Calculords - призрачная ККИ, которая возвращает веру в мобильные игры

Увлекательная тренировка арифметических навыков.

Calculords - призрачная ККИ, которая возвращает веру в мобильные игры

Коллекционные карточные игры (ККИ) - жанр достаточно гибкий. Со времëн создания Magic the Gathering он претерпел довольно много изменений и реконструкций. Каждый из разработчиков добавлял в классическую формулу нечто своë в надежде, что это сделает игру лучше.

Сегодняшний герой этой статьи не может однозначно сказать, как повлияли его "фишки" на него самого в целом. Хоть критики и приняли эту игру тепло, ныне же практически никто не говорит о Calculords. Даже попытка найти еë в Play market, скорее всего, ничего вам не даст. Я смог найти еë лишь потому что загружал на телефон несколько лет назад и она осталась в библиотеке. Однако могу с уверенностью сказать: Calculords, несмотря на ряд недочëтов - одна из оригинальнейших ККИ, которую я видел.

С чего всë начиналось

Этот блок временно не поддерживается

Взгляните на лицо этого парня. Узнали его? Лично я никогда не слышал о нëм до того момента как нашëл его игру в Play market. А когда начал искать информацию о нëм в сети - почувствовал, как челюсть начинает касаться пола.

Шон, как ни странно, не программист. Большую популярность он получил благодаря своему веб-сайту, на котором выкладывал всякую всячину юмористического плана: от фотографий себя и друзей до критики старых комиксов DC и христианских фундаменталистов. Но самый смак происходил в разделе "Всякое дерьмо", где выкладывались рецензии на разные (в основном плохие) игры. Правда, позже веб-сайт закрылся, и Шон вместе со своим приятелем переселились на 1900hotdog.com - "последний комедийный веб-сайт" как они сами его называют.

Веб-сайт функционирует, да ещë как! Статья про ксенофилию за 5 октября - огонь (даже цензура на картинках не мешает оценить полëт фантазии авторов по достоинству). 
Веб-сайт функционирует, да ещë как! Статья про ксенофилию за 5 октября - огонь (даже цензура на картинках не мешает оценить полëт фантазии авторов по достоинству). 

Но вернëмся к старому творчеству Seanbaby. Во время написания одного из обзоров, Шон, как фанат ККИ, с грустью осознал, что жанр превращается в кусок дерьма из-за отсутствия развития. Он писал: "Математика выглядит познавательной, и я думаю, это так, если вы бросили третий класс, но я собираюсь объяснить, почему Calculords еë использует. Возможно, вы заметили, что в большинстве карточных, настольных и стратегических игр ваша сила постепенно нарастает. Если настал первый ход, вы можете сделать одну вещь. Если настал второй ход, вы можете сделать что-то немного лучше. На протяжении первых нескольких ходов практически нет разницы между ходами гроссмейстера и ходами его подруги, которая не интересуется ККИ. Я не думаю, что я слишком драматизирую, когда говорю, что этому отчаянному миру нужны герои, и все эти герои — я."

Напомню, это был 2008 год - Hearthstone должна была выйти только через 6 лет, а Gwent и League of Runterra - и того позже. Но вместо того, чтобы продолжать ныть у себя на странице, Seanbaby решил сделать свою карточную игру - с блэкджеком и математикой.

Я не возражаю против того, чтобы математические задачи снизили коммерческую привлекательность игры. Хоть я и надеюсь, что игра будет успешной, моей основной мотивацией было получить удовольствие от разработки игры. Те, кто в основном был мотивирован созданием коммерчески привлекательной игры, наверное, мудаки.

Seanbaby

В далëкой-далëкой галактике...

Ага, вы не ослышались - математические манипуляции в картишках вышли на новый уровень. В 29хх году Звëздные Нëрды (да простят меня читатели за транслит) сражаются друг с другом (и не только) в дуэлях, призывая солдат, технику и мутантов с помощью силы чисел. К сожалению, загадочный Hate bit уничтожил Землю и теперь нацелился на всю вселенную. Мы же должны победить главгада, по дороге накостыляв ещë нескольким колоритным существам.

Сюжет, как и титры, умещаются на газетном развороте. Буквально. 
Сюжет, как и титры, умещаются на газетном развороте. Буквально. 

Сразу после заставки нас переносит в обучающий бой, где нас обучает основам боя точно такой же чувак, как и мы - только цвет кожи, костюма и очков отличается от наших.

Вы уверены, что я точно <i>Последний</i> Звëздный Нëрд? 
Вы уверены, что я точно Последний Звëздный Нëрд? 

Уже с первых минут видно, что боевая система несколько отличается от той, которую люди представляют слыша аббревиатуру ККИ. Поле поделено на 3 линии по 19 зон в каждой. При розыгрыше юнита на любую из 3 зон, тот появляется в начале своей стороны, а по окончанию хода - делает 4 шага в сторону базы противника. Столкнувшись с вражеским юнитом или базой - открывает по ним огонь. Цель - довести здоровье базы до 0. Просто? Да, вполне. Но есть одна деталь, что делает геймплей куда более интеллектуальным.

Математика.

Интересно, зачем нужны все эти числа? 
Интересно, зачем нужны все эти числа? 

Слева снизу лежат карты в руке карт. Их стоимость написана в белом окошке сверху слева. Каждый ход игроку выдают до 4 карт (впоследствие - до 6, неразыгранные карты не сбрасываются) и 6 чисел (впоследствие - 9, а вот числа уже сбрасываются). Чтобы сыграть юнита, нужно найти нужное число в руке чисел, выбрать его - и только потом выбрать подходящую карту, разыграв еë на 1 из 3 линий. Что делать, если нужное число не выпало? Сделай его сам! Справа снизу имеются кнопки, которые позволяют сложить, вычесть или умножить 2 числа. Или вернуть всë как было, если результат ваших вычислений вас не устроил.

SMC Grunt имеет низкие характеристики. Зато призывается очень легко. 
SMC Grunt имеет низкие характеристики. Зато призывается очень легко. 

Звучит всë ещё просто... Пока у вас стартовая колода чисел и карт, где практически все юниты разыгрываются за 1-2 действия (а иногда - и без действий вовсе). Но как вы будете из чисел от 2 до 9 получать 120? А 91? А -5 (да, отрицательные числа тоже есть). Чем сильнее карта, тем больше и заковыристее у неë цена и тем сложнее еë будет разыграть.

Такого красавца вы получите лишь под конец игры с финального противника. Но у тренера он, естественно, есть. 
Такого красавца вы получите лишь под конец игры с финального противника. Но у тренера он, естественно, есть. 

После освоения новой системы "маны", вам расскажут про виды карт:

  1. Красные карты - атакующие. Как правило, это юниты, которые имеют много атаки и способности, связанные с уничтожением противников.
  2. Зелëные карты - защитные. Антипод красных, чаще всего, у них много здоровья (иногда даже броня имеется), но мало атаки. Ключевая особенность - если они в свой ход упираются во врага, то толкают его на 1 клетку назад, а если тот стоит прямо у своей базы - вражина размазывается об еë стены.
  3. Фиолетовые карты - тактические. Различные "заклинания", наносящие урон, повышающие/понижающие характеристики юнитов или призывающие других.

Также мельком упомянут про тип (солдат, техника или мутант - теги для некоторых карт), редкость (обычная, редкая или суперредкая) и источник (соперник, с которого еë можно выбить).

Классическая тактическая карта. Не раз поможет вам одержать победу. 
Классическая тактическая карта. Не раз поможет вам одержать победу. 

Игра поощряет креативность в использовании арифметики - если вы используете все числа из руки чисел, то получите Calculord bonus - рука чисел заполнится вновь, чтобы можно было разыграть оставшиеся в руке карты. При розыгрыше же всех карт из руки вы получите Star nerd bonus, который... Даст бонусных очков и закончит ход. М-да, негусто.

"0 и 1 - ключ к получению Calculord bonus" - подсказывает игра. 
"0 и 1 - ключ к получению Calculord bonus" - подсказывает игра. 

После этого игра учит нас зажимать карту или юнита для определения его способностей и предлагает использовать полученные знания на практике, победив тренера. Способностей на картах аж 36 видов и многие из них могут сильно помочь в бою. Гаечные ключи механиков могут увеличить атаку и здоровье у техники, пилюли от медиков - у солдат, а грибы от принца мутантов - соответственно, у мутантов. Самоуничтожение наносит урон всем в радиусе 4 клеток, броня блокирует весь получаемый урон, а пробитие брони - еë игнорирует. Двойное время позволяет пройти юниту 10 клеток вместо 4, а С4 - нанести больше урона по базе. И это - лишь малая часть.

За секунду до... 
За секунду до... 

Отпраздновав свою первую победу и получив напутствие от коллеги, мы выбираемся на глобальную карту. На ней нас сразу же приглашают в редактор колоды, где мы можем добавлять новые карты и числа или убирать старые. Минимум - 30 карт, максимум - неограничен. Но с колодой в 120 карт обращаться довольно сложно. Да и... Как-то карт в запасе маловато. Значит, их надо получить! Но где? "В дуэлях" - ответит игра.

Радует возможность иметь 3 колоды одновременно, без нужды менять основную. 
Радует возможность иметь 3 колоды одновременно, без нужды менять основную. 

Как мы помним, чтобы дойти до Hate bit, требуется победить всех, кто стоит на нашем пути и охраняет звëздные врата. Однако, сделать это будет непросто. Лично я в своëм повторном прохождении победил главгада не проиграв ни раза никому из соперников. Но это сейчас, когда у меня уже за плечами есть опыт игры. А без него и без сильных карт вы рискуете застрять на 2-3 сопернике. Потому, после победы над врагом нам даëтся 2 карты из его колоды.

У Фэнсибота довольно слабые, но легко разыгрываемые карты. Хотя того же Нейтронного снайпера (жëлтый челик снизу слева) заиметь себе в колоду не откажусь. 
У Фэнсибота довольно слабые, но легко разыгрываемые карты. Хотя того же Нейтронного снайпера (жëлтый челик снизу слева) заиметь себе в колоду не откажусь. 

Также, после победы над врагом мы получаем опыт. Получив достаточно опыта, наш уровень повысится, а вместе с ним - количество карт в руке, чисел на панели или здоровье базы. А, и ещë - у всех оппонентов (кроме начального) есть ограничение по уровню. Пока не достигнете определëнного уровня - не сможете сразиться с тем или иным врагом, придëтся провести пару-тройку дуэлей с предыдущим. Кстати о врагах...

Медали, получаемые за определëнные достижения в игре. У каждого врага - свои. Выбить все на Hate bit - то ещë испытание. 
Медали, получаемые за определëнные достижения в игре. У каждого врага - свои. Выбить все на Hate bit - то ещë испытание. 

Галактика нуждается в тебе

Здесь я кратко расскажу о всех оппонентах, кто составит нашему Последнему Звëздному Нëрду компанию за полем боя.

  1. Fancybot.
Чего можно ожидать от дружелюбного робота? 
Чего можно ожидать от дружелюбного робота? 

Ваш первый настоящий противник. Очень вежлив, извиняется за нападение на вашу базу, при этом выдаëт эту самую базу, называя нас "Сэр или мадам", тем самым не признавая небинарных персон. Постоянно хвалит разыгрываемые игроком карты, называя их сильные стороны (в начале помогает, пусть иногда это и очевидно). Каждые 2 хода в его вычислительных схемах происходит ошибка, из-за чего он не разыгрывает карты. Сами карты, кстати, не особо мощные (хоть некоторые экземпляры могут представлять интерес).

Он радуется нам даже при своëм проигрыше. Что с ним происходит при проигрыше игрока, особо впечатлительным особам лучше не видеть. 
Он радуется нам даже при своëм проигрыше. Что с ним происходит при проигрыше игрока, особо впечатлительным особам лучше не видеть. 

2. Stardog

Кто у нас хороший мальчик? 
Кто у нас хороший мальчик? 

Космическая собака, живущая на собственной планете. Единственная реплика, которую она знает - "Stardog". В целом, играет получше Фэнсибота, по крайней мере, ходы не пропускает. Но, опять-таки, его колода - набор рандомных карт с разным предназначением. Та же Базука Паоло на старте поможет вам от толп дохляков.

3. CPL Krak

Космический Декстер
Космический Декстер

Поехавший палач, обожающий кровь, боль и разрушения (неважно, свои или чужие). Настолько безумец, что когда мы сносим ему базу, называет нас Жнецом и говорит, что он и смерть - старые друзья. Первый ход пропускает, давая нам возможность свободно расставиться, а ему - выбрать цели для экзекуции. Каждый ход, кроме 1, выставляет на 2 линию 2 Section eighter - камикадзе, которые взрываются после смерти. Глядя на карты Крака, возникает ощущение, что тот захотел себе Красную колоду из МТГ: у карт много атаки, но мало хп (за редким исключением), есть Strafing run на 2 урона по всей линии, куча атакующих баффов, бомб, скорости, самоуничтожения и урона в лицо.

4. Cytosinor

Бей ксеносов!
Бей ксеносов!

Профессиональный разводчик мутантов, обожает их и всë с ними связанное. Нас называет не иначе как тупой обезьяной, вместе с тем просит своих мутантов сохранить наш позвоночник и гонады, если они разрушат базу. При получении же урона по себе орëт нечто вроде: "Ты что делаешь, ирод? Ты сейчас все инкубаторы поразбиваешь". Догадываетесь, кто у него в колоде? Тонны мутантов, существ с баффами мутантов, Spore burst баффающий всех мутантов и как апофеоз - Бог мутантов - существо, собираемое из всех мутантов на линии, имеющее пронзание, 2 брони и статы, равные статам всех поглощённых мутантов. Прибавьте ещë ослабление атаки на 1 у всех врагов и диверсанта-мутанта, который отгрызëт нам базу если его не разыграть - и получим серьëзного противника.

5. SGT Blok

Одного взгляда хватает, чтобы понять крепость его брони. 
Одного взгляда хватает, чтобы понять крепость его брони. 

Настолько крут, что смог выжить на Земле во время еë разрушения и теперь живëт на еë обломках. В разговоре использует много сленга и мата. Хоть поначалу и относится к нам как к дохлому сопляку, под конец боя проникается к нам уважением и благословляет на битву с Hate bit. Полный антипод Крака: если тот любил быстрые и мощные атаки, то Блок - олицетворение здоровья, защиты и отталкивания. Любит выпускать кучу защитных юнитов на 1 линию, которые буквально размазывают весь наш отряд о стены базы. Иногда его инженеры что-то путают с калькулятором, и тогда Блок разыгрывает всего 1 карту. Чаще всего, он кричит на нас настолько сильно, что из руки сбрасывается 3 атакующие карты.

6. Cosblast

Лично я не могу развидеть в его портрете Грангера. Не знаю почему. 
Лично я не могу развидеть в его портрете Грангера. Не знаю почему. 

Был выгнан из академии Звëздных Нëрдов, из-за чего вступил в ряды Hate bit. Смесь стереотипного гика и завсегдатая Форчана - постоянно пытается нас троллить, намекая, что нашей матери стоило завязать с алкоголем во время беременности. Юнитов немного, половина из них ставит наземные мины, а вторая - имеет какие-нибудь интересные свойства. Основную проблему доставляют его тактические карты, устраивающие настоящую дичь: 3 урона по ВСЕМ на поле боя, отталкивание солдат обратно, 5 урона в случайные цели, закидывание космического мусора к нам в колоду, а также сброс атакующих и защитных карт - вот неполный перечень всего того, что умеет Косбласт. И он ещë жалуется, что у него карты не в том порядке выпали. Даже после победы над ним не перестаëт утверждать, что мы играли нечестно.

7. Uracillon

Олицетворение чистой логики
Олицетворение чистой логики

Крайне мудрый, но одновременно с этим ЧСВшный пришелец. Утверждает, что физическое устранение Последнего Звëздного Нëрда куда проще и рациональнее, нежели стирание из временной линии. По геймплею ощущается как отец Косбласта - но если тот был эдаким трикстером, ломающим наши планы уничтожением юнитов и карт из руки, то Урациллон больше полагается на контроль: его юниты умеют оглушает всех врагов на линии и похищать слабейшего, а сам он может закрыть нам линию на 1 ход, захватить разум нашего биоюнита или повысить стоимость всех наших карт на 13. Кстати, каждый ход он закрывает верхнюю линию и посылает на неë 2 Zero clone - без тактических карт сражаться с ним будет сложно.

8. Hate bit

Calculords - призрачная ККИ, которая возвращает веру в мобильные игры

Конечная цель нашего путешествия. Кибернетическая древняя сущность, поглощающая всë, до чего может дотянуться. О себе говорит в 3 лице, из эмоций испытывает лишь ненависть. Среди всех противников - самый грозный (логично). Каждый ход ставит на все линии Cosmo wrecker. Может запросто разыгрывать кучу карт за ход, заставив стол целой армией существ и даже своей миниатюрной копией со статами 7/7. Тактические карты тоже не отстают: смена атаки и здоровья местами, бомбы всем своим, лечение базы и уничтожение всех юнитов на линии ценой здоровья - этот чëрт и впрямь заставит попотеть, когда вы встретитесь с ним впервые. Но рано или поздно даже этот колосс падëт и галактика будет в безопасности.

Концовка тоже лаконичная. 
Концовка тоже лаконичная. 

Вселенское молчание

Сразу после победы над Hate bit раскрывается главный недостаток игры - в ней практически нечего делать. Всë, что вам остаëтся - это перепроходить всех оппонентов чтобы получить все медали и карты с них. Мультиплеера в игре нет - только боты, что резко ограничивает веселье от игры. Положение могло спасти ДЛС с новым противником, использующим интересные карты вроде мини-версий прошлых врагов, но цена в 3 доллара для бесплатной игры оказалась роковой. Кстати о донате: в игре кроме ДЛС можно купить паки карт за 2 бакса и вступить в фан-клуб, что позволит получать с врагов 3 карты вместо 2 после победы над ними. После покупки пака даëтся по 1 карте каждого вида - остальные нужно выбивать с врагов, у которых они были изначально.

Сложно сказать, что карты с паков ломают баланс, но некоторые из них кажутся имбовыми. 
Сложно сказать, что карты с паков ломают баланс, но некоторые из них кажутся имбовыми. 

Остальные черты я бы отнëс к специфическим. Пиксельная графика выглядит довольно приятно: танки палят из орудий, медики надувают пузыри из жвачки прямо на ходу, а лица командиров изображают усиленную мозговую деятельность. Но не всем игрокам понравится такое.

Дизайн карт и персонажей даже с пиксельной графикой выглядит достойно. 
Дизайн карт и персонажей даже с пиксельной графикой выглядит достойно. 

Сеттинг и лор довольно необычные: научная фантастика с примесью математики и забавных шуток (даже на экране выхода из игры) ощущается интересно. Радует, что у карт есть детали, связанные с числами. Все мутанты имеют цену кратную 5, солдаты обычно просты в розыгрыше, так как имеют стоимость из таблицы умножения, а техника пришельцев обойдëтся вам в громоздкое число типа 61 или 93.

Никто не говорит о связи карт, персонажей и событий напрямую - тем интереснее находить соответствия. Например, у Крака можно найти карту "Вспомним Т-зана", удваивающая урон всех союзников на 1 ход. Вы будете долго ломать голову, кто это, почему у неë такой эффект и кто этот парень на золотом кубке... пока Hate bit не выставит юнита по имени Tyson Zan, подозрительно похожего на того парня на кубке, и не скажет: "Смотри, под моим командованием один из величайших героев людей". Но опять же, есть те, кто отдаëт предпочтение линейному сюжету, а он в игре примитивен донельзя (что простительно игре, ставящей во главу угла геймплей).

Где-то я уже видел этого мужика снизу слева... 
Где-то я уже видел этого мужика снизу слева... 

Музыка - такая же вкусощина. В игре всего 2 трека за авторством Pumashock: один играет в мирное время, второй - во время битвы. И если первый - бравурная "оркестровая" музыка, отдающая "Звëздными войнами", то вторая - довольно годная электроника с нотками 80х. Со звуками та же история - они довольно прикольные, но после 20 битвы начинают надоедать, ибо у каждого юнита звук атаки один и тот же.

Надежда потеряна?

Вот и вышло, что при всех своих достоинствах, игра не зашла массовой аудитории, а система монетизации не позволила заработать много денег. Когда Ninja crime выкатила анонс 2 части и начала собирать 40 000 долларов с помощью краудфандинга, то едва набрала половину и свернула разработку. В сети осталось лишь 3 заранее написанных саундтрека, напоминающие о том, что мы могли получить.

Помните фразу из заголовка - про то, что эта игра возвращает веру в мобильные игры? Это цитата из рецензии сайта videogamer.com. Несмотря на то, что игра не взлетела и почти забылась, она стала глотком свежего воздуха в мире ККИ и мобильных игр, показала, какими они могут быть, если отбросить стремление к заработку и попробовать выехать на одной лишь оригинальной идее. И то, что из этого может получиться. Надеюсь, эта история ещë получит своë продолжение - возможно, не от Seanbaby, но от его последователей и почитателей. И тогда свет увидит ещë одну оригинальную игру.

Всего хорошего вам.

Calculords - призрачная ККИ, которая возвращает веру в мобильные игры
2.6K2.6K показов
230230 открытий
1 комментарий

Вот что возвращает ее

Ответить