​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

От экзистенциальной драмы Тарковского до современных блокбастеров.

В честь «месяца Древней Руси» собрали 7 очень разных картин, которые по-своему осмысляют средневековый период в истории страны. Какие-то из них — это политически ангажированные драмы, другие представляют Русь в более сказочных тонах, третьи и вовсе превращают исторический сеттинг в пространство для приключенческого блокбастера.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

«Александр Невский»

Из-за поездки в США и Мексику у режиссёра Сергея Эйзенштейна, автора «Броненосца "Потёмкина"» и «Стачки», были весьма напряжённые отношения с властями. В какой-то момент великому постановщику даже слали письма с предосторежениями: грозились объявить невозвращенцем, если он тут же не полетит обратно в Советский Союз. А его первый фильм, снятый после приезда в СССР, так и не позволили закончить до конца — «Бежин луг» сохранился только в виде отдельных кадров и сценария.

Но позже Эйзенштейну всё же доверили снимать «Александра Невского» — масштабный (особенно по тем временам) исторический эпик о Ледовом побоище. Впрочем, «исторический» он только на бумаге. По факту Эйзенштейн снимал кино, осмыслявшее актуальную политическую повестку, а сеттинг Древней Руси был лишь поводом к началу разговора.

Николай Черкасов в роли Александра Невского
Николай Черкасов в роли Александра Невского

Рыцари ливонского ордена у него выступают прямой метафорой «немецкой угрозы», и за это фильм позже назовут пророческим (правда, по этой же причине после заключения пакта Молотова-Риббентропа его на время уберут из проката).

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Даже тогда, в 30-е годы, многие критиковали режиссёра за упрощение и утрирование истории. Ледовое побоище в его руках превратилось в патриотическую сказку о русских, которые объединяются ради битвы с внешней угрозой, пытающейся насадить чуждые Отечеству ценности. Другой великий советский режиссёр тех лет, Александр Довженко, даже шутил, что Невский у Эйзенштейна легко мог бы стать «Псковским облкомом»: настолько его патетичные речи напоминали выступления советских управленцев.

Но если отвлечься от политического пафоса «Александра Невского», это всё ещё очень занятное кино. В нём Эйзенштейн вынужденно отходит от традиций советского авангарда, которому на смену пришла навязанная Сталиным эстетика «соцреализма»: больше никаких экспериментов с монтажом и невероятных ракурсов (ну, почти). Фильм снят сдержанно, но при этом не менее талантливо, чем ранние работы постановщика.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Визуальная часть «Александра Невского» поражает до сих пор — и масштабными батальными сценами, сделанными исключительно с помощью практических эффектов; и работой костюмеров, придумавших ливонским рыцарям настолько запоминающийся дизайн, что спустя 54 года его позаимствует режиссёр Джон Милиус для своего «Конана-Варвара».

«Иван Грозный»

Во время Великой Отечественной войны Эйзенштейна, как и других работников студии «Мосфильм», эвакуировали в Алма-Ату — и там они продолжали снимать кино. Как раз в это время режиссёр задумал ещё одну монументальную историческую драму: фильм об Иване Грозном в трёх частях.

И если в речах его Александра Невского угадывались интонации советских облкомов, то Грозный у Эйзенштейна, без всяких сомнений, — это жирный намёк на Иосифа Сталина. Фильм выступает апологией деспота и тирана, который тут превращается в болеющего за Отечество царя, желающего объединить разобщённую Русь и спасти её от посягательств Запада. А опричнина в глазах Эйзенштейна — это благородные крестьяне, вставшие в трудную минуту на защиту страны.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

«Иван Грозный» весьма вольно интерпретирует историю. Сюжет о попытках царя сделать страну сильной, несмотря на мешающих ему бояр, выглядит как одно большое оправдание мысли, что России нужна крепкая рука государя — иначе её тут же захватят. Сильной тоталитарной власти тут противопоставляется власть аристократов, которые рвут страну на части ради своей выгоды.

Но, как это часто бывает у Эйзенштейна, за сомнительными политическими высказываниями скрывается филигранно сделанное кино. Из Николая Черкасова (который играл и Александра Невского) вышел потрясающий Иван Грозный: жуткий, страдающий и сильный персонаж. Каждый кадр можно легко представить в виде шедевра живописи — настолько выверены и подчас необычны эйзенштейновские мизансцены.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Советское руководство фильм оценило: Эйзенштейн удостоился Сталинской премии I степени, её же получил актёр Николай Черкасов (ранее уже получавший эту награду за «Александра Невского»).

«Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор»

И тем любопытнее, насколько иначе сложилась судьба второй части «Ивана Грозного» с подзаголовком «Боярский заговор». Если в первом фильме Эйзенштейн оправдывал жёсткую власть царя и показывал его исключительно положительным героем, в продолжении режиссёр уже не был столь снисходителен.

Иван Грозный здесь превратился в болезненного параноика, трагического персонажа, опьянённого собственной вседозволенностью и уже не понимающего, кто его друзья, а кто — враги. В фильме он, пытаясь распутать тот самый боярский заговор из названия, убивает сначала семью своего старого друга Филиппа, а затем хладнокровно обрекает на смерть ничего не понимающего родственника, малодушного паренька Владимира.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Вторая часть «Ивана Грозного» — это бескомпромиссное и жестокое высказывание о людоедской сути власти, которая может любого человека превратить в кровожадного монстра. Апофеоз всего фильма — сюрреалистичный танец опричников, который, в отличие от остальной картины, снят в цвете: Эйзенштейн во всех красках показывает безумие царя и его приближённых.

Вполне ожидаемо, «Боярский заговор» Сталину не понравился — настолько, что фильм даже со всеми предложенными Эйзенштейном правками так и не выпустили в прокат. Партия, которую абсолютно устраивали исторические неточности в первой части, взялась критиковать продолжение за недостоверность: мол, не был Грозный таким слабохарактерным, а «прогрессивное войско опричников» не могло стать «шайкой дегенератов».

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

В итоге картину впервые показали лишь в 1958 году — через десять лет после смерти Эйзенштейна. А третью часть «Ивана Грозного» он так никогда полностью и не снял: до нас дошли лишь отдельные отрывки.

«Илья Муромец»

Режиссёр Александр Птушко известен как большой мастер практических эффектов и, возможно, главный сказочник советского кино — он снял «Садко», «Сказку о потерянном времени», «Сказку о царе Салтане» и кучу других фильмов. «Илья Муромец» тоже, очевидно, кино далеко не реалистическое, но мы всё же решили включить его в этот список. От остальных сказок эту работу Птушко всё же отличает серьёзный исторический контекст.

История богатыря Ильи Муромца здесь — это история защиты Древней Руси от монгольской угрозы (за которую тут, правда, отвечают тугаре). И все сказочные элементы — Идолище Поганое, скатерть-самобранка, Змей, в конце концов, Горыныч — вклиниваются в довольно приземлённый сюжет о боярских интригах и сложной политической ситуации, в которую попала страна.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Да и батальные сцены в «Илье Муромце» чаще всего совсем не фантастические (хотя в самом финале есть битва с Горынычем). Для создания эффекта масштабности сражений Птушко использовал хитрые операторские приёмы: с помощью зеркал и множественной экспозиции ему удалось превратить весьма ограниченное количество статистов в многотысячную армию.

Честно говоря, если не знать о подвохе, его никогда и не увидишь — можно подумать, что для фильма действительно пригласили так много массовки (как это позже, собственно, сделал Бондарчук в «Войне и мире»).

А ещё, кстати, это первый широкоэкранный советский фильм — и, может, отчасти поэтому он до сих пор выглядит впечатляюще. И буколические пейзажи Древней Руси, и сложнейшие практические эффекты не устарели ни на день: разве что полноразмерный аниматроник Змея Горыныча выглядит немного нелепо.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

«Андрей Рублёв»

Монументальную картину о великом иконописце Андрей Тарковский задумал ещё до своего дебюта, «Иванова детства» — но осуществить идею смог только в 1966-м году. Фильм построен в виде 8 новелл, которые разбросаны во времени аж на 23 года и посвящены отдельным эпизодам из жизни Андрея Рублёва: от его первых работ в качестве помощника Феофана Грека до пережитого монгольского нашествия и принятия обета молчания.

Насколько картина Тарковского, собственно, «исторична» — вопрос открытый. Дело в том, что о реальной жизни Рублёва осталось не так много сведений и, очевидно, многие вещи режиссёр додумывал сам. Что, впрочем, и не так важно. Ведь Тарковского интересуют не конкретные исторические события (хотя он и хотел вставить в фильм масштабный эпизод Куликовской битвы — не позволил бюджет), а в целом портрет средневековой Руси, грязной, неотёсанной и неприкаянной.

Актёрская работа Анатолия Солоницына, исполнившего роль Рублёва — одна из сильнейших в истории всего отечественного кино. Чтобы достоверно показать голос иконописца после обета молчания, артист сам не говорил ни слова в течение целых 4 месяцев
Актёрская работа Анатолия Солоницына, исполнившего роль Рублёва — одна из сильнейших в истории всего отечественного кино. Чтобы достоверно показать голос иконописца после обета молчания, артист сам не говорил ни слова в течение целых 4 месяцев

Фильм часто отвлекается от фигуры самого Рублёва и акцентирует внимание на маленьких историях неважных, казалось бы, персонажей: буйного скомороха, общины язычников, артели ремесленников, монаха в исполнении Юрия Никулина или молодого мастера, который утверждает, что знает утерянную тайну изготовления колоколов.

Причём почти все эти сюжеты заканчиваются трагически: Русь в представлении Тарковского — место неоправданно жестокое. И показывает он его безо всяких прикрас и нисколько не романтизируя. За что, кстати, в своё время партийное руководство фильм невзлюбило.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Хотя, вероятно, есть ещё одна причина: дело в том, что говоря о средневековой Руси, «Андрей Рублёв» вполне явно отсылает к настоящему (и советским 60-м, и даже к нашей с вами современности). Не зря в одном из диалогов с Феофаном Греком, когда главный герой спрашивает у своего наставника — мол, сколько же ещё стране терпеть весь происходящий в ней ужас — тот отвечает весьма недвусмысленно. «Да, наверное, вечно».

Сама фигура Рублёва тоже в этом смысле интересна. Центральной темой всего фильма становятся творческие терзания иконописца — он хочет подарить людям новое искусство (поэтому, например, отказывается расписывать храм сюжетами из Судного дня: дескать, зачем пугать простой люд?), но не уверен, что людям оно вообще нужно.

Он болезненно ищет себя, мучается теологическими и философскими вопросами. Легко углядеть в его образе личность самого Тарковского — автора, тяжело переживающего за судьбу людей и своей страны. Которые, правда, взаимностью ему отвечали далеко не всегда.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

При всём сложном философском содержании, это одна из самых простых для восприятия картин постановщика — даже несмотря на гигантский хронометраж в 3 часа — и это обрезанная цензурой версия. Оригинальная, под названием «Страсти по Андрею», идёт ещё на полчаса больше. В «Андрее Рублёве» есть место и юмору, и эффектным батальным сценам, а витиеватые диалоги написаны так живо и так умно, что на них едва ли заскучает даже самый неподготовленный к подобному кино зритель (в отличие от, скажем, «Зеркала» того же Тарковского).

А ещё, несмотря на всю жестокость и грязь, «Андрей Рублёв» — удивительно человеколюбивое кино. Вся последняя новелла на фоне прежде мрачной картины выступает неожиданной светлой вспышкой: полной праведной радости притчей о том, что чудеса всё-таки бывают — и Бог тут совершенно ни при чём.

И финальные кадры с иконой Троицы — единственные, снятые в цвете — служат мощнейшим напоминанием о силе искусства, которое выживает, несмотря ни на какие беды и невзгоды.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

«Русь изначальная«»

В 80-е годы, во время перестройки, жанр исторического кино в России переживал внезапный бум. В это время вышли например, «Ярослав Мудрый», «Легенда о княгине Ольге», «И на камнях растут деревья» и «Василий Буслаев».

Но для нашего списка мы решили взять картину «Русь изначальная» Геннадия Васильева — большого любителя сеттинга средневековой Руси, снявшего также «Финиста — Ясного сокола», «Царя Ивана Грозного» и как раз «Буслаева».

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Фильм рассказывает о византийском философе Малхе, которого отправляют миссионером в землю антов — эдаких прото-русичей. Но вместо того, чтобы нести учение о едином Боге, герой проникается простецкой жизнью славянского племени и примыкает к нему.

Дальше Малх попадёт в центр политических интриг всё тех же византийцев, а также окажется в стане величественного полководца Ратибора, борющегося с досаждающими антам хазарами. Будут тут и осады, и баталии, и коварные предательства — в «Руси изначальной» сеттинг используется, чтобы построить залихватскую историю об отважных славянах, борющихся с басурманами всех мастей.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Приключенческий пафос в принципе отличает многие картины о Древней Руси, снятые в 80-х. Никаких вам философских разглагольствований и тяжёлых дум о судьбе страны — им на смену пришли эпические нарративы. Правда, бюджет картины слегка не сходится с её амбициями: по нынешним меркам «Русь изначальная» часто выглядит очень дешёво, да и снята она без особой, что ли, изобретательности — не в пример тому же «Илье Муромцу», вышедшему на тридцать лет раньше.

Зато в равнодушии к сеттингу авторов точно не уличить: Васильев с большим трепетом реконстриурует эстетику Древней Руси, не обращая внимания на финансовые недостатки.

«1612»

Этот фильм своеобразно воспринимается сейчас: уж больно коряво он сделан с точки зрения современных блокбастеров — да и исторического в нём мало. Но всё же как документ эпохи (не эпохи смуты, а российских «нулевых») он крайне интересен.

«1612» осмысляет события смутного времени через призму приключенческого кино. Местному главному герою, простому холопу Андрею, по счастливой случайности удаётся выдать себя за испанского артиллериста — и так он попадает в центр исторических событий, связанных со смертью Бориса Годунова и восхождением Лжедмитрия на российский трон. Андрея, правда, политика не сильно интересует: он всего лишь хочет руки Ксении Годуновой.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Забавно наблюдать, насколько в «1612» видны корни голливудских блокбастеров, на которые ориентировался Владимир Хотиненко, режиссёр «72 метров» и «Попа». Сам образ Андрея и его любовная линия с Годуновой напоминают о приключениях Уилла Тёрнера в «Пиратах Карибского моря».

А сцены осады Москвы здесь иногда прямо цитируют «Трою»: есть даже эпизод, в котором польский командующий у стен города кричит «гешпанец!» — ровно с той же интонацией, с которой известный герой Брэда Питта орал «Гекто-о-р!».

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

За три года до «1612» как раз вышел «Ночной дозор», показавший, что и в условиях отечественной индустрии можно снимать эффектные блокбастеры. Таким и пытается быть фильм Хотиненко, причём иногда вполне успешно. Обломки от пушечных выстрелов красиво летят прямо в камеру, людям рубят головы и конечности, камера берёт самые невообразимые ракурсы в батальных сценах.

Как такая смелая попытка освоить приключенческий жанр в историческом сеттинге, фильм определённо заслуживает внимания. Хоть и смотреть его сейчас может быть довольно тяжело.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

«Князь Владимир»

Анимационный «Князь Владимир» интересен тем, что рассказывает вполне реальную — и совсем, надо сказать, недетскую — историю, но с вкраплениями фэнтезийного и мифологического.

С одной стороны, это вполне себе серьёзная, чуть ли не шекспировская драма о человеке, который в попытках объединить Русь был вынужден убить собственного брата и, в целом, пролить немало крови. С другой — эффектная сказка со жрецами-оборотнями, добрыми ведунами и божественными силами.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Все сомнительные деяния Владимира (вроде убийства Ярополка) тут приписаны злому влиянию Кривжи — жуткого и тщеславного жреца, который пытается рассорить русских правителей. А неоднозначный портрет князя романтизирован: здесь он — искренне страдающий и сентиментальный человек, который после всех совершённых грехов сам приходит к православию и мысли, что Бог, дескать, это любовь.

И всё же для российской анимации «Князь Владимир» — проект очень смелый. Он не стесняется крови и жестокости, хоть и разбавляет суровые батальные сцены милой историей об Алекше — простом русском пареньке, случайно оказавшемся посреди политических интриг.

К тому же, мультфильм сделан очень дорого по отечественным меркам: анимация здесь восхищает до сих пор, и на что-то подобное в России способна лишь студия «Мельница» (но той интереснее делать детские мультики про Коня Юлия).

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

И это не удивительно: несмотря на относительный кассовый успех проекта («Князь Владимир» собрал 5,4 миллиона долларов и стал самой кассовой отечественной анимацией на тот момент), студия «Солнечный Дом-ДМ» закрылась после выхода картины.

Но её главная работа определённо вошла в историю отечественного кино — хотя бы потому, что несмотря на всю фантастичность оказалась куда взрослее и смелее «Викинга», снятого на ту же самую тему.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

«Скиф»

Попытка взглянуть на Древнюю Русь с интересного постколониального ракурса, а также кино, которое показывает одну важную вещь: в России можно снимать классные жанровые фильмы даже с небольшими бюджетами, было бы желание. «Скиф» снят всего за 2 миллиона долларов (согласитесь, по меркам мирового кино смешные деньги), но выглядит при этом лучше вышедшей в том же 2018-м «Легенды о Коловрате», на которую потратили вдвое больше.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Очевидно, делали фильм большие энтузиасты. Люди, захотевшие свой «Рейд» в сеттинге Древней Руси — с жрецами, монголами и княжескими распрями. Экшен-сцены здесь сделаны так, как в России больше никто не делает: длинными нерушимыми дублями, как сложно поставленный танец, в котором оператор — такой же неотъемлемый участник, как и сами бойцы.

Иногда это, правда, выглядит не так хорошо, как хотели бы авторы. Например, слишком заметно, как они жертвуют логичностью движений камеры ради эффекта отсутствия склеек.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

Фильм рассказывает о ратнике Лютоборе, который должен найти покушавшихся на жизнь князя людей и свою жену, похищенную «Волками Ареса» — наёмниками из вымирающего племени скифов. Помогает ему один из «волков», умелый и хитрый воин Куница, которого предали свои же.

И если сначала история кажется вполне приземлённой, то где-то на середине фильм внезапно превращается в древнерусскую версию «Безумного Макса»: с синелицым лесным народом, которым управляет карлик, и боями на выживание, в которых можно выжить только выпив специальный настой, превращающий человека в кровожадного зверя — точь-в-точь как в «Первобытном» Тартаковского.

​Невский, Грозный и древнерусский «Безумный Макс»: фильмы о Средневековой Руси

«Скиф» мешает реальное с мифическим, но без особых фантастических перегибов — всё же в первую очередь это трагедия о том, как князи-колонизаторы уничтожали малые народы с их собственными традициями. То есть в каком-то смысле фильм противопоставляет себя условному «Князю Владимиру», где центральной мыслью была необходимость объединения русских земель. «Скифу» важнее те, кто из-за этого объединения остался на периферии истории.

Это, очевидно, далеко не все фильмы, посвящённые Средневековой Руси. Поэтому пишите в комментариях о своих любимых: может, и вовсе найдётся малоизвестный шедевр, о котором вы очень хотите рассказать другим людям.

9696 показов
9.2K9.2K открытий
44 репоста
70 комментариев

В детстве очень любил смотреть Князь Владимир, классный мульт)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мдааа, видеть во всем подряд намеки на политическую жизнь это диагноз.
Лунтик тоже отлично показывает современный политический уклад? А феи Винкс?

Ответить

В фильмах на историческую тематику есть политические мотивы? Удивительно. Ведь история никогда не состояла из череды политических решений. 
 
Врожденная проблема исторических произведений, что они по определению будут поднимать политические вопросы, хотят они того или нет - ну просто потому что события уже состоялись и у людей будет определенное отношение к итогам этих событий. И смотрим мы на события с позиций сегодняшнего дня, когда у человечества гораздо больше ресурсов и знаний, чем когда-либо. 
 

Ответить

Вы только что диамат.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Нам его на уроке музыки включили, учитель говорил, мол можно закрыть глаза и по одной музыке понять, что происходит на экране. Но мы были 4 или 5 класс и мне было пофигу на музыку, а вот батальные сцены с тевтонскими рыцарями в рогатых шлемах меня тогда сильно впечатлили

Ответить