"Подари человеку пули, и он попросит ружьё!" Ретро-обзор на Serious Sam 2

"Подари человеку пули, и он попросит ружьё!" Ретро-обзор на Serious Sam 2

Serious Sam 2 - наверное, самая противоречивая часть серии. Кто-то превозносит её за ураганный геймплей и разнообразие локаций; кто-то, напротив, не любит её мультяшный стиль и чрезмерную затянутость. Истина же где-то рядом. Но стоит признать, что SS 2 продукт своей эпохи; от неё так и веет бунтарским духом середины 00-х, когда разработчики экспериментировали с жанром, как могли. Может быть поэтому Croteam впоследствии откажутся от того, что было в сиквеле и вернут серию к корням?

Сегодня хотелось бы поговорить о том, что из себя представлял Serious Sam 2 и почему на сегодняшний день это часть выглядит белой вороной на фоне своих собратьев. И справедливо ли это.

Serious Sam 2 - самая СЮЖЕТНАЯ игра в серии

И дело не в многочисленных роликах (по две на каждую миссию, коих 42), а в том, что создатели действительно попытались расширить вселенную Сэма и столкнуть нашего героя лицом к лицу с могущественным Менталом; правда, в какой-то момент, всё пошло не так, и авторы не до конца поняли свою задумку - то ли они действительно намеревались вести героя по новому пути, то ли же просто потролили своих фанатов.

Игра стартует сразу же после финала “Второго Пришествия”. Сэм находит на Земле ещё один корабль и уже вовсю мчится на базу к Менталу. Но на середине пути героя “перехватывают” старейшины (синие лопоухие человечки) и говорят, что тирана можно уничтожить лишь с помощью особого амулета. Но есть нюанс - амулет разбит на пять частей, каждый из которых хранит у себя прислужник Ментала на своей планете. Задача Сэма - собрать артефакт, отключить барьер вокруг планеты Ментала и уничтожить коварного пришельца раз и навсегда.

И ведь дождались...<br />
И ведь дождались...

Первое, что бросалось в глаза - наличие самой истории, которая развивалась в течении всего прохождения. Напомню, что в предыдущих частях роль сюжета выполняла строка в духе “Пройди от точки А к точке Б потому что тебе надо спасти мир”, а всё остальное брал на себя геймплей. Да, там была завязка и концовка, но и то они выполняли чисто номинальную роль. Если же кому не терпелось почитать всегда можно было обратиться за помощью к местному ИИ Инертан, в которой содержалась информация вообще обо всём, что видел перед собой игрок - короче говоря, мини-Википедия. “Второе пришествие” шло по тому же пути.

Второй Сэм, напротив, вываливает на игрока гору историй и ставит перед собой амбициозную задачу наделить окружающий мир подобием жизни. Куда бы ни пришёл Сэм, он всегда окажется в эпицентре локального конфликта в духе “местных жителей прессует злой тиран”, а у этого тирана, как назло, и нужно забрать артефакт. Особенно вспоминается фэнтезийная планета, где местную принцессу похитил злой дракон, а впоследствии окажется, что и сама принцесса не прочь захомутать дракона, и в итоге бедному монстру придётся сражаться с Сэмом за “право” “спастись” от девицы.

Не показывайте этот скриншот Nintendo<br />
Не показывайте этот скриншот Nintendo

Да, эти микроистории не выглядят оригинальными, скорее всего они даже не запомнятся; но они есть и именно это делает Serious Sam 2 такой, какая она есть - живой, безбашенной… и несерьёзной.

Serious Sam 2 - самая НЕСЕРЬЁЗНАЯ игра в серии

Главная фишка сиквела - её мультяшный стиль. Это и козырь, и дамоклов меч, и именно этот факт делит фанатов на два лагеря: кому-то “несерьёзный” Сэм пришёлся по вкусу, кому-то - нет. Скажем проще - если первая игра воспринималась, как “пародия” на Doom, но всё же старалась не выходить за рамки SiFi, то вторая больше похоже на детский сериал про крутого героя.

С чего бы начать… наверное, с персонажей. Модели врагов изобилуют гипертрофированными чертами, которые должны были вызывать у игроков чувство творящегося на экране цирка. Огромные монстры с маленькими тупыми головами, синие чебурашки в роли местных помощников, тролли в футбольных униформах, ракетчики в майках-алкоголичках, зомби в деловых костюмах, клоуны на одноколёсных велосипедах… и это лишь малая часть местного зоопарка, которая рушит и без того хрупкий намёк на адекватность происходящего.

Местные любят серьёзного Сэма<br />
Местные любят серьёзного Сэма

Но это что касается новых противников. Старые тоже подверглись ребрендингу. Например, безголовые камикадзе перестали быть безголовыми - теперь на их шеях красуются бомбы со злобными минами; а быки-оборотни превратились в заводных игрушек. Роль местных ракетчиков теперь исполняют орки в бронекостюмах, а гарпии обзавелись ярко-розовыми крыльями. Словно перед тобой не монстры, а забавные игрушки, которые волею злобного колдуна превратились в чудовищ. Диссонанс как он есть.

И да, не редки случаи, когда яркие цветастые уровни соседствуют с мрачными болотами и огненными пещерами, однако и там авторы не забывают “рассмешить” игрока какими-нибудь хихикающими ведьмами.

Вообще, Сэм 2 со всех сторон пытается казаться смешной и лёгкой, особенно по части настроения. В первую очередь это касается главного героя, который стал отпетым балаболом. Да, большинство его фраз ещё хочется растаскивать на цитаты (“У вас есть пять секунд, чтобы объяснить, что здесь происходит; и две из них уже прошли!”), но в большинстве случаев он выглядит, как Александр Невский, который решил переквалифицироваться в комедийного актёра - все вокруг только и говорят о том, какой Сэм крутой и бесстрашный, а сам он готов часами стоять у ворот и просить кого-нибудь по ту сторону открыть их.

Финальный бой - он трудный самый<br />
Финальный бой - он трудный самый

Или другой пример местного юмора: в одном из роликов чебурашкам нужно было призвать огромную обезьяну для финального боя. Попробовали традиционным шаманским способом - не получилось. Заменили барабаны на оборудование для диджея - и вуаля, злобная горилла пошла на зов. Плюс, хватает шуток на тему четвёртой стены, особенно когда Инертан обвиняет героя, что он не мылся с первой части, или когда Сэм звонит разработчикам и просит их прислать босса для завершения уровня.

Но когда мы говорим о местном юморе не грех упомянуть и… концовку игры. Что бы вы понимали, представим ситуацию: добрые родители пообещали купить вам дорогую игрушку, если вы отлично закончите учебный год. И вот вы старались, не спали ночами, безвылазно сидели за учебниками… Но ваши усилия не прошли напрасно - в этом году вы стали круглым отличником!

И вот вы бежите домой, с замирающим сердцем показываете родителем аттестат, уже представляя себе как будете днями напролет наслаждаться долгожданным подарком… как вдруг родители заливаются громким насмешливым хохотом и показывают на вас пальцем. “Ну ты дурачок! Ты чё, поверил нам что ли?! Аахахаха, все, гуляй!”. Разочарованию нет предела…

По пути на работу...<br />
По пути на работу...

Вот так и работает сюжет в SS 2. Героя (и игрока) проносят через все круги ада, чтобы в конце слить все его достижения в унитаз, да ещё и подать это с шутками-прибаутками. Вот и думай, что это было - постирония от разработчиков или дешёвый клиффхенгер с заделом на будущее продолжение. Которого, кстати, до сих пор и нет. Как и самой второй части - на реддите ходят слухи, что сами Croteam не в восторге от игры и предпочли сделать его неканоном, признав, что все события были всего лишь сном собаки.

На мой взгляд не очень справедливо. Да, мультяшность Сэма тогда казалась чем-то нелепым, но по прошествию времени не могу сказать, что это было её главным недостатком. Хотя бы потому, что были другие, гораздо существенные.

Serious Sam 2 - самая ДОЛГАЯ игра в серии

И это не преувеличение - всего 42 уровня, поделённых на 7 сегментов (планет). Звучит впечатляюще, но на деле оказалось, что проходить SS 2 было очень утомительно.

Казалось бы - всё на месте. Куча пушек, куча монстров, на фоне играет задорный саундтрек, который хочется переслушивать по пути на работу; бесконечный экшен, мясо, драйв. Но всё было бы хорошо будь игра короче примерно на ⅓. На первых десяти уровнях тебе ещё кажется, что у игры нет недостатков - беги себе да стреляй; но когда ты уже на двадцатом или тридцатом, ты понимаешь, что разработчикам больше нечем было порадовать игрока. Каждый раз происходит одно и то же, и с каждым разом ностальгическое веселье почему-то начинает испаряться из памяти, оставляя после себя лишь одно - желание поскорее закончить игру.

После тяжелого боя...<br />
После тяжелого боя...

В первых частях геймплей был прямым, как палка, но не успевал надоедать благодаря небольшой длительности - каждая из “пришествий” проходилась часов за 5-6. Коридорные уровни успешно сочетались с аренами, на которых игрокам просто не давали заскучать. Что здесь? Аренообразных уровней стало гораздо меньше, зато коридорных пруд-пруди (невольно приходит аналогия с Painkiller). Да, врагов по-прежнему много, но рано или поздно и это начинает приедаться до такой степени, что ты уже перестаёшь различать уровни между собой, а истребление монстров превращается в монотонную рутину.

Иногда на помощь приходит транспорт. Есть огромный шар, на котором Сэм может давить пришельцев, есть дракон, пуляющий файерболами, есть мотоцикл на воздушной подушке… но этих моментов так мало, что они легко теряются на фоне всеобщего однообразия.

"OH, NO, NOT THE BEES! NOT THE BEES! AAAAAHHHHH!"
"OH, NO, NOT THE BEES! NOT THE BEES! AAAAAHHHHH!"

Также “выручают” уровни с боссами - вот тут разработчики постарались сделать каждую битву отличимой друг от друга. Всего боссов семь, и каждый из них требует своего подхода - кого-то нужно сначала лишить брони, до кого-то нужно долго и упорно прыгать, какой-то и вовсе представляет собой головоломку, а какой-то требует просто невообразимого количества пуль и терпения. Да и дизайн не подкачал: кому как, а мне навсегда запомнится огромный азиат с хищными зубами или гигантская обезьяна.

И, конечно же, кооператив. Если собрать команду от 2-х до 4-х человек, то прохождение станет в разы увлекательным, особенно если подключить соревновательный режим.

Во всём остальном, SS 2 - несправедливо затянутая и монотонная игра, которую на пятом часу не спасает ничего: ни красивые уровни, ни обилие оружия (которое, почему-то, отбирают, едва Сэм попадает на новую планету), ни постоянный драйв. С другой стороны, это её единственный недостаток и как игры, и как сиквела.

Serious Sam 2 - самая КРАСИВАЯ игра в серии

На мой взгляд, главное преимущество Serious Sam 2 - разнообразие локаций. На смену египетским пустыням и вавилонской архитектуре пришли аж целых пять планет со своей флорой и фауной, стилем и атмосферой.

Например, первая планета может похвастаться хвойной местностью, маленькими домиками и пещерами; вторая представляет собой один большой лес с болотами и лианами; третья похожа на средневековый Китай, четвёртая - полностью состоит из лавы и скал; пятая, судя по замкам и цветущим холмам, словно сошла со страниц фэнтезийных романов; шестая застряла в вечной зиме (даже Клирам там нелегко), а вместо деревень - заводы, склады, лаборатории; седьмая - один большой мегаполис будущего со стеклянными небоскрёбами и киберпанковской атмосферой.

Как же похорошел Сириус при Ментале<br />
Как же похорошел Сириус при Ментале

При этом авторы постарались, чтобы место действия никогда не повторялось. Вы легко можете начать сегмент на каком-нибудь пляже, потом оказаться в глубоком ущелье, пройти через пещеры и, наконец, добраться до вершины самой высокой горы. И это не какой-то рандомный набор карт - локации логично следуют друг за другом.

Особо показательным примером выглядит вторая планета, где нужно победить гигантскую пчелу. Всё начинается с густых непроглядных болот, а закончится на просторном поле под лучами палящего солнца.

Когда запускаешь игру в первый раз, то просто невозможно не насладиться красотой здешней природы - всё такое яркое, насыщенное, живое, словно ты сам оказался на этой планете. А ещё можно часами рассматривать красивые и детализированные облака на фоне которых виднеются силуэты соседних планет, и гадать, а есть ли там жизнь.

"Есть ли жизнь на Марсе?"
"Есть ли жизнь на Марсе?"

Пожалуй, разнообразие локаций и есть та причина по которой хочется возвращаться в Serious Sam 2. Детальная дотошность практически во всём делает атмосферу яркой и неповторимой, а здешние красоты так и просятся на обои для рабочего стола. На фоне всего этого юмор и мультяшный стиль выглядят как нельзя гармонично, и вкупе с этим делают игру самой яркой, необычной и захватывающей в серии вообще.

Трудно не сдержать восторга, когда на последнем уровне ты пробиваешься через орды врагов на встречу Менталу, чтобы раз и навсегда положить конец его кровавой тирании. Трудно сдержать эмоций, когда навстречу тебе несётся орда, а на фоне играет эпичный саундтрек, который словно создан для того, чтобы сделать финальный уровень как можно более запоминающимся.

Можно ли любить SS 2 при всей её монотонности и сюжетной незавершённости? Определённо, да. Как уже было сказано выше, в рамках серии игра выглядит белой вороной, но вместе с этим имеет свой шарм и неповторимый стиль, который ни до ни после Croteam не смогли (или не захотели) повторить. Если принять во внимание её несерьёзность, закрыть глаза на однообразие сражений, и просто наслаждаться окружающей красотой и насыщенностью мира, то становится немного жаль, что её идеи не нашли продолжения. Остаётся надеяться на грядущий ремейк/ремастер, но не совсем понятно, будет ли он таким же, как оригинал, или станет чуть приземлённее, как его предшественники? Время покажет.

Спасибо за внимание!

77 показов
3.5K3.5K открытий
59 комментариев

Мне скорее всего проломят голову кирпичом за такие слова, но лично для меня Serious Sam 2 самая любимая и лучшая часть серии.

Ответить

А что, я поддерживаю, она прям сильный контраст после двух частей, и самое главное постоянно удивляла, насколько помню свои детские воспоминания

Ответить

Зачем-то прошел в детстве и до сих пор кринжую с игры. Такое чувство, что геймдизайнер две недели висел на коксе и играх нинтендо, и потом решил, что добавить клоунов, ведьм и пчел это охуенная идея.

Ответить

Ты точно не перепутал с The Second Encounter?

Ответить

Мнение такое: в детстве у меня были оба эпизода первого Сэма и потом мне принесли второго (на 4 дисках) и как же мне нравилась эта игра... Звуки, левелдизайн, секретики всякие. Глаз радовался.

В прошлом году купил я в Стиме почти всех Сэмов и решил поиграть во вторую часть. Боже, это просто шакал на шакале... Играть в это невозможно просто. Управление просто жесть, куча багов и пр. (а это порт с 360 боксы, кажется). Я не знаю, но впечатления от того, что было в детстве - испорчены, ведь я поиграл не в то, что было тогда (по ощущениям), а полурабочее убогое дерьмо. Озвучка отдельная ненависть.

Я бросил играть на втором уровне. Либо пиратку нужно брать скорректированную, либо вообще не играйте, если у вас какие-то эмоции она вызывала раньше. У меня так.

Ответить

Мне тоже нравится больше всего вторая. Но она по факту совсем не про то про что серия сэма. Она и близко не такая драйвовая. Детская версия что ли. И в таком релакс-тэмпе побегать по красочным ярким локациям одно удовольствие. Но я ее ни разу не проходил до конца. Когда начинается ад и прочие мрачные локации игра лишается своего главного и по сути единственного достоинства и лично у меня играть дальше желание пропадает.

Ответить

Согласен. Прошел сначала ее несколько раз еще в детстве, потом попробовал первую и как-то совсем не то…После нее выходила и 3 и 4, но хватало их на несколько часов.

Ответить