«Тук-тук-тук»: Дыбовский в гостях у Хаяо Миядзаки

Рано или поздно "Тук-тук-тук", будучи игрой Ледорубов, должен был оказаться в поле моего зрения. Я не стану разбирать его сюжет, по которому уже было достаточно теорий, однако хочу отметить неожиданное сходство, которое бросилось мне в глаза.

Возможно, вы со мной не согласитесь, но "Тук-тук-тук" отчасти похож на работы Хаяо Миядзаки. Да и вся японская культура, с её сохранившимся языческим восприятием мира, стоит рядом. Несмотря на то что "Тук-тук-тук" делает акцент на хоррорную составляющую, а Миядзаки более созерцателен и позитивен, в основе они рассказывают об одном и том же.

И аниме, и игра несут схожее мироощущение, смысл которого в том, что всё живое. Всё сущее пронизано своеобразной одухотворённостью, берущей начало в ином мире. Иногда эта живость бывает страшной, едва отличаясь от чудовищ и нежити, однако с её присутствием приходится считаться. Стоит один раз обнаружить рядом с собою следы духов, как уже невозможно забыть об их существовании.

Персонажи, обладающие чуткостью, обычно видят и умеют принимать странное. "Простые смертные" тоже могут его встречать, но боятся.

В японской культуре это проявлено и в синто, и в аниме, и в литературе порой всплывает на поверхность из глубин языческого сознания.

Я закурил. И когда, приподнявшись, потянулся к пепельнице, то замер от неожиданности, увидев содержимое эмалированного лотка. Ухо, три пальца, кисть руки, щека от века до губы… Они лежали как попало в лотке, еще дыша жизнью, будто только что отрезанные. Мне стало не по себе. Они казались более настоящими, чем настоящие. Честно говоря, даже и в голову не приходило, что слишком точная копия может производить такое тягостное впечатление. Хотя достаточно было посмотреть на срезы, чтобы убедиться, что это всего лишь пластиковые муляжи, мне все равно казалось, что я ощущаю запах смерти.

Кобо Абэ, "Чужое лицо"

А в "Тук-тук-тук" герой живёт в пугающем, безумном, видимо неживом, но по-своему одухотворённом лесу, который постепенно проникает за стены его дома.

"Принцесса Мононоке"
"Унесённые призраками"

Жилец и герои Миядзаки могут отвергать следы странной одухотворённости. Могут закрываться от неведомого и непознаваемого, пытаясь не обращать внимания на непрошеных гостей, стучащихся в двери их мира. Но от этого потустороннее не исчезнет, а только отложит своё появление.

Можно паниковать и пытаться уничтожить то, что кажется непонятным. Но в этом случае равновесие жизни окажется нарушено, и герою будет только хуже. Агрессивный ответ человека в такой ситуации, кстати, показан в аниме "Мастер муши", которое целиком посвящено теме "удивительного рядом" и общению с ним.

А можно — и это наиболее продуктивный путь в подобных произведениях — попробовать мирно ужиться со своими соседями. Выстроить созерцательное сосуществование. И понемногу узнавать друг друга, становясь богаче в потоке странного.

В "Тук-тук-тук", если Жилец решит взаимодействовать с Лесом и Бездной, собирая фрагменты реальности, в финале он выйдет за порог, а его жилище зарастёт цветами. Он позволит себе встретиться с внешним миром, открывая то, что казалось непонятным и всё ещё осталось непонятным (потому что мир духов не может по-настоящему пересечься с человеческим), но по-своему стало родным.

Иное даст ему себя увидеть и постичь, насколько это возможно для человека. Бывает достаточно коснуться чего-то, чтобы проложить дорогу к пониманию. Жилец в хорошей концовке соглашается на такое взаимное прикосновение.

"Добрая Бука" за домом

А если отказаться вступить в контакт по своей воле, то он всё равно произойдёт. Но касание чужеродного мира будет в этом случае более страшным, заставляя Жильца ещё сильнее замкнуться в своих иллюзиях.

"Злой Бука"
5.9K5.9K показов
1.1K1.1K открытий
6 комментариев

Когда впервые встретил двойника без зрачков чуть не поседел.
Ну и плачущая девочка в углу, когда оборачивается - на втором месте.

Ответить

Да! Монстры тоже гениальные в этой игре

Ответить

Любимая игра от ледорубов. И один из самых любимых хорроров. С такой графикой, она умудряется пугать сильнее привычных страшилок. Геймплейные элементы гениальные, которых нет больше ни в одной игре, например что нужно остановиться чтобы увидеть больше деталей в помещении. Короче спасибо за лонг, вот бы побольше такого

Ответить

Прошёл не так давно на 100. Игра очень атмосферная, но, к сожалению, очень короткая. Хотя, наверное, оно и к лучшему.

Ответить

Вот на что надо ориентироваться а не на очередной клон PT. До сих пор горит от девочки суицидницы в "новом" Сайлент Хилл.

Ответить

миядзаки курильщика

Ответить