Майор Норм, но его герои и темы безбожно устарели

«Майор Гром» — эффектный российский блокбастер, который на фоне происходящего в стране кажется неуместным гостем из прошлого.

Этот блок временно не поддерживается
Майор Норм, но его герои и темы безбожно устарели

Как бы я ни был настроен по отношению к этому фильму до премьеры, я не могу не признать, что «Майор Гром» по всем чисто формальным признакам получился. Это аккуратно сделанное развлекательное кино, в котором с пониманием вопроса воспроизводятся голливудские штампы. Оно круто смотрится и захватывает с самой первой сцены — с ограблением банка в центре города. И даже послетитровки имеют смысл — в отличие от таковых в «Защитниках».

Я не сомневаюсь в том, что «Грома» успешно продадут в мировой прокат какому-нибудь Netflix. По большому счёту тут даже адаптировать ничего не нужно — ведь авторы и самого комикса, и фильма всё это время аккуратно обводили именно западные каноны. Быть может, даже Стивен Кинг напишет пару комплиментов в Твиттере.

Все проблемы фильма вылезают наружу, когда начинаешь думать о том, что сценаристы «Чумного доктора» пытаются сказать, выпуская это кино в современной России. Или, наоборот, какие темы игнорируют.

Майор Норм, но его герои и темы безбожно устарели

Действие «Грома» разворачивается в Петербурге, но город, в котором прожил всю свою жизнь, я в кадре узнаю лишь местами. Практически все сцены фильма умудрились отснять либо в настоящих дворцах («мажор», ушедший от наказания, живёт буквально в Елагинском), либо в богатых исторических зданиях. Даже тёмная подворотня у дома Грома, и та — одна из самых красивых в Питере.

Я ни в коем случае не против покрытой карамелью реальности в кино, но в неё в фильме попала и российская полиция. Вместо наших родных «ментов» тут — копы, которые, быть может, и немного ленивые, но зато неподкупные. И свою работу им мешают делать только насквозь продажные суды и некомпетентный «типа ФБР-овец», по законам жанра присланный сверху, чтобы отобрать у Грома дело.

Я уже не помню, когда в последний раз видел настолько устаревшее и однобокое изображение полиции на большом экране.

И вроде бы «Майоре» есть как минимум один «сложносочинённый» коп — сам главный герой, который порой использует незаконные методы, чтобы добиться правосудия. Однако Гром в сюжете такой только понарошку, и даже от должности его единственный раз отстраняют «нечестно» — под давлением извне, а не по решению начальства, которое готово ему всё простить за высокую раскрываемость. В том числе пытки на допросах, которые в фильме показаны в шутливой нарезке.

Майор Норм, но его герои и темы безбожно устарели

Конечно, авторы не могли не провести очевидные параллели между Громом и Чумным доктором. Главный злодей фильма — мститель в маске, который убивает коррупционеров, уходящих от суда. Но дальше одного скомканного диалога эта тема не развивается, а у главного героя так и не появляется дополнительной глубины.

Грань, которая могла быть серой, к финальным титрам оказывается чёткой линией между чёрным и белым. Доктор просто убивает людей, а Гром — не убивает, но избивает, поджигает и макает в унитазы. И майор, несмотря на свои методы, в финале беззаботно ест шаверму вместе с друзьями, не терзаясь никакими сомнениями. Для усиления разницы между героем и злодеем в историю просто добавили сожжённых заживо детей — чтобы идеям Доктора уж точно никто не мог сопереживать, чего не скажешь, например, о Джокере в фильме Тодда Филлипса.

Но слабым центральным конфликтом дело не ограничивается. Даже без отсылок к движению белоленточников, которые были в комиксах, но не добрались до экрана, через весь фильм идёт характерный антипротестный месседж. Дескать, на улицы выходить не нужно: власть сама себя исправит и накажет — и, если нужно, устроит целую судебную реформу. А социальная сеть с полным шифрованием и отстутствием бэкдоров для полиции до добра не доведёт.

Майор Норм, но его герои и темы безбожно устарели

Авторы «Майора Грома» в последние годы и месяцы старательно открещиваются от политических тем. И я даже искреннее верю в то, что большую часть съёмочной группы это вообще не интересует. По фильму видно, что его делали люди с горящими глазами и, возможно, с детства мечтавшие снять ответ голливудской супергероике.

Проблема тут в том, что иногда даже не особо важно, что вы пытались сказать изначально. Важно то, как ваше творчество выглядит здесь и сейчас — как его будут трактовать сами зрители.

А «Майор Гром» — это кино про суперполицейского, который ловит убийцу коррупционеров. Убийцу, использующего социальную сеть с оконечным шифрованием для того, чтобы беспрепятственно созывать подростков на протесты.

Если убрать из истории сгоревших детей и жён богачей, это будет практически «Каратель» от лица полиции.

Майор Норм, но его герои и темы безбожно устарели

Да, я в курсе, что все эти сюжетные элементы были в комиксе, который вышел много лет назад. Однако вместо того, чтобы хоть как-то попытаться исправить проблему, авторы «Грома» сделали вид, что её не существует. Они взяли концепцию, которая даже в 2012 году была устаревшей, и без корректировок вытолкнули её на большой экран.

Прямо сейчас сотрудники Bubble пишут в соцсетях, что за всю историю издательства на них никто и никогда политически не воздействовал. Окей. Допустим. Но тогда это значит, что они выпустили кино, максимально оторванное от реальности и резонирующее с ней очень и очень некрасивым образом. Они ходят вокруг да около главных политических тем в России за последние годы, но вообще ничего внятного по ним не говорят, превращая их в декорации, пустые и бессмысленные, а главного героя и злодея грубо разводят по разным концам ринга, так и не сделав заявленный в истории идеологический конфликт интересным.

Супергероика в кино будоражит умы людей не только из-за красивой картинки или смешных шуток, но из-за персонажей и идей, вокруг которых хочется сплотиться. Самые популярные герои жанра рано или поздно становятся символами. Захотят ли современные российские зрители сплотиться вокруг бравого, но одномерного Майора из неподкупной полиции? Вероятно, на этот вопрос ответят кассовые сборы — на момент написания этого текста «Гром» с небольшим отставанием проигрывает четверг «Годзилле против Конга», идущему в кино вторую неделю.

261261
455 комментариев

Захотят ли современные российские зрители сплотиться вокруг бравого Майора неподкупной полиции?

Было уже

187
Ответить

но тут стебут, а там на серьёзных щах

не одно и то же

40
Ответить

Но он был единственным правильным, но нищим, а по рецензии складывается впечатление, что все там правильные и богатые

13
Ответить

Какой-то политоты намешал, на ментов наехал, параллели ему не те... Я точно обзор на кино читаю, а не какие-то там наболевшие высказывания отдаленного от реальности жителя твитора? Чуваки сняли не в той повестке, как ты ожидал, чернухи не хватает, и это почему-то должно кого-то там волновать в разрезе ревью на фильм штоле?

143
Ответить

Обзор вышел 30 марта. Это текст конкретно про политоту в фильме:

https://dtf.ru/cinema/686292

44
Ответить

сняли не в той повесткеФильм НЕ МОЖЕТ быть снят «не в повестке», он в любом случае существует в нашей, настоящей реальности и создаётся настоящими людьми. 

15
Ответить

Фильм как раз очень близок к реальности и тем темам которые в нашей реальности, не нравятся властям.

8
Ответить