(Перевод) Переживая драму выставки E3 1995, когда Sega сразилась с Sony и проиграла

"Они сдули моего надувного персонажа Соника, которого мы принесли на выставку"

Источник: Damien McFerran / Time Extension
Источник: Damien McFerran / Time Extension

Прошло почти десять лет с выставки E3 2013. Вы, несомненно, помните об этом событии. Компания Microsoft, лидер рынка в США, приехала на нее со своей Xbox One и опозорилась. Концепция данной консоли, особенно решение привязать игры к одной приставке, была широко осмеяна еще до начала E3.

Тем временем, Sony, после провального поколения PS3, в котором она потеряла почти половину своей аудитории, заявилась на выставку с PS4 и победила. Она даже мягко высмеяла своего конкурента, выпустив печально известный видеоролик о том, как можно "делиться" играми PlayStation.

Я был на этой E3. Меня доставили туда самолетом Microsoft, но компания решила отменить мои интервью (по понятным причинам), и вместо этого я провел много времени с ее конкурентами. Я отчетливо помню свое большое интервью с руководителем PlayStation. Закончив нашу беседу, я сел на свое место и сказал: "Какая сумасшедшая E3. Вы когда-нибудь видели что-то подобное?" Он задумался на мгновение, поднял один палец и сказал: " Однажды".

Он имел в виду E3 1995 года. Первая в истории E3, которая имела ряд параллелей с выставкой 2013 года. Как и в 2013 году, это был редкий момент, когда две консоли должны были предстать друг перед другом. Одна из них была от Sega, лидера рынка на тот момент, а другая - от Sony, которой еще только предстояло доказать свою значимость.

Но прежде чем мы вновь переживем драму того шоу, стоит вернуться немного назад.

Sega of America под руководством Тома Калинске пребывала на вершине успеха. Всего за три года она прошла путь от организации, генерирующей менее $100 млн, до бизнеса, приносящего $1,5 млрд. К 1993 году Sega Genesis / Mega Drive стала крупнейшей игровой консолью в США, опередив Super Nintendo.

Источник: Sega of America
Источник: Sega of America

Однако влияние Калинске распространялось не только на Sega. В 1993 году игровая индустрия оказалась в центре внимания в США из-за опасений по поводу жестокости в видеоиграх. Сенат США был обеспокоен тем, что такие тайтлы, как Mortal Kombat, наносят вред детской психике, а правительство Великобритании призвало ввести систему возрастного рейтинга для видеоигр.

У Sega уже была своя собственная система рейтинговой оценки. Она начала внедрять ее в 1992 году, и Калинске сообщил своим коллегам, что вся индустрия должна последовать их примеру, и ей нужна ассоциация, которая будет следить за соблюдением новых правил. В то время у производителей видеоигр еще не было своей профессиональной организации как таковой. Многие из этих компаний входили в Ассоциацию издателей программного обеспечения (SoftwarePublishers Association - SPA), но она больше интересовалась программами для ПК, чем видеоиграми. Поэтому американские игровые компании создали свою собственную организацию - Interactive Digital Software Association.

IDSA, ныне носящая название ESA, стала результатом самоорганизации индустрии. Она была основана в связи с необходимостью создания системы возрастных рейтингов, но также привела к образованию выставки Electronics Entertainment Expo.

"В начале 1990-х годов мы ездили на CES", - рассказал мне Калинске. "Но на CES видеоигры обычно задвигали далеко на задворки. В 1991 году они поместили нас в палатку, и чтобы найти Nintendo, нас самих и сторонних издателей, нужно было пройти мимо всех продавцов порнографии. Во время проведения выставки шел проливной дождь, и поскольку мы были в палатке, вода лилась прямо на наши консоли Genesis. Я был в бешенстве. Я ненавидел то, как CES относилась к видеоиграм. Мы были более важной индустрией, чем они считали".

Sega организовала собственную независимую выставку в гольф-клубе, к ней присоединился ряд других компаний, и Калинске даже пригласил Nintendo ( однако она отказалась). Но остальная игровая индустрия продолжала терпеть CES. После создания IDSA представители индустрии коллективно отправилась на CES, чтобы попытаться убедить ее организаторов лучше относиться к видеоиграм. Дискуссии не увенчались успехом, в результате чего была сформирована концепция E3. CES предприняла последнюю попытку исправить ситуацию, организовав собственную выставку, ориентированную на игры, но ущерб уже был нанесен. Сперва нехотя, но затем все активнее игровая индустрия в конечном итоге поддержала инициативу по созданию E3.

Выставка E3 1995 была сфокусирована на аппаратном обеспечении. Поскольку 3DO и Jaguar испытывали трудности, а Ultra / Nintendo 64 была отложена до следующего года, все внимание было приковано к Sega Saturn и Sony PlayStation.

PlayStation было что доказывать. После того как знаменитое партнерство с Nintendo потерпело неудачу, компания обратилась к Sega of America. Sega уже некоторое время сотрудничала с Sony. Она совместно финансировала двух разработчиков игр (Imagesoft и Digital Pictures) и вместе разработала концепцию консоли Sega/Sony. Калинске говорил об этом в недавнем интервью на сайте Time Extension и считал, что это был лучший шаг для Sega.

Sega никогда не зарабатывала на консолях, компенсируя это за счет продаж игр, таких как Sonic The Hedgehog. Если бы Sega разделила затраты на аппаратное обеспечение с Sony, она могла бы сократить убытки, но при этом зарабатывать значительные деньги на продаже игр, но совет директоров Sega просто не был заинтересован в этом. Что Sony знала о производстве игровых консолей?

В конечном итоге Калинске не был поклонником Sega Saturn. "Я неоднократно пытался добиться переноса запуска, чтобы у нас было актуальное программное обеспечение для его поддержки", - говорит он. "Я не преуспел. У меня было четыре славных года, когда Sega Japan позволяла мне делать практически все, что я считал нужным, но потом это прекратилось".

Несмотря на это, Калинске попытался улучшить саму консоль. "Sega of America никогда не должна была заниматься аппаратным обеспечением, мы были сосредоточены на играх. Но я так беспокоился о Saturn и пытался добиться пересмотра технических характеристик. У меня была встреча с главой компании Silicon Graphics, на которой он продемонстрировал новый чипсет, показавшийся мне идеальным. Я позвонил в японскую группу по аппаратному обеспечению, и они сказали, что он слишком громоздкий и будет стоить слишком дорого. В Silicon Graphics забеспокоились и спросили: "Что нам делать?", а я ответил: "Ну, есть еще одна компания в Сиэтле, куда вы можете позвонить". И, конечно же, этот чипсет оказался в N64".

Sega Saturn могла быть Sega/Sony PlayStation. Она могла бы иметь чипсет N64. Но этого не произошло, и, что еще хуже, Sega of America теряла персонал. Sony решила действовать самостоятельно, создала целое подразделение, занимающееся выпуском PlayStation, и переманивала персонал у своих конкурентов. В их число входил и правая рука Калинске: Стив Рейс.

"Стив знал все наши секреты", - говорит Калинске. "Он знал, что мы замышляем, но мы не знали, что планирует он. И мы оказались в неудобном положении, пытаясь запустить новую платформу, в которую я не верил и которая мне не нравилась".

Рэйс вспоминает: "Я владел некоторой информацией, и Sony смогла воспользоваться ею. Мне было известно, что Sega Saturn получилась убогой. Я знал, что американская команда не была заинтересована в ней. Часто Sega Japan навязывала им свои продукты. Люди в индустрии просто чувствовали, что Saturn был шагом отчаяния. Мы не считали ее чем-то убедительным. Все что от нас требовалось - дать потребителю понять, что PlayStation будет значительно лучше. У 3DO были серьезные проблемы, Sega совершала ошибки, а Nintendo просто спала за рулем. Сцена была нашей".

Sega провела свою пресс-конференцию E3 первой. Она показала Saturn и игры для нее, включая Virtua Fighter, Daytona USA и Panzer Dragoon; раскрыла характеристики консоли и ее стартовую цену в 399 долларов. Но главным сюрпризом стало то, что консоль будет выпущена не в сентябре, как планировалось ранее. На самом деле, Калинске сообщил собравшимся, что консоль доступна - в ограниченном количестве - уже сейчас в некоторых магазинах, включая Toys 'R' Us и Electronic Boutique.

Калинске был вынужден сделать это заявление, сам того не желая. Совет директоров Sega заставил его сделать это, потому что Sony выходила на рынок в конце года, и они нервничали. "Помните, это был тот самый совет директоров, который считал, что Sony не знает, что делает", - вздыхает Калинске. "У нас не было достаточно консолей на складах, как и широкого ассортимента игр. Мне пришлось принять ужасное решение, потому что я не мог предоставить каждому ритейлеру необходимое им количество. Поэтому мы выбрали пару розничных сетей и стартовали продажи в тот же день на E3... лишь с несколькими играми. Вот так выглядел запуск Saturn. Но так новую платформу не запускают. Вам нужны игры и масштабный маркетинг... Я считаю, что не соверши мы данный поступок, история могла бы быть немного другой".

Это было только начало, потому что Sony планировала собственное шокирующее выступление. Позже в тот же день Стив Рейс вышел на подиум, чтобы поделиться некоторыми подробностями о PlayStation. Он сказал лишь "$299" и сел обратно. Это было "падение микрофона" до популяризации "мик дропа" как такового: PlayStation будет стоить на 100 долларов дешевле, чем Saturn.

Рейс: "Вплоть до самого утра того дня мы обсуждали цену. Она должна была быть либо $299, либо $399. Я, Том (Краузе, финансовый директор) и Олаф [Олафссон, генеральный директор] боролись с японцами, пытаясь добиться этой волшебной цены в $299. Мы начали обсуждать это во второй половине дня перед тем, как я должен был произнести эту речь, и даже к утру решение все еще не было принято. Я не представляю, что бы сказал, если бы они настояли на $399. По правде говоря, что у меня не было подготовленной речи для этой ситуации".

Калинске добавляет: "Мы думали, что PlayStation будет стоить 399 долларов. Мы были уверены в этом. Они явно теряли деньги при такой цене [$299] в течение довольно длительного времени. Но это был блестящий конкурентный ход. Мы не знали их планов, а когда они это сделали, мы поняли: "Нам конец". Мы сами теряли деньги при стоимости в $399, так что у нас возникли проблемы".

Возвращаясь к Рейсу: "Перед E3 у нас было много бессонных ночей. Япония дала нам очень мало свободы. Они постоянно что-то меняли, и возникало много споров. Я был шестым американским сотрудником PlayStation, и с момента моего прихода до начала Е3 прошло около девяти месяцев. За это время мы успели все подготовить. Мы заключили сделки со сторонними разработчиками, мы создали структуру, мы наняли людей, мы провели Е3. Мы были совершенно измотаны, и я не совсем уверен, что произошло бы, если бы мы потерпели фиаско. Я не знаю, как бы мы это восприняли. Но мы выиграли титул "лучший стенд выставки". У нас был огромный стенд, 30 на 36 метров. Мы устроили потрясающую вечеринку в студии Sony в Калвер-Сити. Пришел Майкл Джексон. Мы определенно заявили о своем присутствии. Мы не только выиграли выставку, мы достигли сокрушительного успеха".

Презентация Sony на E3 задала тон для запуска PlayStation. " Сила импульса, который мы создали, значительно возросла после выставки", - говорит Рэйс. "Нам все еще требовалось достичь многого. Но я должен сказать вам... после Е3 работать с ритейлерами стало гораздо легче, чем до Е3. С момента окончания выставки все увеличили свои заказы, и именно тогда спрос превысил предложение".

Ажиотаж, вызванный E3, также привел к изменениям в высшем руководстве Sony. Компания нервничала по поводу запуска игровой консоли, но после Е3 это волнение исчезло. "E3 значительно превзошла наши самые смелые ожидания, но в конечном итоге она соответствовала тому, что мы планировали", - признается Рейс.

Throwback Thursday: Michael Jackson at E3 1995. #TBThursday #TBT http://t.co/0vHzwl5GU8

(Перевод) Переживая драму выставки E3 1995, когда Sega сразилась с Sony и проиграла

Однако он добавляет, японские боссы Sony не были столь уверены. "Для наших коллег из Японии было важно приехать в США и почувствовать, как там относятся к PlayStation. В 1995 году... за исключением очень маленькой надписи на задней панели... [наши боссы] не разрешили нам поместить имя Sony на коробку. Они не были уверены, что эта затея увенчается успехом, и не хотели порочить бренд. Поэтому мы не могли использовать при продвижении одно из наших наибольших преимуществ - силу бренда Sony. Я сделал презентацию для высшего руководства, где сказал, что PlayStation, хотя мы хотели назвать ее PSX - это отличная возможность увеличить узнаваемость бренда компании. В те дни Sony не пользовалась большим доверием у аудитории в возрасте от 16 до 21 года. Эта презентация явно осталась без внимания. Но после E3 надпись Sony стала более заметной на коробках со второй партией консолей".

Выставка E3 1995 проходила в совсем другое время. Сегодня, если вы заговорите с представителями PlayStation, Xbox или Nintendo об их конкурентах, они будут говорить (в основном) в уважительных тонах. Это одна из причин, почему недавний публичный спор между Microsoft и Sony по поводу Activision Blizzard вызвал столько заголовков. Просто теперь нечасто можно увидеть, как враждебность такого уровня проявляется в открытую. А ведь в середине 1990-х годов Sega и Sony действительно враждовали друг с другом.

"Для меня E3 была очень веселой", - вспоминает Калинске. "Sony разыграла нас. Они сдули моего надувного персонажа Соника, которого мы принесли на выставку. На предыдущих мероприятиях против Nintendo я накануне вечером подкладывал листовки и флаеры под двери комнат, в которых размещались представители розничных сетей. Я объявлял о наших новых продуктах и ценах, чтобы у Nintendo не было времени на оперативную реакцию. Стив Рейс тогда еще был в Sega. Но когда дело дошло до E3 1995, он сделал практически то же самое со мной. Это было очень весело".

Рэйс улыбается: "Мы знали, что Sega собирается выпустить Saturn. Поэтому мы провели серию рекламных акций и плакатов, гласивших: "Если вы купили Saturn, ваша голова находится в Уране".

Спустя время после завершения той E3 Рэйс и Калинске двинулись дальше. Рэйс возглавил Microprose, а Калинске, разочаровавшись в Sega Japan, вообще ушел из индустрии. Но время от времени их можно встретить на выставке E3, где они вспоминают старые времена и следят за последними событиями. "Видеоигры - это во многих отношениях захватывающая, трудная, стрессовая, разочаровывающая индустрия", - заключает Рейс. "Но она также приносит много веселья. Я рад, что был ее частью".

1515 показов
1.7K1.7K открытий
22 репоста
12 комментариев

Если вы купили Saturn, ваша голова находится на УранеРусский язык что ты делаешь прекрати

Мдаа, времена были другие, конечно ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить

Русский язык что ты делаешь прекрати Сложный каламбур, его никак не перевести.

Ответить

"Если ты купил сатурн - ты засунул голову в собственную задницу."

Ответить

Да, история про 299 - легендарна. Оказывается, игроистория могла пойти по другим рельсам!

Ответить

славу богу, что не пошла. Учитывая какое руководство у Сеги г**ноеды, помешанное на деньгах и не умеющее в риски, мы бы играли только в Соников, имели бы куча платных длс ещё в начале 00-ых и более дорогие консоли.

Ответить

Сони лажанулись с пс3 и 599$ (или 399$), майкрософт грамотно подстроилась и с хбокс сериес с, продавая ее дешевле пс5

Ответить