Как рассматривать игры с точки зрения искусства?
Игры как вид искусства не похожи ни на что другое — это по-настоящему уникальное явление. У них нет прямых аналогов в других формах искусства. Однако, на мой взгляд, ближе всего к играм стоит киноиндустрия. В чём же основная трудность? Можно ли одновременно рассматривать такие разные проекты, как Counter-Strike и, скажем, ICO? Это абсолютно разные по концепции, целям и способу взаимодействия игры. Для сравнения: есть художественный фильм вроде Криминального чтива, а есть просто запись футбольного матча. И то, и другое — видеопроизведения, но их не оценивают на равных. В этом примере футбол — это аналог Counter-Strike. Но если для фильма сюжет — краеугольный камень, без которого он попросту невозможен, то в играх сюжет может вообще отсутствовать, и при этом игра всё равно будет полноценной и успешной. Почему? Потому что в играх на первом месте — геймплей. И именно он, на мой взгляд, должен рассматриваться как основа художественной ценности игры. Однако возникает следующий вопрос: как можно сравнивать Counter-Strike и ICO, если у них совершенно разный геймплей? Они никак не пересекаются ни в механиках, ни в целях. И всё же я считаю, что оценивать их как искусство можно и нужно — с точки зрения того, насколько геймплейное взаимодействие и как геймплей соответствует целям, которые ставит перед собой игра. Counter-Strike, несмотря на свой возраст, по-прежнему геймплей идеально реализует замысел игры и идеально к нему подходит расскравая задумку игры — соревновательный, командный шутер. ICO, в свою очередь, предлагает уникальный опыт взаимодействия с виртуальным персонажем и делает это очень уникальное, необычно и интересно. То есть каждая из этих игр успешно достигает своих художественных целей через геймплей. Есть, конечно, и другие типы игр — визуальные новеллы, интерактивное кино, такие как Heavy Rain, где на первый план выходит сюжет. Однако и в этих играх геймплей, пусть и ограниченный (выбор реплик, перемещение, QTE), всё же выполняет свою задачу в рамках жанра. Поэтому, возможно, стоит разделять игры на категории: — где геймплей сводится к минимальному взаимодействию, — и где он является основным элементом. Заголовок этой статьи сформулирован в вопросительной форме не случайно. Я не утверждаю, что моё мнение единственно верное. Напротив — мне интересно услышать, как на этот вопрос смотрят другие. Возможно, я где-то ошибаюсь — и буду рад узнать об этом.