Pitfall: The Lost Expedition - мой любимый скрытый гем из детства

Рассказываю почему эта игра от Activision незаслуженно забыта, и каким образом на её провал повлиял сам Бобби Котик.

Pitfall: The Lost Expedition - мой любимый скрытый гем из детства

Если вы следите за новостями, то возможно читали про исследование того что около 87% старых игр находятся сейчас на грани исчезновения. Но честно говоря для меня эта проблема никогда не стояла особенно остро. Прямо сейчас мы с вами находимся именно в той точке времени, когда эмуляторы позволяют запустить любую интересующую вас игру практически на любом железе, будь то компьютер, консоль, или даже телефон. Возможности современных эмуляторов настолько обширны, что позволяют вам не только апскейлить картинку и накатывать шейдеры но и дают возможность поиграть с ачивками! Это ли не круто?

Так вот, сегодня я как раз хочу вспомнить про одну из таких старых игр под названием Pitfall: Lost Expedition - в которую с упоением вернулся спустя двадцать лет, благодаря эмулятору. Расскажу почему про неё забыли примерно сразу после релиза, и почему для меня это одна из важнейших игр, которая оказала сильное влияние на мои игровые предпочтения.

Pitfall: The Lost Expedition - мой любимый скрытый гем из детства

Не смотря на то что игра вышла в 2004 году, моё первое знакомство с ней произошло примерно в 2006, спустя какое-то время после появления у меня первого компьютера. С этой игрой у меня связаны тёплые детские воспоминания, когда я случайно обнаружил её на диске со сборником игр а-ля 5 в 1, которым со мной поделился старший товарищ. В то время, будучи восьмилетним мальцом, она мне казалась безумно сложной, и поначалу я просто звал владельца диска в гости чтобы посмотреть как он её проходит, а когда он уходил - я пытался разобраться самостоятельно. По большей части все трудности были связаны с тем что официальный ПК-порт этой игры получился ну просто каким-то максимально всратым - там очень плохо адаптировали управление под клавиатуру и прогнали весь текст игры через чуть ли не через промт. Это сейчас всё просто - скачал оригинальный образ на английском, запустил через эмулятор в 4К и лежишь балдеешь с геймпадом, а вот тогда... понять что от меня требовалось, было очень проблематично.

Тем не менее, я хорошо помню чем именно меня тогда зацепила Pitfall - мне дико доставляла эта концепция исследования, когда ты находишь условный "ключ", а потом возвращаешься к ранее найденным тупикам, чтобы продвинуться дальше.

Нравилось и просто бродить по джунглям, искать сокровища.
Нравилось и просто бродить по джунглям, искать сокровища.

Как вы уже могли догадаться по предыдущему абзацу - Pitfall: The Lost Expedition представляет из себя трехмерную метроидванию, где игроку предстоит исследовать большой остров, наполненный кучей секретов и загадок. По словам одного из главных разработчиков игры Ричарда Хэма, при разработке они вдохновлялись такими легендарными сериями как Metroid, Castlevania, Tomb Raider и конечно же The Legend of Zelda.

Я родился в 1969 году, и с тех пор подсел на видеоигры. Я прошел через все разные поколения консолей и мой любимый вид игр действительно был невероятно распространен в течение восьми лет - это были те самые игры, которые в наше время кажется называют метроидваниями. Я любил этот жанр, и в то время многие действительно копировали всё что делает Нинтендо, ведь Зельда и Метроид были великолепны!

Ричард Хэм, один из разработчиков Pitfall: Lost Expedition

И черт возьми, им действительно удалось удачно объединить элементы этих игр, создав отличную метроидванию! Я не раз слышал мнение, мол не стоит возвращаться к играм детства, так как они наверняка окажутся не такими крутыми какими запомнились, что принесёт лишь разочарование. Но в данном случае я был приятно удивлен тому насколько она приятно проходится в 2023 году. С точки зрения управления, она уверенно прошла проверку временем, и придраться я здесь могу лишь только к повороту камеры, который осуществляется через бамперы, а не через привычный стик, к чему на самом деле быстро привыкаешь.

Но что меня больше всего поразило, так это то насколько разработчики заморочились над здешней анимацией. Любое действие Гарри сопровождается движением множества деталей, начиная от лицевой мимики и заканчивая элементами снаряжения.

Тут я только могу похлопать - для своего времени они постарались на славу.

Но и это еще не всё. Так вышло что The Lost Expedition внезапно оказалась весьма... иммерсивной игрой, ведь игроку нужно буквально управлять руками Гарри для взаимодействия с окружением. Приведу пример чтобы объяснить что я имею ввиду: допустим вам нужно испить воды из своей фляги чтобы восстановить здоровье, но выясняется что фляга пуста. Чтобы пополнить флягу нужно: добраться до святого источника, взять флягу в руки, наклониться чтобы налить воду, а потом управляя рукой с помощью стика поднести флягу ко рту и держать так пока персонаж не напьётся.

И это не один пример, вся игра из этого состоит! В какой-то момент Гарри находит альпинистские крюки чтобы взбираться на стены, которые используются следующим образом: игрок должен попеременно перебирать каждой рукой Гарри (то бишь стиком) в нужном направлении. Я ни в одной другой игре не видел такой реализации.

А еще, Pitfall - это немножечко Dark Souls моего детства: просто посмотрите фрагмент моего боя из предфинального босс-файта. (Тут вынесем за скобки что Миядзаки тоже многое слизал с Зельды)

Помимо схожести механики Эстуса и общего антуража, самое забавное что и босс нифига не простой, блин! Я наверное с только десятой попытки его сейчас осилил. Что уж тут говорить о детях в 2004 году?

По сюжету, Гарри Питфолл терпит крушение самолёта на загадочном острове, вместе с разношерстной компанией исследователей. Подробно вдаваться в детали истории я не буду, но хочу отметить что сюжет здесь далеко не так плох - он отлично справляется со своей развлекательной функцией и отдаёт ламповыми вайбами приключенческих фильмов нулевых.
Да и сам Гарри получился классическим гигачадом того времени - молодой и обаятельный авантюрист, который с улыбкой рвется к приключениям и спасает дамочек из беды, словно Индиана Джонс или Рик О'Коннел из Мумии.

Pitfall: The Lost Expedition - мой любимый скрытый гем из детства

Значительную роль в формировании его внешнего вида и общего визуального стиля игры послужили мультфильмы в студии Pixar, а в особенности первые две части франшизы "История Игрушек", которые идеально передавали концепцию семейного приключения.

По словам Хэма, внешний вид Гарри представлял из себя нечто среднее между Баззом Лайтером и Вуди.
По словам Хэма, внешний вид Гарри представлял из себя нечто среднее между Баззом Лайтером и Вуди.

Как вспоминает Ричард, оригинальная задумка перезапуска Pitfall сильно отличалась от того что получилось в итоге. Изначально планировалось что игра станет хардкорным и остросюжетным блокбастером, больше похожим на то, чем стала серия Uncharted. Однако судя по всему, этим планам помешал чуть ли не сам Бобби Котик:

Я не помню кто был в то время президентом Activision… кажется Бобби Котик. В любом случае, он не хотел этого делать, потому что их предыдущая игра на PlayStation, которая была не очень мультяшной - оказалась провальной. Activision хотела иметь своего маскота, своего "убийцу Марио". Тогда они сказали: "Pitfall - это то что надо, так что подарите нам милого мультяшного персонажа для всей семьи."
Так что в конечном итоге мы сделали такую игру.

Ричард Хэм, один из разработчиков Pitfall: Lost Expedition

В конечном итоге, это решение, в числе прочих, и привело к провалу игры. К тому времени рынок уже был просто перенасыщен мультяшными трехмерными платформерами от которых люди устали, и перезапуск Pitfall просто затерялся среди них. В то время людей интересовали куда более масштабные проекты, такие как Grand Theft Auto и Call of Duty.

В тот момент когда вышла Super Mario 64, все пытались копировать её. Вышло так много игр, которые следовали её формуле, что когда стартовало поколение PlayStation 2, Xbox и GameCube - игры направленные на исследование уже давно умерли.

Ричард Хэм, один из разработчиков Pitfall: Lost Expedition

Как я уже говорил PItfall: The Lost Expedition занимает особое место в моём сердечке, ведь помимо того что это сама по себе отличная игра, именно она во многом сформировала мои игровые вкусы и научила любить подобные игры. Благодаря ей прошел огромное множество метроидваний, и игр с похожим типом геймплея таких как Resident Evil и Dark Souls.
К сожалению, свою аудиторию она не нашла и была сожрана конкурентами в гонке за внимание. Через четыре года Activision попыталась перевыпустить игру на Nintendo Wii под новым подзаголовком Pitfall: The Big Adventure, но и там ожидаемо не снискала успеха. Легендарная серия умерла.

F

Статья написана для конкурса «Скрытые сокровища»

12K12K показов
2K2K открытий
11 репост
16 комментариев

Помню прошёл её лет в 10-11, было действительно тяжко, но эта самая механика с наклонами героя была очень хорошо реализована, разнообразно. Крутая игра, подтверждаю. Правда я играл в пиратку с дерьмовейшей русской озвучкой, где было 1-2 голоса на всех и иногда актеры путались женского персонажа они озвучивают или мужского

Ответить

да да, это та самая пиратка которая у меня была в детстве, озвучка там была просто уморительно всратая)

Ответить

У меня даже диск где то остался. Вот я тащился по этой игре:)

Ответить

Знаю только два Pitfall - 82 года и 98)

Ответить

да) крутая была, и сложная
будучи малышом до 10 лет, пройти ее было настоящим достижением

Ответить

Тут вынесем за скобки что Миядзаки тоже многое слизал с ЗельдыМэтр рисовал свои гениальные мультфильмы в те времена когда вашего этого Зельды ещё и в планах не было
( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить