идеалу. И второй «Безумный Макс» один из них. Более чем понимаю, почему фильм культовый и один из самых любимых у фанатов. Полностью это разделяю. И никаких претензий к нему не имею.

Безумный Макс 3: Под куполом грома (1985)

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Простите, но я прямо сходу начну ругаться на триквел.
Я вообще не понимаю как, для кого и зачем это кино сняли. Второй Макс закончился отлично — главный герой ушел в закат, растворившись в пустыне. Но в покое его никто не оставил. Скитался он себе по степям, ограбили его пилоты (при чем вроде как персонаж из второй части, который Макса знал, но тут его уже не признает). Пришел он в ближайший город, чтобы вернуть свое добро, но просто так никто не отдаст, придется заключать пакт с главой города, Тетушкой (в эффектном исполнении Тины Тернер). А там дальше и бои в клетке, и дети, и погони, и чего только не намешано.

Миллер с компанией, как будто, написали сценарий для трех разных фильмов, а потом зачем-то слепили из них «Под куполом грома». Сами подумайте:

  • первая треть — про ограбление и разборки Макса в городе
  • вторая — про его изгнание в пустыню, где он находит племя детей прямиком из «Повелителя мух», для которых он мессия, пришедший их спасти
  • третья — про свержение власти в городе и побег из него

И если бы не было промежуточного звена про детей, фильм бы может хоть сколько-то и работал. Да, значительную часть времени он прошел бы без погонь, но с боями в Куполе Грома. И единственная за весь фильм драка Макса в нем — действительно хороша. Подвешенные под потолок оружия, Макс и его противник, скачущие по стенам с эффектными пируэтами. В общем, со схватками было бы все в порядке. Но потом его выкидывают в пустыню, начинается арка с детьми и фильм просто превращается в какой-то странный фарс.

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Смотреть за этим попросту скучно. Ну сами посудите, они будут сначала 20 минут сидеть в оазисе и рассказывать Максу о местном пророчестве, а потом еще 15 минут плестись по пустыне. Чтобы по итогу вернуться в город. Что дает фильму вот эта игра в «Повелителя мух»? Да ровным счетом ничего. Ставки и до этого были абсолютно рабочие и понятные.

Спасибо, что в последней трети хотя бы разродились погоней, пусть и далеко не настолько драйвовой, как в сиквеле. Да, даже тут сумели налажать. Ибо погоня за поездом, который едет по рельсам, звучит не так здорово, как погоня за тягачом. Это ж поезд, мать вашу. Он никуда не свернет. Да еще и на дрезине за ним едут. А в довесок, Макс потом пересаживается за машину, которая обшита мехом под коровий окрас. Занавес.

И по итогу сам фильм заканчивается ровно так же, как и сиквел. Только здесь Макс, в отличие от сиквела, не прошел ровно никакой персонажной арки и каким был вначале, таким и остался под конец, в очередной раз уходя в закат.

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

Триквел — абсолютно детский фильм.

Тут и насилия по минимуму, и персонажи корчат рожи и кривляются, чтобы заставить детей похихикать. Все это сбивает с толку. Но потом вспоминается, что Джордж Миллер снимет в будущем две части мультика «Делай ноги« и фильм про поросенка Бэйба. И логическая цепочка немного начинает проясняться. А потом узнаешь о том, что изначально этот фильм вообще не должен был относиться к «Безумному Максу» и быть вольной интерпретацией того самого »Повелителя мух», после чего пазл окончательно складывается.

«Под куполом грома» — это не «Безумный Макс». Это просто какое-то недоразумение, которое оказалось под крылом франшизы. Стоила игра свеч? Нет, абсолютно нет. В фильме ровным счетом нет ничего хорошего, кроме харизмы Мэла Гибсона и сохранившегося безумного стиля (костюмы — выше всяких похвал). И совсем неудивительно, что после триквела франшиза умерла аж на 30 лет. Но вот как она воскресла…

Безумный Макс: Дорога ярости (2015)

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

«Дорога Ярости» как была великолепным пиршеством стиля и экшна 8 лет назад, так и осталась такой.

Забавно, что при самом первом просмотре я это не оценил. Ну едут машины из одной стороны в другую, потом разворачиваются и едут обратно. Ну взрываются они красиво. А в чем прикол то?

А прикол был в том, как скрупулезно подошел Джордж Миллер к созданию своего главного детища. Да, съемки проходили совершенно не по плану и в полном аврале. Но Миллер весь фильм держал в голове и переложил его на раскадровки. И при просмотре это чувствуется. Видно, как он представлял себе ту или иную сцену, будь это побег Макса в самом начале с осознанно клиповой нарезкой и пропадающими кадрами, либо истошный отчаянный крик Фуриосы посреди пустыни, залитой солнцем.

Здесь я не могу не выделить отдельно монтаж фильма, за который «Дорога ярости» получила Оскар. Готов поспорить, что вы нечасто замечаете монтаж, если только речь идет не вот о таких вещах, или о фильмах, в которых авторы осознанно делали странный или рваный монтаж в угоду своему видению.

Но в «Дороге ярости» странный клиповый монтаж, который сразу заметен, соседствует с другой, более глубокой работой Джорджа Миллера и монтажера Маргарет Сиксел (которые нарезали двухчасовой фильм из 450 часов (!) отснятого материала).

Их идея заключалась в том, чтобы держать фокус зрителя в одном месте, плавно перемещая его из кадра в кадр туда, где происходит действо (в этом ролике можно узнать подробнее о подходе).

И она сработала. Весь фильм — одна большая погоня и если потерять внимание зрителя, то все развалится. Но потому «Дорога ярости» и получилась настолько бодрой и запоминающейся — вам всеми способами не дают заскучать.

"Безумный Макс": симфония постапокалипсиса

И кто бы что ни говорил, но «Дорога ярости», в первую очередь, чисто визуальный опыт. А уже во вторую — фильм-погоня. Цвета смешиваются в безумное зарево пустыни, файеров и людей. Песчаная буря сыпет молниями и поднимает машины в небо. А ночью все становится черно-синим и непроглядным, кроме выпускаемых патронов. В трех предыдущих фильмах такого и близко не было (пусть и во второй части были пара намеков). Но здесь Миллер как будто дал заглянуть себе в голову, чтобы мы увидели все то яркое безумие, которое одолевает его вместе с Максом.

Ну а местному экшну как пели дифирамбы в момент выхода, так поют и до сих пор. Я этой традиции нарушать не буду.

Тут от и до великолепно абсолютно все.

Тачки жестко переворачиваются и взрываются. Люди дохнут огромными количествами и не самыми очевидными способами. Изобретательности команды каскадеров можно только позавидовать и поаплодировать. А за решение снять максимум всего в живую, а не на хромакее остается только шляпу снять. Это окупается и работает на вовлечение на все сто.

И хоть фильм носит в себе название «Безумный Макс», но он все таки про Фуриосу.

Макс, которого Мэл Гибсон передал в руки Тома Харди, постоянно кряхтит, мычит и грозно смотрит. И да, харизма и энергетика персонажа никуда не исчезли, как и его ореол таинственности, некого «мифа пустоши». Но история целиком и полностью посвящена персонажу Шарлиз Терон. И это не чувствуется вымученным решением, чтобы кому-то угодить.

Это осознанный выбор художника, который долго вынашивал и прорабатывал идею своего творения. Поэтому и персонаж очень живой и необыкновенно эмоциональный (сцену выше с криком в пустыне я пересматриваю достаточно часто даже вне контекста фильма). И отсюда понятно желание режиссера следующий фильм во вселенной посвятить целиком и полностью ей и ее становлению.

При желании, камней в огород «Дороги ярости» можно много накидать. Но какой смысл предъявлять высокохудожественные претензии к экшновому фильму про одну большую погоню, когда он не просто развлекает, а дает новый зрительский опыт даже по сей день?

«Дорога ярости» — это уже современная классика. И это абсолютно заслуженно.

После просмотра всех четырех фильмов в серии «Безумного Макса«, очень хочется чтобы «Фуриоса» вышла как можно скорее. Ибо, несмотря на неровности (я смотрю на тебя, «Под куполом грома»), детище Джорджа Миллера — это образцовое развлекательное кино, которое снято с любовью и от всей души. Которое хочет рассказать и показать что-то новое, а не срубить бабок.

Ну а вы что думаете про «Макса»?

Может быть, кто-то разнесет меня в пух и прах за все помидоры, брошенные в сторону третьей части, и расскажет мне, в чем была задумка, которую я упустил при просмотре (поверьте, только рад буду).

Или же может кто-то, как и я поначалу, «Дорогу ярости» не оценил и не понимает, откуда все дифирамбы?

Поделитесь своим мнением в комментариях. Мне безумно интересно обсудить всю серию с вами и узнать ваши впечатления.

Ну и если вам понравился текст, заглядывайте ко мне в канал, так как в нем я и устраивал этот марафон по серии:

8.4K8.4K показов
2.7K2.7K открытий
21 комментарий

Да, всё так. И всё так и смотрелось в годы выхода оригинальной трилогии. Первая тягомотна, но любопытна (есть в ней своя страшная атмосфера). Вторая - огонь. Третья - недоразумение. Даже читал новеллизации в юности.

Еще этой франшизе очень повезло с игрой.

Ответить

Согласен на счет игры. Помню лет 5-6 назад в нее очень сильно залип на 60+ часов. Звезд с неба она не хватала, но была очень приятной и выдержанной стилистикой. Даже скриншоты откопал

Ответить

Недавно прошел игру. И наверное впервые за много лет испытал непреодолимое желание размотать главного злого героя в особо жестокой форме за его поступки. Умели же делать в то время сюжеты.

Ответить

Забавно, что при самом первом просмотре я это не оценил

Кстати, я тоже. Вышел из зала и чуть-ли не плевался. На столько не понравилось как тогда думал.

Потом уже рассказывая на работе про фильм не в первый раз поймал себя на мысли: фильм-то ничего.

Пересмотрел еще раз. И зашло. Потом докапался до друзей с рассказами про нового мэд макса.

В общем, пересматривал раза три в цвете и один раз в черно-белом варианте. Фильм дико нравится!

Ответить

Вот такая же история! После первого просмотра постоянно возвращался к нему в голове и вспоминал сцены. Потом это уже просто надоело, пересмотрел и понял, что в первый раз как-то не до конца фильм прочувствовал.

В ЧБ, кстати, так и не посмотрел, но давно хотел. Пожалуй, сделаю себе заметочку на это)

Ответить

Первый фильм странный и неровный, но очень самобытный. И с интересным взглядом на постапокалисис, когда вроде где-то что-то страшное случилось, и мир вроде разваливается - но вот здесь, на другом континенте, своя атмосфера и старая, цивилизованная жизнь разлагается неспеша и обстоятельно. Из более нового кино такое показано в замечательном фильме "Ровер".
Второй - шедевр и классика, по сути создавший свой отдельный жанр постапока, с упором на безумие и панк, а не на реализм и трагедию. Ну и бедный Гумунгус, как же тяжело, когда твои подчинённые - орда долбоёбов )
Третий - мне про него нечего сказать, это скорей фанфик по мотивам.
Четвёртый - это ещё один шедевр и тоже уже классика. Аудиовизуальный пир постапока, идеально снятый и поданый.

"Фуриосу" жду, по трейлеру выглядит очень интересно и с тем же накалом безумия. То, что в ней больше полагаются на графон, немного тревожит, но всё будет зависеть от его качества и законченности. В конце концов, есть фильмы с огромным количеством графона, выглядящее красиво и реалистично. Тот же "Девятый район", например.

Ответить

На счет графона тут согласен. Но другое дело то, как он смотрится в статике, а "Район №9" все таки куда более статичный, чем "Макс". Поэтому и есть некая тревога за "Фуриосу". Но я списываю пока на то, что это был первый трейлер и какие-то эффекты могут быть еще в работе.

А первый фильм слово "самобытный" очень точно описывает.

Ответить