Nightwish — «Angels Fall First» (1997)
Дебютный альбом Nightwish — «Angels Fall First» — это наивная и немного неуклюжая попытка сделать металлическую сказку своими силами, без бюджета и без продюсера, но с мечтой. Он звучит, как демо, потому что по сути и есть демо — записанный в деревенской студии с участием флейт и овертаймами на кассетах. Тут ещё почти нет того симфо-грандиозного пафоса, которым позже прославится группа, но уже есть основа: лирика Туомаса Холопайнена, голос молодой Тарьи Турунен и стремление объединить металл с фантазийной эстетикой.
Когда крошечный финский лейбл Spinefarm решился выпустить 500 копий дебютного альбома никому не известной группы Nightwish, речь шла не о расчётах, а о чистом энтузиазме. Тогда «Angels Fall First» существовал как домашнее демо, а сама группа — как странное пересечение металлистов, любящих фэнтези, флейты и оперу. Никто и представить не мог, что из этой самодельной пробной записи вырастет одна из самых успешных финских групп в истории.
Главный идеолог Tuomas Holopainen уже тогда был опасно одержим сочинением мелодий с размахом — в его голове power metal жил бок о бок с готикой, финским фолком и детскими мечтами о музыкальном театре. Плюс — голос начинающей оперной студентки Tarja Turunen, тогда ещё совсем юной, но уже внушающей уважение. Вместе с гитаристом/басистом Emppu Vuorinen и ударником Jukka Nevalainen они склеили альбом, в котором то прёт пафосом (в хорошем смысле) — как в «Elvenpath», то уходит в фолковую лирику («The Carpenter»), то неловко экспериментирует с дуэтами в духе бродвейской мелодрамы («Beauty and the Beast»).
И да, местами всё звучит... хрупко. Например, вокальные партии самого Холопайнена хочется вырезать и спрятать. Или текст «Nymphomaniac Fantasia», который вызывает нервный смешок. Но всё это мелочи на фоне общего дерзкого размаха. Потому что на фоне сонной волны женского готик-метала того времени Nightwish выглядели как свежий ветер с финского залива: яркие, странные, свободные.
«Angels Fall First» — самый эклектичный альбом в дискографии группы, что для одних минус, а для других — главный повод любить именно его. Это дебют, который стрельнул вопреки, а не благодаря чему-либо. Всё, что будет дальше — грандиозность, эпичность, мировое турне и симфо-оркестры — началось отсюда, с 500 копий и мечты.
© Eduardo Rivadavia /TiVo