Не красавица и не чудовище: обзор фильма «Форма воды»

18 января в российский прокат вышел фильм знаменитого сказочника Гильермо дель Торо. «Форма воды» уже покорила Венецию, подарила своему создателю «Золотой глобус» и имеет все шансы получить «Оскар».

Не красавица и не чудовище: обзор фильма «Форма воды»

После красивого, но стерильного «Багрового Пика» режиссёр «Лабиринта Фавна» вновь взялся за притчи. «Форму воды» можно разбирать как политическую сатиру: действие разворачивается в разгар Холодной войны, поэтому в фильме найдется место для паранойи, брызжущих слюной шпионов и сумасшедших учёных. Можно выискивать многочисленные реверансы Старому Голливуду, рассматривая отрывки из чёрно-белых фильмов вместе с героями. Можно воспринимать зрелище как антифашистский манифест.

При обилии вложенных в картину смыслов, жанровая принадлежность для дель Торо стандартная — сказка. По сюжету немая Элайза (Салли Хокинс) работает уборщицей в секретной военной лаборатории, куда привозят цистерну с водоплавающим чудовищем. Антропоида выловил харизматичный садист Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон) где-то на Амазонке.

Тем временем, Советский Союз уже вовсю исследует космос, поэтому монстра решают отправить именно туда. Зачем? Странный ответ на логичный вопрос даст один из учёных: «Русские отправили собак, мы отправим чудовище!».

Никто не ожидал, что хрупкая поломойка не только влюбится в космонавта по неволе, но и устроит ему дерзкий побег.

Первые минут двадцать не совсем понятно, «троллит» дель Торо зрителей или рассказывает эту сумасшедшую историю серьёзно. Поначалу происходящее на экране напоминает дурной анекдот, а персонажи ведут себя как идиоты. Всё дело в постоянном и бессмысленном соперничестве с лозунгом: «Надо быть лучше! В чём? Неважно!».

Но уже через полчаса после начала режиссёр даёт жирные намеки на то, что всё происходящее — своеобразный ремейк классического ужастика «Существо из Чёрной Лагуны». Обглодав однажды пальцы неосторожного ученого, водяной пристрастился к человеческому мясу, и не собирается на этом останавливаться.

Играет монстра Даг Джонс. Актёр изображал амфибию Эйба в дилогии «Хэллбой» и уже тогда справился отлично, но в «Форме воды» он превзошел сам себя. Как, облаченный в латекс, Джонс достиг такой пластики, находясь в воде, — загадка.

Кличка, которую дали невероятно проворной и опасной твари учёные — Существо — ещё один оммаж классике
Кличка, которую дали невероятно проворной и опасной твари учёные — Существо — ещё один оммаж классике

Но когда уровень насилия на экране начинает превосходить все допустимые пределы, дель Торо вновь меняет вектор развития сюжета. Встреча Элайзы и Существа исполнена настолько чувственно, что вмиг становится ясно: «Форма воды» — очень личное кино для автора. С одной стороны, это мешает понять его полностью, но с другой — не проникнуться меланхоличным обаянием фильма сможет лишь корнеплод. И дело тут даже не в истории странной любви — она постепенно отходит на второй план. После невероятно изысканного танца, кадр из которого красуется на всех постерах ленты, оказывается, что дель Торо снял замечательное правозащитное кино.

Но за кого вступается режиссёр? За любое угнетенное меньшинство. В «Форме воды» его представляют люди с ограничениями (Элайза), гомосексуалы (её сожитель), и те, чья внешность не соответствует канонам красоты (Существо). Всех этих персонажей общество привыкло ненавидеть: немой Элайзе поручают самую грязную работу, соседа когда-то репрессировали за вольные нравы, а Существо бьют током, как говорится, по приколу. Но дель Торо смотрит на них с грустью и совсем без отвращения. А «ихтиандр», даже с учётом плотоядных пристрастий, в итоге кажется почти милым.

Не красавица и не чудовище: обзор фильма «Форма воды»

Настоящими монстрами традиционно выступают люди. Олицетворением нетерпимости и антропоцентризма (сочетание этих качеств неизбежно ведёт к фашизму — главному врагу режиссёра-идеалиста) в «Форме воды» выступает герой Майкла Шеннона. В садизме его персонажу удалось переплюнуть даже знаменитого капитана Видаля из «Лабиринта Фавна», с учетом того, что досуг последнего сплошь состоял из убийств и пыток.

Дель Торо не скрывает своего омерзения к подобным персонажам, но смакует их бесчинства, чтобы в финале, когда злодеи неминуемо получат по заслугам, зрители выдохнули и сказали заветное для режиссёра: «Поделом!»

Ну и нельзя не сказать пару слов о визуальной составляющей. Она, как всегда у дель Торо, эталонна. Дан Лаустен — оператор фильма и давний друг постановщика, работавший с ним над «Багровым пиком», на два часа окунает зрителя во все краски водного мира, от лазурно-чистого до кроваво-чёрного.

Вода заполняет всё вокруг. Не трудно догадаться, что так у дель Торо устроена и любовь — почти магическая сила, которая позволяет принять любого за равного, а в уродстве увидеть красоту. И принимать любовь надо в любой форме, даже воды.

6767
77 комментариев

Друг кодзимы?

гений
е
н
и
й

39
Ответить

Комментарий недоступен

17
Ответить

Аквамен?!

Ответить

Спойлер: вода принимает форму сосуда, в котором находится </sarcasm>

5
Ответить

Лабиринт Фавна лет 10 был моим любимым фильмом...
"Форма воды", возможно, был бы актуален в 60-х - 70-х в США, но сейчас очередной оммаж "угнетаемым" меньшинствам выглядит, или как издевка, или как выпрашивание наград от максимально политически корректных деятелей индустрии.

12
Ответить

Нет. Это личная просьба режиссёра к аудитории быть добрее друг к другу

7
Ответить