«Король цыган»/King of the Gypsies(1978). Обзор.
Дебют Эрика Робертса
В интернете наткнулась на шортс с молодым Эриком Робертсом, и настолько вдохновилась красотой, что посмотрела малоизвестный в России "Король цыган".
О чём фильм?
От лица Дейва Степановича (Эрик Робертс) рассказывается история восточноевропейской цыганской семьи в 1940-1960-е годы в США. Дейв конфликтует с отцом-алкоголиком (Джадд Хёрш), пытается вырваться из замкнутой общины в мир гадже и спасти сестру (Брук Шилдс) от договорного брака в двенадцать лет. Его дед — король цыган Жарко Степанович (Стерлинг Хейден), завещал ему титул, из-за чего конфликт с отцом становится ещё острее.
Уникальность фильма
"Король цыган" примечателен своей тематикой. В Европе ромалэ жили столетиями, поэтому они фигурируют во многих европейских художественных произведениях А вот в США цыган относительно мало, и фильмов о них почти не снимают. Некоторые американцы даже не знают, что цыгане — это отдельный этнос, и путают их с румынами. Другие считают, что слово "Gypsies" — это нечто собирательное для бродяг, хиппи и персонажей из Assassin's Creed.
Британцы путают всех ещё больше: словом Gypsies они называют не только народ рома, но и бродяг, а также ирландских путешественников, похожих на цыган образом жизни. Они тоже кочевали в кибитках, работали лудильщиками, торговали лошадьми, выступали на ярмарках — в том числе как боксёры, но к народу рома не имеют никакого отношения. Поэтому если вы видите в британском фильме блондинистого боксёра-цыгана, то знайте: он не romanichel, а ирландский путешественник (pavee).
Ещё в фильме просто удивительный актёрский каст! Тут снимается Брук Шилдс, Сьюзен Сарандон, Аннетт О’Тул, Стерлинг Хейден, Джадд Хёрш дебютировал Эрик Робертс и даже получил номинацию за лучший дебют на Золотом глобусе!
Вопрос аутентичности
Клюквы в фильме предостаточно, но заметно, что сценарист хотя бы попытался разобраться в теме. История снята по одноимённой книге Питера Мааса. Я послушала его интервью — он рассказывает, как неожиданно открыл для себя нью-йоркских цыган и испытал настоящий культурный шок от их обычаев и образа жизни.
Маас пришёл к выводу, что все рома — воры и гадалки, а социологи и антропологи, утверждающие обратное, просто обманутые цыганами очкарики. Неудивительно, что главный положительный герой в фильме — молодой парень, пытающийся сбежать из общины, а все остальные цыгане изображены мошенниками.
В сценарии затрагиваются такие обычаи, как выкуп невесты, подростковые браки; мельком показывают крис (цыганский суд из пожилых мужчин); умыкание невесты; практику не отдавать детей в школу, чтобы они не потеряли романипэ; неприятие чужаков в своей группе; замкнутость общины от окружающего мира и т.д.
Король цыган — это цыганский барон, если использовать европейскую терминологию. Глава клана/общины/табора, избираемый из уважаемых мужчин среднего или пожилого возраста . Этот титул не передается по наследству, тем более юному внуку-официанту. Вот тут явный сценарный косяк.
Сценарий в целом неплохо передаёт представление о цыганской жизни , но режиссерское видение подкачало... Костюмеры постарались — длинные юбки, яркие ткани, украшения, но актёры явно не понимают, как существовать в этих образах. Сцены с танцами и вовсе хочется смотреть с закрытыми глазами. Зато цыганам придумали фишку — они сигареты изо рта не вынимают, тогда как "белые" не курят в кадре вообще.
Почему фильм забыли?
Режиссура посредственная... Удивительно, как Фрэнк Пирсон мог снять такой сырой фильм.
- Исполнители явно не понимают, как играть цыган. Старшее поколение актёров придерживается манеры 50-х — чрезмерно драматичной и театральной. Молодые же играют в сдержанном, реалистичном ключе. Вместе это создаёт странный диссонанс.
- Одни сцены поставлены хорошо, а другие посредственно. Переходы между эпизодами нарочито резкие, фильм словно "склеен" из разных кусочков, нет ощущения непрерывности.
- Жанр тоже не определён. Для семейной драмы — слишком мало эмоциональной химии между героями. Для боевика — недостаточно экшена. Для триллера — не хватает напряжённой атмосферы. Для приключенческого фильма он чересчур мрачный, а для криминальной саги — слишком мало деталей о внутренней жизни мафии.
В итоге «Король цыган» — фильм с потенциалом, лёгким этнографическим уклоном и прекрасным актерским кастом, которому не удалось стать яркой драмой.
Стоит ли смотреть?
Если вам нравятся актёры и атмосфера 70-х — вполне можно, хотя бы ради любопытства. Это не шедевр, но в фильме есть свой колорит и немного магии времени. Симпатичный, но неровный артефакт эпохи, когда даже неудачи снимали красиво.
Интересные факты
Над гробом Жарко Степановича висел советский флаг прям в разгар холодной войны, из-за чего у ритуальщика чуть не случился инфаркт. Но ему объяснили, что Жарко Степанович родом из России, поэтому флаг останется висеть. Много думала...
В фильме есть забавный костюмерный ляп: в больницу к умирающему деду Дейв приходит во всём чёрном, а на похороны — в повседневной одежде. Похоже, костюмер просто перепутал сцены.
Золотоволосая возлюбленная Дейва, Шерон, таинственно исчезает в середине фильма. Ни режиссера, ни Дэйва это не волнует...
Любопытное совпадение! Изначально фильм должен был режиссировать Питер Богданович, но что-то не срослось. Спустя пять лет Эрик Робертс сыграл убийцу возлюбленной Питера Богдановича в фильме "Звезда Плейбоя"