«Германия 83-86-89» — шпионская сказка с неожиданно глубокомысленным финалом

Впечатления от последней главы истории о похождениях агента Штази.

Эпопея Анны и Йорга Вингеров о последних годах ГДР завершилась как будто бы незаметно. Третий и финальный сезон «Германии» вышел 25 сентября, но только в Австрии, Индии, Японии, России и, собственно, самой Германии. До США и других англоязычных стран сериал доберётся лишь к концу октября, поэтому на Metacritic пока нет никаких оценок. Однако сомневаться в том, что «Германию 89», над сценарием к которой работали Михаил и Лили Идовы, встретят не хуже предыдущих сезонов, не приходится.

«Германия 83-86-89» — шпионская сказка с неожиданно глубокомысленным финалом

Трилогия стартовала ещё в 2015 году на американском телеканале Sundance TV, тем самым став первым немецким шоу, которое транслировали в Соединённых Штатах. Тогда шпионский триллер хвалили, как ни странно, за юмор и упрекали в однобокости подачи. И это было отчасти справедливо, но лишь отчасти.

Дело в том, что «Германия 83» не стремилась показать, что по разные стороны берлинской стены есть свои правые и виноватые. Она создавала миф о пограничнике Мартине Раухе, который с подачи своей тёти Леноры, работающей на Штази, оказывался в ФРГ с важным заданием — сфотографировать документы американского генерала Джексона.

Услуга, как водится, в обмен на услугу: если неопытный шпион выполнит миссию, его матери без очереди проведут операцию. Но одним делом на вражеской территории всё, разумеется, не ограничивается.

«Германия 83-86-89» — шпионская сказка с неожиданно глубокомысленным финалом

«Германия 83» строго следовала тропам фильмов и книг про шпионов и разведку, позволяя себе лишь редкие и робкие отступления от канонов жанра. Тут и исполнение плана «Ромео» (два раза), и борьба с агентами противоборствующих структур, и подковёрные интриги союзнических. Как и за любым хорошим шпионским триллером, следить за всем этим невероятно увлекательно, но важно другое.

Несмотря на «сказочную» структуру сюжета с чётким кэпбелловским делением на стадии, сценаристы «Германии 83» удивительно тонко вплетали его в реальные события. Размещение «Першингов» в ФРГ, теракт во «Французском доме», катастрофа корейского Boeing 747 и военные учения Able Archer, которые служили громкой кульминацией мытарств Рауха — это неприкосновенные столпы, вокруг и на которых авторы строили свою фантастическую, пусть и вдохновлённую карьерой Райнера Руппа, историю.

Важно и то, как на фоне глобальных событий был показан быт Германии того времени. Кажется, не без некоторой остальгии, но она даже шла сериалу на пользу — все эти «Роботроны», «Вита Кола» и сигареты Karo прекрасно дополняли картину страны, разделённой идеологией и стеной.

«Германия 83-86-89» — шпионская сказка с неожиданно глубокомысленным финалом

Вторая часть трилогии, «Германия 86», вышла самой масштабной, но в целом осталась верна заветам первой. Увеличение хронометража (десять серий против восьми) и расширение географии не навредили сериалу: шпионская сторона стала более динамичной, а бытовая — более глубокой. На первый план вышли судьбы людей из разных лагерей. Например, если в «Германии 83» нам показывали в основном политические последствия теракта 25 августа 1983 года, то взрыв 4 апреля 1986-го демонстрируется с точки зрения гражданских.

Здесь больше внимания уделялось социальным изменениям, потрясшим не только ФРГ и ГДР, но и весь мир — недаром главный герой так много путешествует во втором сезоне. Да и вообще, история второго сезона, невзирая на размах, получилась более личной. Это очень важная глава в жизни Мартина Рауха, благодаря которой он становится тем человеком, которого зритель видит в третьем сезоне.

«Германия 83-86-89» — шпионская сказка с неожиданно глубокомысленным финалом

«Германия 89», в противовес предыдущей части, получилась более камерной. Мартин Раух больше не разъезжает по свету, не торгует оружием с АНК и не скрывается на конспиративных квартирах БНД в Париже. Вместо этого он пытается решить собственные проблемы, пока где-то позади меняется мир и рушатся государства.

Падение Берлинской стены, как можно было бы подумать, — это не центральный эпизод третьего сезона. Стихийный протест лишь служит отправной точкой, запускает цепочку событий, в которых Рауху предстоит поучаствовать. Конечно, находясь за кулисами.

Здесь у «Германии 89», кажется, всё ровно так же, как и у предшественниц. Тройханд, убийство Альфреда Херрхаузена, восстание в Тимишоаре — каркас, на котором стоит последняя глава истории Мартина Рауха. И вроде бы всё как прежде: главный герои лавирует между реальными событиями, внося свою лепту в каждое из них. Однако кое-что всё-таки изменилось. В третьем сезоне стало больше, скажем так, «дичи». Словно весь мир вокруг Рауха сошёл с ума вслед за геополитическими сдвигами.

«Германия 83-86-89» — шпионская сказка с неожиданно глубокомысленным финалом

В одной сцене главный герой трипует под грибами, в другой нам показывают обезумевшего тюремщика, в третьей — почти мексиканскую дуэль в тайной ставке Секуритате. Все эти фрагменты выглядят как минимум инородно в контексте предыдущих сезонов. Плюс, диалоги прибавили в иносказательности — в репликах персонажей теперь есть подтексты.

Если «Германия 83» и «Германия 86» — это денотативное, ситуационное пространство истории Рауха, то «Германия 89» её коннотация, о чём свидетельствуют как разговоры об Африке между главным героем и его сыном, так и вставка в финале последней серии. Третий сезон в меньшей степени шпионский триллер, чем прошлые два, а в большей степени размышление на тему свободы и тоталитаризма, и той мифологии, которую формирует этот антагонизм.

«Германия 83-86-89» — шпионская сказка с неожиданно глубокомысленным финалом

В некотором роде, «Германия 89» это даже комментарий ко всему остальному сериалу, к сказке о шпионе поневоле. Именно поэтому её нельзя упрекнуть в однобокости, на которую пеняли критики первой части трилогии. Нет, формально сказочные злодеи остались на месте, но смысловые интенции авторов несколько сместились. И это, наверное, даже к лучшему, ведь только к третьему сезону сериал неожиданно приобрёл ту глубину, которую он заслуживал с самого начала.

И пусть некоторых героев вывели из сюжета, никак это не объяснив, пусть какие-то линии оборвались слишком резко, а самый финал вышел чуть слащавым. Зато взамен мы получили масштабное полотно падения соцлагеря, на котором нашлось место и фактам, и домыслам, и размышлениям. Мартин Раух, как это принято для мифологического героя, сделал полный круг и с достоинством ушёл на покой.

Забрав с собой, пожалуй, одну из лучших заставок для шоу в истории телевидения.

55 показов
10K10K открытий
21 комментарий

Блин, научитесь, наконец, не пересказывать сюжет сериала.
Или пишите, что будут спойлеры. 

Ответить

Почему-то сейчас по всему миру "рецензия" - это в основном пересказ сюжета.

Ответить

Нормальным был только первый сезон, дальше пошла типичная агитка с обелением одной стороны и очернением другой. 

Ответить

Ну я бы не сказал. В первом сезоне показывали злобных Штази. Вон, тот же Вальтер делал прямо ужасные штуки. Дальше как-то всё менее однозначно. Ну и потом, очернения там нет — просто есть плохие и хорошие.

Ответить

Какой стороне что досталось?

Ответить

Первый сезон был атмосферный и классный, смотрел залпом, уверен что второй и третий полная хуйня. 

Ответить

Но откуда такая уверенность?

Ответить