12* глупых вопросов FunPay
Микро интервью с Гига селебой самого популярного игрового сайта СНГ
0. Ты кто?
Зовут Володей, 35 годиков. Домосед, задрот, душа компании и человек с сильно развитой эмпатией
Родился в солнечном Самарканде, поэтому детство было полно зелени, тепла и вкусной жратвы. С 13 лет жил в России, поэтому позитивный ребенок частично превратился в хандрящего взрослого: серые панельки, серое небо, грязюка и холода на меня плохо повлияли.
В Фанпее я начинал работать в качестве эсэмэмщика и комьюнити-менеджера. Сейчас мне сложно определить свою должность: я что-то вроде свободного художника, а одновременно один из руководителей отдела маркетинга. Обычный работяга со вполне средней зарплатой (не шейх).
1. Ваш блог на DTF — это прям коктейль из мемов, гайдов личных записей и розыгрышей. Как вы придумываете, что постить, чтобы дтферы не зевали?
Да фиг знает. Некоторые не верят, но я веду себя на DTF как обычный юзер. Да, я преследую какие-то PR-цели, но мои посты основаны на моих личных хотелках. Считаю, что даже если ты что-то продвигаешь, то с пользователем нужно говорить о том, что интересно или может быть интересно пользователю, а не бизнесу. Вижу, что обсуждают какую-то интересную мне и людям тему — пишу свое мнение. Хочу поделиться классной композицией — делюсь. Меня же мало кто знает как человека, а я вот искренне считаю, что у меня идеальный музыкальный вкус 😁 И меня хлебом не корми — дай кому-нибудь что-нибудь присоветовать. Вот, например :)
Всю свою молодость провел на форумах. В основном посвященным Lineage 2. Таких как я обычно называли форум-вориорами. Я участвовал в срачах на сотни страниц, модерировал, флудил, писал гайды, устраивал флешмобы, участвовал во флешмобах. Мне просто в кайф общаться с людьми. Ну вот характер такой. А что постить я решаю спонтанно, у меня нет контент-плана. Вот у редакции есть, а я «как слепой лось, бегущий через горящий лес — меня ведет судьба»
Поэтому когда я обсуждаю проблемы DTF, я это делаю не только ради хайпа, а потому что меня эти проблемы беспокоят как юзера.
Вот одним из самых популярных моих постов был пост про жизнь с родителями. Я его написал в ответ на чью-то публикацию. Написал потому, что эта тема мне близка и откликнулась желанием высказаться
2. Вы как-то сказали, что сайт FunPay "закодил один человек в соляного". Это шутка или реально один герой всё тянет? Расскажите про команду!
Прям подробно рассказать не могу. Сейчас у нас 2 разработчика. Новенький вот недавно написал центр поддержки. Раньше мы пользовались сторонними решениями типа Зендеска, но это было крайне неудобно. Теперь мы избавились от болезненной зависимости, а центр поддержки гораздо глубже интегрирован в сайт, что добавило удобства
Но сам Фанпей и все его основные системы написал один человек. Его кто-то может узнать по никнейму Hint. Он также написал известный среди линейджеров сайт L2on и софт для его работы, например. А еще у него был когда-то свой сервер Lineage 2 — Evermore. Многие до сих пор его с теплотой вспоминают, потому что Hint не монетизировал сервак, а мог в те времена миллионы заработать :)
3. На DTF иногда жалуются на мошенников или монополию в некоторых разделах FunPay. Как вы боритесь с такими проблемами, чтобы и покупатели, и продавцы были довольны?
FunPay — это маркетплейс. Причем такой, где торгуют физические лица. Как Авито. На такой сайт всегда будут захаживать различные проходимцы. Борьба с ними — это такое колесо Сансары. Мошенники выдумывают какую-то схему, ты ее контришь. По-разному: технически, хитростью, проверками. Они выдумывают, как твои меры защиты обойти, цикл повторяется. Бесконечная борьба. В целом, мы хорошо справляемся — мы на этом собаку съели
Каких-то проблем с монополией в разделах мы не наблюдаем. У нас, наоборот, все заточено под то, чтобы все были в равных условиях. Ну да, когда у продавца большой стаж работы и тысячи отзывов, он вызывает больше доверия, чем новичок. Но это не вина Фанпея, это просто естественный процесс. И репутация — это не единственный инструмент, с помощью которого можно конкурировать с другими продавцами. Поначалу можно конкурировать с помощью привлекательной цены, например. А еще не во всех разделах в принципе есть понятие конкуренции
У нас нет никаких привилегий, никаких платных функций, хотя на большинстве маркетплейсов есть. Например, у нас нельзя купить продвижение своих товаров
4. Если бы FunPay мог добавить любую фичу на дтф, даже самую безумную (типа встроенного ИИ обученного на коментах в DTF или продажи пиксельных мечей за крипту), что бы вы замутили?
По-моему, с безумствами неплохо справляется Комитет. Платную личку вот сделали. Поэтому тут у меня скучная, но последовательная позиция: я бы сделал отдельную ленту под «серьезный контент», вернул минусы (или хотя бы убрал плюсовой вес у негативных реакций типа клоуна), убрал из-за пейвола базовые удобства, наладил коммуникацию администрации с аудиторией
5. Вы в блоге хвалитесь, что нанимаете людей прямо с DTFа. Какой самый эпичный сотрудник попался вам с платформы? Может, есть истории про "тот самый коммент", который привёл к найму?
Не знаю насчет эпичности. Но наш главный редактор сейчас — это Никита Васильев, который когда-то был редактором DTF. И в отличие от большинства сотрудников Комитета он славился тем, что общался с аудиторией. Честно, открыто. Я такое люблю. Прям вот искренне кайфовал от его неформального комьюнити-менеджмента. Очень был доволен, когда его схантил :)
6. В блоге FunPay часто пишут про игры вроде Final Fantasy XIV или Fallout. А во что сами сотрудники рубятся в свободное время? Есть у вас внутренний топ игр в офисе (если офис вообще имеется...)?
Сотрудников у нас довольно много, если учитывать службу поддержки. Я со многими даже не знаком. В креативно-управленческом коллективе в основном олдскульные поклонники ММО или MOBA, сессионок. А вообще в компании найдутся люди любых вкусов: кто-то вообще в игры не играет, кто-то фанат больших консольных экзов, кто-то рубится в мобильное дрочево. Работаем мы удаленно
Для меня игры — это почти на 100% компанейская история. Я в одиночестве играть не могу. Зачастую даже если прохожу синглы, то со стримом в дискорде. А с друзьями можно веселиться где угодно. Поэтому мы играли и играем во всякое онлайновое. Не могу даже оценить, сколько фана нам подарили Sea of Thieves, Dota, LoL, WoW, Lineage 2, TFT, PUBG, Valheim, Tera, PoE, кастомки для WC3 типа Legion TD и многое другое. Вместе можно залететь в любую трешанину и получить кучу удовольствия
7. Если бы FunPay был персонажем в игре, каким бы он был? Танк, хилер, или может нпс торговец с пафосным диалогом?
По лору, наверное, подошло бы быть торговцем или заведующим аукционного дома. Но я был бы однокнопочным брейндед дпсером в шляпе клоуна!
8. Вы как-то шутили про слухи об интеграции с Xbox и жетоны WoW за 50 рублей. А если серьёзно, есть ли планы у FunPay замахнуться на что-то глобальное, типа партнёрства с крупными платформами?
Есть кое-какие наметки интересных коллабораций, но не с платформами, а, скорее, с издателями. Но все в очень далекой перспективе, еще тысячу раз может ничего не получиться. Еще хотели провести с Отвратительными мужиками конкурс для инди-разработчиков, но уперлись в бюрократические проблемы. Возможно, позже вернемся к этому
9. Игроки на DTF — народ суровый, любят потроллить. Как вы справляетесь с критикой и мемами в свою сторону? Был ли коммент, который заставил вас ржать или ужаснуться?
Смешного на DTF очень много, все не перечислить. Я часто смеюсь или хотя бы покряхтываю от удовольствия :) На DTF в принципе офигенная аудитория, тут куча талантливых, творческих и юморных людей. Комитет умудрился создать офигенно классное комьюнити (или им повезло), но потому я еще сильнее недоумеваю, почему они это комьюнити не ценят. Это ж вообще уникальная тема, когда у тебя с одной стороны огромная аудитория, а с другой — сохраняется ощущение ламповости и уюта. От какого-нибудь Пикабу у меня почему-то такого ощущения нет, а от DTF есть. Обычного комьюнити или небольшое, но уютное, или крупное, но уже не такое сплоченное
Ужаснуться — вряд ли. Не представляю, что нужно такого написать в интернете, чтоб я ужаснулся. В этом плане я довольно толстокожий. Тут вообще позволю себе душную простыню немного вбок
Есть такая замечательная книга: «Человек, который принял жену за шляпу» невролога Оливера Сакса. В ней автор рассказывает о необычных случаях из своей практики. Там такие удивительные истории встречаются, что я поначалу понять не мог: это взаправду или научная фантастика? Книга довольно популярная, многие наверняка слышали, но для незнающих поясню. Если кратко, то у людей бывают такие неврологические отклонения, что мы даже вообразить не можем, насколько иначе эти люди воспринимают мир. Больше всего меня поразила история про женщину, утратившую проприоцепцию — чувство собственного тела. Я до сих пор не понимаю, как она выжила. Но все движения, которые мы совершаем автоматически, ей всю оставшуюся жизнь приходилось контролировать с помощью зрения и усилий воли. Чтобы жевать, дышать, двигать руками и ногами ей приходилось об этом думать и отдавать себе внутреннюю команду. Ее движения со стороны выглядели странными и роботизированными, а люди могли и вовсе принять ее за странную или пьяную. И им было невдомек, что сама ее жизнь — это акт беспрерывного героизма и титанической силы воли.
Эта и другие истории перевернули мое отношение к жизни. Конечно, люди без настолько серьезных неврологических отклонений отличаются друг от друга не так радикально, но все-таки отличаются. Я со своим плохим зрением не замечаю многих изъянов в окружающем мире, а кто-то с единичкой замечает. Там, где у меня будет зеленый, светло-зеленый и темно-зеленый, у моей мамы будет еще 10 оттенков. У кого-то гармонический слух, а у кого-то тембральный. Боль мы ощущаем очень по-разному, температуры. Мы не можем заглянуть к кому-то в голову, мы не знаем, как человек рос, какой у него опыт, какие страхи, какие болячки, какие проблемы, комплексы, триггеры, какие социальные нормы в том обществе, в котором он живет. Вот кажется нам человек грубым и ворчливым, а он, может, страдает от хронических болей или у него что-то плохое случилось. А в интернете это еще ярче проявляется, ведь мы вообще ничего, кроме текста, не видим. В общем, я стал намного терпимее, научился принимать любых людей с любыми вкусами, мнениями и поведением. Конечно, у меня есть свои предпочтения и убеждения. Условно, я уверен, что рэп — это кал, WoW — плохая ММО, геймпад — неудобный девайс, а Андроид лучше iOS. Но если человек под 50 Cent играет в WoW на айфоне, подключив к нему геймпад, — ну ради бога, пусть играет. Я так делать никогда не стану, но если кому-то так в кайф, значит в кайф. Поэтому, например, я считаю консольные срачи или срачи Айфон vs Андроид настолько бессмысленной херней, что ничего бессмысленнее придумать не могу. По этой же причине мне не приходится «справляться» с критикой. Критика — это нормально, у людей есть на нее право, а у некоторых есть даже необходимость ее выразить. На критику можно ответить, можно принять к сведению, можно проигнорировать, если уверен, что она несправедливая. А мемы — это и вовсе круто. Во мне достаточно самоиронии, чтобы поржать над самим собой. Я даже кайфую, когда по поводу каких-то моих действий начинают придумывать мемы. Конечно, меня можно вывести на эмоции, я еще не достиг абсолютного просветления. Иногда меня могут триггернуть совсем уж несправедливые нападки. Обычно это было связано не с самим сервисом, а с моей деятельностью на DTF. Что-то типа: мало поддерживаешь хороший контент, засрал все розыгрышами, донатишь только селебам. Ну ладно там кто-то троллит, это не очень страшно. А есть и такие, кто все это всерьез.
10. Если бы вы могли отправить одного персонажа из любой игры торговать на FunPay, кто бы это был и что бы он продавал?
Какого-нибудь каджита продавать скуму и сладкий рулет. Компенсирую предыдущий ответ-лонг ответом-твитом.
11. Личный блог FunPay-я ведёт один человек? Или к нему имеет доступ несколько людей?
Несколько человек ведет страницу «Блог FunPay». Ту, где выходят лонги. Там десяток авторов, два редактора — творческий коллектив. Страницу FunPay веду только я. Пока мне позволяют реализовывать себя вот такими, немного нестандартными, методами, я этим пользуюсь: делаю то, к чему лежит душа, и так, как заблагорассудится. Мне нравится делать рекламу, которая полезна, ненавязчива, без прямолинейных призывов купи-купи-купи. Мне нравится рвать шаблоны. Делать бизнес человечнее. Я ведь своими действиями влияю и на команду: демонстрирую, что можно быть открытым и искренним, не прятаться за казенщиной и корпоративными штампами, общаться с людьми на их языке. Проблема в том, что эффективность такой рекламы, к сожалению, сомнительная и трудно измерима. Но пока игрушки не отобрали, буду продолжать :)
12. Как вы видите будущее платформы через 5 лет?
Сложно сказать. Будущее платформы определяют другие люди, а иногда и вовсе обстоятельства. Это не мой профиль. Надеюсь, будем расти, обзаведемся темной темой, может, двинемся во что-то вроде издания игр или официальной дистрибуции. Скоро вот редизайн будет!
Закончите интервью тремя словами
Давайте жить дружно!