Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Снова стараюсь интересно и немного образовательно поделиться процессом ручной работы в создании фигурок по видеоиграм. На очереди один из любимых персонажей серии Fallout - орущий Сержант Дорнан.

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Введение

Год назад меня попросили сделать парочку сержантов Дорнанов, которые могли бы орать несколько своих культовых фраз. Ну вы знаете какие.

одна из них

Это статья про творческий процесс, технические нюансы (3D модель, 3D печать, постобработка, покраска, электроника) и даже про деньги (расскажу почему так дорого).

Интересно будет как тем, кто хочет заняться или уже занимается подобным творчеством, так и тем, кто просто хочет залипнуть, наблюдая как другие работают или расширить свой кругозор.

Орёт моя фигурка, кстати, вот так:

Задумка

По моему скромному мнению, орущая фигурка сержанта Дорнана - это гениальная идея. Многие запомнили яркую встречу с сержантом на базе Наварро при прохождении Fallout 2 и я в том числе. Экспрессия, которую нам дарит актер дубляжа (Андрей Викторович Ярославцев) такая сильная, что слюни в тебя чуть ли не с монитора летят!

Вы допустили потерю дорогостоящего обмундирования, его стоимость будет вычтена из вашего заработка и вам придется служить 510 лет, потому что именно столько лет вам потребуется, чтобы оплатить комплект силовой брони модель 2,который вы потеряли!

И-ДИ-ОТ!!!

Оригинальная английская озвучка тоже имеет своих фанатов, но мне кажется в РФ всем запомнился именно дубляж. Вы только посмотрите сколько популярных есть анимационных роликов на эту тему, вот парочка.

Поэтому когда мне предложили сделать это чудо, сомнений никаких быть не могло. Тем более опыт в создании говорящих мемных фигурок у меня уже был, дайте немного похвастаюсь ящером Камень я не дам

Определяемся с основными референсами

Итак, в Fallout 2 сержант имеет стандартную модельку солдата Анклава. К сожалению, она довольно низко детализированная.

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Однако видно, что фигура массивная и эту массивной хотелось сохранить. В New Vegas броня Анклава выглядит как-то недостаточно упитанной. Будем получать что-то ближе к броне из Fallout 4.

Попросили сделать три варианта фраз по нажатию трёх кнопок. В подставке, которая из себя представляет песчаную скалу, будет просто три нажимных выступа для этого.

Подставочка, куда поместится вся разговаривающая электроника
Подставочка, куда поместится вся разговаривающая электроника

В качестве оружия в руках выбрали гауссовскую винтовку

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

О выборе оружия я пожалею, но об этом позже.

Создаем 3D модель для 3D печати. Или не создаем?

Если нужно сделать разовое изделие, а год назад это был ещё разовый проект, всегда выгодно немного сэкономить. Fallout популярная серия и если есть какая-нибудь в интернете готовая 3д модель, которую можно взять за основу - это сильно экономит время и бюджет.

Создать детализированную 3D модель персонажа с нуля - это от 10 т.р. в лучшем случае. Найти готовую модель в свободном доступе или даже купить обычно дешевле. Первая, которую нашел была такая:

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Габариты худощавые, как упоминал выше, это не очень подходит, а вот винтовка гаусса что надо, забираем. Ищем дальше и на cults3d нашел целый пак моделей на любой вкус! Он был бесплатный.

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Вот уберем у парня с пулеметом оружие из рук, вставим ему винтовку гаусса от предыдущей модельки и мы великолепны. Да?

Нет.

Почему не все 3D модели под 3D печать одинаково полезны

3D модели делают под разные задачи. Под анимацию, под игры, под 3D печать. Каждая из задач имеет свою специфику и одна из главных под изготовление на 3D принтере - это толщина. Давайте посмотрим на винтовку Гаусса.

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

У нашей винтовки куча тонких элементов и я знаю, что большинство фотополимерных 3д принтеров с ними справятся в плане изготовления. Но к сожалению, при дальнейшей шлифовке или уж при транспортировке эти элементы могут легко отломаться.

Ну а модели силовой брони хорошо выглядят только при беглом осмотре. Давайте посмотрим поближе.

Оружие и руки из шершавых полигонов, лишние выпирающие детали-прыщи по всей броне (на заднице, на лице), внутри брони находится непонятный гомункул, объекты брони местами полувисят в воздухе и нормально не стыкуются друг с другом и многое другое. Можно ли это напечатать? Можно. Будет ли это красиво? Нет. Будет ли это надежно? Нет - из-за косяков в топологии сетки будет множество артефактов при печати.

Интересный факт про эту модель.

Модель, которую я благородно позаимствовал, авторы нагло стырили у другого автора! Так вот с этим автором мне довелось познакомиться и получить разрешение на использование и доработку 3D модели. Автор оказался архитектором с 20 летним стажем и очень приятным в общении, пилил данную модель в начале своего пути в 3д моделинге для модификаций под Fallout. От него узнал, что на резьбе у одного из болтиков брони полигонов больше, чем на всей остальной модели - классика моделинга) Поправил.

Начинаем доработку 3D модели

Даже имея очень кривую 3D модель на руках, иногда дешевле доработать её, чем делать с нуля (правда это редкость, обычно наоборот). Начал я с модификации пушки гаусса. Утолстил часть элементов (провода, ручку, оптический прицел и прочее), но дальнейшие опыты в изготовлении показали, что конструкция сама по себе хрупкая (ствол длинный и тонкий) и пушку захотелось поменять на что-то понадежнее. На пулемет.

Новая отредактированная 3д модель
Новая отредактированная 3д модель

Пулемет надежнее, толще, эффектно смотрится по композиции. В самой игре бойцы Анклава им регулярно пользовались, что было эффектно продемонстрировано в стартовом синематике.

Суть Пустошей

Поэтому представить, что им мог бы орудовать Сержант Дорнан довольно легко.

Пулемет есть и в бесплатной 3D модели, но он очень плох по топологии и не поддается редактированию. Делался поэтому полностью с нуля.

С нуля делались или редактировались множество элементов брони, закрывалось огромное количество косяков с топологией и полостями, которых не должно быть для качественного изготовления 3D печатью. Доработки заняли несколько вечеров. Честно говоря, быстрее было бы, возможно, и правда всё сделать с нуля.

Изготавливаем фигурку вживую

Всё декоративное я советую изготавливать на фотополимерном 3д принтере. Фигурка имеет высоту 17 см, справится почти любой, даже самый бюджетный (можно взять за 13к какой-нибудь Anycubic Photon mono 4). Лично я использовал Elegoo Saturn 3 Ultra.

тут сержант еще с гаусс-пушкой, но с пулеметом примерно также всё выглядит

В фотополимерной 3д печати процесс коротко выглядит так: залили жидкую смолу в принтер -> напечатали, достали деталь -> промыли в изопропиловом спирте -> очистили от поддержек (строительные леса на гифке у сержанта) -> дозасветили под УФ лампой для набора твердости -> шлифуем следы поддержек и другие дефекты.

Подробнее на процессе печати я останавливался в других статьях, повторяться не будем. На гифке можете видеть, что поддержек тонна - шлифовальных работ по удалению их следов тоже тонна.

В конце всё покрываем акриловым аэрозольным грунтом из баллончика.

После покраса первая партия сержантов с Гаусс-винтовками выглядела вот так.

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

В дальнейшем решил еще поделать сержантов. Немножко. У них уже пулеметы.

Снова под грунтом

Грунтуются, кстати, вот в таких забавных позах в самодельной покрасочной камере.

Покрашенные подставки

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Покрашенные сержанты

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

И финальное фото на фоне моего черепа

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Да, череп если что реально мой. В смысле он из пластика, но отсканирован на томографе, так что копия почти 1 к 1) Крышка снимается, там внутри конфетки.

Сколько стоит всё это дело и почему я офигел?

Обещал рассказать о том, почему так дорого стоит подобная фигурка. В среднем она полностью готовая стоит около 10 т.р на разных маркетплейсах. Для многих это совсем недешево, тем более вы можете найти неплохие фигурки по Fallout и подешевле. Взглянем в сторону Алиэкспресс.

Ребят, сейчас расскажу простую схему для быстрого заработка, фигурка весит грамм 300. 1кг смолы для 3D принтера возьмем дешевую за 2000р. Значит по материалам уходит примерно 300*(2000/1000) = 600р. Так что

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Я вам тут рассказываю как можно сделать фигурку за 600 рублей и продать за 10.000 рублей, а вы все еще сидите на дтф?

Ну а если серьезно, то новички часто считают только материал. Потом накидывают какой-то % сверху и считают, что они заработали. Сейчас кратко распишу из чего строится цена, цифры буду немного округлять для простоты:

  • Стоимость материала. Мы её посчитали. 600р.
  • Время работы станка. Это называется амортизация оборудования - это нужно чтобы окупить затраты на покупку станка, а также на его обслуживание (запчасти, поломки, износ). Возьмем хотя бы 100р/ч. Десять часов на печать. Итого 10*100 = 1000р.
  • Электроника - аккумулятор, модуль заряда, динамик, звуковой модуль - 1000р.
  • Время, которое тратится на шлифовку, грунтовку, сборку электроники. Минимум 2 часа на одну штуку. Время оплаты часа хотелось бы не ниже раздачи флаеров на улице) Возьмем 300р/ч. Итого 600р. Раньше шлифовал сам, сейчас у меня подрабатывают помощники.
  • Время, которое тратится на покраску. В последнее время стал меньше сам красить, тоже помогает помощник - 600р
  • Различные расходные материалы (спирт для промывки, салфетки) - в пересчете на одного сержанта в среднем - 100р
  • Стоимость упаковки (пупырчатая пленка, заполнители, коробка), время на упаковывание, время на отнести и оформление - в среднем 300р
  • Доставка, эквайринг - коробка у меня большая по объему, в среднем не меньше 700р.
  • Налоги. Для самозанятости налог 4%. у ИП будет цифра побольше. От суммы выше (4900р уже набежало) это например 200р. Платим мы его правда не от этой промежуточной суммы, а от итоговой, которая больше, но для простоты возьмем сейчас.
  • Возможный брак. По разным причинам деталь может сломаться в процессе изготовления, доставка может повредить товар, клиент может захотеть вернуть товар (в том числе без особых причин) и деньги на доставку уйдут в воздух. Сюда надо соответственно закладывать коэффициент брака, как минимум от материала и амортизации, например хотя бы х2 - 1600р. Но нормально брать и х3, х4 в зависимости от рисков.
  • Комиссия маркетплейса. Маркетплейсы сейчас важная площадка для продаж по многим причинам. У Озона в категории игрушек комиссия 43%. Недавно появилась категория фигурки по видеоиграм, у неё 32%. От суммы выше в 6700р это 2144р. Скоро до 100% дойдем видимо.
  • Я арендую небольшой офис, трачу электричество - добавляю к каждому изделию некий коэффициент, чтобы это компенсировать. Пусть будет 400р.

Итого набежало 9244р. Ну что, это итоговая цена? Не совсем.

Это только полная себестоимость изделия. Я тут мало что заработал. Ну то есть ничего не заработал, при том что не совсем всё учел: амортизацию шлифовального оборудования, расходники по шлифовке, затраты на 3д моделирование, на проектирование электроники и конструкторских решений.

Хотелось бы получить и прибыль. Процент от себестоимости является чистой прибылью и называется маржинальностью.

Разные виды бизнесов имеют разную маржинальность. У кофейни с высокой конкуренцией норма где-нибудь 23%, это мало. У какой-нибудь айти компании с уникальной технологией или магазина эксклюзивной брендированной одежды 300-500%. У моих изделий разная маржинальность, от 25 до 100%, в зависимости от спроса и ценности.

Давайте возьмем хотя бы 25%, чуть выше кофейни) Это будет 2311р. Итого плюсуем к прошлой сумме получаем 11555 рублей. При стоимости в 10000р мы в минусе на 1555р.

Меня попросили сделать фигурку, которая орёт на вас "И-ДИ-ОТ" и требует отработки в 510 лет - старый добрый Fallout 2 [Лонг]

Ладно, на самом деле не в минусе, есть способы сэкономить, оптимизируя процесс производства и я ими пользуюсь, а конская комиссия озона частично компенсируется его же скидками (за его счет). Но порядок стоимости это не сильно меняет.

Почему у китайцев дешевле? Иногда не только у китайцев

У них массовое серийное производство, хорошо оптимизированное. За счет того, что деталей тысячи (а не как у меня, единицы и десятки), получается экономить на производстве и стоимости соответственно. Это возможно, в том числе, благодаря большим вложениям в оборудование - не мой 3D принтер за 40к, а термопластавтомат за несколько миллионов и с металлическими формами под 1 миллион рублей за штуку.

Почему авторские ручные работы всё равно имеют место быть.

Китайское производство нормально работает при условии наличия больших партий. Они больше скованы в творческих порывах, так как они обязаны окупить огромное количество денег. Поэтому они редко делают фигурки по нишевым проектам. А я могу позволить себе это делать, например по не самой мейнстримной Pathologic, так как окупать мне нужно меньше.

Также их заводы большие, но инертные, могут готовиться к новому проекту по полгода/году. Моё маленькое производство, если очень постарается, от старта проектирования до небольшой партии справится за месяц. Так можно быстрее реагировать на какие-то хайповые штуки, вроде Silksong.

Стоит ли вам из-за этого покупать фигурку ручной работы за 10к, а не за 3к у китайцев? Если вас китайская полностью устраивает, берите её конечно. Дорогие изделия ручной работы берут только если они представляют для вас ценность. Я стараюсь создавать ценность необычными функциями (интегрирую подсветку, звуки, датчики движения, туман) и уникальностью (стараюсь не делать то, что уже продается).

Выводы

Ребят, на самом деле всё это затевалось ради одного очень странного фанфика.

Когда создаешь фигурки можешь делать очень странные кроссоверы :)

Так, ладно, выводы. Сегодня постарался затронуть тему того, почему изделия ручной работы считаются дорогими. Потому что это правда дорого. Надеюсь кому-то поможет более грамотно посчитать и свой собственный труд) Ну и зацените орущего сержанта пожалуйста, он же орёт как в игре, ну круто же! Всегда рад ответить на вопросы, если кому что интересно по производству и фигуркам. Беру вопросики на вооружение в том числе для тем следующих статей.

Если кому-то нравятся мои штуки и вы хотите их в свой дом, все ссылочки на маркетплейсы и вообще контакты есть на моём сайте в профиле DTF.

39
10
30 комментариев