Ghost in the Shell 1995: философия в байтах информации

Ghost in the Shell 1995: философия в байтах информации

Поговорим об аниме-адаптации научно-фантастической манги Масамунэ Сиро «Ghost in the Shell», публиковавшейся с 1989 по 1991. Мангака хотел, чтобы даже в Японии произведение носило английский нейминг, но издатели настояли на обратном. Хоть в оригинальное название и был заложен символизм в виде отсылки на книгу А. Кёстлера «Призрак в машине».

«Ghost in the Shell» - это снятый в 1995 анимационный фильм в жанре киберпанк, режиссером которого стал Мамору Осии. Полнометражка основана на одноименной манге авторства Масамунэ Сиро, а ее продакшеном занималось международное производство в лице издательства «Kodansha», компании по производству фильмов «Bandai Visual» и английской лицензионной компанией «Manga Entertainment». За анимацию отвечала студия «Production IG».

«Production IG» - японская студия анимации, основанная в 1987 Мицухисой Исикавой и Такаюки Гото. Заглавные буквы I и G в ее названии - это отсылка на их имена. «Production IG» одной из первых в Японии начала использовать компьютерную графику и цифровые способы композиции изображения. А к наиболее известным работам студии относятся «Patlabor», «Psycho-Pass», «Moriarty the Patriot», «Haikyu!!» и «Kuroko no Basuke». Именно с адаптации манги «Patlabor» в 1989 о «Production IG» начнут говорить с точки зрения высокого качества анимации.

В 1995 выйдет «Ghost in the Shell», значительно расширивший влияние студии и открывший для нее возможность сотрудничать с западными проектами. Первой совместной работой «Production IG» стало участие в фантастическом боевике «Матрица», а также создание анимационных вставок к фильму Тарантино «Убить Билла».

История «Ghost in the Shell» повествует об антиутопическом будущем 2029. В нем происходит развитие кибертехнологий, и все больше людей вживляют себе импланты, улучшающие качество жизни разными опциями. Из-за эволюционирования технологий полиция теряет контроль над населением, и на свет появляется Кукловод.

Это профессиональный хакер, делами которых заведует 9 отдел спецотряда. Чтобы упростить поимку преступника, полиция задействует модернизированных киборгов, одним из которых оказывается майор Мотоко Кусанаги. В ней Кукловод видит родственную душу и предпринимает попытки выйти на контакт. Однако оказывается, что под маской хакера скрывается побочка искусственного интеллекта, в тайне созданного правительством.

Мечты имеют смысл лишь для тех, кто уверенно чувствует себя в реальном мире.

Мотоко Кусанаги

Когда технологии вышли на новый уровень, люди стали совершенствовать тело и мозг, набивая электроникой свои организмы. В некоторых еще осталось что-то человеческое, но не в главной героине. Мотако Кусанаги – киборг, напичканный проводами и деталями, а в ее голове сгенерирована программа, именуемая «Призраком». Это собирательное понятие сознания, души и личности. По сути, «Призрак» - критерий, по которому можно проводить ассоциацию Мотако с живым существом.

Ghost in the Shell 1995: философия в байтах информации

Идея этого тайтла не столько в том, может ли что-то существовать в Сети и осознавать себя как нечто живое, сколько в неготовности человеческого общества воспринимать киборгов на равных. И это рождает парадокс, заключающийся в том, что и сам человек может потерять всё, что делает его человеком, и при этом все еще считать себя таковым. Стоит лишь сохранить мозг и вы - полноценная личность, хоть и скованная кибернетическим телом.

Да, моё лицо и мой голос отличают меня от других. Но мои мысли и воспоминания уникальны лишь для меня самой. Я несу в себе осознание своей судьбы.

Мотоко Кусанаги

Люди изменились и искусственного в них куда больше, чем человеческого. Но они продолжают цепляться за свои корни. Это заметно в моменте, когда пули попадают в Древо жизни. Люди убеждены, что они все идут по верному пути, хотя уже давно ступили на другую тропу.

Здесь отчетливо раскрывается трагедия человечества: мы еще не способны принять новое из-за собственных страхов и опасений. Мозг на инерции продолжает придерживаться старого. И потому верной кажется лишь одна цель - избавиться от того, что мы не в силах контролировать.

Ghost in the Shell 1995: философия в байтах информации

Главным философским моментом полнометражки можно считать эпизод, когда Куколовод в теле Мотоко спрашивает у зрителя, что такое жизнь и как мы можем доказать, что каждый из нас уникален и осмысляет ее через индивидуальный опыт.

По сути, этим вопросом задавались многие философы разных эпох. И если копнуть глубже, то можно найти неочевидную критику материализма, считающего человека детерминированной системой со своим набором генов и инстинктов, замаскированных социально-обусловленным поведением. Тем не менее, четкого ответа на вопрос герои так и не находят. Может просто потому, что его не существует?

Однако Куколовод все же приводит Мотоко свою концепцию. Он считает, что гены и клетки - это просто материальный носитель информации, и уже она является сознанием. Поэтому и осознать жизнь возможно лишь через понимание других, и они не всегда должны быть тебе подобными. И это уход от индивидуализма в сторону всеобщего единства, когда каждый в ответе за состояние общего.

Но в современных реалиях уже не сложно представить, что наступит момент, когда чувства и воспоминания человека можно будет представить в виде нулей и единиц. А Сеть окончательно лишиться своих границ и будет готова принять каждого. Но какова будет цена? Скорее всего - одиночество и внутренняя пустота, которую и испытывает главная героиня.

Отдельно хочется отметить эстетику полнометражки. Цифры, что мерцают зеленым светом на черном мониторе компьютера, и быстро растворяются в потоке данных, проходящем сквозь чипы и микросхемы. Или же обветшавшие небоскрёбы, подпирающие небо и тесно прижавшиеся друг к другу. И идеальное кибер-тело Мотоко Кусанаги, избавившее ее от человеческого несовершенства и забравшее с собой ощущение жизни.

Это наиболее четко раскрыто в моменте, когда героиня взглядом скользит по окружающим зданиям, надев на себя маску, за которой скрывается «Призрак» человека, заключенный в доспехи. И Мотоко испытывает лишь фантомную боль от потерянной личности в цифровом мире.

О чем кино? - О поиске определения жизни, о трудностях самоидентификации кибернетического организма и о взаимодействии человека и машин. И так ли верно, что сознание является привилегированным ресурсом современного мира? Но главное, что зритель понимает из полнометражки: продивнутое не всегда бывает удачным.

Ваша Саша

41K41K показов
6.9K6.9K открытий
1111 репостов
148 комментариев

Я человек простой. Вижу GitS — ставлю лайк.

Ответить
Ответить
Ответить

О, а чо это ты тут постишь такой провокационный контент? Куда же делся твой режим захлёбного ханжи?

Ответить

Очень безразлично отношусь к аниме, но Ghost in the Shell 1995го года что-то невероятное в философском, визуальном и музыкальном планет.

Ответить

Это круто, когда что-то из аниме заходит даже тем, кто к нему равнодушен

Ответить

Всё так. Но это смог GitS за счёт сюжета. Много раз дропал просмотр аниме из-за отсутствия глубины сюжета

Ответить