О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

В истории видеоигр существует ряд исторических моментов, которые ее навсегда изменили.

Выход Nintendo Entertainment System, переход на CD-диски, появление онлайн-сервисов и эпохальных игр, каждая из которых внесла невероятный вклад в историю индустрии. Список можно продолжать долго, но конкретно в этой статье мне бы хотелось остановиться на игровой консоли, которая для меня и для многих читателей DTF в детстве являлась мостиком в невероятный мир самых разных и интересных видеоигр — Sony PlayStation 2.

В этой статье мы погрузимся в самые разные этапы жизни консоли, от истории создания до ее заката.

Начать следует издалека — Sony PlayStation.

В 1990 году Nintendo выпускает в продажу преемницу своей весьма успешной NES (более известную у нас как Денди), под названием SNES (Super Nintendo Entertainment System). По сравнению с предшественником, который обладал 8-битным графическим и звуковым чипом, новая консоль обладала 16-битным и показывала на тот момент очень красивую графику в видеоиграх. Консоль моментально стала пользоваться спросом и стала очень популярной, несмотря на очень сильную конкуренцию со стороны другого техно-гиганта тех лет Sega.

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

В то же время в мире начал распространяться новый вид хранения и проигрывания данных — компакт-диски. SNES до сих пор использовала только картриджи для считывания с них данных и запуска видеоигр на консоли. Со временем стало очевидно, что новый формат — будущее. И поэтому заблаговременно, еще до выпуска SNES в розничную продажу между Nintendo и Sony был подписан контракт на выпуск CD-аддона для SNES, который именовался CD-SNES.

Единственный прототип совместной консоли Nintendo и Sony.
Единственный прототип совместной консоли Nintendo и Sony.

Sony в свою же очередь стремилась отхватит и свой кусок пирога с бурно развивающейся индустрии компьютерных развлечений и поэтому планировала создать свою игровую консоль на базе SNES, которая могла бы читать CD диски и картриджи, выпущенные для консоли Nintendo, при этом выпуская эту консоль под своей торговой маркой и сохраняя права на все игры, выпущенные для нее. Быстро поняв в чем дело боссы Nintendo забраковали проект прямо перед его показом на выставке Consumer Electronic Show в 1991-ом году, а сами пошли просить CD аддон у компании Philips. Данное событие вошло в историю как «величайшее предательство».

Выпуск PlayStation 1 и ее успех

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

После вопиющего отказа Nintendo в сотрудничестве было принято решение о создании своей собственной и независимой игровой консоли.

Основной упор был сделан на трехмерную графику, ибо Кутараги (также известный как отец PlayStation) верил в то, что использование 16-битных графических и звуковых чипов это тупик. Несмотря на то, что проект выглядел амбициозным и перспективным, боссы Sony чуть было не отменили проект из-за того, что производственные мощности японской компании не могли бы потянуть сборку такого технологичного продукта, однако Кутараги напомнил всем о том унижении от Nintendo, которое испытало Sony. Проекту дали зеленый свет.

27 октября 1993 года компания Sony публично объявила о выходе на рынок игровых приставок с новой разработкой PlayStation.

Кен Кутараги
Кен Кутараги

Запуск же самой консоли состоялся в Японии в 1994-ом году, а уже через год в Европе и США, но что интересно, даже в 94-ом году консоль продавалась в мире на сером рынке, обычно по завышенной в два раза цене, сама же приставка продавалась по цене в 299 долларов США.

Первая консоль от Sony достигла невероятного успеха, в первый же день запуска в Японии она разошлась тиражом в 100 тысяч единиц.

Основными причинами колоссального и ошеломительного успеха первой PlayStation можно назвать:

  • Сильная библиотека игр, включая RPG, платформеры, гонки, экшн и многое другое. Некоторые из самых известных и влиятельных игр, такие как «Final Fantasy VII», «Metal Gear Solid», «Resident Evil» и «Castlevania: Symphony of the Night», вышли именно на PS1.

  • Относительная доступность консоли ибо PS1 была доступнее по цене, чем некоторые другие игровые консоли своего времени, такие как Sega Saturn. Это привлекло широкую аудиторию, включая подростков и взрослых.

  • PlayStation 1 предлагала технически современные характеристики для своего времени, включая способность воспроизводить 3D-графику и использовать CD-диски, что позволило создавать более качественные и интересные игры.
  • Поддержка сторонних разработчиков, ведь в отличии от Nintendo и Sega, Sony активно работала с сторонними разработчиками игр, что привело к выпуску множества качественных и популярных игр на платформе.

  • Маркетинг и бренд: Sony проделала отличную работу в продвижении бренда PlayStation и игровой консоли, что способствовало ее популярности.

Все эти факторы совместно сделали PlayStation 1 одной из самых успешных игровых консолей своего времени и укрепили позицию Sony на рынке видеоигр. За весь жизненный цикл консоли по всему миру было продано около 102 миллионов единиц.

И вот мы здесь — PlayStation 2.

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

После невероятно успешного для Sony пятого поколения игровых консолей вопросов о том, продолжит ли компания развитие своего игрового подразделения не оставалось.

К концу 1990-х годов Sony смогла вытеснить устоявшихся конкурентов, таких как Sega и Nintendo, с глобального рынка видеоигр. Sega, недовольная снижением своей доли на рынке и серьезными финансовыми убытками, выпустила Dreamcast в 1998 году как последнюю попытку остаться в индустрии.

Sega Dreamcast
Sega Dreamcast

Несмотря на тщательное секретное ведение процесса разработки PlayStation 2 со стороны Sony, Кен Кутараги начал работу над второй консолью примерно во время выпуска самой первой PlayStation в конце 1994 года. В какой-то момент в ходе этой разработки сотрудникам компании Argonaut Games, находившейся под контрактом у производителя полупроводников LSI Corporation, было поручено разработать графический процессор для будущей консоли Sony. Джефф Сан, основатель Argonaut, вспоминал, что его команда не имела прямого контакта с Sony во время этого процесса. Впоследствии стало известно, что Sony разрабатывала свой собственный процессор внутри компании и поручила другим фирмам создавать графические процессоры только для расширения возможных вариантов.

Emotion Engine - главный процессор игровой консоли
Emotion Engine - главный процессор игровой консоли

К началу 1997 года в прессе появились сообщения о разработке новой PlayStation, которая, как ожидалось, имела обратную совместимость с первой PlayStation, встроенный DVD-проигрыватель и доступ в Интернет. Однако Sony официально продолжала отрицать разработку преемника. Крис Диринг, тогдашний президент SCEE, вспоминал, что среди высших руководителей Sony была определенная тревожность относительно создания консоли, которая смогла бы повторить или превзойти успех предшественника.

Крис Диринг
Крис Диринг

Sony наконец объявила о PlayStation 2 в марте 1999 года. В то же время, Sega Dreamcast получила успешный старт в США 9 сентября того же года, поддерживаемая крупной маркетинговой кампанией, и продала более 500 000 единиц всего за две недели.

Запуск продаж

Этот блок временно не поддерживается

Графика PlayStation 2 в реальном времени не имеет ограничений. Поэтому я выбрал цвет черный, как символ бесконечности вселенной. Синий цвет символизирует интеллект и жизнь, бурлящую внутри.

Дизайнер PS1 Тэйю Гото о дизайне PS2

В марте 2000 года PlayStation 2 вышла в Японии, а в октябре и ноябре того же года она появилась в Северной Америке и Европе соответственно. Этот выпуск оказался феноменальным событием и сразу же принес Sony огромный успех. В первый день продаж консоли, игр и аксессуаров было заработано 250 миллионов долларов, что превзошло 97 миллионов долларов, заработанных Dreamcast в день его выпуска. Однако сразу после выпуска начался дефицит в магазинах из-за задержек в производстве. Люди были вынуждены обращаться к онлайн-аукционам, таким как eBay, где цена за консоль могла превышать тысячу долларов.

Успех PlayStation 2 на начальном этапе продаж объяснялся не только силой бренда PlayStation, но и обратной совместимостью консоли, что означало, что она могла запускать игры от своей предшественницы и то, что люди не теряли накопленную за шесть лет библиотеку от первой PlayStation. Это было значимо, так как обратная совместимость была желаемой функцией для потребителей, но до PlayStation 2 только одна консоль, Atari 7800, предлагала настоящую обратную совместимость, без использования дополнительных устройств. В то время как другие компании избегали обратной совместимости из-за дополнительных затрат и опасений, что это может сделать новую консоль слишком похожей на предшественниц.

Немаловажную роль в продажах PlayStation 2 сыграло то, что консоль являлась самым дешевым DVD плеером на рынке, в то время как конкуренты стоили непосильных денег, PlayStation 2 была относительно доступной и помимо игр могла проигрывать фильмы и музыку с DVD дисков.

Sony вернулась к тактике маркетинга, использованной при запуске оригинальной PlayStation, снова ориентируясь на 17-летних подростков как на целевую аудиторию. Большую часть рекламных видеороликов, которые были записаны для ТВ режиссировал известный режиссер Дэвид Линч — сюрреализм, темы снов и иллюзорности реальности, все это было в рекламе новой консоли.

Реклама PlayStation 2 от Дэвида Линча

В конце 2000 года успех PlayStation 2 стал серьезным вызовом для компании Sega и её консоли Dreamcast. Всего через 18 месяцев после успешного запуска в Северной Америке Sega объявила о прекращении производства Dreamcast. PlayStation 2 оставалась единственной консолью шестого поколения в течение более 6 месяцев, прежде чем на рынок появились конкуренты — GameCube от Nintendo и Xbox от Microsoft. Эти консоли представляли серьёзную угрозу, и многие аналитики предсказывали ожесточённую борьбу между ними.

Xbox обладал наиболее мощным аппаратным обеспечением, GameCube была наименее дорогой, и Nintendo активно привлекала сторонних разработчиков. Несмотря на то, что PlayStation 2 на бумаге имела более скромные технические характеристики, у неё было несколько козырей в рукаве. Встроенный DVD-проигрыватель сразу привлек внимание, так как в то время автономные DVD-проигрыватели были дорогими. Также PlayStation 2 уже имела большую базу пользователей, что привлекло разработчиков игр.

Начало PlayStation 2 было непростым из-за ограниченной библиотеки игр, но с приходом 2001 года ситуация изменилась. Несколько успешных игр, таких как Grand Theft Auto и Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, поддержали продажи консоли. Sony также заключила сделки на временные эксклюзивы для ожидаемых игр, что укрепило позиции Sony на рынке.

Игры

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

Главная особенность любой игровой консоли и в конечном итоге ее локомотив это игры, и у PlayStation 2 с ними не было никаких проблем, за весь жизненный цикл консоли на нее было выпущено огромное количество игр в самых разных жанрах.

Grand Theft Auto: San Andreas

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

Серия игр Grand Theft Auto в представлении не нуждается, а уж тем более San Andreas. Можно долго говорить об этой игре, но лучшим ее описанием будет то, что за весь жизненный цикл PlayStation 2 она разошлась тиражом в более чем 20 миллионов копий (и это только на PlayStation!)

Огромный по тем меркам открытый мир, интересный сюжет и целая прорва миссий, каждая из которых чем то отличалась сделало эту игру легендой индустрии.

Gran Turismo 3

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

Серия Gran Turismo в представлении не нуждается. Gran Turismo 3 — это игра от студии Polyphony Digital, которая позволяет погрузиться в мир автоспорта. Игра предлагает огромное количество автомобилей и трасс, прекрасную графику и реалистичную физику вождения. Геймеры могут соревноваться в различных режимах, улучшать свои автомобили и развивать свою карьеру гонщика. Gran Turismo привлекла в свое время огромное количество людей, благодаря тому, что обладала невероятно красивой на свое время графикой и отличной физикой автомобилей.

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

Игра от Хидэо Кодзимы, которая показала, как нужно делать интересные и кинематографичные стелс-игры

Metal Gear Solid 2 обладает глубоким сюжетом, уникальным геймплеем и визуально впечатляющей графикой, что привлекло внимание как поклонников серии, так и новых игроков. Игра также стала объектом обсуждения благодаря своим философским и политическим темам, что придало ей статус культовой.

God Of War

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

God of War, разработанный Santa Monica Studio и изданный Sony Computer Entertainment, представляет собой исключительную игру, переносящую вас в мир древнегреческой мифологии. Это первая часть из легендарной серии God of War, выпущенной в 2005 году для PlayStation 2.

God Of War показал графические возможности PlayStation 2, выжимая из нее все соки. Сама же игра получилась просто невероятной: отличная боевая система с легкими, но зрелищными комбо, не замудренный, но при этом хороший сюжет и конечно же головоломки, которые стали визитной фишкой всей серии GoW.

Это лишь малая часть игр, но именно они в свое время поспособствовали тому, как выглядит игровая индустрия сейчас.

Закат PlayStation 2.

Продав около 150 миллионов консолей Sony еще долго поддерживала PS2 даже после выхода PlayStation 3. Производство было налажено вплоть до конца декабря 2012-ого года, а ремонтировали консоли аж до 2018. В последние годы жизни консоли на нее выходило не так много игр, а если и выходили, то это была мультиплатформа, которая являлась урезанной версией игры со старших консолей (Spider-Man 3 и Spider-Man Web Of Shadows как пример) .

О том, как PlayStation 2 добилась невероятного успеха

Последними новыми играми, вышедшими на приставке, стали Final Fantasy XI: Seekers of Adoulin в Азии, FIFA 13 в Северной Америке и Pro Evolution Soccer 2014 в Европе.

Что по итогу?

PlayStation 2 стала той консолью, которая вывела гейминг на совершенно новый уровень, огромное количество игр, которые выходили в то время на консоль стали стандартом индустрии. Разработчики начали вкладывать больше денег в проекты, а многие именно с PlayStation 2, в том числе и я начали свой путь в мир видеоигр.

Спасибо большое за то, что дочитали эту статью до конца.

Увидимся!

9.8K9.8K показов
1.1K1.1K открытий
28 комментариев

Лайк за напоминание об совершенной игровой системе

Ответить

Дримкаст был хорош, да

Ответить

Печальный момент - на данный момент все популярные консоли имеют эмулятор привода, НО НЕ ЭТА ПОПУЛЯРНЕЙШАЯ ПРИСТАВКА. Это жуть, т.е. всё ещё нельзя нормально играть в бэкапы/пиратку.
Что за "эмулятор привода"? Это такой чип, который припаивается в консоль и становится возможным вставлять карту памяти или флэшку с играми. Всё очень просто и скорость отличная.
А у PS2 с этим какие-то сложности, чип получается сложный и дорогой, похоже, если вообще возможен. В итоге игроки пытаются долбиться буквально во все "щели" PS2 в надежде получить удовольствие, но консоль сопротивляется:
Диски же? Не, лазер со временем мало у кого остаётся в рабочем состоянии. Качество болванки и записи влияют на стабильность и скорость загрузки. Держать у себя кучу дисков (болванок или лицензии) не хочется, опять же.
HDD - владельцы Слимок в пролёте, т.к. можно установить только на Фатки и первые ревизии Слимок. А их много ли осталось? И даже с винта не 100% совместимость игр! Тяжеленная громадная бандура не всех устраивает.
USB - маленькая скорость (USB1.1), большие игры надо конвертировать в специальный формат и записывать на флэшку, и чтобы без фрагментации. Тормоза полностью устранить так и не удалось даже со сжатием, некоторые игры на грани неиграбельности (Baldur's Gate, Burnout Revenge)
LAN - хороший вариант, но хочется независимости от ПК.
Через порт карты памяти (mx4sio) - и тут облом, скорость выше флэшки, но ниже дисков, при этом много багов-глюков-нестабильности и проблема с сохранением.
В какую следующую щель долбиться? В ИК-порт?

Ответить

Эмулятор этой несчастной консоли (PCSX2) за столько лет превратился в набор хаков для каждой игры. Прогресс за 20 лет не очень: идеально идут только 1.23% процента игр, 97.92% играбельны, т.е. встречаются разные баги-глюки. Меньше процента игр вообще непроходимы.
Конкуренты (Play!, AetherSX2 и DobieStation) пока только догоняют, автор последнего нацелен на точность и сейчас переписывает эмулятор с нуля с учётом набранного опыта, вся надежда на него.

Ответить

Выглядит так, как будто в самом эмуляторе Ив самой игре на пс2 в 2023 смысла ноль. Самую хайповую годноту портанули везде, где только можно(чего кстати так и не случилось с пс3), мульти платформа буквально худшая в поколении + проблема с тем, что для пс2 нужен отдельный элт гроб

Ответить

Выход есть - играть в образы ПС2 на прошитой ПС3. Также есть обратка ПС1. Или ПК остается.

Ответить

Тема уже изьезженная, но лайк за старания

Ответить