Стоит ли откладывать решение о разработке приложения? Рассмотрим на примерах

Быть или не быть проекту?
Быть или не быть проекту?

Начинать ли проект прямо сейчас? Такой вопрос возникает сам собой на фоне ухода из РФ зарубежных сервисов. Кто-то, опасаясь конкуренции, не зашел дальше планов, а кто-то взял, да и разработал. Посмотрим, что же получилось у вторых и какова вообще примерная цена вопроса.

Кому будет интересна эта статья:

  • Тем, кто хочет заказать свой первый проект, но не решается этого сделать по причине “такое уже есть на рынке”;
  • Тем, кто хочет ориентироваться в сроках и стоимости разработки разных приложений.
Громова Алена. Основатель компании по разработке мобильных приложений <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fcreazard.ru%2F%3Futm_source%3Dkogda_zatjanuli_razrabotku%2F%3Ferid%3A2VtzquhBbnG&postId=2264969" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CREAZARD. </a>
Громова Алена. Основатель компании по разработке мобильных приложений CREAZARD.

Вы когда-нибудь задавались вопросом “А смог бы и я также?”. Речь в нашей статье пойдет о (паровозике, который смог 🙂) людях, которые решились вот так взять и реализовать отечественные альтернативы взамен ушедшим из России сервисам. Более того, благодаря силе фантазии и финансовой аналитике мы даже примерим эти истории на себя.

Насущные вопросы - сколько бы это нам стоило и какую популярность на рынке мог бы набрать проект? Сильно ли мешает конкуренция? Предлагаю прямо в этой статье провести мини-исследование, которое нам на эти вопросы ответит.

Опираясь на открытые данные и многолетний опыт моей команды в деле разработки, я планирую показать примерную стоимость вложений в рабочие версии подобных продуктов. А также популярность этих уже существующих альтернатив даже на фоне конкуренции.

В каждом из реальных примеров мы вместе с вами будем прикидывать сроки-стоимость реализации MVP (минимально жизнеспособной версии продукта, чьих функций достаточно аккурат для проверки состоятельности идеи и прибыльности проекта) и наблюдать, кто и насколько удачно “взлетел”.

Истории, которые не произошли

Признайтесь, хоть раз в жизни, но вы мечтали какие-нибудь свои деловые мечты :) Наверняка вы даже высказывали их своим друзьям или коллегам. “Вот было бы замечательно придумать новый мессенджер и не какой-то Open Source, как Telegram”, “А представляешь, если бы у нас был свой маркетплейс с уникальными фишками?”

Вся ирония судьбы заключается в том, что через несколько месяцев собеседники наперегонки показывают друг другу телефоны с открытыми магазинами приложений и тычут туда пальцами, крича "А я же говорил(а)!" (Основано на личном опыте). Пока одни мечтают, другие срывают куш (хотя и не всегда).

Да, рынок приложений не терпит пустоты, особенно в современной России, где множество ниш оказались свободными из-за ухода иноземных компаний и сервисов.

Стоит ли откладывать решение о разработке приложения? Рассмотрим на примерах

Примеров набралось немало. Ко мне обращалась подруга, которая буквально фонтанировала идеями об альтернативе Тиндеру, еще до его ухода. Один из моих знакомых предпринимателей планировал сервис аренды на замену Booking и AirBNB. Мне высказывали идею о замене Google Play. Еще ко мне обращались с идеей маркетплейса, сервиса такси, сервиса доставки, трейдерского приложения, даже с приложениями для йоги и медитации. Мы написали немало, но есть и клиенты, которые просто не решились переходить от плана к действию.

А что было бы, если…

Теперь, когда многие вышеупомянутые приложения-альтернативы реально написаны и работают, думаю, уже можно ответить на судьбоносный вопрос "а что было бы, если...". Если бы мы написали MVP-версию продукта.

Важно понимать, что корректная MVP-версия, несмотря на свое название “минимально жизнеспособный продукт”, должна характеризоваться не просто как “оно живое и реагирует”, а содержать пусть только основной, но конкурентноспособный функционал и даже не просто понятный, а приятный UI/UX дизайн. В противном случае, привлечь аудиторию и получить конструктивные отзывы будет затруднительно, да и выходить на рынок с неконкурентоспособными продуктами просто бессмысленно.

Такая рабочая версия приложения переходит в бессрочное владение своего заказчика. Далее, после первых отзывов аудитории и оценки притока прибыли, обычно принимается решение о добавлении тех функций, которые бы приумножили имеющийся успех.

В любом случае, правильно составленная первая версия приложения определяет его потенциал для дальнейших перспектив.

Ниже мой список ближайших отечественных альтернатив известных сервисов, которые покинули Россию. Оценим, во сколько бы это обошлось по времени и средствам.

Расчетная же прибыль проекта зависит от сценария монетизации, объективных факторов и поставленных целей. Но вы можете путем нехитрых умножений представить себе эту расчетную прибыль, исходя из указанной аудитории пользователей и темпов ее прироста.

Предлагаю начать с российской альтернативы Тиндера

Стоит ли откладывать решение о разработке приложения? Рассмотрим на примерах
  • Тиндер покинул Россию 30 июня 2023 года.
  • Ближайшая альтернатива - сервис дейтинга Twinby (также июнь 2023 года).
  • На момент написания материала имеет 50+ тыс. скачиваний в Google Play. По словам самих разработчиков, общая аудитория пользователей на всех устройствах еще в первые дни запуска приложения составляла свыше 100 тыс.

Конечно, в российской сфере дейтинга уже давно существуют популярные сервисы, такие как Mamba, Beboo, Pure и прочие, но это не помешало и Twinby занять свою нишу. Интересная “фишка” сервиса - это подбор пары на основе психологической совместимости при помощи ИИ, который оценивает ваш личностный тест, используя наработки психологов за последние 100 лет.

Плодами своих трудов и уровнем популярности приложения разработчики похоже довольны, ведь уже планируют вводить для сервиса премиум подписку, стоимостью не более 600 ₽.

По нашим расчетам, сроки и стоимость MVP-версии проекта такого рода составили бы:

  • Срок +-3 месяца (кроссплатформенный тип разработки);
  • Стоимость 3 288 554 ₽.

+1 месяц проектирования - 539 524 ₽.

Кукурента - первый российский аналог AirBnB

Стоит ли откладывать решение о разработке приложения? Рассмотрим на примерах
  • Сервис аренды AirBnB объявил об уходе из России 5го апреля 2022 года.
  • Ближайшая альтернатива - Кукурента (23го июля 2022 года).
  • Проект пока не может похвастаться большими показателями загрузок мобильного приложения, имея 1000+ скачиваний на момент написания материала.

Особенности работы над проектом и его проблемы раскрыл сам директор проекта. В Кукуренту было вложено более миллиона ₽ личных средств, но после релиза команда продолжала поиски инвесторов (возможно, продолжает и сейчас).

По нашим расчетам, сроки и стоимость MVP-версии проекта такого рода составили бы:

  • Срок +-5 месяцев (кроссплатформенный тип разработки);
  • Стоимость 5 480 924 ₽.

+1 месяц проектирования - 539 524 ₽.

Альтернативный Booking

Стоит ли откладывать решение о разработке приложения? Рассмотрим на примерах
  • Сервис бронирования Booking покинул российский рынок в марте 2022 года.
  • Свежайший аналог - мобильный сервис Яндекс Путешествия (28 февраля 2023 года).
  • Приложение уже имеет 1+ млн скачиваний на момент написания материала.

Разработка мобильного приложения для бронирования являлась перспективным решением исходя из исследования команды Яндекс, которое отразило существенный рост доли бронирований именно через мобильные устройства.

По нашим расчетам, сроки и стоимость MVP-версии проекта такого рода составили бы:

  • Срок +-6 месяцев (кроссплатформенный тип разработки);
  • Стоимость 6 577 108 ₽.

+1 месяц проектирования - 539 524 ₽.

Российская альтернатива ТикТок

Стоит ли откладывать решение о разработке приложения? Рассмотрим на примерах
  • ТикТок прекратил свою работу в России 6 марта 2022 года.
  • Ближайшая альтернатива - VK Клипы (11 мая 2022 года).
  • Имеет 1млн+ скачиваний на момент написания материала.

Конкуренция с сервисом Yappy (10+ млн скачиваний), существующим на рынке уже давно, не помешала VK Клипам достичь высоких показателей загрузок. Популяризация через соцсеть ВКонтакте, как и в случае с VK Знакомствами, очевидно приносит свои плоды.

По нашим расчетам, сроки и стоимость MVP-версии проекта такого рода составили бы:

  • Срок +-5 месяцев (кроссплатформенный тип разработки);
  • Стоимость 5 480 924 ₽.

+1 месяц проектирования - 539 524 ₽.

SwiftDrive как российская альтернатива Gett

Стоит ли откладывать решение о разработке приложения? Рассмотрим на примерах
  • Сервис-агрегатор такси Gett ушел из России 31 мая 2022 года.
  • Ближайшая альтернатива - SwiftDrive (1го июля 2022 года).
  • Количество скачиваний на данный момент составляет 5+ тыс.

По словам сооснователя сервиса, первым шагом для приложения планировался охват именно элитного корпоративного сегмента, а затем ожидается выход на рынок B2C (продажа услуг конечному потребителю напрямую). Проект уже является партнером компании Ситимобил и имеет договор о сотрудничестве с Яндекс.Такси, заключены договора с таксопарками.

По оценкам компании, до выхода на возврат инвестиций общий объем вложений составит до 150 млн рублей.

По нашим расчетам, сроки и стоимость MVP-версии проекта такого рода составили бы:

  • Срок +-5 месяцев (нативный тип разработки);
  • Стоимость 8 284 996 ₽.

+1 месяц проектирования - 550 000 ₽.

NashStore и RuStore - на замену Google Play и AppStore

  • Google Play и AppStore не принимают платежи с российских карт с марта 2022 года.
  • Ближайшие альтернативы - NashStore (16 мая 2022 года) от автономной некоммерческой организации «Цифровые платформы» и RuStore (25 мая 2022 года), созданный корпорацией VK при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
  • Согласно статистике на 16 июня 2022 года база пользователей NashStore составила свыше 1 млн, а общее количество скачиваний мобильных приложений — более 3,5 миллиона.
  • В RuStore, на 15 июня 2022 года было зафиксировано больше 500 тыс. скачиваний. Такую информацию журналистам представила пресс-служба VK.

Как видим - NashStore, несмотря на отсутствие поддержки Министерства цифрового развития, лидировал в первые месяцы после релиза, хотя он состоялся всего на 9 дней раньше, чем у RuStore.

По нашим расчетам, сроки и стоимость MVP-версии проектов такого рода составили бы:

  • Срок +-6 месяцев (нативный тип разработки);
  • Стоимость 9 941 996 ₽.

+ 1 месяц проектирования - 550 000 ₽.

Подведем итоги

Итак, по оценкам нашего финансового аналитика мы видим, что стоимость MVP-версий проектов варьируется от 3 млн до почти 10 млн, в зависимости от сложности проекта и его объема. Срок такой работы также варьируется от 3 до 6 месяцев и влияет на итоговую стоимость (меньший срок - меньшая стоимость). Предпроектная же аналитика + разработка макета приложения по техзаданию всегда занимает не более месяца и не превышает 550 000 ₽.

Дорого это или нет, конечно, вопрос субъективный, хотя, по моему опыту, типичному инвестору подобные цифры абсолютно понятны, как и выгоды с перспективами. В силу делового склада ума, у инвесторов есть понимание, что незаработанные деньги - это хуже, чем потраченные (ведь это и есть итоговое назначение денег). Насколько я знаю таких людей, для них “потерянные деньги” и “не найденные деньги” являются почти синонимами.

Заключение и наставление

Всякому, кто решил встать на путь этого бизнеса, стоит быть осторожным во вложениях, но также и понимать, что иногда нерешительность может оказаться невыгоднее, чем попытка. Поэтому не бойтесь переходить к действиям, имейте дело только с проверенными партнерами, которые смогут дать объективную оценку вашей концепции, отговорить, если нужно или предложить улучшенные решения. Если все прозрачно и вы уверены в своем деловом партнере - это уже фундамент для успеха, а историй успеха в деле разработки приложений весьма немало. Будет ли одна из них вашей - зависит в первую очередь от ваших решений, а не от расположения звезд :)

Если же спросить мое мнение, какие ниши мобильной разработки я сейчас считаю перспективными, то это были бы российские криптокошельки.

Я и вся команда CREAZARD желаем вам успеха в любых благородных начинаниях, будем всегда рады помочь советом или делом!

Реклама, ИП Громова, ИНН 772850165163 erid:2VtzquhBbnG

77
5 комментариев

От разработчиков "не забывайте пить воду". Вы тоже не забывайте её пить, а не лить

1
Ответить

Ух ты, сколько с меня за рекламу и новый слоган?))

Ответить

Аленка, ну ты выдала лонгяру

Волосы топ кстати!

1
Ответить

Ахах, спасибо! Пока выдавала эту лонгяру, они как раз и отросли.

Ответить