«Легенда о Зеленом рыцаре» - сказ о цене ложного героизма

«Легенда о Зеленом рыцаре» - сказ о цене ложного героизма

Первые лучи Рождества юный племенник короля Гавейн (Дев Патель) встречает в хибаре. Проснувшись от обливания водой, герой тут же отправляется в замок Камелот, где разворачивается праздничный пир. Король Артур (Шон Харрис) желает, прежде чем приступить к трапезе, послушать чей-нибудь рассказ о великих подвигах и приключениях. Приключения не заставляют себя ждать - в центр зала неожиданно въезжает загадочный Зеленый Рыцарь (Ральф Айнесон). Он предлагает всем присутствующим рыцарям состязание: любой участник Круглого Стола, способный нанести ему ранение, получит в качестве трофея его топор, но через год обязуется придти в часовню, чтобы получить аналогичный ответный удар. Вызывается Гавейн, еще не посвященный в ряды избранных воинов его величества.

Этот фильм стоит смело окрестить самым настоящим рыцарским кинороманом, написанным и снятым удивительным режиссером в лице Дэвида Лоури. Последний предпочитает рассматривать историю древней поэмы о «Сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря» от неизвестного автора с точки зрения возможностей по-новому истолковать хорошо знакомый нам сказ о тяжком бремени, что сопровождает даже самого доблестного человека. Несмотря на средневековый сеттинг и жанр темного фэнтези, «Легенда о Зеленом рыцаре» не похожа на стандартные голливудские блокбастеры подобного направления.

«Легенда о Зеленом рыцаре» - сказ о цене ложного героизма

- Я думал, это всего лишь игра.

- Возможно. Но она еще не завершена.

Перенося рассказ в рамки альтернативного Средиземья, Лоури мало того, что экранизирует мифологическую легенду четырнадцатого века, так еще и изменяет ее кульминацию с целью создать по-настоящему цепляющий финал. Если отдавать предпочтение развитию арт-хаусной модели кино, то исключительно подобной: визуально ошеломляющей, сюжетно воспитывающей и погружающей в некий транс, в ходе которого языковая система символизма станет для вас ясна точно также, как устройство родного алфавита. Центром сюжета «Сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря» является испытание Гавейна на верность рыцарским правилам. В произведении представлена типичная для средневековой литературы фабула искушения.

Основная задача любого экранизационного произведения прежде всего заключается в грамотном использовании наследия первоисточника. Иными словами, создателям обновленных интерпретаций любого материала требуется выдать ему новую жизнь в осовремененной форме, а не пытаться всеми силами увести его изначальную концепцию в кардинально ином направлении.

В момент размышления о подлинной сути фильма, как раз таки приходит яркое осознание того, каким образом его авторы смогли так ловко усидеть сразу на нескольких стульях - бережно воссоздать оригинальные мотивы поэмы, и в ту же секунду придумать такой вид отсебятины, который не вызывает не малейшей претензии. Когда сюжет начинает постепенно отклонятся от канонического пути, а Гавейн окончательно понимает, что попал в сказку с заведомо грустным финалом, тогда-то картина и обретает совершенно новые краски, становясь по-настоящему магической. К тому же основной посыл культовой поэмы здесь сохранен - мир, в котором побеждает бесчестье, обречен на исчезновение.

Природа в противовес рациональному и систематизированному укладу Камелота, представляет собой нечто хаотичное и неконтролируемое. Зеленый всадник, напоминающий ожившее дерево и вторгающийся в мирные владения короля Артура — символическое изображение разбушевавшейся природной стихии. Природа нарушает привычный порядок жизни в повествовании, как символически, так и напрямую затрагивая душевные качества людей.

«Легенда о Зеленом рыцаре» - сказ о цене ложного героизма

Здешний сэр Гавейн - отнюдь не романтизированная фигура для подражания. Зачастую трусливый, не умеющий достойно владеть мечом молодой человек отправляется в долгое, мучительное путешествие в один конец. В ходе своего тяжелого пути, герой ни раз встречается со странностями, оставляющими пугающие впечатления не столько для самого персонажа, столько для зрителей, наблюдающих за его действиями. Путешествие Гавейна — это не просто поездка к Зеленой часовне, это духовное испытание, которое будущий рыцарь проходит под контролем волшебных сил. Если оригинальная версия персонажа была состоявшимся воином с высокой моральной силой духа, то в фильме Лоури герой предстает неопытным, напуганным юнцом, которому лишь предстоит пройти через серию препятствий, дабы достичь желаемого - чести.

- И что надеешься заполучить, столкнувшись с этим цветом?

- Честь ...

- Ты спрашиваешь меня?

- Нет. Честь. Вот, почему рыцарь делает то, что делает.

Видения Гавейна могут показаться череcчур непонятными, размытыми и от того раздражающими, однако первые минуты картины всё прекрасно объяснили: кто сопровождает героя, в каком виде и зачем? На все эти вопросы ответы были даны ещё в экспозиционной части, и нужно лишь проявить внимательность при просмотре. Одна из главных претензий критиков данного фильма состоит в том, что Дев Патель не подходит на роль сэра Гавейна в виду своего индийского происхождения. Однако многие, видимо, позабыли, что Патель является британцем индийского происхождения. Национальность в контексте каста совершенно не важна — история Гавейна прежде всего предстает в качестве мрачной сказки, чье действие разворачивается в фэнтезийном мире. Потому ни о каком факторе достоверности речи идти не может. Благодаря видимому различию между внешностью Пателя и целой горой всевозможных стереотипов о том, как в кино должны выглядеть настоящие рыцари, актер демонстрирует один из лучших перфомансов в своей долгой карьере.

«Легенда о Зеленом рыцаре» - сказ о цене ложного героизма

Эта легенда посвящена призыву к сохранению чести, что позволит нам не достичь худших пороков в стремлении спасти себя от закономерно печальной участи. Лоури бережно, и в то же время новаторски разобрал концепцию оригинальной поэмы и сумел смелым путем обновить многие её устои. Поэтому «Зелёный Рыцарь» смотрится с настоящим интересом. И визуально, и сюжетно картина воспринимается достаточно бодро, даже не смотря на преднамеренно растянутое повествование и отсутствие громких экшн-сцен.

Мысли главного героя переполнены различными сомнениями, он постоянно должен быть силен для того, чтобы сделать выбор между честной смертью и одним большим самообманом. И в этом, кажется, заключается самый громкий плюс фильма - его история предлагает нам наблюдать за живым, пускай, иногда отталкивающим героем, который сквозь свое жуткое путешествие к зеленой часовне наконец осознает, что пришло его время сотворить настоящую легенду, которую бы могли рассказывать Королю на его последующих пиршествах.

"Молодец, мой храбрый рыцарь. А теперь ... голову с плеч."

6161
99 комментариев

Не знаю, мне показалось ерундой с самого начала. Вся сцена с появлением всадника и тем как он представляет голову и Гавейн ее рубит. Если бы там был реальный поединок и показали что Гавейн решил схитрить убив, чтобы возвращать долг было некому. А вышла какая то очень странная сцена, как будто он знал на что идёт и без причины пошел на это.

17

Сцена появления всадника - канонический вид завязки в оригинальной поэме. К тому же и так понятно было, что Гавейн как раз таки решился нанести удар по голове, чтобы не возвращать долг, но затем, увидев, воскрешение Рыцаря, пришел в ужас. Ведь он понял, что теперь ему придется отправиться на собственную смерть.

31

Так Гавейн же тупой.

9

Почему же без причины? Там тебе перед сценой показали, что ему нечем в кругу рыцарей похвастать. У всех подвиги, битвы и убийства каких-то магических чудищ. А Гавейн, тем временем, только количеством перетертых писек может похвастать) Вот и решил зарубить непонятную тварюку, чтобы все вокруг про него как про героя говорить начали.

5

Его немножко "накрутили" перед этим, приблизив в королю и напрямик спросив, есть ли у него своя легенда о рыцарской доблести. А тут так удобно приходит какой-то чёрт, накладывает чары на королеву, вот и хороший шанс проявить удаль молодецкую. Касательно же, почему сразу рубанул голову - тут и "обязаловка" от оригинальной легенды, но стоит учесть, что меч, который оказался у Гавейна в руках, это меч короля Артура, т.е. тот самый Экскалибур. Мог понадеяться на его реальную или мнимую мощь (она скорее всего есть - с одного удара срубить голову совсем непросто, особенно без опыта). 

3

уснул на середине,вообще не понял откуда такой хайп был.

1

Много лет назад, я выиграл миллион в телевикторине, но  все деньги я спустил на алкоголь, наркотики и продажных женщин.

22