Пять любимых фильмов Кодзимы и их влияние на его творчество

Культовая классика глазами знаменитого геймдизайнера — от Куросавы до Кубрика.

Пять любимых фильмов Кодзимы и их влияние на его творчество

Журналисты Rotten Tomatoes пообщались с Хидео Кодзимой. Во время интервью он рассказал про пять своих самых любимых фильмов. То, что он запомнил от их просмотра, легло в основу Death Stranding.

«Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика

Пять любимых фильмов Кодзимы и их влияние на его творчество

«Космическая Одиссея» позволила Кодзиме почувствовать, будто бы он осуществил свою детскую мечту.

Это кино словно монолит для меня. Каждый раз, когда его снова показывают в кинотеатрах, я всегда иду на сеанс. «Звёздные войны» стали большим хитом в 1977 году и создали огромный sci-fi бум.

Поэтому когда «2001» появился в Японии, я смотрел его в кинотеатрах, будучи учеником средней школы. Перед этим я слушал радиопостановки, читал оригинальную новеллу. Но фильм был полностью другим. Я даже не понял его с первого раза. И теперь у меня каждый раз возникают новые интерпретации, когда я смотрю его.

Поскольку я разработчик, у меня бывают сложные времена, но когда мне нужно перезарядиться, я смотрю «2001». Это идеальное кино для меня.

Это был настоящий «космический» опыт. [Чувство] исследования — ещё до того, как человек впервые отправился на Луну. Я всегда хотел стать астронавтом, когда был маленьким, но в Японии нет NASA, поэтому пришлось бы ехать в СССР или Китай. И хотя я понимал, что нужно отказаться от мечты, но когда я посмотрел «Одиссею», то будто сам слетал в космос. Этот фильм изменил мою жизнь — он заставил меня почувствовать, что я осуществил свою мечту.

Хидео Кодзима

Журналисты также уточнили, смотрел ли Кодзима отреставрированную 70-миллиметровую версию Кристофера Нолана.

Да, я ходил [на фильм] со своим сыном — было особенно интересно узнать, что он подумает. Похоже, это немного шокировало его, будто раньше он ничего подобного не испытывал и не видел. Что-то непредсказуемое. А это очень сложно — найти что-то непредсказуемое, созданное человеком.

Хидео Кодзима

«Таксист» Мартина Скорсезе

Пять любимых фильмов Кодзимы и их влияние на его творчество

Во время просмотра «Таксиста» Кодзима ощутил очень сильную связь с главным героем.

Когда я рос, большинство моих друзей хотели стать банкирами или работать в крупных компаниях. Я же хотел стать режиссёром фильмов. И я не мог открыто обсуждать это с друзьями, потому что они не разделяли моего стремления. Из-за этого я часто чувствовал себя одиноким.

Я потерял отца, когда был маленьким, а мама часто работала, поэтому я был очень отстранённым ребёнком. Даже когда я разговаривал с разными людьми, мне было немного одиноко. Я думал, что со мной что-то не так. Терапевтов и консультантов у меня не было — тогда это было не принято. И я думал, что может быть я и вправду странный.

Когда я посмотрел «Таксиста» и у видел Тревиса, я почувствовал прочную связь между этим персонажем и самим собой. Он живёт в Нью-Йорке, окружённый таким количеством людей, но всё равно чувствует одиночество. Это удивило меня, и я подумал: «Этот парень, живущий в Америке, очень похож на меня». Увидев его, я расслабился и понял, что есть и другие люди, похожие на меня. Я понял, что я в порядке.

Хидео Кодзима

Эти ощущения легли в основу главной идеи Death Stranding.

И я хотел сделать что-то подобное в Death Stranding. Что ты в полном одиночестве и пытаешься соединить весь мир. Всё было связано интернетом. В последнее время всё связано интернетом. В какой-то степени, все «сражаются» друг с другом через интернет. Если ты играешь по сети, то ставишь хэдшоты — но ведь не знаешь, кого ты на самом деле подстрелил, так? Связывать [людей] — это очень позитивная концепция. Но есть люди, которые больше не хотят этого. Мне кажется, многие играют в игры, которые не предлагают такую вот связь между людьми.

Я не могу сказать каждому, что я чувствую себя одиноким, у меня была большая проблема с этим, когда я не мог поделиться со своими друзьями. Это большой груз, прямо как у Сэма Бриджеса. И вот вы путешествуете, доставляете посылки, странствуете по разным местам, тонете в реках.

Но в один момент вы понимаете, что у вас есть непрямая система связи, в которой вы не одиноки. Это не изолированная планета. Есть кто-то, кто создаёт дороги, есть кто-то, кто приготовил кофе. И я хотел добавить это в игру. Это именно то, что я ощутил после просмотра «Таксиста».

Хидео Кодзима

«Безумный Макс 2: Воин дороги» Джорджа Миллера

Пять любимых фильмов Кодзимы и их влияние на его творчество

Во время рассказа о «Безумном Максе» геймдизайнер обратил внимание журналистов на то, насколько сильно на него повлиял Джордж Миллер.

Джордж Миллер — мой главный наставник. «Дорогу ярости» я посмотрел в кино 17 раз.

Я не могу подобрать слов, насколько «Безумный Макс 2» хорош. В этом фильме практически нет диалогов, верно? Но персонаж каждый раз выделяется визуально, своими движениями. Обычно вы рассказываете что-то через диалоги, но у Джорджа всё полностью по-другому. Посмотрите, как герой бросает бумеранг: без диалогов, но персонаж показывает всё. Я также поражен тем, как Джордж устанавливает камеру — она никогда не отходит далеко от Мэла Гибсона. Даже когда герой смотрит в подзорную трубу, мы всегда видим то, что видит он. Это базовый приём, но Джордж Миллер применяет его так, как никто другой.

Мне было трудно, когда я уходил с прошлого места работы. Джордж приехал в Японию и это был первый раз, когда мы встретились. Он поддержал меня в очень трудный для меня период. Когда я стал независимым и открыл свою студию, я съездил в Австралию в 2017 году. У меня уже было два трейлера Death Stranding, но я ещё не показывал геймплей.

Я примерно час рассказывал Джорджу про Death Stranding — про систему, историю, мир. Джордж сказал: «Всё, что ты делаешь, правильно с математической, физической и философской точек зрения». И ещё он сказал: «Поздравляю, это точно будет успех».

Джордж очень добрый человек. Он хорошо разбирается в компьютерной графике и технологиях, и также разбирается в играх. Это большая редкость, что режиссёр его возраста понимает подобное. Он даже старше меня, но у него много энергии. Есть продюсеры, которые гораздо старше меня. Но если говорить о людях, которые пишут сценарии и занимаются геймдизайном, то думаю, что я самый старый в индустрии, и иногда мне от этого одиноко. Но вот есть Джордж: ему уже за 70, и он всё ещё носит кожанку, всё ещё молод. Меня это бодрит.

Хидео Кодзима

«Рай и ад» Акиры Куросавы

Пять любимых фильмов Кодзимы и их влияние на его творчество

Это самый старый фильм в личном рейтинге Кодзимы. Криминальная драма, вышедшая в 1963 году, получила множество наград и заставила общество по-другому смотреть на преступления.

Стэнли Кубрик, Хичкок, Куросава. Мой отец всегда показывал мне фильмы этих режиссёров, вне зависимости от того, нравилось мне или нет. Я выбираю фильм Куросавы «Рай и ад», потому что он особенный.

Это история о похищении, основанная на книге Эда Макбейна. В то время в Японии наказания за подобное были снисходительными. Чтобы получить более жестокое, нужны были другие обвинения, такие как наркотики и так далее. Но после «Рая и ада» законы в Японии изменились. Этот фильм произвёл очень положительный эффект на общество. Это то, к чему я стремлюсь, когда создаю игру. Я думаю, что развлечения способны влиять на общество и изменять его. Необязательно быть политиком, чтобы изменить что-то. «Рай и ад», по моему мнению, оказал очень сильное влияние.

Любое развлекательное произведение — не просто развлечение. Оно способно повлиять на жизнь человека, оставить что-то в его сердце, заставить его что-то создать. И мне кажется, что индустрия игр должна быть такой. Когда вы что-то испытываете, а потом возвращаетесь в реальный мир. Я хочу, чтобы после этого люди видели, как их мир меняется.

Хидео Кодзима

«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта

Пять любимых фильмов Кодзимы и их влияние на его творчество

Хидео Кодзима выбрал «Бегущего по лезвию» из-за его необычности, которая опередила своё время. Геймдизайнер считает, что в чём-то работа Ридли Скотта очень похожа на Death Stranding.

Когда этот фильм только вышел, я учился в университете. И я сходил на него в одиночку. В Японии его показывали только две недели. Думаю, в Америке его приняли примерно так же [как и в Японии].

Сейчас этот фильм признан классикой, но в то время он подвергся большой критике. Может быть, прямо как Death Stranding (смеётся). Когда «Бегущий по лезвию» вышел в кино, он очень отличался от других фильмов. Меня привлёк его ритм.

Его было очень трудно понять. Потом мы перешли в эру домашнего видео, когда можно было смотреть фильмы по много раз прямо у себя в комнате. В кинотеатрах это не так — ты видишь фильм один раз, и всё заканчивается. Всё, что ты не можешь понять или с чем-то сравнить, подвергается критике. Но с видео всё по-другому. Ты можешь смотреть его сколько угодно до тех пор, пока не сделаешь выводы.

«Бегущий по лезвию» мог бы просто стать «культовым фильмом», но вместо этого попал в мейнстрим — из-за того, что у зрителей появилась возможность смотреть его [дома] по нескольку раз и [неспеша] «переваривать». В этом плане «Бегущий по лезвию» опередил своё время.

«Призрак в доспехах», возможно, был таким же, потому что он вышел в тот период, когда люди могли регулярно пересматривать его. Он стал очень популярным, все смотрели его. Я намеренно сделал темп Death Stranding не таким, как во всех остальных играх. Поэтому она может быть не для всех. «Бегущего по лезвию» показывали в кинотеатрах, но потом всё изменилось, когда наступила эпоха домашнего просмотра.

То же самое с играми. У нас есть платформа, есть консоль, а в будущем всё будет стримиться. Всё, что вы знаете об играх, будь то подача истории или темп, с которым вы играете, полностью изменится в ближайшем будущем.

Хидео Кодзима

После этого журналисты поинтересовались, планирует ли всё-таки Kojima Productions снимать собственное кино.

Я уже начал кое-что делать, да, но пока не могу ничего анонсировать. Игры всё равно будут главным направлением для Kojima Productions. У меня есть люди, которым нужна работа. Мы создаём игры, и, может быть, где-то между ними… Мы инди-компания, так что, может быть, [сделаем] что-то бунтарское, в духе небольших студий, какую-то небольшую игру, а потом может и небольшие фильмы.

Я получаю множество предложений, но я не всегда свободен. Если я буду снимать только фильмы, тогда моя команда не сможет заниматься другими проектами, верно? Поэтому мы совмещаем, но я думаю, что игры и фильмы перейдут на стриминговые платформы. Я мог бы снимать обычные фильмы. […] Но думаю, что, помимо этого, создавать что-то для стриминговых платформ и заниматься тем, чего раньше никто не делал, мне гораздо интереснее.

Хидео Кодзима
173173
126 комментариев

Комментарий удалён модератором

Любимые фильмы человека и не обязаны быть наинепопулярнейшими в мире. 

149

Наоборот бешусь каждый раз, когда какой-нибудь автор обязательно считает нужным сделать свой список любимых фильмов самым задроченным арт-хаусом в мире. 

Мне почему-то каждый раз кажется, что это буллшит

43

Комментарий недоступен

8

как будто что-то плохое.

8

А чего ты ожидал от человека, который в своих произведениях постоянно цитирует самые широко известные фильмы?

2

Чуть более развернутый список может вызвать определенные вопросы: