Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Вступление или утиное брюзжание.

"Будущее наступило, старик" (с). Примерно на такой мысли я себя ловлю cидя на диете из бюджетных игр, модов, инди и ретро. Собственный возраст плюс изменение масштабов и правил игровой индустрии все больше увеличивают пропасть между мной и ААА играми. Мои любимые жанры или исчезли или изменились почти до неузнаваемости. Да, CRPG получили свой ренессанс, спасибо совокотам, Inxile, Obsidian и Larain. Но я с трудом могу вспомнить хотя бы пару дорогих синглпеерных шутеров в год, прекрасный Wolfenstein вылился в ужасный Yongblood, ребут Doom вдохновивший драйвовым Eternal - начал возиться с крайне странным мультиплеером и мобильными спиноффами. RTS, которые было дело продавались миллионными тиражами - измельчали и почти исчезли, лишь частично замещенные МОБА.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Как раз с RTS у меня сложились интересные отношения. Обожаю этот жанр, но играю я в него, честно сказать, довольно паршиво. Вряд ли выдам 200 АПМ в Старкрафт, или покажу чудеса микроконтроля, часто жертвую эффективностью, занимаясь постановкой и своеобразным отыгрышем. Пожалуй, в этом жанре я ищу в первую очередь довольно странные вещи ( особенно сейчас, когда RTS = соревновательная игра ) - сюжет, сеттинг, атмосферу. Масштаб РТС всегда добавлял истории объема, возможностей показать эпохальные события через геймплей, ощущение того, что ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО влияешь на мир. Вот ты строишь жалкую лачугу - и уже через полчаса твои гоплиты берут стены соседнего полиса. Вот ты бегаешь в компании молодого принца и пары пехотинцев по лесам, гоняя орков, а уже через пару миссий держишь оборону города, отдавая приказы трем десяткам бойцов. И в этих воспоминаниях эти игры всегда выглядели и звучали сногсшибательно. Будь это самые современные технические наработки, от которых мой ПК дымился, выдавая чуть ли не пошаговую игру в Armies of Exigo или работа талантливых художников, которые создавали уникальные постройки для каждой культуры в Age of Empires - жанр был популярным, и мог позволить себе "одежку" под стать.

Но, как известно, короли не правят вечно, правила игры менялись, и жанр перестал быть дорогим, масштабным или даже востребованным. Делать нечего - я смирился, довольствуясь модами и ремастерами к старым играм жанра. И тут в сети начинают мелькать скриншоты Spellforce 3. Я с теплотой вспомнил вторую часть игры, которую мои дровишки тогда тянули дай бог в 10 фпс, подивился на красоту скриншотов да и благополучно забыл. Потом игра вышла, из любви к искусству была тут же установлена и вычеркнула меня из жизни на добрые сутки. Игра словно пришла с другого таймлайна - красивейшая графика и художественное оформление, прекрасный саундтрек и чудесная работа актеров озвучания. Я все так же сидел, не в силах оторваться от истории, персонажей и событий, от дивного нового мира . И даже мои 10 фпс были со мной.

Пара слов о серии Spellforce

Spellforce 1

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Честно сказать первую часть серии я почти не застал. Да, вот такое вот экспертное мнение о серии. Но прошу понять и простить - в то время железо устаревало пока ты шел домой со школы, а денег на постоянный апгрейд было не у всех и не везде. Но увидев эту игру у друга я понял, что это - мое, то самое, что я любил в стратегиях уже тогда, но выкрученное на максимум! Ведь теперь игрок не только *представлял* себя участником тех событий, наш герой *был* там, вел войска в атаку, и совершал подвиги в первых рядах! Да, к тому времени уже отгремел Warcraft 3, но теперь мы могли управлять нашим героем во время боя с камерой из-за спины, словно в любимой "Готике", прокачивать характеристики, и даже экипировка отображалась на персонаже. Ко всему добавлялся сравнительно честный масштаб строений и передовая графика, в результате чего я несколько раз проворонил атаку врага, пока завороженно ходил по только что отстроенной деревне. Отдельного рассказа заслуживает местная система развития с коллекционированием рун юнитов и сопартийцев, весьма неплохой сценарий и множество побочных заданий - игра до сих пор остается уникальной во многих аспектах.

Spellforce 2

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

А вот вторая часть очень многое из этой уникальности потеряла, но все равно остается одной из моих любимых игр ( возможно, потому, что она хотя бы у меня работала в год выхода, пусть и с трудом ). Вторая часть нещадно отрезала необычные механики оригинала, систему рун, большое разнообразие билдов все больше становясь похоже на Warcraft 3. Но главная "фича" все же осталась - центровая и проработанная роль нашего героя в геймплее и истории. Все так же оставалась возможность пропустить историю через своего персонажа, вдумчиво подбирать экипировку и перемещаться по местному раздробленному миру, совершая подвиги, помогая жителям и собирая войско под свои знамена. Упрощенные механики и экономика как это ни странно добавили игре динамики ( иронично, что этот же путь пройдет и третья часть ), а графика хоть и не была уже на пике технологий, но определенно впечатляла. Как и для первой части к игре выходило несколько add-on'ов, и если первый, SpellForce 2: Dragon Storm, был довольно неплох, добавляя новую фракцию и неплохую историю, то два последующих ( последний из которых вышел аж в 2014 (!) году ) уже занимались откровенным самоповтором, не предоставляя ничего нового или хотя бы качественной истории и геймплея, а про серию забыли на 3 года.

Пользуясь случаем хочу посоветовать ремастер игры - Anniversary Edition, до сих пор выглядит и играется отлично:

***

Spellforce 3 - прекрасный и неуклюжий.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Сюжет. Грехи отцов

Трейлер Spellforce 3. Забавный факт - генерала Норию озвучивает тот же актер, что и Геральта в Ведьмаке 3

По местной хронологии третья часть серии - это приквел. Владыки мира - маги Круга еще не сошли с ума и не расщепили планету на острова-аллоды плавающие в астрале, да и Круга пока никакого нет. А сами маги - парии, их боятся, их презирают, им с удовольствием выжигает мозги местная могущественная инквизиция. А виной всему - наш дражайший отец, Исамо Тахар, гениальный маг и ученый, который со своими амбициями и жаждой знаний развязал войну между магами и могущественной империей людей - Нортандером, собрав вокруг себя недовольных действующей властью и ее ограничениями магов. Его сын ( можно выбрать и женского персонажа, но каноном считается мужчина ), наш главный герой, изо всех сил помогал отцу, но ближе к развязке конфликта все больше видел его темную натуру и извращенность мотивов и замыслил предательство.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Заговор дошел до Исамо, и тот не долго думая отправил свое чадо на казнь вместе с соратниками. От мрачного финала нас в последний момент спасает Сентенций Нория, генерал Нортандера. Несмотря на нашу спорную биографию Нория берет нас под свою опеку, а восстание Исамо было подавлено и сам он сгинул. Основной сюжет начинается спустя 8 лет после этих событий, наш герой сохранивший фамилию отца - Тахар, дослужился до капрала в Волчьей Страже, элитном подразделении Нортандера, и заслужил уважение своих сослуживцев и командования. Нам доверяют задание отправится вместе с Норией на расследование в небольшую деревню, пострадавшую от странной чумы с необычными симптомами, но обычный карантин сначала выливается в стычку с эльфами, которые пытались лечить жителей, а потом мы получаем очень странный и жестокий приказ...

Сюжет в игре отличный. Да, много пересечений можно найти и с Divinity: OS2 и с Dragon Age, но это именно крепкое и масштабное приключение, с друзьями, предательствами и неожиданными, без иронии, поворотами. Найдется место и шутке и трагедии, а масштаб событий наращивается постепенно, до конца держит интригу и не обрывается на полуслове, как это часто сейчас принято.

Графика и звук. Дорого, богато и величественно

Игра с первых кадров показывает Уровень с большой буквы. Не в каждой CRPG нашего времени можно увидеть такую картинку, не говорят уже о RTS - игра и по сей день выглядит по высшему разряду. Вложенные средства и работу художников видно во всем: прекрасно отрисованная растительность шевелится на ветру и под сапогами наших войск, свет от фонарей на постройках играет с тенями, честный масштаб построек и декораций впечатляет и западает в память. Если перед нами крепость - это огромное строение, окруженное стенами в 4 человеческих роста, если столица Нортандера - циклопических размеров город, со шпилями выше облаков и тысячелетними стенами. Ландшафт разнообразный и наполненный деталями, будь это густой лес, выжженная пустыня или древние руины. Технический уровень картинки дополняется и хорошим вкусом дизайнеров: локации, строения, дизайн юнитов - все сделано величественно и монументально, отдавая то стилем Disciples, то Джексеновского "Властелина Колец".

Под стать графике в игре и великолепный, без натяжек, саундтрэк. Не побоюсь сказать , что если не один из лучших в фэнтези играх вообще, то среди стратегий - так точно. Спокойные баллады, боевые марши и мощные хоровые композиции - музыки в игре много, она разнообразна и всегда задает правильное настроение происходящему на экране.

Композиции с хором - моя слабость.

Отдельной строкой я хочу рассказать про местную озвучку. Это - эталон, без всяких скидок на жанр или неопытность студии, я хочу чтобы все игры звучали так. Со своей подсохшей с возрастом фантазией я ясно представлял эмоции и выражение лица собеседника за статичным портретом с несколькими строками текста. В минуты покоя в лагере, когда давали пообщаться со своими соратниками я нередко задерживался на добрый час, слушая их истории - настолько живо и хорошо работают тут актеры.

Небольшие спойлеры, но я обязан был познакомить вас с этой обаятельной сволочью.

А вот саунддизайн к сожалению, далеко не такой впечатляющий как музыка и озвучка диалогов - он выполняет свою функцию, да, но не более. Эффекты магия, грохот сражения и интерфейсные звуки на мой вкус могли бы звучать и посочнее. А этот звон доспехов сливающийся в один звук во время марш бросков большого войска... И ох если бы это было единственным минусом этой игры.

Геймплей. Заново изобретая колесо, на этот раз квадратное.

Игра условно разделена на две части. Первая - ролевая, где мы управляем отрядом героев из четырех персонажей на выбор из местного ростера, бродим по мирным городам и исследуем дикие земли, выполняем задания, собираем лут, гоняем монстров по закоулкам и даже сражаемся с многофазовыми боссами. Стратегическая часть тоже будет знакома любителям жанра - мы захватываем территории, добываем ресурсы, делаем апгрейды и штампуем войска. Но деление именно условное - задание часто перетекают с ролевого приключения в военную операцию и наоборот. Очередное приключение мы выбираем с местной глобальной карты, и игра иногда позволяет нам выбрать порядок прохождения заданий или отправиться на второстепенные, чтобы добыть очередное улучшение для войска или легендарное снаряжение. Можно и вернуться на старые земли и поискать пропущенное добро и доделать задания. На бумаге все выглядит просто отлично, тем более что формула уже отполирована первыми частями серии, а первые впечатление от игры просто сногсшибательные. Но уже к третьей миссии начинает вылезать целый ворох проблем.

С ролевой частью все еще более менее неплохо, контролируем мы всего лишь 4 персонажа и тут игра чувствует себя лучше всего. В сравнении с первой и второй частью серии игра сильнее ушла в RPG составляющую, даже CRPG, хоть и упрощенную. Для своего протагониста мы вольным сами настроить "билд" из нескольких школ магии и боевых искусств, причем в зависимости от комбинаций школ мы получаем разные убер-скиллы. Получая уровень мы можем улучшить одну из пяти характеристик и навык в одной из веток, тем самым составляя билд. А вот наши сопартийцы имеют не только одну из "стандартных" веток прокачки, но и одну уникальную для каждого, а их самих под десяток! Вкупе с тем что сами персонажи проработаны очень неплохо и так же шикарно озвучены - все время хочется пробовать разный состав партии, тем более что персонажи как в полновесных RPG часто комментируют происходящее и ведут беседы между собой в походах. В игре много лута, часто - даже слишком много. Этот момент был сильно доработан в дополнениях и переиздании Reforced ( эту оговорку можно сделать почти по всем претензиям ниже ), но в оригинале нам приходилось носить натурально вагонами ржавые топоры на продажу. Хотя за ворохом бесполезного барахла в игре довольно неплохая система снаряжения. Привычная "цветовая дифференциация штанов" от белых вещей до фиолетовых и рыжих легендарных - уже фиолетовые - уникальные и дают интересные свойства, а легендарные встречаются в игре в единственном числе и при правильном использовании могут сделать героя полубогом. Правда, сначала придется побегать по миру в поисках их частей. Довольно скоро после начала игры мы получаем огромное поселение-хаб, в котором будем проводить время между приключениями. Тут можно пообщаться с соратниками в стиле какого-нибудь Mass-Effect, заняться исследованием самого хаба, постепенно открывая его тайны. Тут же происходит менеджмент войск и снаряжения, выкупаются чертежи технологий, расходные материалы, оружие и доспехи для партии.. Жаль только не осталось вида от третьего лица, который всегда был одной из важных фишек серии. Очень бы хотелось посмотреть на местные красоты из-за плеча нашего героя.

А вот в стратегической части неопытность студии сквозит изо всех щелей. После того уровня бюджета и графики который мы видим в начале - невольно настраиваешься на первую ААА стратегию за очень долгое время, но игра скрипит и рассыпается под ворохом странных и даже глупых решений. Еще раз оговорюсь, что почти все сказанное ниже в той или иной мере переработано в лучшую сторону после переиздания и дополнений.

Первое и самое мучительное - интерфейс. Более абсурдных решений в управлении вспомнить тяжело. Во-первых, у нас тут гибрид жанров, поэтому ожидается, что во время боя вы будете активно жамкать навыки персонажей. Но какому-то гению пришло в голову, что отличной идеей будет из книги в 6-9 активных навыков выводить на панель умений только три. Оставшиеся можно поставить на следующую панель и перелистывать горячей клавишей, но панель перелистывалась у всех. Четырех. Персонажей. В итоге в пылу боя я остро жалел об отсутствии лишних пальцев, листая страницы туда сюда и параллельно пытаясь рулить войсками. В эпоху вылизанного управления, отработанного на МОБА жанре - очень странно изобретать свою формулу да еще такую косую. Тем смешнее, что первая, а особенно вторая игра были просто образцом отличного управления героями в РТС и до сих пор остаются чуть ли не самыми удобными в этом отношении.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Второе - всеобъемлющая МАЛЕНЬКОСТЬ всего. Маленький UI, который приходится выкручивать в настройках чуть ли не до максимума, закрывая четверть экрана. Маленькая миникарта. Маленькие юниты и герои - эффектная и пропорциональная картинка, которая прекрасно выглядит в статике, играет злую шутку в толчее боя. Камера висит высоко, юниты мелкие и смешиваются в кучу, герои отмечаются невыразительно, юниты в реалистичных пропорциях поначалу читаются очень плохо. В свое время за это сильно ругали WC Reforged - после контрастной мультяшной картинки оригинала новые реалистичные модельки сливались в одну массу. А среди всего это великолепия валяются мешки и сундуки с добром, которые тоже, зараза, маленькие!

Третье и самое фатальное - авторы на тот момент плохо понимали как должна работать веселая и продуманная РТС. С одной стороны у нас привычная механика с секторами карты - захватываем героем сектор, ставим аванпост и володеем им вместе со всеми ресурсами, на которые строим войска одной из трех подконтрольных фракций. Но, во-первых, секторов на некоторых картах слишком много, и игрок с выпученными глазами пытался носится по карте отслеживая работу десятка, а то и больше, регионов, в каждом из которых нужно было наладить добычу ресурсов, производство юнитов и оборону. А во-вторых, разработчики почему-то решили, что им в гибриде РПГ и РТС зачем-то еще нужна комплексная система добычи ресурсов. Нам недостаточно поставить шахту - нужно определить туда количество рабочих из ограниченного пула, в итоге ставя в каждом регионе приоритеты производства. Недостаточно добыть руду - нужно добыть ее, построить плавильню и переплавить в слитки ( помним, что рабочих на все на свете не хватит ). И ко всему этому - ресурсы не появляются магически в наших карманах, их тащат на склад, откуда их ФИЗИЧЕСКИ грузят на повозки и тянут через полкарты, например к казарме или плавильне. А по дороге эти повозки грабит враг или нейтральные твари. Да, на бумаге это интересная механика, грабим КОРОВАНЫ, продумываем экономику, но в итоге это сильно затягивало процесс, потому что пока повозки с ресурсами дойдут до нужной точки - тратилось время и много.

И сверху всего это восседал ИИ - душный, вредный, надоедливый, настроенный на экспансию и беспокоящие удары. Если отдать ему инициативу и оставить регионы для захвата - уже через 15 минуты на вас выйдут просто бесконечные когорты противника. Если вы попытаетесь обыграть его на этом поле и захватить и удержать сразу бОльшую часть регионов - рискуете сломать пальцы, с учетом местного менеджмента. В итоге самой эффективной стратегией в оригинальной Spellforce 3 был раш, жестокий, тупой и беспощадный. Тем более, что до патчей отряд наших героев в какой-то момент не боялся уже ни черта ни бога ни тем более какой-то там сотни солдат. В результате стратегические миссии, которые должны были быть кульминацией значимых событий превращались в форменный балаган.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

И сверху всего этого баги, бесконечное количество багов. Ломалось все, триггеры на миссиях, триггеры в квестах, билды, экипировка, вообще все, что может ломаться. Итог не заставил себя ждать - игра в и без того непопулярном жанре улетела в "желтый" сектор оценок Steam.

И, казалось бы, поделом, очередной кадавр от неопытной команды, бог бы с ним. Но я не мог оторваться от игры. Как в детстве, я сидел в игре, выкраивая время время от сна, мог часами слушать диалоги и вилочкой чистить карту до последнего волка и мешка с ржавой кольчугой. В игре неосязаемо чувствуется какая-то магия, что неопытная, где-то неумелая студия делала игру с душой, как бы это это пошло и избито не звучало - создатели вложили себя в эту игру. И они не опустили руки после неудачи, и довели игру до того состояния, которое она заслужила.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Add-on'ы. Работа над ошибками.

Я прошел оригинал на одном дыхании и очень расстраивался, видя как большая и дорогая RTS ориентированная именно на сюжет тонула ворохе проблем. У игры был непопулярный жанр, почти полное отсутствие рекламы, обзоров на игру было очень мало и сильно поверхностные, особенно в рунете. С учетом общей дороговизны проекта и малого количества пользователей ( судя по статистике Стим ) последнее, чего я ожидал - это Адд-он. И какой Адд-он!

Релизный трейлер Soul Harvest

Soul Harvest, первое из двух дополнений, это масштабная работа над ошибками. В первую очередь довели до ума интерфейс, добавили две новые фракции и упростили экономику вернувшись к стандартной схеме добычи ресурсов. Идея с караванами была очень интересной, но отход от нее пошел игре только на пользу. РПГ составляющая избавилась от огромных гор ненужного хлама, и полностью были перебалансированы школы магии. Сюжет стал взрослее, мрачнее и неожиданнее. Да, опытный игрок все еще мог увидеть знакомые тропы, но новый сюжет, пропитанный мотивами принятия вины и искупления, стал интересным ходом после героических похождений оригинала. И, казалось бы, тут уже точно можно ставить точку. Игру привели в порядок и даже начали ходить слухи о ремастере оригинала с наработками Soul Harvest, но следом еще более неожиданно выходит третье дополнение.

Fallen God оставил меня озадаченным после трейлера. После приключений героев и генералов нам собирались рассказать историю от лица племени троллей. Я не понимал что это и зачем, какую историю можно рассказать от лица племени дуболомов? И как же я ошибался. Fallen God внес меньше новшеств, чем предыдущее обновление - всего-то одна раса и новая история. Но эта история стала пиком третей части и по эмоциям и по уровню подачи. Первые две кампании были абсолютно линейны - мы могли выбирать варианты ответа, но кроме отыгрыша выбор ответов ничего не менял, сюжет был линейный, как палка. А вот главный мотив Fallen God - выбор между племенем или дружбой, общим благом или и благом собственным и близких. Ролевая часть полностью переработана - всю историю у нас под контролем четыре тролля, вождь и три его советника и соратника. Разнообразия меньше, но вот химия между персонажами чувствуется куда сильнее. Особенно интересен наш воспитанник, молодой тролль-богатырь, огромный, сильный и наивный, как дитя. По ходу игры наши решения будут не только направлять нас в сторону одной из нескольких на этот раз концовок, но и формировать взгляд юного тролля на мир, в результате чего и меняются его навыки и характеристики в игре (!).

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Концовка Fallen God оставила меня под огромным впечатлением. Это самый мощный финал, который заслужили Grimlore Games и их труды. Они не опустили руки перед первой неудачей и работали, работали вкладывая себя в эту игру. Это настоящий шедевр который совершенно незаслуженно потерялся в современных трендах.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

Ремастер. Последний подарок.

Ну, не совсем ремастер, если не лукавить. Еще с релиза Soul Harvest разработчиков просили перенести его наработки в оригинал, и разработчики обещали прислушаться и не подвели. Для меня эта маленькая студия - это отличный антипод современным Близзард - они не опустили руки несмотря на неудачный релиз, и делали все лучше и лучше, в конечном итоге выпустив прекрасную работу над ошибками, хотя по современным стандартам могли просто плюнуть на непопулярную игру. Экономика, улучшенный интерфейс, переработанная итемизация - игру пересобрали чуть ли не с нуля. Там. где маленькая инди-компания Близзард не справилась со стилизацией моделей и работой с редактором карт, Grimlore выкатили игру в том виде, в котором она должна была быть изначально, отполированной, цельной, в одном клиенте со всеми адд-он"ами, новым режимом приключений и даже выпустив на консоли. Вместе с этим была запущена бесплатная мультиплеерная версия игры, но большого интереса, к сожалению, она не вызвала. В мире, где даже SC2 остался не у дел, неуклюжая РТС не нашла большой аудитории для соревновательной игры, а основным локомотивом игры всю дорогу оставалась сюжетная кампания.

Spellforce 3 - это продукт большой любви, хорошего вкуса, упорства разработчиков, признания ошибок и работы, работы, работы. Всех кому не чужды хорошие истории, кто когда-то тратил часы на кампанию Warcraft 3 - я прошу попробовать эту игру, особенно сейчас во время распродажи стим с 75% скидкой. Кампания полностью проходится в кооперативе, позовите друзей и познакомьтесь с отличной историей перед выходом Baldur's Gate 3. Таких дорогих и душевных игр в жанре не было давно и не скоро будет.

Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно
Spellforce 3 - прекрасное возвращение сюжетных RTS которое никому не нужно

P.S. Чукча не писатель, чукча читатель, и это мой самый длинный пост за все время. Так что буду благодарен за указание на ошибки в тексте в личку. Спасибо.

28K28K показов
9.3K9.3K открытий
44 репоста
130 комментариев

Спасибо за обзор конечно
Но пихать политику было необязательно

Ответить
Ответить

wut?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Продал игру, беру)

Ответить

Отлично, уже не зря старался)

Ответить