Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Подумываю снова заняться публикацией своих игр на платформе после долгого перерыва. Чтобы разобраться что изменилось, поговорил с руководителем игрового подразделения ВКплей - Ольгой Гордеевой. Выяснил, какие новые возможности даёт площадка на данный момент, и что планируется на ближайший год. Делюсь с вами инсайдами.

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

В начале года я пробовал публиковать свои проекты в ВКплей. Успехов не наблюдал. Пытался разобраться: это я делаю что-то не так, или площадка. Слушал лекции, общался с разработчиками, читал книги. Осознал свои ошибки и решил, что пришло время снова обратить внимание на площадку. За последние полгода было много изменений.

Этот пост не только о том, как изменился ВКплей. Ещё о том, как за полгода изменились мои взгляды на некоторые убеждения под весом приобретённого опыта.

Аудитория

Ещё полгода назад я считал, что "площадка мне должна". Вот я такой замечательный разраб - сделал игру, закинул на площадку. А мне туда игроков как насыпали, прямо в игру. И я сразу миллионы заработал. У меня был такой опыт с Microsoft. И не было такого опыта с ВКплей. Решил, что виноват ВКплей. Сейчас я понимаю, что в общем случае это так не работает - с Майкрософтом мне просто повезло.

Ни одна площадка не даёт вам гарантированно игроков. Она даёт только трафик на ваш товар на полке у них в магазине. Станет ли этот трафик вашими игроками - зависит от множества факторов. Собираетесь издаваться на ВКплей? В Стиме? На консолях? Это везде работает одинаково. Уясните сразу этот факт, чтобы потом не страдать как я.

На ВКплей есть аудитория. Но нужно уметь её извлекать для своего проекта.

Для разработчика на площадке важен не только трафик, но и его качество. Насколько разные интересы игроков, их готовность платить за игру, и сама платежеспособность. Чем больше разных платежеспособных игроков, тем выше шансы получить из этого трафика аудиторию на свой рандомный проект.

Но насколько правильно делать и продвигать именно рандомный проект? У инди разработчиков (и у меня в том числе) есть бзик - делать то, что нравится, авось потом продастся. Весной я слушал небольшую лекцию Ольги Гордеевой про позиционирование продуктов на рынке. Она говорила о важности исследования рынка перед началом работы над проектом. Я сперва не придал этому значение. "Что за чушь?" - думал я, ведь любой проект может найти свою нишу. А потом кааааак понял зачем это делать, и почему Ольга на это часто делает упор. Это напрямую связано с трафиком и его качеством.

Гарантии успешного проекта на площадке - сделать продукт в интересах трафика этой площадки.

Основной трафик ВКплей - любители фритуплея. Об этом кричит главная страница:

90% игр представленных на этом скрине - без цены, т.е. фритуплей. За это главную ВКплей часто пинают адепты Стима.
90% игр представленных на этом скрине - без цены, т.е. фритуплей. За это главную ВКплей часто пинают адепты Стима.

Слежу за ВКплей уже год. Не помню существенных изменений на этой странице. Странно, ведь Ольга Гордеева часто говорит, что хочет из ВКплей сделать российский Стим. Почему бы не начать с главной страницы?

Господа и дамы, у меня есть ответ на этот вопрос. Я выяснил у Ольги почему так происходит.

Посмотрим на главную более внимательно. Там каша, потому что много разной информации: турниры, стримы, игры, баннеры и т.д. Каждым блоком занимаются разные подразделения ВКплей. Внезапно, ВКплей - это не стартап, а довольно неповоротливый корпоративный монстр. Сложно договариваться об изменениях страницы, на которой разные отделы конкурируют за место и контент.

Я прекрасно понимаю что это такое. Работал в подобных условиях с похожими задачами - разрабатывал портал для проектов геймдев ф2п компании. Главная страница этого портала была неприкосновенной. При попытке вмешаться в её работу можно было выучить много новых матерных слов от продюсеров =)

Со слов Ольги, она предлагала начальству редизайн главной страницы стора от своего отдела. Не аппрувнули. Подробностей не знаю. Теперь вместо главной, она планирует работать над страницей с играми, где у неё есть свобода ставить эксперименты.

Пока что эта страница выглядит просто, но понятно. Теперь я вижу что здесь не только фритуплей.
Пока что эта страница выглядит просто, но понятно. Теперь я вижу что здесь не только фритуплей.

Именно такой я бы хотел видеть главную ВКплей + баннеры с личными рекомендациями сверху. Таргрет всегда работает лучше, а "реклама на всех" всегда создаёт только бесполезный шум.

Придётся смириться с тем, что главная ВКплей - филиал фритуплея. Вряд ли это изменится даже в ближайший год. Ф2п игры приносят слишком много денег, чтобы отказываться от их продвижения. Значит, аудитория любителей игр за фулпрайсм будет расти медленнее, чем хотелось бы.

Вывод: перспектива заработать на площадке - делать и продвигать фритуплей проект. Это самый простой способ. В остальных случаях придётся побороться за аудиторию, но сложнее всего - затащить её на площадку. Не фритуплей игроки недолюбливают ВКплей. Мягко говоря. Поэтому рандомные ПК проекты разработчикам придётся раскручивать самостоятельно. Копить фанбазу и с ней заходить на все площадки.

Фичеринг

Для любого коммерческого проекта ВКплей даёт на старте 350 тысяч показов. Что конкретно считается показом - не уточняется. Со слов биздевов ВКплей я точно знаю, что за показ считается даже вывод тайтла в списке каталога.

  • Без авторизации считается?
  • Если бот парсит страницу?
  • Если баннер прогрузился за пределами экрана?
  • Если баннер он попал в слайдер вверху, но не успел показаться игроку?

Не уверен, что смогу получить честные ответы на эти вопросы. Но мне тревожно. Может быть все мои 350К показов очень быстро откручиваются когда главную страницу пропарсили боты. Или 350К человек за 5 минут посмотрели главную страницу, где моя игра была в блоке новинок за пределами экрана.

Доколе оно бесплатно, я воспользовался. Запросил фичеро 350к показов на два своих проекта. Результата не увидел. Зато я его увидел, когда один мой проект опубликовали в ВК-группе ВКплей. По доступной в админке статистике было больше просмотров и даже несколько покупок.

Я это трактую так: моя платная игра тонет в рекламируемом фритуплее на главной ВКплей, игроки не понимают что это, и зачем покупать. В соцсетях более разнообразный трафик, легче зацепить мимокрокодила.

Сделал выводы, предложил Ольге публиковать в соц-сети списки новых игр или игр по акциям. Увы, это вотчина другого отдела, который публикует в соцсети то, что считает нужным. Нужным он считает публиковать вот такое:

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Да, частенько проскакивают посты не игровой тематики. Часто про игры, которых на ВКплей нет. Или которые доступны только в облаке, но при этом в новостях не пишут, что в эту игру можно поиграть на площадке.

Отмечу прогресс за полгода. Помимо обозначенного мусорного контента стал чаще встречаться и тематический контент:

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Порадуемся, что теперь есть что-то связанное с играми и активностями на самой площадке. Невзирая на качество этих активностей. Ещё пара лет и всё будет норм (но это не точно).

А что с новостями на самой площадке ВКплей? Смотрим:

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Ситуация снова чуть улучшилась за полгода. По крайней мере я сходу не нашёл новостей про игры, которых нету на площадке совсем. Хоть в облаке, да есть. Но каким местом к "новостям игр" относится мини-ПК Xiaomi или фильм Пила 10?

Где новости про новики площадки, обновления, акции и турниры? Всё это регулярно есть на ВКплей. Это помогло бы продвижению моих проектов. Пока что я в таком новостном блоке площадки смысла для себя не вижу.

На данный момент это всё, что может предложить ВКплей инди-разработчику в плане фичеринга. Сама Ольга Гордеева часто просит разработчиков раскручивать свои проекты в своих группах, собирать аудиторию и приходить на ВКплей с ней. Использовать ВКплей как полку в магазине.

Обратная связь

Для разработчиков ВКплей есть телеграмм-чат. Там сидят представители ВКплей и сама Ольга Гордеева. Они помогают разработчикам размещать свои проекты на площадке. Можно вопросы позадавать, предложения попредлагать.

Это эффективный способ дать фидбек по площадке. А вот реакция площадки на этот фидбек не столь эффективная. Мгновенного исправления ошибок и запила ваших фич не будет. Тут и производственный процесс (релизы в IT компаниях обычно делаются спринтами от 2-х недель до месяца) и внеплановые задачи, спущенные сверху руководством (тоже обычное дело в IT).

Фокус команды ВКплей в начале 2023-го года постоянно сбивался. Планировали одни фичи, сделали другие. Я и другие разработчики реквестировали демо-версии ещё в конце прошлого года. В феврале их взяли в работу. Вот только сделали в октябре.

Виноваты Атомики. Ведь многие фичи этого года были сделаны именно внепланово по их заказу. Купить в подарок, Наборы, Достижения, Демки - это всё просили Атомики. За эту "вину" им благодарность, т.к. я уверен, что если бы не они, то скорее всего команда ВКплей погрузилась бы в рутину по обслуживанию фритуплея.

Даже роадмап очень долгое время не удавалось выбить. Сейчас он наконец-то появился в виде таблицы Трелло. Ну хоть так.

Я вышел из упомянутого выше телеграмм-чата полгода назад. Когда понял, что ждать чего-то смысла нет. Когда сделают - тогда сделают. Что сделают - то и сделают. Видимо, у ВКплей есть какая-то своя фокус-группа и своё видение продукта. По ощущениям, мнение юзеров площадки если учитывается, то минимально. Только если прям совсем боль. Поэтому я решил позицию активного предлогатора сменить на позицию вялого наблюдателя.

Инструменты продвижения

Как обстоят дела с раскруткой своего проекта на ВКплей? Какие есть инструменты разработчика для этого?

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

У каждой игры есть сообщество и материалы по игре. Как в стиме - дискуссии, скриншоты, гайды. Заниматься сейчас этим на ВКплей нет никакого смысла. Мне об этом прямо сказала сама Ольга Гордеева. По её словам наличие материалов никак не влияет на приток аудитории, а переделка этого раздела запланирована на следующий год. Возможно, тогда ситуация улучшится. Лично я не рассчитываю на меньшее, чем интеграцию с группами ВК.

Есть у ВКплей сосед - ВКплей лайв. Это стриминговая площадка. Уже должен быть функционал, когда на странице игры показывается стрим. Я сразу представляю, что я могу стримить свою же игру или запустить запись стрима. Звучит круто? Круто, но... Пока что оно не работает. Ольга в беседе со мной сказала что это теоретически возможно, но делается с каким-то жутким гемором. Я решил попробовать лично.

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Зашеймлю площадку за то, что здесь нет нативно VKplay live, а только неправославные твич с ютубом. Ольга сказала что это временно и функционал готов, но отдел лайва тормозит. На этот случай есть ручная настройка:

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Всё выглядит просто: добавляешь токен и ссылку, запускаешь стрим. Но на деле площадка никак не реагирует на данные, которые я ввожу с ВКлайв. Без понятия как это работает. Вроде как баг.

Перейдём к главному. Как поделиться всеми своими проектами на Вкплей. У меня был заготовлен большой сарказм-абзац на эту тему. Однако, пока пост готовил - сделали страницу разработчика.

Каждый разработчик, пришедший на ВКплей просил эту страницу
Каждый разработчик, пришедший на ВКплей просил эту страницу

Пока что так. Ольга Гордеева говорит что это MVP и на ближайшие месяцы останется в таком виде. Изначально там игры были в столбец, но очень оперативно поправили.

Есть ли прогресс?

С ВКплей всё не так плохо, как вы могли подумать. Я уже упомянул часть изменений за свой долгий перерыв. А теперь я перечислю всё, что мне удалось увидеть.

Превью игр в каталоге. При наведении на игру в каталоге игр (не на главной) показывается краткая сводка + мини-видео. Почти по-взрослому, как на многих подобных сайтов. Ещё летом этого не было.

Я уже опробовал
Я уже опробовал

Подарки и промокоды. Сложно представить, что ещё полгода назад этого на площадке не было. Однако, тут есть куда расти. Пока что ключи заказываются в ручном режиме и долго готовятся (в моём случае - неделю). Активация ключей супер-неочевидная. Оказывается, верхняя часть окна клиента ВКплей кликабельная и именно там следует вводить код активации. Почему не в подменю библиотеки? Хз.

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Наборы. Теперь разработчики могут поставлять свои игры наборами. Что бы это ни значило. Я не пробовал, и смысла в этом пока для себя не вижу. Как игроку мне наборы тоже неинтересны - я их не приобретаю. Это моё ИМХО. Уверен есть кейсы, когда наборы нужны.

Демо-версии. Наконец-то можно выкладывать демки игр. Не знаю поможет ли это продажам. Есть много мнений "за" и много мнений "против". Где-то читал, что это вредит продажам. Я считаю, что зависит от конкретной игры. Для меня важно, что этот функционал есть, и что его можно пробовать.

Акции на платные игры. Вот чего не ожидал, так это такого интересного фичера инди игр. Который я просил ещё весной.

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

Как разработчику мне было бы интересно самому в таком поучаствовать. Как игроку интересно на такое посмотреть, но категория абсолютно не моя. Когда игр станет больше, и появятся честные* персонализированные предложения - я с удовольствием буду этим пользоваться.

*честные - это значит, что в рекомендациях мне будут тыкать не война-лицо и прочим ф2п трешем, а делать подборку на основе выбранных мной любимых тегов/жанров.

Рост каталога игр. Ещё в начале года там было очень мало игр. Но он растёт. Видимо, команда Ольги упорно трудится, чтобы затаскивать на площадку самых разных издателей и разработчиков. Если не получается издать игру билдом - пытаются дать поиграть в облаке. Я привередлив к играм, но пару штук я для себя нашёл, купил и поиграл на отечественной площадке. Трешака пока что много, увы.

Новостная лента. Как в самом ВКплей, так и в группе ВК новости стали больше относиться к площадке и её контенту.

Минимальная сумма вывода для разработчиков. Изначально она была 50 000 рублей. Потом снизилась до 10 000 рублей. Последние несколько месяцев Ольга борется за 1000 рублей.

Фичи и будущее площадки

Ольга Гордеева поделилась со мной частью планов на ближайший год:

  • Новая главная страница Игры + персональные рекомендации на ней
  • Стримы на странице игры + дропсы для зрителей, как на твиче
  • Стриминг из клиента ВКплей (о чём я писал выше, что у меня не заработало)
  • Новая страница сообществ
  • Более плотная интеграция с ВК
  • Доработки страницы разработчика и издателя
  • Облачные сохранения
  • Автоматическая генерация ключей в админке и какие-то промокоды
  • Участие в фичеринге из админки (сейчас нужно через биздева)
  • Обновление и доработки каталога мини-игр

Получилось кратко. Яркие краски и подробности можете дофантазировать сами. Мне тоже хочется пояснений, но это уже закрытая инфа, как я понимаю. Часть из этого уже реализована полностью или частично. Теперь ждёт своего звёздного часа. По словам Ольги что-то из этого будет релизнуто до конца этого года.

Дальше личное впечатление от площадки

(как игрока и разработчика)

Что мне нравится в ВКплей

Дизайн. Вот что могут наши разработчики софта, так это в UX. Каталог и страница игры выглядят ровно и чётко. Лучше, чем в Стиме. Просто сравните как моя игра выглядит и там и там.

Слева ВКплей, справа Стим
Слева ВКплей, справа Стим

Мы все привыкли, но... В стиме отвратительная вёрстка: отступы и интервалы все разные. Сплошная каша. У ВКплей всё сделано ровнее, информация воспринимается лучше.

Наполнение контентом. Представляю каких титанических усилий стоит завозить сейчас на площадку зарубежные татйлы. Хотя бы в облаке. Тем не менее, я был приятно удивлён, когда увидел в каталоге Rain World и GRIME. Последнюю даже купил и прошёл, т.к. давно хотел, а со стимом и регионами возиться было лень.

Стим-лайк экспиренс. Посмотрел игру, купил по адекватной цене, поиграл. Никаких лишних шаманств - за это многие и полюбили Стим. Это базовый функционал, и он уже прекрасно работает в ВКплей. Даже со стороны разработчика могу сказать, что площадка старается быть как Steam. Например, API ачивок точно такое же. Это плюс, т.к. реализация ачивок будет одна и та же как для релиза в Стиме, так и для Вкплей.

Что мне не нравится в ВКплей

Неперсонализированный контент. Винегрет на главной - непонятно про что площадка. Про игры? Про стримы? Про фритуплей? Общее впечатление пока что - логово всех российских донатных помоек. Мне бы хотелось чёткое разделение на платные и фритуплейные игры. У меня есть паттерн "покупать игры", и в него фритуплей не вписывается. Невозможно заставить площадку отказаться от фритуплея, но ведь можно сделать так, чтобы он был вне поля моего зрения?

Я был бы полностью доволен, если бы при регистрации мне предложили пройти мини-квиз: какие игры я люблю, люблю ли я турниры, стримы и т.д. И уже на основе этих данных получить персональную главную. Подобный опыт я получил, когда впервые зашёл на Youtube music.

Убогие рекомендации. У каждого бывало, что поиграл в игру и хочешь ещё подобного. А как разработчик я хочу, чтобы моя игра показывалась в рекомендациях других похожих игр. Сейчас это работает примерно так:

Что ТАК, и что НЕ ТАК с ВКплей

В любой игре площадки рекомендуют фритуплей, в основном - ММОРПГ. Меня уже от самого названия жанра тошнит. Я его не люблю, а мне его на ВКплей пихают изо всех щелей во все мои органы чувств.

Облачный гейминг. Расхваленая фича, которая действительно даёт возможность играть в некоторые новые тайтлы несмотря на санкции. И играть в требовательные игры на слабом железе. Но это работает немного не так, как вы могли себе нафантазировать.

Я сам не пробовал облако, но один DTF-ец провёл со мной стрим в дискорде, где показал как это всё выглядит и поделился своим опытом. Вот какие выводы я сделал:

  • Очереди - после работы сходу почилить вряд ли получится. Скорее всего 5-30 минут вы будете ждать своей очереди.
  • Инпут лаг - он есть, и зависит не только от вашего пинга.
  • Вы будете тратить оплаченное время на установку игр, если эти игры не были предустановлены
  • Игровая сессия стирается. Зайдя в следующий раз, вы будете по новой качать и ставить игры. Сохранения синхронизируются через непонятную приблуду.
  • Цена. Она кусается, с учётом всех вышеперечисленных минусов. У того же GeForce Now ценник был гораздо ниже, а работал он лучше.

Новости. Они имеют мало отношения к ВКплей. Хотелось бы видеть новости про новые фичи, про новые игры на площадке, про акции, скидки, подборки.

Сухой остаток

Мне нравится, как получается ВКплей. Я бы хотел в будущем активно издаваться там и покупать там чужие игры. Даже сейчас функционала для этого достаточно, но... интересных мне игр там пока что мало.

Интересно было бы превратить ВКплей в русский Стим. Это реально, но нужна активная кооперация с игроками. Чтобы они не воротили нос "ПАТМУШТА ЭТО БЫЛ МЕЙЛРУ", а пользовались: писали отзывы разрабам, публиковали гайды, скриншоты, задавали вопросы в сообществах. Это нужно мне, это нужно другим разработчикам, это нужно игрокам.

Игроки поддерживают разработчика - разработчик делает новые хорошие игры. Всё просто.

29
16 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Железнодорожники

2
Ответить

Ну, это называется репутация. Отказался от работы с ними по идеалогическим соображениям. Однако я понимю прекрасно, что для геймдева из РФ вариантов не так много осталось

2
Ответить

Не слышал ни про одного игрока ВКплей, которого забрали бы после неудачной катки.

Ответить

Провластная помойка с уебской политикой, игровой сервис ее тоже унаследовал

3
Ответить

В чём уёбская политика ВКплей? Расскажи, может я чего не знаю.

Ответить

На дтф в игры не играют)

2
Ответить