Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Причины, лица и последствия.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Визуальная новелла для взрослых Negligee: Love Stories стала первой игрой, которая была выпущена в Steam после введения новой системы фильтрации в сентябре 2018 года. Почти сразу же она попала под запрет на территории 28 стран, в том числе и России.

Несмотря на то, что в нашей стране практически не происходило случаев полного запрета игр, разговоры об урегулировании их распространения звучат всё чаще. Мы вспомнили самые громкие истории, в которых упоминались видеоигры.

2006 год

Первый заметный случай, когда игры попали в центр внимания российских СМИ, случился в январе 2006 года. 20-летний москвич Александр Копцев напал с ножом на прихожан столичной синагоги на Большой Бронной улице. Тяжёлые ранения получили девять человек, включая самого Копцева. Молодому человеку были немедленно предъявлены обвинения в совершении преступления на почве национальной и религиозной ненависти.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Издание «Коммерсант» взяло интервью у родителей нападавшего. Они описывали своего сына как «тихого и замкнутого мальчика». Он не пил, не курил и не состоял в политических или религиозных организациях. Также выяснилось, что Александр любил проводить вечернее время за компьютером. Одной из его любимых игр была Postal.

Прямой связи между нападением и влиянием игры родителями проведено не было, но отец нападавшего склонялся к мысли, что у его сына случилось помутнение рассудка. Одним из факторов, повлиявших на его психику, называется смерть сестры от рака. Также Копцев интересовался подозрительной литературой.

Несмотря на эти факторы, многие СМИ акцентировали внимание именно на том, что преступник любил проводить время за играми.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Но дальше неоднозначных заголовков дело не пошло, и никто не стал призывать к немедленному запрету Postal. Нападавшего же приговорили к 16 годам лишения свободы.

2009-2010 год

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Более громкая дискуссия сложилась вокруг Call of Duty: Modern Warfare 2 и небезызвестного уровня No Russian.

Действие миссии происходит в московском аэропорту имени Имрана Захаева — антагониста первой Modern Warfare. Его преемник — Владимир Макаров — вместе со своими наёмниками устраивает расстрел мирных жителей, ожидающих свой рейс. Игрок выступает в роли американского агента под прикрытием, которому необходимо втереться в доверие Макарова. По итогу миссии персонажа убивают, и российские спецслужбы решают, что теракт подготовили американцы. Это провоцирует конфликт между двумя странами.

Как только стало известно о существовании уровня, Activision заявила, что в игре предусмотрена возможность пропустить противоречивый этап. К тому же, по заверению компании, эпизод не отражал сути всего проекта.

Предложение пропустить миссию No Russian
Предложение пропустить миссию No Russian

Российские геймеры начали волноваться о судьбе игры на территории нашей страны. И не безосновательно. В 2009-м Activision не привезла Modern Warfare 2 на выставку «Игромир», ограничившись показом роликов. Тогда же начали появляться разные слухи о запрете продажи игры в России ввиду наличия в ней признаков «пропаганды терроризма».

Релиз игры в России всё-таки состоялся — но не в полном виде. В продажу поступила лишь ПК-версия, из который была вырезана миссия No Russian. Диски с Modern Warfare 2 для PS3 и Xbox 360 так и не добрались до официальной продажи. Их можно было приобрести лишь в некоторых отечественных и зарубежных интернет-магазинах.

Некоторые источники утверждали, что распоряжение отозвать консольные версии игры было напрямую отдано российским правительством. Сама Activision эту информацию опровергла. Издатель заявил, что сам принял решение о продаже лишь цензурированной ПК-версии, проконсультировавшись с «1С-СофтКлаб» — местным дистрибьютором серии Call of Duty. Причиной послужила техническая невозможность удалить уровень из консольных версий, а также нежелание рисковать из-за отсутствия в России развитой системы возрастных рейтингов.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Вторая волна обсуждения Modern Warfare 2 пришлась на январь 2010 года. Депутат от фракции ЛДПР Владимир Селезнёв призвал внести шутер в список экстремистских материалов. Игру депутату показал сын, возмущённый уровнем демонстрируемой жестокости по отношению к русским людям. Селезнёв обвинил разработчиков в пропаганде экстремизма и насилия. Кроме того, он попросил спецслужбы проверить деятельность дистрибьютора игры.

Я настаиваю, что компьютерной игре Call of Duty: Modern Warfare 2 в любом виде не место в компьютерах наших детей и вообще в мире. Игра является открытой пропагандой насилия, жестокости и экстремизма. Цель, которую преследует её распространитель в России, компания «1С-СофтКлаб», заработать «грязные» деньги.

По всему миру игра Call of Duty: Modern Warfare 2 собрала более 3 миллиардов долларов, менее чем за полгода после своего выхода. Такая прибыль может быть сопоставима только с продажей наркотиков, оружия, торговлей людьми, распространением порнографии.

Владимир Селезнёв, депутат партии ЛДПР

«1С-СофтКлаб» назвала все обвинения депутата «абсурдными» и посетовала на то, что он, требуя копию «полной» версии игры для экспертизы, склоняет издателя к нарушению закона.

Сюжеты об игре показали также на российском телевидении.

После обмена сторон взаимными обвинениями, скандал затих. Те, кто хотели ознакомиться с нецензурированный версией игры, наверняка сделали это. Стоит сказать, что миссия No Russian обсуждалась не только в России, но и в зарубежных странах. Она стала поводом вновь поднять дискуссию о пределах допустимой жестокости в видеоиграх.

Разработчики не очень активно комментировали скандалы с проектом во время его выхода. Но, спустя несколько лет, геймдизайнер Мухаммад Алави рассказал о причинах добавления подобного уровня в игру.

Важно, что этот этап заставил игроков почувствовать какие-либо эмоции. В обычной ситуации они могут бесконечно расстреливать своих противников. Тот факт, что я заставил играющего сомневаться в своих действиях хотя бы на доли секунды, заставляет меня гордиться проделанной работой.

Мухаммад Алави, геймдизайнер Call of Duty: Modern Warfare 2

2012 год

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

В ноябре 2012 года юрист аптечной сети Дмитрий Виноградов расстрелял шестерых своих коллег по работе. Практически сразу выяснилось, что преступник увлекался игрой Manhunt, выпущенной в 2003 году. Не заставили себя ждать и комментарии депутатов — Сергея Железняка и Франца Клинцевича от «Единой России».

С компьютерными играми, предназначенными для взрослой аудитории и находящимися в открытом доступе, надо серьёзно разбираться, потому что они по законодательству имеют возрастные ограничения и могут быть опасны для психики детей. Госдумой принят специальный закон, защищающий детей от информации, способной нанести им вред.

Сергей Железняк, депутат партии «Единая Россия»

Его сопартиец ужаснулся уровню проработки сцен насилия в видеоиграх.

Я сам недавно был свидетелем того, что из себя представляют компьютерные стрелялки. Ко мне подошел внук и попросил пройти уровень в игре — там спецназовец перерезает горло человеку, и в игре это показано с высочайшим качеством!

Франц Клинцевич, депутат партии «Единая Россия»

Владимир Бурматов, занимавший в то время должность первого заместителя Комитета Государственной Думы по образованию, настаивал на создании комиссии, которая бы следила за реализацией видеоигр.

То, что он играл в эти зверства, стало катализатором для его заболевания. Сейчас у нас есть маркировка, но она реально не соблюдается. Надо создать комиссию на основе Государственной думы, пригласить туда представителей правоохранительных органов, медицинских сообществ. Надо выработать механизм, который бы реально работал и следил за тем, чтобы такие вещи не попадали к людям

Владимир Бурматов, депутат партии «Единая Россия»

На фоне подобных комментариев следует обратить внимание на детали, которые появились во время следствия.

Виноградов совершал преступление после пятидневного запоя. Накануне преступления на его странице в соц.сетях был опубликован «манифест», который недвусмысленно намекал на возможное происшествие. По информации некоторых источников, при обыске квартиры преступника не было найдено ни одной игры, а одной из причин преступления стала несчастная любовь. Кроме того, СМИ писали и о тяжёлом детстве молодого человека, которое могло стать одним из факторов трагедии.

Так или иначе, Виноградов был приговорён к пожизненному заключению, а Manhunt с тех пор не продаётся в российском сегменте Steam.

2013 год

Company of Heroes 2 вышла 25 июня 2013 года. Первый месяц после релиза прошёл спокойно. Игра получила высокие оценки как иностранной (средний балл на Metacritic — 80), так и отечественной прессы. Продажи составили 380 тысяч копий по всему миру в первую неделю. Он также лидировала в чартах «1С-СофтКлаб» по нашей стране.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

В конце июля блогер Евгений «BadComedian» Баженов выпустил видео, в котором раскритиковал сюжетную составляющую игры. В кампании игрок управляет советской стороной. Блогер указал на множество неточностей и отметил, например, расстрелы отступающих советских солдат собственными командирами и уничтожение советской стороной своих же домов и людей.

Блогер записал и англоязычную версию ролика.

После видео в сети начали появляться петиции с просьбой запретить продажи игры на территории России: первая была адресована директору компании «1С-СофтКлаб», а вторая — Гейбу Ньюэллу. Инициаторы обращали внимание на то, что игра может сформировать у несовершеннолетних неверное представление о ходе Великой Отечественной войны. Суммарно обращения собрали более 50 тысяч подписей.

За считанные часы скандал вышел за пределы индустрии. Об игре говорили и по телевидению, привлекая историков и экспертов.

Также о ситуации высказывались деятели игровой индустрии.

Петиции показывают разработчикам, что игроки не хотят лапшу в исторических играх, они хотят более-менее правдоподобного изображения событий. Никто не писал петиций про Red Alert или Singularity, потому что от игр в фантастическом сеттинге игроки не ждут правдоподобности. А от игр про WW2 — ждут. Петиции писали и будут писать. Я вообще считаю, что петиции, как способ выражения мнения — это хорошо. Запрет — не хорошо.

Сергей Галенкин, бывший директор по маркетингу компании Nival

Предотвратить развитие ситуации в негативном ключе могли комментарии со стороны Relic или Sega. Однако сами разработчики достаточно пренебрежительно общались с возмущёнными людьми (в том числе с Баженовым) на форумах и повторяли, что игра «исторически достоверна».

Наши источники описывали ситуацию с разных сторон. Мы настолько честны, насколько это возможно.

Куинн Даффи, руководитель разработки Company of Heroes 2

Всё это привело к тому, что 5 августа «1С-СофтКлаб» выпустила заявление о прекращении продаж физических копий игры из-за многочисленных обращений отечественных геймеров. Впрочем, игру со всеми дополнениями до сих пор можно приобрести в Steam.

Ситуация с Company of Heroes 2 стала знаковой. После этой истории на игровую индустрию обратили пристальное внимание российские чиновники. Разговоры о необходимости контролировать распространение игр начали звучать с пугающей частотой. Это стало заметно уже через полгода.

2014 год

4 февраля, во время заседания экспертного совета Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, состоялось обсуждение происшествия в московской школе №263. Вооружённый старшеклассник ворвался в класс учителя географии, с которым у него был конфликт, и застрелил его. Затем нападавший вступил в перестрелку с двумя охранниками, один из которых погиб, а другой был ранен. Также преступник захватил заложников.

Внимание депутатов привлёк тот факт, что подросток расправился с одной из жертв путём контрольного выстрела в голову. Они посчитали, что научиться этому нападавший мог в одной из игр.

В тот же день депутат фракции Справедливая Россия Олег Михеев внес в Государственную Думу проект об ужесточении продаж видеоигр, сравнив их с продукцией секс-шопов, которую необходимо продавать в недоступных для детей местах. В пояснительной записке депутат ссылается на дела Александра Копцева и Дмитрия Виноградова. Впрочем, законопроект не предполагал полного запрета продажи жестоких игр, как написали некоторые СМИ.

В 2014 году фамилия Михеева ещё несколько раз звучала в контексте видеоигр. 6 февраля он предложил полностью запретить «антироссийские» игры, которые оскорбляют россиян и государство, а также искажают исторические процессы. В качестве примера он привел ситуацию с Company of Heroes 2.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

25 марта стало известно о том, что депутат разработал законопроект о запрете «профашистских» игр на территории России, указывая на игры «Майдан» и Soldiers: Heroes of World War II. Само же обсуждение проходило в контексте событий на Украине.

В 2014 году произошла ещё одна история. В конце сентября стало известно, что «1С-СофтКлаб» отказалась издавать игру Sherlock Holmes: Crimes and Punishments по причине включения в игру вступительного текста с обращением к «Небесной Сотне» — погибшим участникам «Евромайдана». Разработчики из Frogwaves самостоятельно перевели игру на русский язык. Проект был выпущен 30 сентября 2014 года.

2015 год

В январе Роскомнадзор внёс Steam в реестр запрещённых сайтов. Причиной послужила статья «20 причин курить марихуану», опубликованная одним из сообществ в 2011 году. Ведомство грозилось полностью заблокировать площадку, если их требование удалить материал будет проигнорировано. Но всё закончилось благополучно.

История дошла до самих Valve, и провокационный материал был заблокирован. Также выяснилось, что автор статьи уже давно был забанен в самом сервисе.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

2016 год

В июле 2016 года весь мир захватила мания Pokemon Go. Мобильная игра использовала технологии дополненной реальности и предлагала пользователю искать покемонов рядом с собой.

Всего лишь за несколько дней загрузки игры превысили 10 миллионов. О Pokemon Go говорили все: люди, новостные сайты, телевидение. Серьёзный успех, учитывая, что на момент релиза игра была официально доступна только в США, Австралии и Новой Зеландии.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

В России выход игры состоялся лишь в сентябре 2018 года. Но факт отсутствия официального запуска не остановил российских игроков. Pokemon Go стала настолько популярна, что уже к середине июля 2016-го некоторые чиновники выступали с инициативой её запрета.

20 июля ныне покойный депутат КПРФ Борис Вороненков попросил ФСБ и Минкомсвязи ввести запрет на распространение игры в России. Депутат был уверен, что разработкой игры занимались спецслужбы США с целью шпионить за объектами и территориями, расположенными в РФ, а также оказывать психологическое воздействие на людей.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Спустя несколько дней стало известно, что в России запретили ловить покемонов в определённых местах, таких как церкви и суды. Людей даже привлекали к ответственности за нарушение этих правил.

Широкий резонанс получила история блогера Руслана Соколовского, который играл в Pokemon Go в храме. Он был привлечён к уголовной ответственности и внесён в список экстремистов. Основанием послужило оскорбление чувств верующих.

Роскомнадзор также проверял Pokemon Go, однако ведомство не выявило шпионских целей у разработчиков игры.

Несколько раз в 2016 году с инициативой запретить или ограничить распространение некоторых игр выступала Елена Мизулина. В феврале она предложила обратить внимание на онлайн-игры, включающие в себя жестокость, насилие и формирующие «отрицательный образ» России.

Особую озабоченность вызывает засилье онлайн-игр со сценами жестокости и насилия, к которым имеют беспрепятственный доступ дети всех возрастов. Совершенно очевидно, что все подобные продукты должны иметь возрастную маркировку, которая должна быть расширена до «16+» и «18+».

Елена Мизулина, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ

В ноябре 2016 года Мизулина связала игры и обстрел полицейских 15-летними подростками, который произошёл в Псковской области. Чиновница не обратила внимание на тот факт, что к преступлению детей подтолкнуло жестокое отношение и непонимание со стороны родителей — об этом сами преступники рассказали в видеообращении. Мизулина предложила ограничить продажу игр несовершеннолетним путём введения возрастной маркировки всех компьютерных игр по аналогии с кино и книгами.

Игры-стрелялки стирают психологический барьер между реальностью и виртуальным миром.

Елена Мизулина, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ

В самом конце 2016 года депутаты КПРФ ополчились на FIFA 17. Разработчики игры (EA Canada) решили поддержать акцию Английской футбольной премьер-лиги «Радужные шнурки». Акция была инициирована в поддержку ЛГБТ-сообщества. Игроки могли нарядить свою команду в бесплатную радужную форму.

Запретить нельзя разрешить: как в России предлагалось ограничить распространение игр

Так как у серии FIFA отсутствуют ограничения по возрасту, КПРФ увидела в этой акции запрещённую в России пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Валерий Рашкин — депутат партии — призвал проверить игру на соответствие возрастной категории и привести игру «в соответствие с российским законодательством». В случае отказа разработчиков внести требуемые изменения, по словам Рашкина, следовало применить меры «ограничительного характера». Его поддержала также депутат «Единой России» Ирина Роднина.

Так как игра до сих пор свободно продаётся на территории нашей страны, можно сделать вывод, что призывы чиновников ни к чему не привели.

2018 год

1 мая в Москве произошло жестокое убийство студентки 15-летним подростком Алексеем Максимовым. Преступника удалось найти по горячим следам. В материалах дела говорится, что в момент задержания молодой человек сидел за компьютером и играл в PUBG. Канал Mash также сообщил, что Максимов является фанатом аниме. Некоторые СМИ вынесли увлечения подростка в заголовок и утверждали (без источников), что он хотел перенести виртуальный опыт в реальную жизнь.

Актриса и депутат Государственной Думы Мария Кожевникова (сериал «Универ») призвала законодательно запретить играть до 18 лет.

Под записью началось бурное обсуждение предложенной инициативы. Многие пользователи не согласились с точкой зрения актрисы.

В сентябре замглавы администрации президента Сергей Кириенко также высказался о влиянии игр на детей.

Как это ни удивительно звучит, всё чаще начинает звучать термин «детская политика» или «политика по отношению к детям». Мы по факту понимаем, что это происходит. Какие-то вещи, зашивающиеся на уровне образов героев детских компьютерных игр.

Сергей Кириенко, первый замглавы администрации президента РФ

Чиновники давно обратили внимание на видеоигры — и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится. Мы точно ещё не раз услышим об очередной инициативе запретить что-то.

Игры как сегмент медиа пока слабо регулируются в России, а потому являются удобным объектом нападок. И проблема даже не в попытках продвинуть собственную политическую агенду за счёт чего-то, о чём не имеешь представления (хотя и в этом тоже).

Во многих из упомянутых случаев чиновники даже не пытались разобраться в ситуации и понять, почему произошли те или иные поступки. И вот это уже проблема.

11 показ
17K17K открытий
273 комментария

Помню этот случай с "ноу рашн", особенно смешно было с дурика на депутате, который орал что его ребенок в такое играет, хотя игра 18+

Ответить

Так везде одинаково. В Америке тоже самое. Как стрельба в школе, так жесткость в играх виновата. А там те же ограничения в 18+.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

самое смешное он орать начал до выхода игры, начто 1сники (издатели игры) ему сказали, что он пользуется пираткой

Ответить

Еще большинство перевело название миссии как "Нет русским" и даже не осознало, что расстрел мирного населения собственно игроком является опциональным. Зато поагрились знатно.

Ответить

мало того, он с торрента пиратскую версию скачал

Ответить

Кох 2 одна из моих любимых игр, наиграл более 500 часов. Сюжет компании за СССР там наркоманский. Оставим миссию, где надо сжигать дома с людьми, ее поправили одним из первых патчей.
Но там, например, есть миссия, где советские войска окружают немецкий город. После чего доходит развед донесение, что германские солдаты решили переодеться в гражданских и бежать вместе с мирными жителями из города. И игроку надо зенитками и танками расстрелять гражданских бегущих из окруженного города, при этом, если расстреляешь слишком мало - то миссия провалена. Не видел у Баженова про эту миссию, видимо он не дошел. Компания этой игры действительно оскорбительная и просто идиотская.

Ответить