12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Сидишь себе такой, перебираешь в голове игры, в которые рубился, и в памяти всплывают "Скайрим", "Ведьмак", "GTA", "Mass Effect". Они как поп-звёзды, их помнят все. Но ведь рядом с ними на полке, чуть в тени, всегда стояли другие проекты. Игры-работяги, игры-эксперименты, игры, которые были чертовски хороши, но им просто не повезло. Они вышли не в то время, их задавили маркетинговые машины гигантов, или их студии просто закрылись, оставив после себя лишь один, но яркий след.

Сегодня, расскажу немного про те тайтлы, при упоминании которых в голове щелкает: "ТОЧНЯК! Была же такая!".

1. The Saboteur (2009)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Эдакий GTA-like экшен в открытом мире. Но вместо солнечного Лос-Сантоса, у нас здесь оккупированный нацистами Париж времен Второй мировой. А вместо бандита, ирландский гонщик и механик Шон Девлин, который мстит нацистскому полковнику за смерть друга.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Главная фишка игры - визуальный стиль. Все районы, подконтрольные нацистам, были выполнены в черно-белом цвете с яркими акцентами красного (свастики, кровь) - прямо как в "Городе грехов". Но стоило вам выполнить миссию и поднять в районе восстание, как он буквально расцветал на глазах, наполняясь красками и музыкой. Плюсом тут был крутой паркур в духе ранних Assassin's Creed, стелс с переодеваниями и возможность взорвать к чертям абсолютно всё.

К великому сожалению, студия Pandemic Studios, создавшая также Star Wars: Battlefront и Mercenaries, была расформирована издателем EA сразу после релиза The Saboteur. Игра стала их лебединой песней. Без поддержки и планов на сиквел она быстро затерялась на фоне более громких релизов того года.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

2. Singularity (2010)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Мрачный шутер от первого лица с элементами хоррора и... путешествиями во времени! Мы играли за американского спецназовца, который попадает на заброшенный советский остров Каторга-12, где в 50-е годы открыли нестабильный элемент Е-99.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Главным героем тут была не столько тушка нашего героя с автоматом наперевес, сколько "Мобильный Временной Преобразователь" (МВП). Эта перчатка на левой руке творила настоящую магию. Можно было состарить врага до состояния пыли за секунду. Или, наоборот, откатить его назад во времени до первобытного монстра. Можно было восстановить разрушенный мост или лестницу, чтобы пройти дальше. Можно было создать временной пузырь, замедляющий всё внутри, включая пули. Singularity была гениальной смесью BioShock и Half-Life 2. Сюжет был интригующим, а концовок - целых три.

Вышла в мёртвый летний сезон, пиар-кампания у Activision была практически нулевой. Всю маркетинговую мощь кинули на Call of Duty. В итоге крутейший идейный шутер прошел почти незамеченным.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

3. Kingdoms of Amalur: Reckoning (2012)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Масштабная Action/RPG в огромном фэнтезийном мире. Представьте себе одиночный World of Warcraft, но с боевкой из God of War.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

В то время как большинство RPG предлагали либо таргет-систему, либо довольно вязкий экшен, Amalur выдавал невероятно сочные, быстрые и динамичные сражения. Комбо, увороты, спецприемы, зрелищные добивания - всё это ощущалось просто фантастически. А ещё у игры был потрясающий лор. И неудивительно, ведь мир для неё придумал писатель Роберт Сальваторе (автор саги о тёмном эльфе Дриззте До'Урдене), а визуальный стиль создавал Тодд Макфарлейн (создатель Спауна). Игра была гигантской, с кучей квестов, классов и лута.

Студия 38 Studios, основанная бывшим бейсболистом Куртом Шиллингом, вбухала в разработку колоссальные деньги, взяв огромный кредит у штата Род-Айленд. Несмотря на хорошие продажи (более 1.2 млн копий), этого не хватило, чтобы покрыть долги. Студия обанкротилась, а права на франшизу на долгие годы застряли в юридическом лимбе. Вышедший в 2020 году ремастер немного встряхнул интерес, но величие оригинала помнят немногие.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

4. Black (2006)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Аркадный шутер с PlayStation 2 и оригинального Xbox.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

"Ганпорн" - вот лучшее слово для описания Black. Разработчики из Criterion Games решили перенести свою философию "зрелищных разрушений" из гонок в шутеры. Каждая пушка здесь ощущалась как орудие судного дня. Звук выстрелов был оглушительным, перезарядка анимирована с невероятным вниманием к деталям, а отдача заставляла геймпад вибрировать так, словно держишь в руках настоящий ствол. Почти всё на уровне разлеталось в щепки, взрывалось, красиво осыпалось. В 2006 году на консолях это выглядело как некст-ген. Сюжета в нем почти и не было, но он и не был нужен.

Жанр консольных шутеров в то время только набирал обороты, и Black была чисто синглплеерной игрой без мультиплеера. С приходом эры Call of Duty 4: Modern Warfare и Halo 3 подобные аркадные "тиры" быстро стали казаться устаревшими.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

5. Enslaved: Odyssey to the West (2010)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Постапокалиптическая адвенчура от студии Ninja Theory (создателей Hellblade и DmC: Devil May Cry). Вольная интерпретация китайского романа "Путешествие на Запад", только вместо царя обезьян у нас брутальный качок Манки, а вместо монаха - рыжая техно-хиппи Трип.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Это была игра про путешествие двух абсолютно разных людей, вынужденных сотрудничать. Трип надевает на Манки рабский обруч, который убьёт его, если он уйдёт слишком далеко или если умрёт она сама. Их отношения, развивающиеся от ненависти и недоверия до дружбы и чего-то большего, были написаны и сыграны просто великолепно (сценарий писал Алекс Гарленд, автор «Пляжа» и режиссёр «Из машины»). А какой в ней был мир! Мир, где природа отвоевала своё у цивилизации: заросшие зеленью небоскрёбы, яркие краски, солнечный свет. Красиво, трогательно и с шикарной актёрской игрой Энди Сёркиса, который подарил Манки свою мимику.

Ужасный маркетинг и невзрачная обложка заставили проект кануть в лету. Многие думали, что это очередной проходной слэшер. Игра провалилась в продажах, планы на сиквел были отменены, а Ninja Theory чуть не обанкротилась.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

6. Bulletstorm (2011)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Самый весёлый, отбитый и креативный шутер своего поколения. Космические пираты, мат-перемат, гигантские монстры и система "Скиллшотов".

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Игра поощряла не просто убивать врагов, а делать это максимально изобретательно. Пнуть врага на кактус, подкинуть его в воздух хлыстом, а потом выстрелить в задницу из дробовика, взорвать бочку рядом с толпой, чтобы их разнесло в слоу-мо и так далее! Система "Скиллшотов" превращала каждую перестрелку в творческую песочницу для садистов. Юмор был туалетным, но дико смешным, а главный герой Грейсон Хант - один из самых харизматичных героев в истории видеоигр.

Проект вышел в один год с Battlefield 3, Gears of War 3 и Modern Warfare 3. На их фоне цветастый и несерьёзный Bulletstorm показался многим "детским". Плюс, издатель Epic Games был разочарован продажами, и сиквел так и не увидел свет.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

7. Black & White 2 (2005)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Симулятор бога от легендарного, хоть и скандального, Питера Молиньё.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Мы играли за божество, которое управляет народом и воспитывает гигантское существо-питомца. Вы буквально своей божественной дланью строили города, собирали ресурсы, творили чудеса или, наоборот, обрушивали на врагов метеоритные дожди и вулканы. А рядом с вами всегда было ваше Существо - огромная обезьяна, лев, корова или волк. Его нужно было воспитывать: поощрять за добрые дела или наказывать за плохие. Он мог помогать строить, а мог в приступе ярости сожрать пару крестьян. Вы могли быть добрым богом-созидателем или злым богом-разрушителем, и это отражалось на всём: на внешнем виде вашего храма, Существа и даже вашей руки-курсора.

К сожалению, жанр "симулятора бога" сам по себе довольно нишевый. К тому же, игра была сложной в освоении, а репутация Молиньё как человека, который обещает больше, чем делает, уже тогда начала складываться. Lionhead Studios переключилась на более прибыльную серию Fable, и про Black & White постепенно забыли.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

8. Sleeping Dogs (2012)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

"GTA в Гонконге" - так её называли все. Но на самом деле это было нечто большее. Мы играли за Вэй Шеня, копа под прикрытием, внедрённого в ряды Триад.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Если в GTA упор всегда был на перестрелки, то Sleeping Dogs делала ставку на рукопашный бой. И он был великолепен! Система боя, вдохновлённая серией Batman: Arkham, с контратаками, захватами и использованием окружения, была просто лучшей в жанре. Можно было схватить бандита и засунуть его головой в вентилятор, швырнуть на раскалённую печь или сбросить в аквариум. Атмосфера ночного, залитого неоном Гонконга передана идеально. А сюжет о человеке, разрывающемся между долгом и новой "семьёй", был на удивление проработанным и драматичным.

У игры выдалась очень тяжёлая судьба. Изначально она разрабатывалась как True Crime: Hong Kong, но Activision отменила проект. Права выкупила Square Enix и дала команде United Front Games закончить игру. Несмотря на тёплый приём, продажи не оправдали завышенных ожиданий издателя. Студия-разработчик в итоге закрылась.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

9. Beyond Good & Evil (2003)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Уникальное приключенческое чудо от Мишеля Анселя (создателя Rayman). Смесь экшена, стелса, головоломок, гонок на ховеркрафте и... фотоохоты.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Это была невероятно уютная, добрая и в то же время серьёзная игра. Главная героиня Джейд, фотожурналистка, вместе со своим дядей-свином Пей'джем пыталась раскрыть правительственный заговор на планете Хилия. Мир игры был живым и самобытным, персонажи запоминающимися, а музыка просто волшебной. Геймплей постоянно менялся, не давая заскучать ни на секунду. Вот ты дерёшься с монстрами, через пять минут решаешь головоломку, а потом несёшься на катере, уворачиваясь от мин, чтобы сфотографировать редкое животное для энциклопедии.

Игра была слишком необычной для своего времени и не вписывалась в привычные жанровые рамки. Она получила культовый статус, но широкая аудитория её пропустила. Фанаты ждут обещанный сиквел уже больше 15 лет...

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

10. The Darkness (2007)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Мрачный, жестокий и очень сюжетный шутер от первого лица. Мы играли за Джеки Эстакадо, киллера мафии, который в свой 21-й день рождения получает в наследство не только криминальную империю, но и древнюю демоническую силу - Тьму.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Из спины Джеки вырастали две зубастые демонические змеи, которыми можно было протыкать врагов, пожирать их сердца для восстановления здоровья, крушить окружение. Можно было создавать чёрные дыры. Но при этом Тьма боялась света, что добавляло в геймплей тактический элемент - приходилось постоянно расстреливать лампочки и прятаться в тени. Но главное, это история. Это была не просто стрелялка, а настоящая криминальная драма о любви, потере и мести. Сцена, где Джеки сидит на диване со своей девушкой и смотрит телевизор, до сих пор считается одной из самых трогательных и "человечных" сцен в видеоиграх.

Игра была довольно короткой и вышла только на консолях PS3 и Xbox 360, миновав ПК-аудиторию. Сиквел, вышедший в 2012, сменил мрачный реализм на комиксовый стиль, что понравилось не всем фанатам оригинала.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

11. Prince of Persia: The Sands of Time (2003)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

"Постой, но её-то все помнят!" - скажете вы. Да, помнят. Но вы давно про неё вспоминали? Вспоминали не как прародителя Assassin's Creed, а как самостоятельную, гениальную игру?

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Идеальная игра-сказка. Акробатика Принца была плавной и интуитивной, к тому же ощущалась невероятно круто. Боевая система была зрелищной. Но главная магия - Кинжал Времени. Возможность отмотать время на несколько секунд назад после неудачного прыжка или пропущенного удара была революцией! Она избавляла от сгорание пятых точек игроков и позволяла экспериментировать. А диалоги между Принцем и принцессой Фарой были остроумными, живыми и создавали потрясающую химию. К великому сожалению, Ubisoft сама похоронила эту серию. После мрачного сиквела Warrior Within и более-менее удачного The Two Thrones, серия ушла в небытие, а всё внимание переключилось на Assassin's Creed, которая выросла из идей "Принца". Оригинальные "Пески Времени" остались в тени своего более успешного наследника.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

12. Fable: The Lost Chapters (2005)

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Ещё одна игра от Питера Молиньё и Lionhead Studios.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

Action/RPG, которая обещала симуляцию жизни героя от детства до старости, где каждое ваше действие влияет на мир и внешность персонажа. Мир Альбиона был пропитан британским юмором и фольклором. Здесь можно было стать героем в сияющих доспехах или злодеем с рогами и красными глазами. Можно было жениться, купить дом, напугать до икоты деревенских жителей, просто пукнув в их сторону. Боевая система была простой, но увлекательной, а магия зрелищной. Игра не была такой глубокой, как обещал Молиньё, но она обладала невероятным шармом и уютом. Это была песочница, в которой было просто приятно жить.

Последующие части (Fable 2 и 3) сильно упростили многие механики, хоть и были по-своему хороши. Затем студию закрыли, а серия надолго заглохла. Первую, самую волшебную часть, сейчас вспоминают в основном олдфаги.

12 крутых и интересных тайтлов, про которые вы возможно забыли!

А какие игры незаслуженно забыли вы? Какая игра вызывает у вас самый тёплый укол ностальгии? Делитесь в комментариях!

154
17
6
3
2
2
326 комментариев