«Кошмар перед Рождеством»: как создавался культовый хэллоуино-рождественский мультфильм

400 голов Джека Скеллингтона, три года работы и более 120 человек, участвовавших в проекте... Рассказываем, как создавался мрачный шедевр анимации, и о его визуале.

История о короле Хэллоуина, укравшем Рождество, <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">входит</a> в топ-15 самых кассовых кукольных мультфильмов
История о короле Хэллоуина, укравшем Рождество, входит в топ-15 самых кассовых кукольных мультфильмов

В зарубежном сегменте интернета нередко встречаются споры о том, какому все-таки празднику посвящен «Кошмар перед Рождеством». Съемочная группа не только не внесла ясности, но лишь больше всех запутала. Режиссер Генри Селик утверждает, что сделал хэллоуинскую историю. С ним не согласен композитор Дэнни Эльфман. Он считает, что мультфильм получился о Рождестве. В действительности совершенно не важно, кто прав, ведь смотреть этот анимационный мюзикл, пересматривать его и получать удовольствие можно круглый год. Вспоминаем, как создавался «Кошмар перед Рождеством», и восхищаемся трудолюбием, терпением и талантом авторов.

Тим Бертон хоть и не режиссировал «Кошмар перед Рождеством», но зато выступил в роли соавтора сценария и следил за производственным процессом
Тим Бертон хоть и не режиссировал «Кошмар перед Рождеством», но зато выступил в роли соавтора сценария и следил за производственным процессом

Долгий путь на экраны

Тим Бертон родился и вырос в Бербанке — небольшом городе в округе Лос-Анджелес. В детстве праздники — особенно Хэллоуин и Рождество — находили в нем живой отклик. Они давали возможность среди прочего почувствовать смену времен года, которой как таковой нет в Калифорнии. По мнению Бертона, смысл Хэллоуина заключается в том, чтобы получить удовольствие от испуга, ведь никого не пытаются всерьез напугать до смерти. То же самое можно сказать и о «Кошмаре перед Рождеством».

Юный Тим Бертон в родном городе, одетый в хэллоуинский костюм, который для него сделала мама
Юный Тим Бертон в родном городе, одетый в хэллоуинский костюм, который для него сделала мама

Магазины Бербанка старались максимально заработать на праздниках, продавая соответствующие товары. Из-за этого мерчендайзеры начинали выставлять рождественские вещи уже в хэллоуинский сезон. Такая смесь и натолкнула Тима на мысль придумать историю о персонаже, попадающем из Хэллоуина в Рождество.

Бертон впервые подступился к реализации проекта о Джеке Скеллингтоне в начале 1980-х годов после того, как завершил короткометражный черно-белый мультфильм «Винсент». В качестве первоисточника выступило стихотворение, толчком к созданию которого стала любовь Тима к творчеству писателя и мультипликатора Доктора Сьюза, а также праздничным мультфильмам, виденный в детстве, — «Как Гринч украл Рождество» и «Рудольф, красноносый олень». Кроме того, Бертон вдохновлялся известной в США поэмой Клемента Кларка Мура «Визит святого Николая», впервые изданной в 1823 году. Во время написания первого варианта стихотворения Тим представлял звезду фильмов ужасов Винсента Прайса как рассказчика.

Кадр из мультфильма «Как Гринч украл Рождество», основанного на книге Доктора Сьюза и выпущенного в 1966 году
Кадр из мультфильма «Как Гринч украл Рождество», основанного на книге Доктора Сьюза и выпущенного в 1966 году

Бертон подготовил раскадровки и зарисовки и пошел с ними по студиям. Их представители на словах проявляли заинтересованность в «Кошмаре перед Рождеством», но на деле не спешили давать ему зеленый свет. При этом Тим был готов реализовать проект чуть ли не в любом виде: в частности, его устраивала даже короткометражка. Тем не менее тогда ему не удалось достичь успеха в переговорах.

Наброски Тима Бертона, сделанные для «Кошмара перед Рождеством»
Наброски Тима Бертона, сделанные для «Кошмара перед Рождеством»

В течение почти десяти лет Бертон не раз возвращался к мысли снять «Кошмар перед Рождеством». В 1990 году он решил вновь перейти к активным действиям. Для начала Тим попросил агента узнать, владеет ли Disney правами на проект. Дело в том, что Бертон работал на «Мышиный дом», когда придумал историю о Джеке Скеллингтоне. Студия внимательно следила за идеями сотрудников, ничто не ускользало от ее пристального взгляда. Оказалось, что и права на «Кошмар перед Рождеством» она успела получить. Благодаря успеху «Эдварда руки-ножницы» и «Бэтмена», Тим получил от Disney согласие на финансирование. Поскольку Бертон в то время работал над «Бэтменом возвращается», пришлось искать другого режиссера. Выбор пал на Генри Селика, хорошо владевшего техникой кукольной анимации. Тим знал его еще с 1970-х годов, более того — на заре 1980-х он показывал ему первые эскизы «Кошмара перед Рождеством».

Сначала песни, потом — сценарий

Перед Бертоном стояла задача превратить небольшое стихотворение в сценарий полнометражного мультфильма. Сперва он привлек к работе Майкла Макдауэлла, ранее написавшего «Битлджуса», но с ним ничего не получилось. Тогда Тим решился на оригинальный ход и начал с музыкальной стороны. Для этого Бертон пригласил композитора Дэнни Эльфмана. Вместе они обозначили сюжетную линию, а также сочинили значительную часть песен. Интересно, что Тим и Дэнни подошли к «Кошмару перед Рождеством» не как к мюзиклу, а как к оперетте — жанру более старомодному, в котором музыкальные композиции теснее переплетены с повествованием.

Когда Генри Селик и его команда приступили к созданию мультфильма, сценария еще не было. Он появился лишь после того, как к проекту присоединилась Кэролайн Томпсон, работавшая с Бертоном над «Эдвардом руки-ножницы». В итоге поначалу в распоряжении Селика находились всего три песни Эльфмана. Отложить старт съемок не было возможности из-за ограниченного бюджета, то есть мультфильм требовалось во что бы то ни стало завершить вовремя.

Генри Селик и Тим Бертон на съемочной площадке «Кошмара перед Рождеством»
Генри Селик и Тим Бертон на съемочной площадке «Кошмара перед Рождеством»

Самым сложным испытанием для Эльфмана стало написание песни Poor Jack. Дело в том, что за две с половиной минуты Джек Скеллингтон должен был не просто исполнить композицию, но и перевернуть историю. Сначала он подавлен из-за того, что все испортил, а затем ему приходится убеждать себя, что все прекрасно и у него еще имеется возможность исправить ситуацию.

Есть у Эльфмана и любимый трек — The Town Meeting, который представляет собой разговор нескольких персонажей. При его создании Дэнни вдохновлялся в том числе творчеством Курта Вайля — немецкого композитора, наиболее известного благодаря работе с драматургом Бертольдом Брехтом, создателем эпического театра. Эльфману хотелось придумать нечто непохожее на современные бродвейские номера, и Тим Бертон был полностью согласен с таким подходом.

Немецкий экспрессионизм против Доктора Сьюза

Несмотря на то, что «Кошмар перед Рождеством» снимал Генри Селик, мультфильм выдержан в фирменном бертоновском стиле, что касается в том числе и его визуальной составляющей. Город Хэллоуина создавался под заметным влиянием немецкого экспрессионизма, который так любит Тим Бертон. Представители этого направления в искусстве отказывались от воспроизведения, копирования и имитации реальности. Каждое художественное творение рассматривалось как проекция глубинного «Я» художника. Если говорить о визуальных приемах, то среди отличительных черт киноэкспрессионизма — ассиметричные композиции, а также резкие контрасты света и тени.

Никто не сомневается, что предстающая перед нами внешняя реальность не может быть подлинной. Реальность должна создаваться нами. Смысл предмета стоит искать вне видимости. Мы не вправе довольствоваться тем, что верим фактам, представляем факты, регистрируем факты, — нужно дать чистое, неискаженное отражение картины мира. А она заключена только в нас самих.

Казимир Эдшмид, один из лидеров экспрессионизма в 1910-х годах

Город Хэллоуина отличает угловатая архитектура с искаженными формами и линиями, которая отражает то, как Бертон в свое время чувствовал себя изгоем, и то, как общество воспринимает все странное и необычное. Чтобы добиться от художников нетривиальных перспектив, Генри Селик порой просил правшей рисовать левой рукой и наоборот. Вместе с тем персонажам мультфильма комфортно жить в мире вечного ужаса, они не воспринимают его как нечто кошмарное. Соответственно, выбранный дизайн призван продемонстрировать их инаковость, а не извращенность. Преобладающая цветовая гамма обители страха — оттенки серого, черного и приглушенного оранжевого, что дополнительно подчеркивает ее мрачность.

Селик хотел сделать город Хэллоуина таким, что если провести по нему рукой, то можно порезаться
Селик хотел сделать город Хэллоуина таким, что если провести по нему рукой, то можно порезаться

Королевству Джека Скеллингтона противопоставлен созданный под влиянием иллюстраций Доктора Сьюза город Рождества, получившийся ярким, красочным, уютным, со множеством вкраплений рождественской иконографии. Селик намеревался представить перед зрителями совершенно другой мир, и блестяще справился с этой задачей. При этом оба места показаны как варианты нормы, ведь на самом деле все праздники нужны и имеют право на существование.

Паукообразный скелет Джек сильно выделяется на фоне округлого рождественского города, что не мешает ему влюбиться в ранее неведомый ему праздник
Паукообразный скелет Джек сильно выделяется на фоне округлого рождественского города, что не мешает ему влюбиться в ранее неведомый ему праздник

Команда Селика стремилась воссоздать в физических декорациях штриховки и текстуры, характерные для работ двух замечательных художников XX столетия — Эдварда Гори и Рональда Сирла. Для этого предметы мазали глиной или штукатуркой, а затем царапали на них линии, чтобы придать им вид «живого эскиза».

Сверху — иллюстрация Гори из книги «Сомнительный гость», снизу — работа британского карикатуриста Сирла
Сверху — иллюстрация Гори из книги «Сомнительный гость», снизу — работа британского карикатуриста Сирла

По словам Бертона, в анимации крайне важны глаза для выразительности персонажа. У части кукол «Кошмара перед Рождеством» либо их нет, либо они зашиты. Это касается и Джека Скеллингтона. На месте глаз у него красуются две больших черных дыры. Боссам Disney такой внешний вид главного героя мультфильма очень не нравился, но Бертон и Селик сумели настоять на своем и не прогадали. В дизайне головы Джека угадывается любовь Тима к эстетике Дня мертвых — праздника, посвященного памяти умерших, чей символ — калавера, то есть любое художественное изображение черепа.

Гравюра «Череп Катарины» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посада, 1910 год
Гравюра «Череп Катарины» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посада, 1910 год

На оригинальных набросках Тима Бертона костюм Джека полностью черный. Тонкие белые полосы добавил Генри Селик на ранних этапах тестирования камеры, так как в своем первоначальном виде Скеллингтон сливался с темным фоном города Хэллоуина.

Проблемы с Сантой и двухголосый Джек

Звук записывался еще до создания анимации. Это было крайне важно для Селика, который хотел, чтобы рты кукол двигались в полном соответствии с тем, что говорят актеры. Изначально на роль Санта-Клауса пригласили Винсента Прайса. С ним даже успели сделать пробные записи. Получившийся материал не подошел, так как Прайс на тот момент недавно потерял жену, был сильно подавлен, и его голос казался слишком мрачным. Далее создатели мультфильма встретили с лауреатом премии «Оскар» Доном Амичи, но он оказался чересчур ворчливым, что не могло способствовать плодотворной работе. Следующим претендентом стал Джеймс Эрл Джонс, озвучивавший Дарта Вейдера. Здесь все испортил Дэнни Эльфман. Он зачем-то сказал Джонсу, что роль писалась специально для него, а тот в ответ очень разозлился и крикнул: «Ты не знаешь меня!». В результате Сантой стал Эдвард Айвори, которого нашли в Сан-Франциско.

Дэнни Эльфман не только написал песни для «Кошмара перед Рождеством», но и исполнил все партии Джека Скеллингтона. Впрочем, когда король города Хэллоуина просто произносит реплики, зрители слышат голос актера Криса Сарандона, звезды комедийного фильма ужасов «Ночь страха». Так получилось из-за того, что уровень озвучивания разговорных сцен у композитора не соответствовал уровню его пения. Эльфман очень расстроился, узнав, что Селик не хочет, чтобы он говорил за Джека. Режиссер остался непоколебим и пошел просить разрешения у Бертона. Несмотря на то, что Дэнни и Тим были давними друзьями, последний согласился на предложение Селика.

Тим Бертон и Дэнни Эльфман во время работы над мультфильмом
Тим Бертон и Дэнни Эльфман во время работы над мультфильмом

Минута фильма — неделя работы

«Кошмар перед Рождеством» снят преимущественно в технике покадровой анимации, которая в начале 1990-х считалась старомодным искусством. Временами при создании мультфильма использовались другие технологии, но в основе — работа художников, нарисовавших декорации и придумавших множество крутых фишек.

Когда перед вами прекрасное творение, вы ощущаете энергию его создателя. Это некая субстанция, которую никогда не смогут передать компьютеры — им не подвластен этот элемент. Он относится скорее к той сфере, которая включает в себя художников и их полотна. К тому же визуальному ряду принадлежит и мой проект с его персонажами, а единственным способом осуществить его была покадровая съемка — работа весьма специфическая.

Тим Бертон

Мультфильм снимался в основном на специально построенной для этого студии Skellington Productions, расположенной в Сан-Франциско. Несколько раз туда приезжал Тим Бертон, чтобы проконтролировать процесс, но преимущественно Генри Селик держал с ним связь на расстоянии, регулярно высылая готовый материал. У команды «Кошмара перед Рождеством» было 19 звуковых павильонов для съемок, в которых разместили 230 мини-декораций. Чтобы упростить работу мультипликаторов, делались специальные люки. За счет них управление марионетками становилось гораздо удобнее.

В мюзикле около 60 персонажей, и для каждой куклы смастерили несколько дубликатов. Процесс изготовления фигурок проходил в несколько этапов. Сперва их лепили из пластилина. На следующем шаге заливали глиной и делали форму. Далее пластилин убирали и вставляли подвижный железный остов. Именно благодаря ему впоследствии обеспечивалась гибкость движений. Затем форму заполняли пластиком и отправляли в печь. После этого от формы избавлялись, а кукла попадала в руки художников, которые ее красили, одевали, приклеивали волосы или шерсть.

Майкл Уиг работает над детализацией куклы Санта-Клауса
Майкл Уиг работает над детализацией куклы Санта-Клауса

Для Джека Скеллингтона создатели мультфильма сделали около четырех сотен разных голов. Каждую из них сфотографировали, а снимки занесли в компьютер. При помощи специальной программы определялось, какая гримаса нужна при произнесении того или иного звука.

Несмотря на отсутствие глаз, Джек получился выразительным персонажем, с которым зрителям легко установить эмоциональную связь
Несмотря на отсутствие глаз, Джек получился выразительным персонажем, с которым зрителям легко установить эмоциональную связь

У Салли был комплект масок. Новая надевалась, когда у персонажа менялось выражение лица. Создатели мультфильма выбрали этот вариант, так как от изготовления голов пришлось отказаться из-за длинных волос девушки.

Кадры из документального фильма The Making Of The Nightmare Before Christmas

У Джека Скеллингтона есть необычная собака по кличке Зеро. У пса относительно нормальная мордочка и нос, но тело и уши постоянно словно растекаются. Сделать такого персонажа для мультфильма — тяжелая задача в плане поиска подходящих материалов. Создатели «Кошмара перед Рождеством» выбрали свинцовый лист, обладающий нужной гибкостью. Именно из него изготовили уши и тело, которые затем покрыли тканью. В кадрах, где есть Зеро, приходилось прибегать к старой технике иллюзионизма, известной как призрак Пеппера и требующей использования листа стекла и специального освещения.

В стихотворении Бертона было всего три персонажа, и Зеро — один из них
В стихотворении Бертона было всего три персонажа, и Зеро — один из них

Производство мультфильма с использованием техники покадровой анимации — кропотливый труд. Каждая секунда «Кошмара перед Рождеством» — это 24 кадра. Чтобы сделать всего одну минуту анимационного мюзикла, требовалась неделя упорной работы. В целом производственный процесс занял около трех лет. В пиковые периоды в перенесении стихотворения Бертона на экран участвовало более 120 человек. Один из самых сложных кадров — момент, когда Джек смотрится в блестящую дверную ручку, словно в зеркало. Создатели мультфильма старались сделать все максимально реалистичным, поэтому им пришлось немало постараться, чтобы получить правильное отражение Скеллингтона и окружающих его предметов.

Джек готовится войти в новый для него мир — город Рождества
Джек готовится войти в новый для него мир — город Рождества

Чтобы отделить «Кошмар перед Рождеством» от сильно отличающейся от него продукции студии, боссы Disney решили выпустить мюзикл под брендом Touchstone Pictures. Кроме того, в название они добавили имя Тима Бертона для дополнительной рекламы, из-за чего многие и сегодня считают его режиссером мультфильма.

На производство мюзикла потратили всего 18 миллионов долларов. Согласно данным на 2020 год, он собрал в прокате примерно в четыре раза больше. Столь внушительная сумма обусловлена тем, что его не единожды перезапускали в кинотеатрах. Со временем «Кошмар перед Рождеством» обзавелся солидной фанбазой и приобрел культовый статус. По сей день он не теряет актуальности и популярности. В 2019 году бренд Vans вместе с Disney выпустил коллекцию, посвященную ему. Линейка включает в себя обувь, одежду и аксессуары с тематическими принтами. Например, в ней есть кеды, на одной стороне которых изображен Джек Скеллингтон на холме, а на другой — его прогулка по городу Хэллоуина.

«Кошмарные» кеды сделаны на основе модели Sk8-Hi
«Кошмарные» кеды сделаны на основе модели Sk8-Hi

В феврале 2019 года появились слухи о том, что Disney готовит то ли игровую адаптацию, то ли сиквел мультфильма. Скорее всего, Тиму Бертону возвращение к Джеку и компании пришлось не по вкусу. Режиссер не раз говорил, что выступает против продолжения. Будем надеяться, что слухи так и останутся слухами, а Бертон при необходимости сможет отстоять «Кошмар перед Рождеством».

Текст написала Мария Букалова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

120120 показов
11K11K открытий
33 репоста
8 комментариев

Вот бы еще подобную статью про русскую озвучку

Ответить

Я давным-давно, когда смотрел только эфирное телевидение, помню по ТНТ, что-ли, была документалка минут на 20 именно про то, как русская озвучка создавалась, почему брали Фоменко на роль Бугимена и тд.

Ответить

Люто плюсую. Наш дубляж получился супер сасным! -"Шито, Крыто и Корыто!" и проникновенное -"Да, я Джек - повелитель тыкв!".

Ответить

Вот документальный фильм про русскую озвучку, если вам интересно: https://youtu.be/W-y0r0f5-kc

Ответить

У чуваков из Корридор Диджитал есть видос на тему разбора мульта.
Очень круто

Ответить

Всем сердцем обожаю этот мультфильм, который еще и во многом повлиял на меня. Именно благодаря ему я решился самостоятельно изучать английский, т.к. мне нравились оригинальные песни, а так же попробовал себя в создании самопальных пластилиновых мультфильмов. Не посмотреть его на 31 октября или не спеть "This is Halloween" - для меня преступление.
Помню как много времени и сил потратил в до интернетовские времена, чтобы найти мультфильм на DVD в более-менее адекватном переводе. А уж как я бегал к маме на работу, чтобы по скачивать каверы Мэнсона или Fall Out Boys - было время, да-а-а)))

Был ещё неплохой сиквел в виде игры на PS2 "Oogie's Revenge"

Ответить