Погружение в "Бездну"

Ранее статья была опубликована на Пикабу и в журнале MediaVision

Джеймс Кэмерон - один из самых успешных режиссеров в истории мирового кино. Его имя это всегда знак высокого качества. Он тщательно выбирает проекты, долго к ним готовится и всегда поднимает планку, в первую очередь для самого себя. Сегодня я расскажу о "Бездне" - фильме, который проверил на прочность всех его создателей, и без которого не было бы "Терминатора 2: Судный день". Ничего физически сложнее в производстве Кэмерон никогда не снимал и уже снимет.

Атомный реактор

Джеймс Кэмерон всегда фанател от фантастики и дайвинга и работа над "Бездной" помогла ему объединить эти две страсти. Джеймс задумал снять столь же амбициозное кино как "2001 год. Космическая одиссея", но перенести действие под воду. Режиссерский замысел пришелся по вкусу и по карману киностудии "20 век Фокс", руководство которой очень порадовал прокатный результат "Чужих". Собственно после "Чужих" и "Терминатора" Джеймса Кэмерона заслуженно записали в число наиболее интересных постановщиков кинофантастики. И кредит доверия у него был большой.

Погружение в "Бездну"

Снимать актеров в сухом павильоне Кэмерон сразу отказался, как и в открытом океане за исключением нескольких не самых значительных сцен. Только бассейны и подземное озеро. Нужных размеров в студийных павильонах не нашли. Начали отсматривать промышленные объекты. В скором времени внимание привлекла недостроенная и заброшенная атомная электростанция. Гигантская чаша энергоблока была заполнена 34 миллионами литрами воды. Таким образом глубина основного бассейна составила 12 метров. Были еще несколько меньшего размера, а отдельные кадры и вовсе снимались в привычном бассейне

Чтобы солнечный свет не пробивался сквозь толщу воды, резервуар накрыли брезентом, а водную гладь усыпали черными пластиковыми шариками. Вода в бассейне подогревалась и была хлорирована. Художником постановщиком картины был выбран лауреат премии "Оскар" Лесли Дили, удостоенный статуэток за "Звездные войны" и "В поисках утраченного ковчега". Кстати, за "Бездну" его номинируют, но премируют художников "Бэтмена"

Погружение в "Бездну"

Декорация нефтяной платформы "Дип кор" и по сей день остается самой крупной подводной декорацией в истории кино. Дин создавал материальный мир фильма по эскизам концепт-дизайнера Рона Кобба. Актеров отправили на Карибы для прохождения курса по дайвингу. В итоге эти две с половиной подготовительные недели стали их лучшим воспоминанием о проекте. Для съемок фильма были изготовлены маски и баллоны с непривычным дизайном. Это оборудование также тестировалось и изучалось актерами на протяжении двух недель в малом бассейне. К началу съемок художественный департамент не успевал построить декорацию платформы, поэтому съемки начались не в главном резервуаре, ну а техническая группа перешла в круглосуточный режим работы, чтобы не сорвать очередной дедлайн.

Бассейн имел очистительную систему, но техники переборщили с хлоркой, в результате чего съемочная группа начала страдать от аллергических высыпаний. В этом плане актерам повезло. Они работали в гидрокостюмах и в масках полностью защищавших тела и волосы от контакта с водой. Впоследствии проблема была устранена, но навалились другие.

Инопланетяне

В финале фильма главный герой встречает представителей инопланетной цивилизации, которые в последний момент отказываются от атаки человечества. Полупрозрачные существа - это куклы, дизайн которых был разработан Стивом Бергом. Кэмерон сразу определился с тем, что подводные существа должны светиться под водой. Воплощать дизайн в материале доверили команде Стива Джонсона ("Кошмар на улице Вязов 5"), создававшему эффекты для десятков фильмов. По-началу он не знал из чего сделать пришельцев, поэтому приступил к тесту материалов. Лучше всего себя проявил силикон дававший нужную прозрачность и гибкость. И что, не менее важно, он отлично взаимодействовал с подсвечиваемым оптическим волокном. Пробовали зеленую подсветку, но остановились на разноцветной, как более яркой. В общей сложности на проработку образов пришельцев ушло несколько месяцев.

В каждом пришельце были сотни оптоволоконных проводов, которые собирали в пучок на спине и через кабель подсоединяли к мощному проектору, светившему через медленно и механически вращающийся диск с цветными отверстиями. Именно так существо меняло окраску свечения.

Тело пришельца отливалось из силикона по форме из стекловолокна. Общее число его отдельных элементов перевалило за 2 сотни в ходе придания окончательного облика пришельцам. При этом герои переднего плана были подробнее, но и крупнее - толще. Это сказалось на их легкости и изящности. Персонажи заднего порхали под водой, а главный же пришелец смотрелся более грузно. Кэмерон, конечно, матерился, но сделать ничего не мог.

В движении существо приводилось кукловодом. В сцене с несколькими элиенами, когда главный герой с ними общается за кадром работали около 40 специалистов, находившиеся над резервуаром. Персонажи передних планов были оснащены моторизированными глазами, головами и подвижной диафрагмой. Во время репетиций Джонсон просил кукловодов не включать хрупкие механизмы, чтобы ничего не сломалось до съемок. Кэмерон же давал диаметрально противоположные указания. Но все сложилось благополучно. Ничего не сломалось и никого не уволили.

Псевдопод

"Бездна" - великолепный образец умного использования классических технологий: куклы, миниатюра, motion-control и рир-проекция, но вклад в развитие кино внесла сцена с псевдоподом продолжительностью около минуты. Без псевдопода не было бы T1000 в "Терминаторе 2". Кэмерон не был уверен, что на тот момент существовала технология, позволявшая создать водяной щупалец, поэтому писал сцену с расчетом, что ее можно безболезненно выкинуть. Ответ на вопрос: Делать или нет должен был дать тест в ILM.

Легендарный супервайзер спецэффектов Деннис Миррен дал задание художнику Джею Риддлу подготовить модель и сделать тестовую анимацию. На все про все у него был ровно один день. Риддл смоделировал загогулину в программе Alias, после чего анимировал ее покадрово методом замены или replacement animation - это разновидность стоп-моушн. Другими словами он моделировал объект для каждой ключевой позы. Визуализация тестовой анимации производилась во встроенном рендерере Alias. Кэмерон посмотрел тест, орнул от восторга и дал добро. Итоговый результат, конечно же, отличался от тестового. Во-первых, в фильме псевдопод принимал форму человеческого лица героев. Для этого актеров сканировали, после чего трехмерщики создавали модель. Жидкий T-1000 сделали во многом схожим образом. Во-вторых, финальный рендеринг осуществлялся в Renderman.

Специалисты ILM также поработали над кадрами с гигантской волной, застывшей над побережьем Санта-Моники, статуей Свободы и над мостом Золотые ворота. Из кинопрокатной версии этот эпизод был вырезан, чтобы сократить трехчасовой хронометраж фильма. Волны - это не симуляция, а составное изображение из съемочных заготовок, сделанных на гавайях. Планы с остановкой волны представляют собой футаж с эффектом frame-hold и морфингом ключевых кадров с компьютерной графикой. Для статичных кадров, служивших перебивкой, была изготовлена миниатюра c использованием целлофана, снимавшаяся с использование моушн-контрол.

Миниатюра

В фильме очень много где используется миниатюра. Собственно все кадры с подводной лодкой и батискафами - это съемка миниатюры. Где-то подводная, а где-то в задымленном павильоне с нужной частотой и с использованием моушн-контрол. Герои в иллюминаторах - это рир-проекция. И это, пожалуй, наиболее состарившаяся технология в шедевральном фильме Кэмерона. Макеты снимали в 5-6 проходов, меняя плотность дыма. Пузырьки же добавлялись вручную через маски и представляют собой съемочный материал. Машинное отделение подводной лодки - тоже миниатюра. Но я бы хотел остановиться на сцене подводного путешествия героя, когда его берет за руку пришелец и отправляется с ним в глубь.

Актера и пришельца снимали по отдельности с использованием motion control и впоследствии совмещали путем оптической печати. При этом на всех общих и средних планах нам показывают марионетку героя, которую снимали на синем хромакейном фоне, а муляж пришельца на черном из-за свечения. Все подводные корабли - это также подсвеченная миниатюра из углепластика. Дизайн кораблей произрастает из внешнего вида моллюсков.

"Бездна" не оправдала финансовых ожиданий продюсеров и студии. Но спустя годы пришло понимание, насколько же это все-таки штучное, уникальное и прорывное кино.

Начать дискуссию