Куда движется жанр 4Х-стратегий

Прогнозировать будущее — самое неблагодарное дело. Вы можете сколько угодно много собирать математические модели, рыночную аналитику и использовать своё продюсерское чутьё, чтобы понять, что будет дальше, но в итоге у вас всегда остаётся шанс, что все ваши прогнозы не сбудутся. Самое безобидное из того, что может произойти в итоге — это прослыть диванным аналитиком и услышать: «А я говорила! А как произошло? А как я говорила, так и произошло!» Но иногда можно потерять не только репутацию, но и миллионы долларов неоправданных вложений.

Арт взят из промо-материалов игры  Amplitude studios / SEGA
Арт взят из промо-материалов игры  Amplitude studios / SEGA

Сегодня я поделюсь небольшой аналитикой по актуальным трендам 4х стратегий, а уж куда они катятся — решайте сами.

Напомню, что термин 4х основан на 4-х ключевых видах активности в подобных играх: eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate. Обычно, чтобы предположить вид будущего, внимательно изучают прошлое. Но, если мы пойдём по этой скользкой дорожке, моя геймерская душа потребует пламенных рассказов о том, почему 5-я Цивилизация была лучшей, а я играю в 6-ю. Почему оригинальные Master of Orion нравились мне больше, чем новая часть с современной графикой и всё в этом духе. Думаю, эти вопросы можно оставить для комментариев. Я хочу поделиться с вами другим.

Для начала давайте чётко разделим PC и мобильные 4х стратегии. Несмотря на одинаковое название жанра, общего между ними примерно, как между играми Сида Мейера и Хидео Кодзимы.

К мобильным 4х стратегиям относится, например, популярная некогда Game of War от Machine Zone. Это игры с невероятными таймингами. Строительство всех зданий на базе до максимального уровня займёт у вас несколько лет активной игры. А для исследования всей науки, вам нужно брать ипотеку, которую будут выплачивать ваши внуки.

Признаюсь, есть в этих мобильных симуляторах калькулятора и Microsoft Excel своя особая атмосфера. Но почему же они требуют от игрока бесконечно много времени, компенсировать которое может только донат? Конечно, на этот вопрос всегда можно сослаться на жадных разрабов, но правда будет чуть-чуть интересней.

В подобные продукты играет преимущественно старшая мужская аудитория. Это обеспеченная и хорошо платящая группа игроков и любит она не только подобные игры. На мобильном рынке огромная конкуренция за этот сегмент, а потому стоимость рекламы там колоссальная. Одна установка, которая может даже не конвертироваться в игрока, будет стоить многие доллары. Возможно, больше 10. Единственный способ окупить такие расходы — невероятная монетизационная глубина. Весь геймплей подобных игр заточен именно на неё.

Вот уже 7 лет я преподаю геймдизайн в Вышке на программе Менеджмент игровых проектов. И одна из любимых тем моих слушателей — это баланс, математика и экономика. И здесь мобильные 4х стратегии — отличный материал для препарирования под дизайнерским микроскопом. Кто ещё как не самые зажатые и жёстко монетизированные мобильные стратежки, вызывающие ненависть у одних и желание задонатить у других, идеально подходят для анализа всех грехов и достижений игровой экономики, продуктовых метрик и аналитики?

К сожалению, на момент написания статьи, понятного будущего у таких игр нет. Высокая стоимость трафика, усталость игроков от жанра и жёсткой монетизации привели к сужению сегмента. Да, такие игры есть, да они зарабатывают. Но сам рынок мобильных 4х стратегий нельзя назвать перспективным. Спешу вас обрадовать, так будет не всегда. Вполне возможно, что однажды подобные игры будут переосмыслены, как это уже было с match-3, когда в этот жанр зашла Playrix, и свежий глоток креатива подарит нам новые потрясающие продукты.

Теперь, когда мы разобрались в мобильном сегменте нашего жанра, пора уже переходить к самому интересному — к PC стратежкам.

Endless Space, Civilization, Stellaris… сколько часов и бессонных ночей вы у меня забрали. Более 1000 часов я отыграл только в 6-ю Цивилизацию. И вот на этом рынке всё выглядит куда перспективнее, чем в мобайле.

Возможно, у вас сложилось впечатление, что я не фанат мобильных игр. Это не совсем так. Я делал много мобилок, ещё больше я отыграл. Это безумно удобно и просто. Но когда ты хочешь настоящего погружения в боль, страдание и унижение, ничто не заменит атмосферы настоящей PC или консольной игры. Чтобы понять это — поиграйте во Frostpunk как я: ночью, в тёмной комнате с хорошим звуком, без еды и чая. Непередаваемая атмосфера, которую невозможно представить себе на мобайле.

Заглянув в Steam и подбитый Гейбом SteamSpy, я сформировал для себя список всех игр с тегом 4x strategy с 1990 по 2021 год. К сожалению, SteamSpy больше не может автоматизировать моё исследование, поэтому пришлось прибегнуть к большому числу иных источников данных: поиску новостей, публичных финансовых отчётов компаний и т.д.

Сразу оговорюсь. Цифры, которые у меня получились, верно отражают тренды и порядки, но могут существенно отличаться от реальности, особенно в рамках одного конкретного продукта. Всё же, не по всем играм так просто найти публичную статистику продаж. Но наша цель — понимание трендов и движения жанра 4х, а не точная выручка конкретного продукта.

Куда движется жанр 4Х-стратегий

Первым делом я посмотрел на количество игр, выходящих в год. И здесь мы видим интересные тренды. До 2006-го количество релизов каждый год было примерно одно и тоже. Далее начинается феноменальный рост. Он вызван как возрастающим интересом игроков к жанру, так и коммерческими успехами серии Цивилизация Сида Мейреа. Да и не только ими.

К слову, Сид Мейер — один из наиболее уважаемых мною геймдизайнеров. Его высказывание “Игра — это последовательность интересных выборов” предваряет мой курс по игровой логике в Вышке.

Помимо роста ежегодного числа релизов, я решил посмотреть, кто выпускает самые интересные игры и насколько стабилен исследуемый нами сегмент. Зелёным на графике вы видите число игр от одних и тех же издателей. Это говорит нам о том, что ключевые игроки отрасли выпускают продукты регулярно и в ограниченном количестве. А новые студии обычно заходят с одной-двумя играми и затем снова покидают этот сегмент. Яркий пример тех, кто решил закрепиться в нём и специализировать свою разработку на 4х стратегиях, — французская студия Amplitude, создавшая известную серию Endless. Успех первой Endless Space, созданной 17-ю сотрудниками, был настолько впечатляющим, что Amplitude получила серьёзное финансирование на разработку следующей части и вошла в состав холдинга SEGA. В августе 2021-го все мы получили возможность насладиться их собственным аналогом Цивилизации — Humankind. Кто-то назвал его развитием идей Сида Мейера. Кто-то считает «Человечество» полностью оригинальным продуктом. Как бы то ни было, эта игра всё же нашла свою нишу в семье 4х стратегий.

Куда движется жанр 4Х-стратегий

На графике выше вы видите оценку суммарной выручки всех 4х стратегий по годам. Как я говорил раньше, в этих цифрах есть доля погрешности. Но порядок величин остаётся верным. Существенный рост тайтлов, который мы видим последние годы хорошо объясняет рост выручки, которую мы видим на графике выше. Но не всё так просто. Действительно, существенная доля 4х стратегий не только окупает разработку, но и приносит неплохие деньги своим создателям, делая этот жанр куда более стабильным, чем большинство других. Как человек, многие годы посвятивший мобильной разработке, могу сказать, что создавая мобильную игру, мы никогда до конца не уверены в её коммерческом успехе.

Уверен, каждого внимательного читателя заинтересовали три огромных пика выручки на графике выше. Да весь сегмент растёт. Но кто-то регулярно снимает все сливки, продавая игры не на 10, не на 50, а на многие сотни миллионов долларов. Посмотрев график релизов, публичные отчёты и новости, нетрудно догадаться, кто именно создаёт этот взрыв.

Куда движется жанр 4Х-стратегий

Каждая новая цивилизация разгоняет не только выручку 2k games, но и интерес игроков к жанру в целом. Отсюда мы можем сделать очевидный вывод: хороший 4х стратегий, к счастью, много. Шедевров — единицы.

Рынок 4х оказался очень стабильным. Он развивается уже многие десятилетия и не в настоящий момент выходит на пик. Мы ожидаем новой Цивилизации, мы играем в Humankind, ждём новые Endless. В этом сегменте есть продукты для всех игроков: от глубокой и сложной в освоении песочницы Stelleris до радующей глаз графикой Endless Space II. От всемирно известной Civilization до теряющей популярность Age of Wonders: Planetfall.

И если вы любите провести вечера за партеечкой тактики и стратегии так же как люблю его, вы точно сможете подобрать что-то под свой вкус.

Какое будущее вы видите для PC 4х стратегий?
Рынок PC 4x очень стабилен. Цивилизации продолжат выходить. Новых тайтлов будет мало.
Рынок активно растёт. Верю в успех Humankind и жду новые тайтлы.
Рынок теряет игроков, они уходят в другие PC / консольные жанры.
Рынок теряет игроков, они уходят в мобильные игры.
Напишу своё мнение в комментариях!

Спасибо за прочтение!

23
18 комментариев

UPD.

После публикации ссылки на статью в группе по VR на FB, мне написала Яна Артищева (https://www.facebook.com/groups/997738926932716/user/100003477025366/), разработчик игр для VR и выпускница программы, на которой я преподаю. Яна собрала для нас список стратегий для VR устройств, с которым имеет смысл ознакомиться. Продукты этого списка трудно назвать именно 4Х стратегиями, но мне кажется важным отметить, что вообще существует сегмент VR стратегий. Да, они имеют ещё меньше общего с PC 4X, чем даже мобильные 4Х.
Тем не менее, для расширения кругозора оставлю здесь этот список, вдруг кто-то из читателей увлекается сегментом виртуальной реальности.

Final Assault: https://store.steampowered.com/app/793690/Final_Assault/
https://store.steampowered.com/app/749960/Townsmen_VR/
Catan: youtube.com/watch?v=bZLEf3TQNQg
Skyworld: https://store.steampowered.com/app/342190/Skyworld/
https://store.steampowered.com/.../Space_Pirates_And.../
https://store.steampowered.com/.../X_Rebirth_VR_Edition/
https://store.steampowered.com/app/427240/Cosmic_Trip/
https://store.steampowered.com/app/1178780/BattleGroupVR/
https://store.steampowered.com/app/364630/AirMech_Command/
Brass Tactics: https://www.oculus.com/experiences/rift/1101975213197949/

3
Ответить

Действительно, неожиданная информация.

1
Ответить

Очень люблю этот жанр, сейчас увидел, что в 6-ю Цивилизацию у меня наиграно 2600 часов, а в 5-ю - 1900 часов. Ну и в Stellaris больше 300. Еще не пробовал Humankinds и не могу о ней судить, но ожидаю, что в жанре будет еще много новых игроков и неожиданных экспериментов. Из нового понравилась Imperium: Greek Wars от студии Kube Games - она похожа на Цивилизацию, но компьютер гораздо лучше воюет.
Интересно, можно ли причислять к 4X серию Europa Universalis? С одной стороны, cоставляющая eXplore там есть и даже может играть ключевую роль. С другой стороны, EU - практически тот же самый жанр, что Crusader Kings, где географических открытий нет. "Парадоксы" немного сломали стереотип, может, потому они так и называются?
Большое спасибо за аналитику! Особенно впечатлил график с тремя пиками.

1
Ответить

2600 часам могу только восхититься и позавидовать))

Europa Universalis на мой взгляд вполне можно отнести к жанру 4х. Есть мнение, что все 4х стратегии должны иметь пошаговую систему, но Paradox показал на примере Stellaris, что активная пауза вполне может это заменить. Я привозу в пример именно Stellaris, потому что он достиг максимального успеха среди всех игр с такой механикой.

Вообще вопрос-то правильный: если раньше игрок открывал Герои Меча и Магии или Disciples, он мог однозначно сказать, что перед ним TBS.
Сейчас границы жанров очень размылись, и Europa Universalis кто-то назвает глобальной стратегий, кто-то экономической, кто-то 4х, а некоторые симулятором. Каждый по-своему прав.

Для исследования я полагался на то, какие теги сами разработчики ставили своим играм.

1
Ответить

Спасибо за статью!
Жанр любим и безусловно жив, но, в отличие от других почти недоступен небольшим студиям -
такую игру особо не накидаешь на ассетах и шаблонах.

Ну кстати на мобильных есть и вполне себе нормальные душевные 4х , пусть и упрощенные - та же Polytopia "скоростная цивилизация",
без элементов мобильных дрочилен и чрезвычайно нежной монетизацией и 10млн скачиваний.

Вот замены классическому Master of Orion 1-2 так и не нашел, хотя может плохо искал.

1
Ответить

Есть новый Master of Orion, но он немного ушёл от классических MОО.
Старые мне нравились больше)

Ответить

Интересная статья, с удовольствием прочитал.

1
Ответить