Вспоминаем первый Hellblade

Совсем скоро выйдет сиквел приключений пиктской воительницы Сенуи. Давайте вместе освежим в памяти её первый поход в земли северян, вновь окунёмся в мир болезненных воспоминаний и попытаемся отличить реальность от проекций затуманенного рассудка.

Немного лжи и теории о ниндзя

Не буду лукавить. Вспоминать будут те, кто уже проходил Hellblade: Senua's Sacrifice. В принципе, это уже можно делать в комментариях. Я же одолел творение сумрачных британских разработчиков из Ninja Theory совсем недавно. Поэтому делюсь свежими впечатлениями. И спойлерами. Я предупредил.

Но начну, по традиции, с тех самых островных кудесников клавиатуры и другой компьютерной периферии. Фанатом их я, конечно, не был, но с большой частью творчества, как минимум, знаком. Самая приятная встреча – с эксклюзивом для Playstation 3 Heavenly Sword. Нет, в саму игру я не играл, но вместе с Кратосом оценивал главную героиню – Нарико. Мне понравилось.

Я был уверен, что видел эту сцену в 3D. Но её поиски ни к чему ни привели. Ну, значит, как обычно, воображение творит чудеса. Главное, чтоб рука не подвела.

Ну а в остальные играл уже без Кратоса. Как полагается, двумя руками. Enslaved: Odyssey to the West, на мой взгляд, продукт в котором уже чувствуется авторский стиль студии. Точнее одного из её основателей и идеологов почти всех выпущенных компанией игр – Тамима Антониадеса. Ставка на кинематографичность, зрелищную боёвку и собственное прочтение классики. Ну или культуры какого-либо народа.

Слева Антонидас. Справа Антониедас. Не перепутайте.
Слева Антонидас. Справа Антониедас. Не перепутайте.

Приключения Манки и Трипа запомнились, в первую очередь, неплохо прописанными взаимоотношениями между героями и грустно-пустынным миром. Ну и Энди Серкисом, конечно. Следующая же их игра, гораздо более резонансная. DmC: Devil May Cry. Когда-то я горячо любил Devil May Cry и то, что вместо пятой части вдруг анонсировали вот это, я воспринял, скажем так, не очень хорошо. Перезапуск от каких-то там британцев. Ну и уже тут ярко так начало светить эго Антониадеса, который, судя по всему, парень с очень повышенным чувством собственной важности.

Понять Тамима можно. Все мы хотим быть Данте. Пусть и его британской версией.
Понять Тамима можно. Все мы хотим быть Данте. Пусть и его британской версией.

В итоге, DmC, что удивительно, оказался хорошей игрой. Но, что понятно, плохим Devil May Cry. Я даже с удовольствием выбил все ачивки, оценил стиль британцев, боевую систему, но не оценил нового Данте. Capcom, видимо, тоже и всё-таки выпустили пятую часть. Ну а мы, насмотревшись на игры Антониадеса, поняли, женщины какой внешности милы его сердцу.

По персонажам Ninja Theory можно отследить эволюцию женского образа в играх. Или взросление мистера Антониадеса.
По персонажам Ninja Theory можно отследить эволюцию женского образа в играх. Или взросление мистера Антониадеса.

Hellblade же я вообще не ждал, но про историю разработки, психоз героини, инди-ААА и Мелину Юргенс, конечно, слышал. Но интереса всё равно не было. Всё изменил один трейлер.

Кусок из анонса сиквела.

Пришлось покупать первую часть.

Не про кельтов

Сенуа, как я уже говорил, пиктская воительница. Народ этот, по самой популярной версии, ведёт своё происхождение от кельтов. Так что, по логике, меня должно было ждать погружение в кельтскую мифологию, которая не особо-то и раскручена. О кельтах я знаю только по друидам, Боудикке и то, что они хороши в баскетболе (см. Boston Celtics).

Концепт Сенуи. Антониедас назвал героиню в честь относительно недавно обнаруженной кельтской богини Сенуны. Её святилище нашли в Восточной Англии. Учёные первоначально полагали, что её зовут Сенуя, но потом сошлись на варианте Сенуна.
Концепт Сенуи. Антониедас назвал героиню в честь относительно недавно обнаруженной кельтской богини Сенуны. Её святилище нашли в Восточной Англии. Учёные первоначально полагали, что её зовут Сенуя, но потом сошлись на варианте Сенуна.

Англичане, видимо, подумали, зачем им рассказывать про предков этих неуёмных шотландцев и сделали ставку на скандинавскую мифологию. Но, отдам им должное, за уши её не притягивали. Наши с вами пикты жили на островах около современной Шотландии. И в гости к ним приплыли викинги. То было и в реальности, и в игре. Результат, что понятно, одинаковый. В Hellblade близкие к природе северяне решили превратить мужа Сенуи в орла.

Сенуа и так была далека от реальности, а смерть возлюбленного разорвала последнюю нить, связывающую её с нашим миром. И, вместо банальной мести, решает вернуть мужа. Согласно кельтской мифологии, судя по всему, душа человека содержится в голове, поэтому она берёт с собой кочерыжку любимого и отправляется в земли северян, чтобы потолковать с их богами и вернуть душу милого ей человека обратно в э-э-э... голову.

Собственно, на этом почти всё кельтское и заканчивается, и нас ждёт стандартный экскурс по скандинавской мифологии. Хельхейм, Хела, Гарм и всё, что вы уже раз сто видели и слышали, ведь боги северян явно выиграли какую-то божественную войну и остаются самыми популярными и по сей день. Так что не верьте Нилу Гейману и его Американским богам.

Если вы вдруг хотите погрузиться в мифы Скандинавии, то в игре понатыканы вот такие вот камни с рунами. Это местные собирашки. В них расскажут о Локи, Одине, Хеле и всех остальных. Я не нашёл только четыре, а если бы нашёл, получил бы расширенную концовку.
Если вы вдруг хотите погрузиться в мифы Скандинавии, то в игре понатыканы вот такие вот камни с рунами. Это местные собирашки. В них расскажут о Локи, Одине, Хеле и всех остальных. Я не нашёл только четыре, а если бы нашёл, получил бы расширенную концовку.

Фокус на скандинавскую мифологию, лично для меня, главное разочарование. Она была популярна и хорошо известна и в год выхода игры и сейчас, и, наверно, будет популярна ещё долгое время. Но сама история, вообще не о богах, кельтских там или скандинавских, а о самой Сенуи и голосах в её голове.

Голоса в её голове

К вопросу психоза главной героини в Ninja Theory решили подойти основательно. Пригласили для консультации целого профессора. Я уж хотел поёрничать на эту тему. Типа чтобы достоверно показать психоз, надо не профессора приглашать, а людей подверженных этому заболеванию. Оказывается, англичане так и сделали. Молодцы.

Консультант Ninja Theory профессор Кембриджского университета Пол Флетчер. Ну или Пауль. Смотря какой перевод Дюны вы предпочитаете.

В студии вообще побывало довольно много специалистов по разным психическим заболеваниям. И их всех удалось позвать без помощи какого-либо издателя. Как так? Да всё просто, Ninja Theory получили грант от благотворительного фонда Wellcome Trust. И никаких-то там зелёных купюр их бывших колоний и даже не смешных денег из Монополии от жителей соседнего континента, а самых настоящих островных королевских фунтов стерлингов. Аж целых 500 000.

Вообще, Тамим Антониедас прям очень хотел раскрыть тему психоза. И сетовал на то, что в играх эта тема слабо представлена. Чувак, видимо, совсем не знаком с японским игропромом. Хотя это уже можно было понять по его версии Devil May Cry.

Но я опять ёрничаю. На самом деле, Ninja Theory большие молодцы, что взялись за этот труд. Да, они на этом строили свою PR-кампанию, но это даже кажется правильным. Второй столп их продвижения игры – Мелина Юргенс. Смысла эту историю рассказывать особо нет, все и так знают, что породистая немка трудилась монтажёром в студии и на первых этапах производства игры исполняла временную роль модели для захвата движений Сенуи, пока студия искала постоянную актрису на роль кельтской воительницы

Как мы понимаем, нанимать никаких актрис не пришлось. Мелина справилась сама. И если до прохождения игры я думал, что вся история с ней просто удачный PR-ход, то после, уже уверен, что все свои лавры она заслужила. Я бы в жизни не подумал, что это не профессиональная актриса. Конечно, какой-то особой игры голосом ей показывать и не надо было, но боль персонажа, крики и рычание она передала здорово. Немка же, чего удивляться.

Вместе с Сенуей по миру игры путешествуют и голоса. Не сказал бы, что они вызывают какой-то там вау-эффект, я и так в жизни постоянно говорю с кем-то у себя в голове, так что бесконечное шептание воспринималась мной как данность. Опять же, разработчики консультировались с теми, кто также слышит эти голоса, со специалистами, и старались аккуратно перенести это явление на мониторы/телевизоры игроков.

Бинауральная запись. Именно так и создавались голоса в голове Сенуи.

Но Hellblade, всё же, игра. И вот в геймплей эти голоса легли прям очень здорово. Они спорят между собой. Дают подсказки. Иногда ложные. Помогают в сражении. Единственное, на них никаких титров не напасёшься, поэтому всё же тут пригодится знание английского. И не обязательно глубокое.

Простое "Behind you!", и ты уворачиваешься от удара меча.

Без подсказок голосов, кстати, в битвах с врагами может быть очень больно. В отличие от своих предыдущих игр, разработчики решили прикрепить камеру поближе к героине. Поэтому того, что творится за её хрупкой спиной попросту невидно. Ещё и камера, как в любимые нулевые, решила встать на сторону компьютерных болванчиков, а не игрока. Арены, обычно, маленькие и виртуальный оператор любит втыкаться в какое-нибудь препятствие.

Голоса, кстати, помогают и в этой ситуации.

Самый главный голос в голове Сенуи – сам игрок. Правда, голос этот молчит. Героиня то и дело упорно смотрит в камеру, иногда даже просит помощи у человека по другую сторону экрана. Как вариант, она может обращаться к своему мужу, потому что в некоторых катсценах, когда Сенуя снова сверлит игрока взглядом, камера двигается в такт речи её возлюбленного. Так что всё возможно. В любом случае, такой слом четвёртой стены мне по душе. Чем-то напомнило Deadly Premonition.

Что я такое?

Со всеми хитросплетениями внутри головы Сенуи и особенностями её создания я, наконец, разобрался, поэтому можно приступать, непосредственно, к геймплею. Зная предыдущие творения Ninja Theory, ждёшь приключенческую игру с упором на боёвку. Зная же историю разработки и самопровозглашённый статус инди-ААА – ждёшь красивый симулятор ходьбы. Как ни странно, какая-то такая смесь у англичан и получилась.

Столько сил вложили в захват движений, а анимацию хождения по лесенкам не сделали. Почему-то я очень её люблю. Кстати, в оригинальной Resident Evil 1996 года она уже была.

Вместе с Сенуей и голосами мы вальяжно ходим по землям северян. А может и не ходим. Не забываем, у нашей героини хорошо так едет крыша. В любом случае, пиктская красавица видит цель и идёт к ней. Путь тернист. Чтобы попасть во владения Хель, где по версии Сенуи торчит душа её мужа, нужно сначала разобраться с Суртом и Вальравном. Судя по речам героини, она уже с ними встречалась. Даже думала, что убила одного из них. Опять же, непонятно, реальны ли эти существа или Сеня их выдумала. Или наделила их чертами своих врагов.

Кому сначала идти начищать морду, без разницы. Я выбрал ворона переростка. Дорога к нему нас балует всевозможными пространственными обманками. И не сказать, что это такое уж прям увлекательное занятие. Проходим через портал, окружение чуть меняется? и открывается новый путь. Попутно сопоставляем руны.

Порталы.
Головоломка с рунами.

У огненного товарища Сурта набор задачек немного другой. Руны у него надо высматривать среди объектов окружения. Эта же головоломка нам будет встречаться периодически в течении всей игры. Читал отзывы, что это не самая приятная задачка и выявить эти руны не так-то просто. Если для вас это так, то поздравляю, с головой у вас всё в порядке. По версии специалистов, люди с психозом благодаря своему недугу такие объекты вычленяют довольно легко. У меня, кстати, особо проблем с этим не было. Но специалисты и тут успокаивают, это умение – необязательно признак расстройства, а скорей свидетельствуют о хорошем пространственном воображении. Ну, поверим им на слово.

Ближе к концу нас ждёт ещё две вариации простеньких пространственных головоломок. Первая – сопоставление осколков, скажем так, прошлого. Звучит круто, конечно. Ну это потому что я сам придумал название. На самом деле надо просто чуть поелозить камерой. И всё.

Вторая – путешествие по двум временным отрезкам на манер Legacy of Kain: Soul Reaver. Ну или Titanfall 2 из более свежего. В прошлом открываем дверь и благодаря этому в настоящем получаем возможность продвинуться дальше.

Два мира.

Несмотря на кажущуюся лёгкость происходящего, постоянно испытываешь лёгкое напряжение почти от любого действия. А всё потому что разработчики почти с самого начала заявляют, что количество жизней у игрока ограничено. Индикатором наступления скорой окончательной смерти служит какая-то чёрная зараза, покрывающая руку Сенуи.

Благодаря этому не особо честному со стороны разработчиков поступку, некоторые моменты игры очень хорошо раскрываются. Например, в землях огненного великана после прохождения портала, Сенуя оказывается в объятом пламенем мире и явно начинает задыхаться. И как-то не хочется проверять, задохнётся ли она окончательно, ведь можно потерять весь прогресс. Поэтому шустро бежишь к выходу.

Та же история с приключениями во тьме. Непонятно, опасны ли твари, которые окружают Сеную, можно ли их касаться, что будет с героиней, если всё-таки коснёшься. Опять же, узнавать последствия как-то не тянет. Лучше аккуратно пройти мимо них.

Те самые твари.

По логике, самое весомое влияние механика окончательной смерти должна оказать именно на встречи с врагами. Но тут, как раз, всё понятно. Есть ты, есть враг, есть боевая система. Никаких неизвестных. Ну и чувствуется, что Ninja Theory знают, что такое сочная боёвка. Она очень эффектная. Каждый удар, каждое движение прекрасно анимированы. Ты буквально чувствуешь касание мечом тушки врага, очередной блок и уворот.

С другой стороны – боевая система не то чтобы примитивная, но и комплексной её не назовёшь. Слабый удар, сильный удар, блок, уворот, парирование и ускорение. И их связки, опять же, прекрасно анимированные. Губит же всё это отсутствие нормальных врагов. У нас есть стандартные здоровенные викинги, ещё более здоровенный викинг с чем-то двуручным, его дружбан, но более шустрый и с двумя мечами и челик с щитом. Какого-то своего подхода требует только последний.

Прежде чем начать дубасить викинга с щитом, вы не поверите, надо сбить ему щит.

Поэтому умереть во время битвы тут очень сложно. Тем более после пары хороших тычков Сенуа падает, и игроку даётся шанс увернуться от смертельной атаки.

Иногда враги тупят и можно успеть встать самому.

Но я всё же получил несколько смертельных затрещин. Сразу после того, как Сенуя получает, скажем так, новый меч, разработчики нас отправляют куда-то в ад и просто закидывают толпами врагов. Наша кельтская подруга сносно орудовать мечом может только против одного противника и от наседающих со спины врагов приходится постоянно уворачиваться. А они всё идут и идут. В итоге, три раза я дох в этом проклятом месте.

Ещё разок я умер, просто забыв подобрать факел, и меня сожрала темнота. Точнее зверь Гарм, скрывающийся в ней. Он один из боссов игры. Да, здесь есть боссы, чему я удивился. Гарм, кстати, единственный противник не гуманоид. Ну и во время сражения с ним возникают очень уж стрёмные эффекты. Стрёмные, в смысле, неуютные, а не некачественные.

Итак непонятно, наносишь урон этому гаду или нет, а тут ещё эти галюны.

Два других босса – это вышеупомянутые Сурт и Вальравн. Встреча с последним открывала для меня местный вариант Devil Trigger. Сенуйка использует кельтское зеркальце и даёт фантастических люлей своим недругам.

Вальравн.
Сурт и активация местного варианта Devil Trigger.

Поиск себя

Бесцельно махать мечом, конечно, здорово, но всё же лучше это делать, когда есть цель. Цель Сенуи мы знаем. Спасти душу возлюбленного. А задача человека по ту сторону монитора понять, что в этой истории реально. По крайней мере, я это так для себя определил. Потому что основная сюжетная линия, хоть и запакована в обёртку из мифов, ну донельзя банальна.

Сенуя идёт по мосту Гьялларбру. Самый простой способ попасть в Хельхейм.

Я особо не смотрел произведений как-то связанных с темой психоза. Целенаправленно уж точно. Не люблю это дело. Но даже мне показалось, что корень всех проблем Сенуи совсем уж стандартен. Она стала свидетельницей, мягко говоря, не очень приятного отношения своего отца к своей же маме. Ну и понеслось.

Батёк Сенуйки – друид. Поэтому психоз матери Сенуи, да и её самой он описывает как тьму, нечто порочное. И тем самым толкает дочку в объятия безумия. Вытаскивает же её оттуда Диллион, будущий муж нашей воительницы. Периодически эта тьма возвращается, и героиня уходит в лес, чтобы никому не навредить.

Как и в Enslaved здесь встречаются катсцены с реальными актёрами.

Игра рассказывает нам эту историю задом наперёд, ну чтоб была хоть какая-то интрига. Я, в принципе, понимаю почему сюжет именно такой. Потому что разработчики хотели показать настоящий психоз, его настоящие причины и как люди, страдающие им, преодолевает его. У них не было цели сделать какой-то выдающийся сюжет, они хотели показать реальную проблему, просто облагородили её мифологией.

Встреча с Хелой.

И поэтому как-то не хочется ставить в вину Ninja Theory такой стандартный сюжет. Но всё равно поставлю. Впрочем, финал получился довольно эмоциональный. Было приятно пройти этот путь вместе с Сенуей.

Чего ждать от сиквела

Большой проблемой, либо большим шагом вперёд, для сиквела может стать отсутствие Тамима Антониедаса. Его личная история в игровой индустрии закольцевалась. Когда-то с коллегами он основал студию Just Add Monsters. Её первая игра – эксклюзив для классического Xbox Kung Fu Chaos. 15 лет спустя, Just Add Monsters уже поменяла название на Ninja Theory, а Тамим гордый владелец кругленькой суммы зелёных от Microsoft, которая выкупила его детище и сделала Helblade II консольным эксклюзивом своей последней коробки. Антониедас, на радостях, отправился развлекаться с девчонками.

Первая игра Ninja Theory.

Теперь мы точно узнаем, как сильно было влияние этого весёлого парня на процессы в студии. Точнее, и так понятно, что оно было велико. Но насколько оно было пагубным? И было ли вообще оно пагубным? Все ключевые лица, приложившие руку к оригиналу, в строю. Вот и посмотрим, что у них вышло.

Лично мне хотелось бы больше кельтской мифологии, да и просто их культуры. Ну сколько можно теребонькать на скандинавских меховых парней?

И что-то точно надо делать с противниками. Я бы предпочёл весёлое махание мечом с одним врагом, боевая система оригинала для этого подходит неплохо. Десять боссов на игру без рядовых противников, и мне хватит. А если уж оставят толпы, то ждём хотя бы разнообразия супостатов или возможности сражаться сразу с несколькими врагами за раз.

Ну и больше всего интригует сюжет. Из-за особенного восприятия мира так до конца и непонятно, что с Сенуей произошло в землях северян. Судя по трейлеру сиквела, мифические твари в мире игры всё же реальны. Их видит не только героиня.

Этого челика, отдаленно напоминающего Батисту, видит явно не только Сенуя.

Не удивлюсь, если разыграют карту мести. Сенуя приняла потерю мужа, но со скандинавскими захватчиками даже разбираться не собиралась. Может, время настало? А может, пока она ловила глюки в оригинале, игрок её руками вырезал целые деревни викингов? И угрюмые бородачи сами приплывут мстить? Совсем скоро мы это узнаем.

24K24K показов
2.3K2.3K открытий
11 репост
69 комментариев

В хит-параде самых скучных игор пока что она в топе. Посмотрим, что там изменят и изменят ли.

Кста не покидает мысль, что тут на 99% просто сеттинг говно. Унылый. Сама история и вся эта обоссаная сказка, Сам лор.

Ответить

Сеттинг просто охуительный, настоящий хельхейм, а не его соевое изображение из годофваров всяких

Ответить

Дак сеттинг там лишь декорация, не в нем суть

Ответить

Вот да. Никогда не пойму хайпа по этой игре. Какое-то невнятное нечто

P.S. Сеттинг норм. Но вся история с шизой гг, унылый геймплей, унылый сюжет, хождение по унылым коридорам - meh

Ответить

Ае, рядовой геймер по скандинавской мифологии скоро докторскую сможет защитить.

Ответить

Найс наброс.

Ответить

Текст хороший. В комментах душнилы. Всё по-классике.

Ответить