{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}

24 часа Спа: что нужно знать о главном конкуренте Ле-Мана

Семьдесят третий старт легендарного суточного марафона на Спа-Франкоршам состоится уже 31 июля — и это отличный повод рассказать о нём подробнее.

Поворот «О Руж»

Рождение марафона и его первые годы

История бельгийского марафона началась в 1924 году. Королевский автоклуб Бельгии решил составить конкуренцию стартовавшему год назад Ле-Ману. Эта гонка должна была дать бельгийским автопроизводителям возможность попробовать свои силы в борьбе с иностранцами.

Так, 19–20 июля 1924 года стартовал первый марафон «24 часа Спа-Франкоршам». На старт вышло 27 экипажей, об участника которых сейчас почти ничего не известно. Осветительные приборы на автомобилях тех лет были несовершенными, поэтому освещать 15-километровый трек в тёмное время суток помогали двести ацетиленовых ламп и фейерверки зрителей.

Ни постоянные дожди с туманами, ни плохая видимость не смогли отпугнуть гонщиков от марафона, и на следующий год количество участников увеличилось практически вдвое! Зрители так же охотно шли на гонку.

Если в 1924-м на старт вышли 27 экипажей, то в 1925-м — уже 48.

Старт 1926 года

Несмотря на то, что изначально гонка создавалась с прицелом на бельгийских производителей, победить они смогли лишь единожды. В 1927-м небольшая бельгийская марка Excelsior одержала победный дубль в сложнейших погодных условиях — дождь лил целых двадцать часов! — и претендовали на то, чтобы занять весь пьедестал. Но этому помешала серьёзная авария с участием одного из гонщиков, которая чуть не стоила ему жизни. Пилот на полной скорости влетел в дерево, но автомобиль, названный в честь бельгийского короля Альберта I выдержало своеобразное испытание на прочность и спасло пилоту жизнь.

Популярность марафона неуклонно росла, но так же неуклонно снижалось и количество бельгийских производителей в гонке. Например, в 1928 году на старт не вышло ни одной бельгийской машины, а следующий год и вовсе стал абсолютной трагедией для Бельгии.

Один из бельгийских автомобилей Minerva сошёл с дистанции, убив гоночного маршала, а второй был дисквалифицирован после гонки за полученную помощь от зрителей. Также в этой гонке погиб самый популярный гонщик страны Фредди Шарлье, который пытался отыграть упущенное время, но в итоге, не справившись с управлением, попал в смертельную аварию.

Победил в том году экипаж из бывшего офицера Российской императорской гвардии Борис Ивановский, который эмигрировал после Октябрьской революции, и итальянский гонщик Аттилио Маринони за рулём Alfa Romeo 6C.

Борис Ивановский и Аттилио Маринони, 1928 год

Из-за начала Второй мировой войны марафон прекратит своё существование на целых десять лет. Но до этих страшных исторических событий в гонке успеют отметиться и Alfa Romeo, побеждавшие 7 раз, и даже Фердинанд Порше, разработавший 7,1 литрового монстра Mercedes SSK, который принёс первую победу немцам в 1931 году. За рулем были князь грузинский Дмитрий Джорджадзе и итальянский гонщик Гоффредо Цеендер.

В 1947 году вновь стартовал Ле-Ман, а через год и Королевский автоклуб Бельгии решил возобновить проведение своего марафона в Спа-Франкоршам. На старт вышел 41 автомобиль, половину из которых составляли довоенные экземпляры. Победу в том году одержал новый Aston Martin DB1, а на следующий год победил Луиджи Кинетти на своей Ferrari 166. Кинетти стал первым гонщиком, победившим сразу в двух суточных марафонах: в Ле-Мане и Спа-Франкоршам.

Луиджи Кинетти

Но, к сожалению, интерес к суточным марафонам начал быстро ослабевать. Из-за этого организаторы стали проводить двухчасовые гонки, а после 1953 года марафон вновь исчез на десять лет.

Эпоха туринга

В 1964 году члены Королевского автомобильного клуба Бельгии Юбер де Харлес и Пол Фрер предложили организаторам уйти от прямой конкуренции с Ле-Маном и переключиться с гонок спорт-прототипов на более простые туринговые автомобили.

И это решение сработало на все сто процентов. В марафон ринулась уйма автопроизводителей: Alfa Romeo, BMW, Ford, Citroen — каждый желал победить в нём для увеличения маркетинговой отдачи. После этого гонка проводилась ежегодно и больше не исчезала с радаров.

Роберт Кревитс и Густав Госселен стали первыми победителями в новой эпохе суточного марафона. Они смогли доехать на своём Mercedes-Benz 300SE до победного финиша на практически полностью сломанной коробке передач. В их арсенале осталось всего лишь две передачи из пяти.

Mercedes-Benz 300SE Роберта Кревитса и Густава Госселена

Но дальше настало время BMW, которые и по сей день считаются самым успешным производителем в 24-х часах Спа-Франкоршам. На их счету целых 24 победы за 73-летнюю историю марафона.

В 1967 году на гонку впервые приезжает Porsche 911, который и становится победителем. В следующие два года 911-й так и останется непобедимым.

Porsche 911, победивший в 1967-м году

70-е можно назвать золотой эпохой для марафона. Именно тогда началась ожесточенная борьба между концернами Ford и BMW, которая продолжалась долгие годы.

1971 год известен выступлением знаменитого Mercedes-Benz 300SEL AMG, прозванного в народе «Красной Свиньёй» за свои размеры и рокот V8. 14-километровый круг этот монстр проходи чуть больше, чем за четыре минуты.

В той гонке «Красная Свинья» заняла второе место в общем зачёте. Это событие стало знаковым для инженеров из Аффальтербаха, чью компанию сейчас знает любой поклонник быстрых автомобилей. В этом году в честь 50-летнего юбилея команда HubAuto выставит Mercedes-AMG GT3 Evo в классической ливрее 300SEL.

Mercedes-Benz 300SEL AMG и Mercedes-AMG GT3 Evo

Ещё 1971 год также стоит отметить участием трёх 412-х «Москвичей». Они хоть и были медленнее соперников, но оказались гораздо надёжнее. Несмотря на плохую квалификацию, два из трёх советских автомобилей смогли финишировать на 16-м и 17-м местах соответственно.

Москвич-412

Новая конфигурация

Но вернёмся к нашему марафону. Скорости на нём всё росли и росли: если на первом этапе средняя скорость автомобиля на дистанции составляла 78 км/ч, то уже в 1973-м Ханс-Йоахим Штук без проблем разгонял свой Ford Capri до 260 км/ч.

Возросшая скорость неизменно вела к росту аварий и смертей на трассе. К примеру в 1973 году на гонке погибло сразу трое гонщиков: Массимо Ларини, Роже Дюбо и Ханс-Петер Йостен.Ужесточение регламента немного спасало ситуацию, но в итоге знаменитое бельгийское кольцо решили просто перестроить.

В 1979 году участники вышли на старт обновлённой трассы, которая стала похожа на то, что мы видим и сейчас. Пусть круг и сократили с четырнадцати километров до семи, трасса не потеряла своих главных особенностей: это всё ещё была скоростной и с огромными перепадами высот.

11-й поворот Спа-Франкоршам в 1986 году

Начало нового десятилетия не помешало BMW и Ford продолжать яростно сражаться за победы. Несмотря на практически полное доминирование баварского производителя, на верхнюю ступень пьедестала иногда удавалось заскакивать неожиданным участникам. В 1981-м ими стали Том Уокиншоу и Пьер Диудонн на Mazda RX-7 (SA), а в 1984-м тот же Том Уокиншоу с Хансом Хайером и Уином Перси привели к победе Jaguar XJS.

Mazda RX-7 (SA), 1981-й 

Под конец 80-х класс туринг начал терять свои позиции: решётка постепенно заполнялась автомобилями как группы N, так и класса GT. Это позволило выйти на старт таким спорткарам, как Ferrari Mondial под управлением Кеке Росберга.

В 1994 году в марафон пришёл класс супертуринг, уже успевший покорить весь гоночный мир. Эти с виду простые машины представляли собой настоящее произведение инженерного искусства, на разработку которых тратились сотни тысяч долларов. Изначально построенные для коротких спринтовых гонок, они отлично показывали себя и на длинных дистанциях.

BMW 318is (E36), победитель 1994 года

Но несмотря на то, что в гонке стали выступать абсолютно другие болиды, поделать что-то с доминированием BMW никто не мог. Баварские машины уверенно побеждали с 1994-го по 1998 год. Под конец эпохи супертуринга Peugeot смог вырвать победу из рук немцев, но зрителям всё же больше запомнился другой французский болид — невероятно быстрый и необычный минивэн Peugeot 806, выступавший в 1995 году.

К сожалению, экипаж не смог финишировать из-за проблем с двигателем, но такой Peugeot навсегда войдет в историю как один из самых необычных гоночных автомобилей.

Peugeot 806

Эпоха GT

2001 год стал началом новой эпохи. Туринговые машины окончательно ушли из марафона, и их заменили агрессивные спорткары. Dodge Viper, Ferrari 550-GTS, Porsche 911GT3-RS и великолепная Maserati MC12 навсегда вошли в историю автоспорта. Последний и вовсе стал легендой. Внешне похожий на спорт-прототип, он полностью соответствовал правилам GT1 и был невероятно успешен не только в 24-часах Спа. Этот болид за всё своё время смог выиграть 40 гонок и принёс 14 чемпионских кубков в чемпионате FIA GT.

Maserati MC12 GT1 и Chevrolet Corvette C6.R GT1

В 2011 году суточный марафон вошёл в состав Blancpain GT Series (нынешний GT World Challenge) организованный международной спортивной организацией Stéphane Ratel Organisation (SRO), в котором и находится по сей день. С этого момента в марафоне принимают участие только болиды GT3.

Этот период можно смело назвать самым успешным в истории марафона. Поскольку суточная гонка в Спа стал частью большого чемпионата, туда стали стабильно приезжать около 60 экипажей каждый год.

Счёт побед в новой эпохе открыли Audi: они выиграли и в 2011 году, и в 2012-м. Но уже в 2013-м вспыхнуло грандиозное сражение между Porsche и Mercedes-Benz.

В ходе него Mercedes-Benz смогли вырвать свою сотую победу для SLS AMG GT3. За рулём болида были Максимилиан Бухк, Максимилиан Гётц и Бернд Шнайдер. Для Бернда это была уже вторая победа в суточном марафоне: первый раз он смог победить в 1989 году за рулем Ford Sierra RS500.

Сотая победа для Mercedes-Benz SLS AMG GT3

Из года в год гонка дарила яркие эмоции и неизменно заставляла переживать из-за серьёзных противостояний. Например, в 2017 году лидирующая позиция переходила целых 58 раз от одного экипажа к другому, но за час до финиша экипаж Audi Sainteloc Racing смог выхватить лидерство и победить с 11-секундным преимуществом над Bentley Team M-Sport.

Ввиду ковидных ограничений прошлогодний марафон пришлось сдвинуть на позднюю осень, в результате чего он чуть не стал единственным в мире 25-часовым марафоном из-за перевода времени с летнего на зимнее. Но такое изменение SRO сразу отвергла, как стало ясно, что договориться с бельгийскими властями о допуске зрителей на гонку не удастся.

Победители прошлогоднего марафона 

В этом году зрители снова вернутся на трибуны и смогут увидеть десятую, юбилейную гонку эпохи GT3. На марафон уже заявлено 60 экипажей, среди членов которых три россиянина: Тимур Богуславский, Константин Терещенко и Леонид Мащицкий. Традиционно ждём плотной борьбы, непредсказуемой погоды и ярких событий.

Заявочный лист на 24-часа Спа-Франкоршам

Гонка стартует в 17:30 по московскому времени, а посмотреть её можно будет на официальном канале GT World:

У DTF Autosport появились социальные сети — подписывайтесь

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Уточка-крестоносец

Сейчас, пожалуй, 24 часа Спа больше конкурент 24 часов Нюрбургринга, чем Ле-Мана

Ответить
Развернуть ветку
zedalert

24 часа по этому блевотрону? Ужасная трасса же, вот GP другое дело.

Ответить
Развернуть ветку
Curio Sity

и чем ужасная же? хардкорная и крутая!

Ответить
Развернуть ветку
Bugcat Capoo

Он ее проехать не может)

Ответить
Развернуть ветку
zedalert

Если мне не изменяет память, то на ней нет обозначений точек апекса и поворотов в целом, т.е. она совсем не читаемая, с кучей опасных поворотов и перепадов высот. Если попадается в карьере северная петля, то перекрещиваюсь, проезжаю и забываю об этом кошмаре. Многие трассы с годами совершенствуют, меняя траектории, перестраивая ландшафт и пр. под современные стандарты, тут же у трассы такое техническое состояние (да и визуальное тоже ИРЛ), что она кажется заброшенной.

Ответить
Развернуть ветку
Box This Lap

В карьере? Ну тогда ясно :D

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Соколков

Вы просто не умеете её готовить )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Зря ты так. На нём очень крутые марафоны проходят.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Maverick

Странно, что эту историю обошли стороной в рассказе.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Это случилось в Ле-Мане. А рассказ про гонку в Спа-Фракоршам

Ответить
Развернуть ветку
Serge Maverick

Ах, вот оно что! Спутал, бывает. Если честно, впервые о ней прочитал в таком случае.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Бывает)
Надеюсь было интересно

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сапаров

Спасибо за статью! Довольно интересное чтиво. Кстати, очень уж напоминает участок из недавнего ремейка мафии. Хотя, может и совпадение.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Филиппов

Вряд ли совпадение, скорее ориентировались на СПА, хотя во времена действия игры Спа была обычной деревенской дорогой xD

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Насколько я помню трасса в мафии это немного переделанная и пущенная в обратную сторону Лагуна Сека

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Филиппов

хз не играл сужу по скрину

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Посио

Прочитал статью.
Купил assetto corsa competizione.
Купил logitech g29.
Залип.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Для полного погружения можешь начать смотреть чемпионат и прошедшую гонку)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Посио

Я их и так смотрел. Играть начал после :)
24 часа SPA смотрел благодаря статье, ранее вообще не знал о ней :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Ну и как тебе?)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Шаталов

Не подписываюсь на подсайт автоспорта, чтобы не видеть новости о нем. По итогу другие подсайты его репостят-_-

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 21 комментарий
null