Анора 2024. Ода расчётливым эскортницам или критика современной элиты?

В октябре 2024-го года на экраны вышла "Анора" - комедийно-драматический фильм режиссёра Шона Бейкера, известного своими картинами о низших и маргинализированных слоях общества. Картина попала в список претендентов 77-го Каннского кинофестиваля и получила "Золотую пальмовую ветвь".

Осторожно, возможны спойлеры.

Анора 2024. Ода расчётливым эскортницам или критика современной элиты?

Главная героиня - Анора (или Эни, как она сама себя предпочитает называть) работает в элитном нью-йоркском стрипклубе, который волей случая посещает сын русского миллиардера Ваня. Будучи единственной работницей, которая понимает по-русски, Анору отправляют к Ване, который мгновенно увлекается ею и предлагает провести с ним неделю. Неделя выдаётся весёлой - пьянки, гулянки, наркотики (осуждаем), перелёт на частном самолёте в Вегас и в конце концов предложение руки и сердца в последний день. Как оказалось, молодому богачу скоро пора возвращаться на Родину, чтобы вместе с отцом работать в его компании. Ване эта перспектива не улыбается и назло родителям он решает сделать предложение руки и сердца Аноре. Они наспех расписываются и вступают в свою семейную жизнь, которой не суждено продлиться долго. Спустя некоторое время до родителей доходят слухи о женитьбе сына и они, через армянского православного священника, отправляют своих исполнительных лиц (в виде дуэта Юрия Борисова и Ваче Товмасяна), чтобы убедиться в этом. А уж убедившись - добиться аннулирования брака.

Для начала хотелось бы отметить, что картина безупречно снята в техническом плане. Работа со светом, цветокоррекция, идеальный подбор саундтрека (хотя в картину так и просятся песни из "After Hours" The Weeknd) и операторская работа - всё выполнено на высшем уровне. Не менее впечатляет и игра актёров - как основного, так и второстепенного состава. Конечно особенно стоит выделить Майки Мэдисон, её безупречное исполнение явно добавило глубины персонажу. Марк Эйдельштейн отлично справляется с ролью молодого мажора, насколько можно судить по количеству раз, когда хотелось прописать ему поучительную оплеуху, а Юрий Борисов, ну знаете, просто чиловый парень.

Анора 2024. Ода расчётливым эскортницам или критика современной элиты?

После просмотра фильма, я как заведено полез в интернет за интересными фактами о создании картины, а наткнулся на десятки гневных отзывов. Якобы весь фильм - обычный день голд-диггерши, попытавшейся захомутать богатого и наивного мальчика. Кто-то говорит о пустоте сюжета, кто-то о навязывании ложных ценностей, в попытке оправдать секс-работниц. Не согласен ни с одним из этих утверждений, ибо (спойлер!) лично оцениваю картину на твёрдые 8 из 10.

Да, картина действительно описывает жизнь возможно не самой достойной женщины, что пляшет за "донаты" ночью, а утром возвращается на метро в квартиру, снятую на двоих, в убогом районе. Не от хорошей жизни женщины идут в секс-работники, а иначе не бросали бы эту работу при первом же удобном случае. Конечно же я имею в виду простых ударниц труда древнейшей профессии, а не перекачанных эскортниц, развлекающих богачей в Дубае. В конце концов "не те бляди, что хлеба ради", цитируя классика. Тем более примечательно, что несмотря на профессию, совсем не главная героиня вызывает чувство жалости и отвращения по мере развития событий. Эти чувства скорее можно отнести к тому самому Ванечке, избалованному подростку, не знающему цену деньгам, доставшимся ему по праву рождения. К его матери-хабалке в дорогущем костюме или к отцу, что в погоне за деньгами настолько потерял в себе всё людское, что любое проявление искренних человеческих чувств (даже если это злоба или презрение) может вызывать в нём лишь приступы смеха. Позором для них считается выставление их семьи посмешищем на публику, а не недостойное поведение сына. На лицо и сравнение двух взглядов на одну ситуацию - один взгляд беззаботный и сытый, а другой из тех, кого ноги кормят и нужно платить по счетам. Для кого-то та самая неделя была билетом на шоколадную фабрику, переворотом страницы, самым значимым событием в жизни, а для другого же всего лишь приятным отдыхом перед возвращением на Родину и взрослением.

Анора 2024. Ода расчётливым эскортницам или критика современной элиты?

Фильм "Анора" не о проститутках и их попытках урвать богатство. Он о социальном расслоении, о столкновении двух миров, у одного из которых есть всё, о чём второй может только мечтать. О том, как легко теряется человечность и сострадание у людей, сидящих в высоких башнях из слоновой кости . Как судьбы простых людей врезаются и разбиваются о непробиваемую бесчеловечность богачей, словно насекомые на лобовом стекле несущегося по трассе автомобиля.

В общем рекомендую к просмотру, при чём обязательно на языке оригинала. Не беспокойтесь, большая часть фильма и так на русском, но зато можно будет получить аудиальное удовольствие от множества акцентов и языков, и их переплетении по ходу фильма.

Пишите свои впечатления о фильме в комментариях, буду рад обсудить его с вами. Всем пока!

3333
66
22
79 комментариев

"Для всех, кто не понимает успеха «Аноры» у иностранного зрителя - сейчас все понятно объясню.

Помимо того, что это просто охуительный и душевный фильм, который пролетает на одном дыхании, он еще и истерически смешной и имеет тот самый ключик к сердцу зрителя - ЖИВОЙ. Что это значит?

Шон Бейкер как режиссер сделал ход конем, пригласив российских актеров на роль русских, а не взял русскоговорящих коллег из США. Сделайте удивленное лицо: языковая конструкция, произношение и актерская школа действительно существуют.

Наверняка, вы сейчас смотрите «Игру в Кальмара 2». Ради эксперимента, посмотрите хотя бы десять минут на языке оригинала - покажется, что все «переигрывают». Тянут гласные, повышают тон и звучат слишком эмоционально. Хотя для носителя корейской культуры - это норма.

Просто напомню, что это не японцы звучат, как персонажи аниме - это мы их так воспринимаем. Напомнить, как говорят на русском в американском кино? Kakie vashi dokazatelstva?! - Kokainum.

Шон Бэйкер мастер «живого» кино, в его фильмах часто снимаются НЕактеры, которых он «кастингует» прямо на улице. Эти люди в кадре существуют по другой схеме, не по-голливудскому стандарту. Его метод: разрешить импровизировать, меняя изначальный текст под свою органику, главное - чтобы читалась эмоция персонажа.

Бэйкер так же часто юзал в «Аноре» ручную камеру и ОЧЕНЬ часто решал сцены длиннющими дублями. Это подсознательно придает документальности происходящему, за счет ощущения реального времени, что удачно фиксирует смену эмоций в разговорах и действии.

И вот, он берет российских актеров и использует свои таланты постановщика на полную, позволяя тем играть в соответствии со своей «актерской школой» и языковой конструкцией. Так и появились Марковские «exactly бля» и Юрины «нихуясебе» вместо «impressive». (https://t.me/cinemaholicsofficial/23666)

«Анора» работает так же благодаря жанру. Алексей Серебряков в «Никто» у Найшуллера и у Бэйкера играет, по сути, один типаж - криминальный авторитет. Но у первого, в угоду боевика, актер показывает типичного «russian criminal», а у второго - может вести себя тоньше и менее предсказуемо (например, начать по-доброму хохотать в накаленной ситуации). Это и разрушает привычное представление западного зрителя о том, как ведет себя «russian mafia» на экране.

И на этом построен весь шарм «Аноры». Благодаря импровизации, языку (вы же не смотрели в дубляже, надеюсь?), актерской школе, сценарию и режиссуре - все становится абсолютно уникальным опытом просмотра носителями другой культуры.

Фильм не ощущается голливудским. Он «настоящий», «документальный», упакованный «русским абсурдом и хаосом», который невозможно встретить в западном кино, где русских обычно играют люди, давно ассимилированные под другой культурный код с клюквенными сценарными деталями.

В «Аноре» же все трушное. К ссадине прикладывают "pelmeni", а герои говорят «как в жизни». И все это благодаря режиссеру и его работе с актерами. Потому Марку Эдельштейну пишут в директ с оскорблениями за поведение его Ivan. Потому что западный зритель банально не может отделить актера от персонажа. Слишком «не киношный», не голливдуский. А для нас наоборот - типичный, привычный.

И потому они там все так ахуели с Юры Борисова. Это для нас он играет типичного героя Юры Борисова, а для западного зрителя - это совершено иной уровень проживания на экране. Для них Igor - не просто russian gopnik, а полноценный невиданный зверь - представитель той самой души грустного русского, которого весь фильм пиздят, унижают, провоцируют, а он стоически сдержан, доброжелателен, живет с бабулей, требует извинений за честь дамы и вообще-то пропускает свой birthday.

Igor - та самая непостижимая «russian soul», которая так очаровывает западного человека, на протяжении столетий читающего Tolstoy и Dostoevsky. Герой Борисова - вроде бы просто штрих в дутом пухане, который в любой момент может разбить ебало без мысли о последствиях, но нет - это глубоко чувственный пацан, за справедливость и понятия, романтический герой 2024 года, когда весь мир считает тебя людоедом, а ты просто Igor.

В этом вся магия «Аноры» и конкретно героя Юры Борисова."

https://t.me/shishkino/20726

26
1
1

Я думаю ты выиграл лонг недели

10

Много текста. Игра российских актёров-отстой. Один истерит почему-то, второй молчит, курит, весь такой правильный.

1

В фильме еще много новаторских моментов с постановкой кадра, очень по современному и смело снято в плане картинки, я почти каждые 5 минут на паузу ставил чтобы рассмотреть как камера ходит. Этот фильм не подражает кому-то в плане картинки, а читает и задает тренд во многом, так что тут не только актеры и повествование, тут много факторов в одном фильме совместилось.

1

Думал, очередное кино не для всех и смотреть собирался только при случае, но теперь сделаю это целенаправленно и, пожалуй, на этой неделе – спасибо за лучшую рецензию фильма, что я читал.

Фильм похож на "Гив ми либерти"?

Фильм "Анора" не о проститутках и их попытках урвать богатство. Он о социальном расслоенииЧто, опять Красотка? Это вам не история про проститутку и причуды миллиардера. Это новая Золушка
Если вам немного за тридцать... и вы проститутка, всё ещё есть надежда выйти за принца?

8
4
1