О мини-сериале "Что знает Оливия"
На прошлой неделе буквально залпом посмотрела мини-сериал из 4х серий «Что знает Оливия» (2014) и потом ещё несколько дней ходила под впечатлением.
Муж посмотрел его ещё в 21м году, оценил его как лучший сериал, просмотренный в том году, активно рекомендовал к просмотру и написал небольшую рецензию. Вот и пришло время её опубликовать (а после неё напишу и мои собственные впечатления):
«В японской мультипликации есть такой жанр – в вольном переводе «ломтик жизни» (= Slice of Life), как и большая часть этой продукции он предназначен для максимально бездумного расслабления и потому напрочь лишен какого бы то ни было драматургического конфликта, и, стало быть, живых персонажей и этой самой жизни в целом. Почему так утвердительно я об этом говорю и так огульно критикую целый жанр, спросите вы?
Жизнь реальных людей, живущих самой обычной, даже скучной мирной жизнью полна конфликтов, некоторые мы не замечаем, иные игнорируем, но именно поэтому проникновенному автору требуется тонкий психологизм, чтобы вскрыть в человеческой натуре то, что он частенько стремится закопать поглубже. И когда мы видим персонажа полного неудовлетворенных потребностей, не прожитых страхов и горя, мы, обладая хотя бы зачатками эмпатии, начинаем ему сопереживать, так как это знакомо каждому из нас, и с этого момента вся драматургия произведения начинает работать, вне зависимости от конкретного формата – будь то сказка «Колобок», пьеса «Вишневый сад» или фильм «Безумный Макс: Дорога Ярости».
Вот почему история вышедшей на пенсию, провинциальной учительницы математики, пребывающей не то в экзистенциальном кризисе, не то в банальной депрессии – может увлечь на три с половиной часа, даже если ни один из перечисленных пунктов не про вас. Впрочем, перейдем к аргументам.
Оливия Киттеридж – это экранизация одноименного романа Элизабет Страут, получившего в девятом году Пулитцеровскую премию, представляющего собой, по сути, набор новелл про жителей маленького прибрежного городка.
Фрэнсис МакДорманд почти сразу же выкупила права и спустя несколько лет она взяла автором сценария Джейн Андерсон, режиссёром Лизу Холоденко, а на одну из главных ролей пригласила Ричарда Дженкинса, после чего передала бразды правления Тому Хэнксу и остальным исполнительным продюссерам.
Еще два года ушло у Джейн Андерсон, примечательной работой над вторым сезоном Безумцев и несколькими успешными полнометражными проектами, на написание сценария, в котором структурно разрозненные новеллы были склеены в последовательное повествование вокруг той самой Оливии Киттеридж, роль которой себе изначально и присмотрела Френсис Макдорманд, актерская игра которой - железобетонный столб, на котором держится прекрасный материал.
И чем же так печальна жизнь ее героини – Оливии? У нее крепкий брак и муж, на которого как говорится «грех жаловаться», но это особенно грызет ее изнутри, ведь она несчастна в этом браке. Роль мужа невероятно яркая во всей своей блеклости исполнена Ричардом Дженкинсом (тот самый актер, которого вы много, где видели, но я не смог вспомнить как его зовут).
А еще Оливия обречена смотреть на своих учеников, несчастных, живущих и умирающих такой же обычной жизнью и смертью и которые являются частью ее жизни, как бы ей не хотелось этого игнорировать. Выгорание и беспомощность, приводят к тому, что она перестает испытывать сильные чувства и лишь неожиданно появляющийся в ее жизни Билл Мюррей (возможно лучший его драматический перфоманс), что-то меняет в этом.
Я осознанно делаю исключение и вкратце описываю сюжет мини-сериала, чтобы вы поняли, что остросюжетностью он не выделяется, равно как и неожиданных поворотов ожидать не стоит. Я бы охарактеризовал сюжет «Оливии Киттеридж», как чистую Чеховщину в лучшем смысле этого слова – быт, сплетни, старение и разговоры о смерти. Все это справедливо должно отпугнуть часть зрителей. Всем же остальным – строго обязательно к просмотру.
Все, что можно было вытянуть из такой истории – вытянуто, через нутро его героев, нередко показанных штрихами, но бытовыми и искренними. Впрочем, большего и не требуется, особенно с учетом актерского ансамбля.
И раз уж мы говорим о кадрах – то нельзя не упомянуть Фредерика Элмса – оператора начавшего с трех фильмов Дэвида Линча и закрепившего успех сотрудничеством с Джимом Джармушем (четыре работы включая обласканного мной «Патерсона»). Камера Элмса, крупные планы и детали, которой, невольно напоминают последние работы Любецки, и вместе с давящим пространством на общих планах, помогают не только раскрыться актерской работе, но и добавить ей смысловых акцентов, что особенно хорошо становится заметно к последней – четвертой серии.
В целом сюжет – открыт к интерпретации, в первую очередь с точки зрения моральных ценностей зрителя. Но Лиза Холоденко, рука-об руку с художником Джули Бергхофф (между прочим, работавшей над первой «Пилой» и первыми двумя «Заклятиями») и Фредериком Элмсом – показывают собственную, достаточно оптимистичную авторскую точку зрения на ворчливую математичку и потому, вы отойдете от экрана с тяжелым и светлым послевкусием. С идеей о том, что каждый сам ставит точку в своем счастии и жизни тогда, когда считает нужным и никогда не поздно превратить ее в запятую. »
Что я могу добавить от себя про этот минисериал?
Я согласна, что это действительно своеобразный «срез жизни», нам показывают жизнь одной семьи и их друзей, соседей на протяжении 25 лет. Сериал относительно тяжелый, местами тягучий, но очень жизненный, в нем так много узнаваемых моментов (хотя вроде бы показана жизнь американского общества, но как всё это близко и у нас в России!), и эти моменты задевают за живое, местами это очень неприятное узнавание.
Также мне особенно понравилось в сериале то, что он, обладая выраженной авторской позицией, тем не менее напрочь обходится без какого-либо морализаторства. Например, один из конфликтов, показанных там - это конфликт разного взгляда на жизнь и брак двух поколений (традиционное «жить в браке и терпеть друг друга пока смерть не разлучит» и новое «быстро разводиться, если что-то не нравится и ходить по психологам»), однако, ни одно из поколений не показано идеальным, так же, как и ни один из персонажей не является абсолютно положительным или отрицательным. Даже у душки-мужа Оливии есть минусы, вытекающие из его слепой доброты (почти вся его помощь другим «выходит боком»).
Апогей сложности и объемности персонажа - это конечно сама Оливия. Она представляет собой настолько хорошо прописанный, многогранный персонаж, настолько противоречивый, что в одних сценах её искренне уважаешь, а в других просто ненавидишь. Она спасает души людей одной рукой и калечит других другой. Она и грубая, отстраненная, она и чувственная, сопереживающая, она видит всё вокруг и при этом слепа по отношению к себе и своей семье. Очень жизненно. Ну и люблю я сложных персонажей.
Ещё одним несомненным плюсом, является то, что при всей невеселости сериала, он не скатывается в откровенную чернуху, а действительно освещает зрителя лучами надежды и жизнелюбия. Сериал говорит нам: «Никогда не поздно!»
моя оценка 9 из 10.
Семейный киноблог: пишем вместе с мужем о кино.