Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Авангардисты, визионеры, пионеры видеоклипов и мультимедийных проектов, вдохновившие многих музыкантов.

Внимание! Вы ступаете на территорию авангардной музыки. Чтобы убедиться, что вам стоит включать композиции и видео из этого поста, посмотрите одноминутный клип The Residents. Это не самое мейнстримное, что делала группа, но и далеко не самое странное.

Если вы посмотрели этот клип и не знаете, как отреагировать на него, то сходите прогуляться, попейте чая, посмотрите какой-нибудь фильм, сыграйте во что-нибудь или почитайте на сайте другой пост. Если и после этого вы не разобрались в своих ощущениях, но всё ещё не можете выкинуть из головы эту музыку и образы из клипа — вы на правильном пути, хотя ещё не понимаете этого.

В мире полным-полно всяких необычных музыкантов. Есть группа, где вокалисты — самые настоящие псы. Коллектив из России исполняет песни на придуманных им языках и остаётся анонимным. Последние шесть лет выступает группа, где все музыканты одеваются как Нед Фландерс, а тексты их песен по большей части состоят из его цитат. Один из самых виртуозных гитаристов вечно носит на голове маску и ведро от крылышек из KFC, чтобы остановить «куриный холокост».

Но The Residents держится особняком даже в таком странном списке. Эта группа опережала своё время, а выходки её участников удивляют даже спустя многие десятилетия. The Residents давно обрела культовый статус, плоды её творчества выставляются в музеях, а на её песнях выросло немало музыкантов. При этом The Residents до сих пор почти успешно удавалось сохранять анонимность.

Говорят, что можно забыть о человеке всё, кроме того, какого он был пола.

THE RESIDENTS бесполы.

Следующая по запоминаемости вещь — лицо.

THE RESIDENTS безлики.

Третье, что приходит в голову, когда вспоминаешь человека — его характер.

THE RESIDENTS лишены всякой индивидуальности.

Мэтт Грейнинг, глава фан-клуба W.E.I.R.D. группы The Residents в 1979 году; автор «Симпсонов»
Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Жители 167½ 17-й авеню, Сан-Матео

Честно говоря, мы, скорее всего, никогда не узнаем «настоящую» историю группы.

Дядя Вилли, создатель фан-клуба UWEB группы The Residents

The Residents, за единственным исключением, никогда не афишировали личности членов группы. Они использовали много поддельных имён, во время концертов прятали свои лица. Одно время даже ходил слух, что на самом деле The Residents — это участники The Beatles, которые после распада группы тайком ударились в экспериментальную музыку.

Хотя есть одна лазейка, позволяющая установить личности «резидентов». Дело в том, что в 1976 году, когда группа уже немного прославилась, четыре «друга» The Residents — Харди Фокс, Гомер Флинн, Джей Клем и Джон Кеннеди — создали пиар-компанию The Cryptic Corporation, чтобы всячески продвигать коллектив. Почти наверняка именно они — оригинальный состав The Residents. Тем более, когда в 2018 году умер Фокс, его официально назвали основателем группы.

Но для широкой аудитории The Residents всё равно оставались анонимами. На публике под масками мог скрываться кто угодно, а история группы — до сих сплошные белые пятна и мифы. Так группа развязала себе руки, чтобы во всём следовать теориям некоего Н. Сенады.

Самое полное фото участников The Cryptic Corporation
Самое полное фото участников The Cryptic Corporation

Кто такой Н. Сенада? Есть несколько версий.

Продюсеры группы утверждали: он — гениальный немецкий композитор-авангардист и теоретик музыки. В 1937-м он записал пьесу Pollex Christi, которую составил по большей части из кусков «Симфонии № 5» Бетховена и Carmina Burana Орфа, а также беззвучных моментов, которые слушатель мог заполнить самостоятельно и превратиться в соавтора. Но из-за своих убеждений Н. Сенада не стремился к славе, так что о нём почти ничего не известно.

В 70-х он переехал в Калифорнию, где помог The Residents записать несколько альбомов — он даже указан как их соавтор. Время от времени он пропадал с радаров группы. Очередное исчезновение стало последним: Н. Сенада тихо умер в 1993 году. В память о нём «резиденты» записали свою версию Pollex Christi.

Предполагаемая фотография Н. Сенады
Предполагаемая фотография Н. Сенады

По другой версии, на самом деле Н. Сенада — это капитан Бифхарт. Он был художником, саксофонистом, создателем авангардной музыкальной группы Captain Beefheart and the Magic Band и человеком, специально окружившим свою личность громадным количеством легенд. Сейчас про капитана Бифхарта помнит не так много людей, но его творчество вдохновило кучу музыкантов — от The Velvet Underground до Red Hot Chili Peppers, от Тома Уэйтса до Курта Кобейна.

Его влияние хорошо заметно и в раннем творчестве The Residents. Группа пыталась записываться на том же лейбле, что и Captain Beefheart and the Magic Band. Да чего уж там говорить — «резиденты» одно время жили почти что по соседству с капитаном Бифхартом.

Фрэнк Заппа и капитан Бифхарт. Альбом <a href="https://youtu.be/aF0g-2SeoMM" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Trout Mask Replica</a> Бифхарта, спродюсированный Заппой, попадает в списки лучших альбомов всех времён с завидной для столь авангардной музыки регулярностью
Фрэнк Заппа и капитан Бифхарт. Альбом Trout Mask Replica Бифхарта, спродюсированный Заппой, попадает в списки лучших альбомов всех времён с завидной для столь авангардной музыки регулярностью

По ещё одной версии, за образом Н. Сенады изначально скрывался Гарри Парч — композитор, теоретик музыки, изобретатель музыкальных инструментов, экспериментатор и большой любитель 43-тоновой системы с прочими нехарактерными для традиционной западной музыки вещами. До 60-х он был почти безвестен и даже был вынужден десять лет бродяжничать. Да и потом о нём узнали в основном в академической среде — Парч не особо любил привлекать к себе внимание.

Хотя уже после основания The Residents немолодой Гарри Парч нередко писал музыку для экспериментальных фильмов и театральных постановок и мог пропагандировать свои идеи авангардным коллективам. В некоторых треках The Residents отчётливо видны его концепции, но музыканты могли их почерпнуть и из книг Парча.

Гарри Парч
Гарри Парч

Впрочем, Н. Сенада мог и не быть ничьим альтер-эго: возможно, это собирательный образ неизвестного музыкального гения-авангардиста. Хотя кто знает: вдруг за этим именем скрывается кто-то совсем неожиданный?

Но выдуман он или нет, не столь важно: его теории безвестности и фонетической организации по сути сделали The Residents такими, какими мы их знаем.

Н. Сенада и The Residents
Н. Сенада и The Residents

Теория безвестности гласит о том, что художник творит чистое искусство лишь оставаясь безвестным, чтобы не подстраиваться под ожидания аудитории. Именно благодаря этой теории The Residents решили оставаться анонимными и творить экспериментальную музыку.

По теории фонетической организации, музыкант должен прежде всего работать над звуками, из которых будет составлять мелодии и ритмы со всем прочим, а не сперва задумываться о музыке, а затем творить звуки. Потому «резиденты» так часто занимались сэмплированием и мэш-апами.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Кстати, а почему всё-таки The Residents так называются?

С 1967 по 1969 год четверо бывших соседей по комнате из Луизианского Технологического института постепенно перебрались в калифорнийский город Сан-Матео. Там они начали собираться вместе в одной квартире, чтобы рисовать картины, делать фотографии, заниматься шелкографией и прочим, что было хоть как-то связано с искусством и могло принести деньги. В 1971-м Гомер Флин даже основал небольшую полиграфическую компанию Porno Graphics.

Все будущие «резиденты» обожали музыку и постоянно записывали свои репетиции, импровизации и всякие эксперименты на двухкатушечный магнитофон, который Флину подарил незнакомый ему ветеран Вьетнамской войны. Так как они постоянно меняли стиль исполнения, друзья долго не могли определиться с названием. Они перепробовали несколько десятков названий, среди которых были Delta Nu, Loss Leaders, Ensenada and Spontaneous Cumbustion, Ivory and the Brain Eaters и The College Walkers.

Большинство треков тех времён не сохранилось. Да и сами музыканты немного стыдятся своего тогдашнего творчества. Их композиции тогда звучали, по мнению группы, недостаточно хорошо. К тому же, тогда они слишком эпатировали публику: даже по меркам эксцентричных The Residents кустарная обложка сборника записей под названием Baby Sex, где девушка делала минет якобы младенцу, выглядела уж слишком ужасно.

Одно из выступлений будущих The Residents с Маргарет Сватон
Одно из выступлений будущих The Residents с Маргарет Сватон

В 1972 году друзья в очередной раз попытались прорекламировать своё творчество лейблу Warner Bros. Records, с которым тогда сотрудничал капитан Бифхарт. Продюсеры прослушали записи группы и послали ей в ответ письмо с вежливым отказом. Лейбл в качестве адреса письма написал «Жителям 167½ 17-й авеню, Сан-Матео» (Residents, 167½ 17th Avenue, San Mateo).

Музыкантам настолько понравилась эта потрясающе обезличенная формулировка, что они решили назвать свою анонимную рок-группу The Residents.

The Beatles, нацисты, эскимосы и рекламная пауза

В том же 1972 году группа переехала из своей крохотной квартирки в Сан-Матео в просторный сан-францисский склад. Раз уж ни один из существующих лейблов не хотел издавать их записи, The Residents решили создать свой независимый лейбл Ralph Records и самостоятельно распространять свои песни. Название лейбла — отсылка к популярной тогда фразе «calling Ralph on the porcelain telephone» («звонить Ральфу по фарфоровому телефону»), означавшей рвоту.

Первый официальный альбом группы, названный Meet the Residents, получился как-то сам собой. По сути, его собрали в 1974-м из записей с вечеров импровизации группы, откуда вырезали для альбома самые удачные куски. Музыкантам тогда помогал гитарист, которого они прозвали Snakefinger: он приехал из Англии, а когда у него заканчивалась виза, The Residents помогла ему со свадьбой.

Snakefinger в окружении The Residents
Snakefinger в окружении The Residents

«Резиденты» признаются, что тогда они ещё толком не умели петь и играть на музыкальных инструментах. Но в этой сырой авангардной жанровой смеси, где всё-таки преобладал рок, уже слышалось то самое звучание группы — хаотичное, порой откровенно стёбно-пародийное, порой жутковатое, но в итоге завораживающее своей странностью.

На обложку ради привлечения внимания они поместили разрисованные лица «ливерпульской четвёрки» с пластинки Meet the Beatles. Поговаривают, что кто-то из «битлов» такой подход оценил, но затея The Residents едва не привела к суду с EMI и Capitol. Пришлось в новых версиях альбома изображать музыкантов с головами морских гадов.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Тогда у Ralph Records с деньгами было туго: не хватало даже на нормальную рекламу творчества группы. Музыкальные магазины не спешили продавать такой безумный альбом, а выступать с концертами товарищи не очень-то хотели: это легко могло нарушить их анонимность.

Чтобы об альбоме хоть кто-то узнал, The Residents пришлось написать ужатую до 8 минут версию, которую бесплатно распространяли в форме гибких грампластинок в канадском журнале для художников File Magazine и в студенческом издании Bay Area Friday. Но читатели из-за обложки посчитали это каким-то розыгрышем.

В итоге за целый год удалось продать всего сорок пластинок. Причём часть из них вернули в нераспакованном виде.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Но The Residents не унывали. Уже через год они записали куда более удачный альбом — The Third Reich 'n Roll. По словам Мэтта Грейнинга, двое «резидентов» за тот год угодили в любовный треугольник, отчего устроили очень неловкую кулинарную дуэль в местном Чайнатауне.

Концепция альбома — сравнение американской поп-культуры 60-х с музыкой Третьего Рейха. Для этого «резиденты» брали известные англоязычные песни тех времён, перемешивали, записывали поверх них свои искажённые каверы, перемешивали, поверх каверов записывали всё новые и новые материалы, перемешивали — а затем почти целиком удаляли из записей оригинальные песни. Ну, и снова всё перемешивали.

Результат был потрясающий — многие каверы вообще не узнать. К примеру, в конце восемнадцатиминутной композиции Hitler Was A Vegetarian специфический кавер In-A-Gadda-Da-Vida плавно перетекал в ещё более своеобразную смесь из Hey Jude и Sympathy For The Devil.

The Residents на промо-материале к альбому
The Residents на промо-материале к альбому

Обложка The Third Reich 'n Roll вызвала ещё больший скандал. Там на фоне танцующих гитлеров стоял телеведущий Дик Кларк в нацистской форме с морковкой в руке. Потом пришлось рисовать менее провокационную обложку — или цензурить все свастики и всех гитлеров.

The Third Reich 'n Roll за 1976 года уже разошёлся тиражом в тысячу копий, а продажи Meet the Beatles наконец-то перевалили за сорок экземпляров.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Дела у группы понемногу шли в гору. Она отточила свой необычный стиль. Два сингла — The Beatles Play The Residents and The Residents Play The Beatles и намеренно отвратительный кавер на I Can't Get No Satisfaction — разошлись неплохим тиражом.

Появилась The Cryptic Corporation, а на их лейбле со временем начали записываться и другие группы. Одну из них, Yello, вы точно слышали: до того, как удариться в несколько более мейнстримную музыку, она на двух первых альбомах сильно подражала The Residents. Послушайте хотя бы их две первые песни с альбома Solid Pleasure.

Даже если вы не знаете название группы Yello, вы уж точно помните эту песню о Солнце и Луне

Свою следующую пластинку, Fingerprince, в коллективе задумывали сделать трёхсторонней. Да, звучит как абсурдная шутка. The Residents в итоге отказались от этой идеи и перенесли песни с третьей стороны на мини-альбом Babyfingers. Концепцию трёхсторонней пластинки реализовала Monty Python на альбоме Matching Tie And Handkerchief 1973 года: суть в том, что на второй стороне пластинки есть две непрерывные канавки, позволяющие записать две непересекающиеся аудиодорожки.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Из-за проблем с выходом альбома Eskimo (о нём чуть позже) The Residents были вынуждены всё-таки выпустить в 1978-м альбом Not Available. Его группа записала ещё за четыре года до этого, но по теории безвестности решила выпустить только тогда, когда забыла бы о нём сама. К тому же альбом вышел слишком личным — он целиком посвящён как раз тому самому любовному треугольнику.

Ещё через месяц всё из-за тех же проблем с альбомом Eskimo вышел двойной альбом Duck Stab/Buster & Glen. Концептуально он был немного проще прошлых работ группы, зато продавался гораздо быстрее. The Residents это даже немного пугало — слава плохо уживается с анонимностью.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

По легенде The Residents, идея альбома Eskimo появилась ещё в 1976 году. Тогда Н. Сенада вернулся из экспедиции в Арктику. Оттуда он привёз группе баллон с арктическим воздухом и аудиозапись с завываниями ветра.

Это так вдохновило «резидентов», что они загорелись желанием посвятить альбом эскимосской культуре. Но не настоящей, а той, какой её изображала западная поп-культура — вроде реклам Coca-Cola и нелепых выдумок. Так что там есть куча песнопений на тарабарщине, рекламных слоганов на ломаном английском и жестокости: младенцы замерзают насмерть при рождении или их убивают во время ритуала, дети пропадают без вести, от бесконечной зимы инуиты сходят с ума.

Чтобы ещё сильнее подчеркнуть концепцию альбома, группа почти не использовала обычные музыкальные инструменты. Синтезаторным завываниям вторили самодельные инструменты, звуки природы и голоса, которые по большей части вели немузыкальные разговоры на ненастоящем языке и кричали. И всё это каким-то образом удалось превратить в самую настоящую музыку благодаря теории фонетической организации и многим часам сэмплирования.

Хотя The Residents боялись, что Eskimo посчитают чересчур скучным и претенциозным, за такую новаторскую работу их даже номинировали на Грэмми в 1980-м — но в последний момент убрали из номинантов. Хотя группа всё-таки посидела во время вручения статуэток за столиком рядом с Донной Саммер.

Eskimo был знаковым альбомом для группы ещё и благодаря обложке. The Residents сперва хотели изобразить серебряную сферу, символизирующую арктические туманы, с чёрным цилиндром сверху. Но от идеи отказались в пользу образа, рождённого благодаря немецкому киноэкспрессионизму. Так на обложке появились четыре человека в смокингах, в масках в виде глазных яблок и в цилиндрах. Именно в таком виде многие и запомнили группу.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

В 1980-м The Residents выпустили Commercial Album, где высмеивали концепцию поп-песен. Для пластинки записали сорок одноминутных песен, стилизованных под рекламные джинглы — но несмотря на звучание, тексты многих песен оттуда предельно депрессивны. По словам группы, для получения законченной поп-песни каждый трек нужно было включить три раза подряд.

Ещё лучше коммерческую «суть» альбома подчёркивала его реклама. Так, у сан-францисского радио KFRC, тогда одного из самых популярных в стране, «резиденты» скупили сорок одноминутных рекламных слотов, чтобы радио трое суток почти беспрерывно крутило их песни.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Хотя Commercial Album — первый альбом The Residents, который официально выходил даже за границей, он продавался достаточно скверно. Не очень хороши были и продажи альбомов Mark of the Mole и The Tunes of Two Cities — незаконченной трилогии в шести частях о противостоянии народов «кротов» и «голавлей».

The Residents после 1972 года дали только один концерт, но в 1982-м решились на своё первое турне по США и Европе. Однако вместо обычных выступлений группа устраивала настоящие театрализованные представления с продуманными декорациями и необычными костюмами.

Тур проходил отвратительно.

Посреди него из The Cryptic Corporation (то есть из группы) ушли Джей Клем и Джон Кеннеди. Они устали финансировать перманентно бедствующий коллектив. Но The Residents хоть в чём-то повезло: под масками мог выступать кто угодно.

Критики восторгались музыкой, декорациями и костюмами. А зрители вообще не понимали, как реагировать на выступления The Residents.

В итоге Флинн и Фокс потеряли не только те деньги, которые у них были, но и деньги, занятые у родственников. Однако The Residents продолжили существовать.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

I want my MTV

Перемотаем на десять лет назад.

«Резиденты» были не только музыкантами, но художниками. Потому нет ничего неожиданного в том, что они захотели снять свой фильм — его назвали Vileness Fats («Жиры мерзости»).

Фильм снимали в подвале под студией The Residents. Чтобы главные герои хоть как-то там уместились, их сделали карликами. Под впечатлением от «Кабинета доктора Калигари» все декорации — к слову, картонные — сооружали в стиле немецкого экспрессионизма, а для экономии использовали чёрно-белую плёнку, отчего фильм ещё сильнее напоминал кино 20-х. Сюжет был экспрессивно фантасмагоричен.

Кадр со съёмок Vileness Fats
Кадр со съёмок Vileness Fats

Съёмки шли по вечерам, в свободное для группы время. The Residents финансировали работу над фильмом из своих карманов — кто-то даже вынужден был ради него продать свой автомобиль.

Так создание фильма растянулось на четыре года, а группа успела наснимать четырнадцать часов материала. При этом удалось экранизировать только две трети сценария, который всё разрастался и разрастался. Денег не хватало. Съёмки пришлось забросить. Тем более, технологии съёмки устарели настолько, что для продолжения работы над фильмом пришлось бы целиком переснимать примерно всё.

Получасовой фильм «Что случилось с Vileness Fats?»

В 1977 году The Residents купили один ветхий кинотеатр, чтобы показывать там фантастические фильмы и снимать время от времени новую версию Vileness Fats. Но местные жители почему-то посчитали, что там будут крутить гей-порно, и вынудили группу уйти.

Ещё восемь минут футажей Vileness Fats

Но это всё равно не отбило у «резидентов» желание снимать кино.

Во время продвижения The Third Reich 'n Roll музыканты сделали небольшую выжимку из альбома и сняли короткое видео. По большей части оно состояло из отрывков Vileness Fats и выступления группы в костюмах из газеты в комнате, обклеенной газетами.

Для рекламы альбома группа договорилась о показе ролика на австралийской передаче Flashez. Так The Residents создали одно из первых музыкальных видео на телевидении. Да, после видео Bohemian Rhapsody — но зато гораздо раньше остальных групп, которых считают пионерами клипмейкинга.

Правда, из-за видео у группы случились новые проблемы. Название альбома, появление в финале клипа Гитлера и костюмы, напоминающие одежды куклуксклановцев, наводили о мысли о расистских взглядах музыкантов. Но The Residents лишь смеялись над нацистами, а такая форма масок из газеты — попросту самая элементарная.

В 1979-м The Residents создали клип на песню Hello Skinny. Изначально планировалось сделать его первым в серии видео по мотивам альбома Duck Stab — но не сложилось.

Группа сняла в клипе инвалида, считавшего себя Брижит Бардо. Он вышел из психиатрической лечебницы, потому что тогдашний губернатор Рональд Рейган урезал финансирование подобных заведений. С Бардо удалось снять всего пару десятков секунд материалов — через пару дней его уже никто не мог найти. В итоге в разные сценки пришлось вмонтировать снимки с ним.

Hello Skinny часто крутили по телевидению в 80-х. Но только не на MTV — его там посчитали чрезмерно жутким.

А вот остальные работы группы любили крутить на MTV даже несмотря на авангардное звучание. Просто в начале 80-х из музыкальных видео больше особо нечего было крутить — клипмейкерство только-только зарождалось.

Видеоклипы сильно помогали The Residents находить новых поклонников, причём порой в самых неожиданных местах. Так, в Нидерландах трек Kaw-Liga, семплированный из Billie Jean Майкла Джексона, даже успел на некоторое время возглавить вершины местных чартов.

Дела у группы постепенно нормализовались.

The Residents относительно спокойно отыграли концертный тур, посвящённый тринадцатой годовщине основания группы. Правда, однажды одну из масок в виде глаза украли, отчего пришлось срочно придумывать ей замену. На следующий день тот большой глаз нашли на улице в мусорной урне, а маску в форме чёрного черепа сделали одним из ключевых образов группы.

The Residents активно продолжали писать альбомы. Правда, останавливаться на них подробно мы не будем. Среди них есть много всего интересного: рассказ о трагедии Элвиса Пресли через его песни, история эксплуатации сиамских близнецов-целителей, сборники каверов на Гершвина и Джеймса Брауна — все альбомы группы так или иначе интересны. А их за всю карьеру The Residents успели сделать около полусотни.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

Плохой день в Мидуэе

The Residents всегда интересовались новыми технологиями. Уже в 1981-м они задумывались о том, чтобы сделать игру на Atari 2600 по мотивам альбома Mark of the Mole.

По задумке группы, игрок управлял кротом. Он должен был идеально повторять услышанные им мелодии, выстукивая их молотком по стенкам пещеры. Это могла быть одна из первых музыкальных видеоигр вообще.

Но Atari посчитала эту концепцию слишком сложной, а потому отменила игру, когда она была готова уже на 75%. Хотя даже во время активной разработки про неё почти никто ничего толком не слышал даже в самой Atari — лишь во время одного рекламного ролика она промелькнула на две секунды.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

В следующий раз The Residents вплотную занялись мультимедийными проектами только в 90-х — но и тогда они были почти впереди всех. Когда в 1993 году альбом Cyberpunk Билли Айдола считался крайне прорывным из-за активного продвижения за счёт компьютеров и лазерных дисков, The Residents уже два года как выпустили свой мультимедийный диск и работали над несколькими новыми релизами на CD.

Их первым CD была простая часовая компиляция старых клипов группы и простеньких анимаций для пары треков. Но уже с новым диском в комплекте с альбомом шла десятиминутная выжимка песен с него — её сопровождала целая куча CGI-анимаций. В те времена, когда только-только начал выходить мультсериал ReBoot, а в клипах 3D-графику чаще использовали группы с куда большими бюджетами, такое действительно впечатляло.

А потом The Residents и вовсе выпустили две видеоигры.

Voyager Company по заказу группы создала линейную и элементарнейшую Myst-образную адвенчуру по мотивам альбома Freak Show. Но своим стилем и графикой она впечатляет даже сейчас. А появилась игра лишь потому, что группа провела ряд успешных концертов и не хотела, чтобы наработки оттуда пропали зря. К тому же к диску прилагался комикс от Dark Horse, дополняющий историю из игры.

В 1995 году студия Inscape разработала лучшую игру The Residents — Bad Day on the Midway. И она настолько странная, что её даже описать трудно — хотя на первый взгляд она походит на типичный Myst-оид.

По сюжету, в психоделичный и крайне сюрреалистичный разваливающийся парк развлечений веселиться приходит мальчик по имени Тимми. Но игрок волен вселяться в тела и других персонажей, которых встречает Тимми. Инвентаря нет, головоломок в привычном понимании — тоже, можно лишь наблюдать и исследовать мир.

Перемещаясь от персонажа к персонажу, игрок постепенно узнаёт сюжет. Выясняется, что нужно остановить серийного убийцу, не вступая с ним в бой — для этого нужно выполнить определённые действия, частично выбранные рандомизатором. При этом игра идёт в реальном времени, есть куча развилок с пятью концовками, а главный герой может умереть.

Bad Day on the Midway обволакивала своей атмосферой и поражала стилем. Даже среди других игр на Macromedia Director, славящихся своей причудливостью и зашкаливающей художественностью, игра от The Residents удивляла.

Самая странная рок-группа в истории: четверо неизвестных из The Residents

В 1998 году Рон Ховард заинтересовался возможностью экранизировать Bad Day on the Midway и предложил Дэвиду Линчу снять сериал по мотивам игры. Режиссёр долго метался между этим проектом и сериалом «Малхолланд Драйв» по своему оригинальному сценарию. В итоге Линч отказался от работы над экранизацией. Почему на съёмки сериала не назначили кого-то другого — неизвестно.

Дэвид Линч на съёмках «Малхолланд Драйва»
Дэвид Линч на съёмках «Малхолланд Драйва»

С 1996-го по 1998-й The Residents пытались выпустить свою новую игру, I Murdered Mommy, но Inscape обанкротилась, и от этой идеи пришлось отказаться.

Глаза, всюду глаза

Ещё в 90-х The Residents считались самыми настоящими классиками авангардной музыки, но они не прекращали регулярно выпускать новые альбомы, снимать видеоклипы и устраивать концерты.

Причём альбомы не теряли оригинальности. Визуально у группы всё по-прежнему было вычурно, а концерты всё так же походили на экспериментальные театральные постановки. Чего стоит хотя бы концерт по альбому Wormwood, где «резиденты» пели про самые любопытные истории из Библии, прямо ссылаясь на соответствующие отрывки. Например, среди костюмов была огромная накладная грудь для песни по мотивам истории Иаиль.

Вот только The Residents настолько сильно повлияли на культуру, что уже перестали удивлять, как в былые времена. А за новыми веяниями и технологиями группа уже не поспевала.

Кого сейчас удивить группой, что постоянно скрывается за масками? Daft Punk уже даже успела распасться, а Gorillaz целых 20 лет исполняют песни от лица мультипликационных персонажей. Хотя именно The Residents одними из первых начали скрывать свои лица и придумывать самые невероятные образы.

The Residents теперь звучат не так безумно. Другие группы смешивали их стиль с новыми музыкальными жанрами — или же вовсе, вдохновляясь их примером, придумывали нечто новое. Майк Паттон при создании Mr. Bungle ориентировался именно на The Residents. Лес Клейпул из Primus вообще заявил, что песня Constantinople от The Residents настолько въелась ему в голову в детстве, что он даже поёт, подражая этой группе.

Вы знаете Primus хотя бы по заставке к «Южному парку»

Да и вообще — о чём тут говорить, если The Residents после всех своих экспериментов превратились в часть поп-культуры. Их образ узнаваем, на них делают отсылки во множестве произведений. Кого теперь удивить маской в форме глазного яблока, если её уже спародировали в «Симпсонах»?

Внезапное появление людей в костюмах The Residents на концерте поп-певицы Ke$ha
Внезапное появление людей в костюмах The Residents на концерте поп-певицы Ke$ha

Даже после смерти лидера группы The Residents не распались и планируют писать музыку дальше. Ведь The Residents — это не группа, а образ, за которым может быть кто угодно. Хотя теперь они — скорее часть истории, которая продолжает вдохновлять новые поколения авангардных музыкантов.

Стенд с творчеством The Residents в музее современного искусства
Стенд с творчеством The Residents в музее современного искусства
3939 показов
8.8K8.8K открытий
22 репоста
23 комментария

Огромное спасибо за статью!
Удивительно, но я как прожженный фанат удивлён, что:
1) Кто-то этой темой всё ещё интересуется
2) Кто-то написал об этом статью
3) Кто-то написал отличную статью с разбором по теме!

Очень давно порывался написать о них. И до запуска музыкального раздела и после, и всё никак не поднимались руки.

В общем, большое спасибо.
Может, я как-нибудь отважусь и напишу какую-нибудь статью про них.
Ну или рефлексию, как клянчил у Дона Харди субтитры, в рекордное время перевел фильм "Theory of Obscurity" и получил по шапке от правообладателей, загубив их приезд в Россию один разок.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Посмотрите клипыАвтор ограничил доступ к видео. 
🤦

Ответить

резидентс круто

Ответить

Суперинтересно, требую больше подобного

Ответить

Глаз живёт в Глазго. На улице Глазной.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить