Во имя Революции: о демоверсии Steelrising

Впечатления от предрелизной беты нового проекта студии Spiders на PC.

Во имя Революции: о демоверсии Steelrising

Студия Spiders является, пожалуй, одной из не самых популярных у игроков компаний. До недавнего времени про нее вообще редко кто хорошие слова говорил, презрительно кривя лицо: типичная европейская бедная команда с отсталыми технологиями и шероховатыми геймплейными решениями в своих RPG, еще и постоянно допускающая провалы в маркетинге, то выпуская трейлеры, которые не соответствуют игровой действительности, то повышая цену на продукт до уровня ААА-игры. Что, прошу заметить, совершенная правда.

Но вот и иная правда: хорошие сюжеты, способные продемонстрировать талант сценаристов, интересные и нетривиальные в деталях миры, душевные и разные по своим характерам персонажи, нередко свежие механики и старательный подход к музыке и озвучке - это тоже они, Spiders. Они начинали с истории про фей и орков, чтобы потом внезапно черпануть космического киберпанка, и, через новое, но уже темное фэнтези, окунуться в эпоху открытий и колонизации. Их новая игра - тоже про нечто совершенно оригинальное и яркое, но такое близкое французам: про начинающуюся Великую революцию на штыках не людей, но изящно сделанных и смертельно опасных автоматонов... и это соулс-лайк.

Да-да, соулс-лайк от компании, которая известна по кривоватым в управлении Action-RPG в первую очередь. К такому жизнь мало кого готовила, но, будучи с давних пор фанатом «пауков», с не менее давних - игр данного жанра и антуража Франции той эпохи, я не могла пропустить Steelrising в принципе, следя за ним с самого анонса, как и не могла устоять перед возможностью поиграть в демоверсию за предварительный заказ до релиза, о которой и пойдет речь.

Внимание! Далее следуют минорные спойлеры сюжета демоверсии, которая является началом игры, часть из которых уже продемонстрирована в трейлере, но, соответственно, если вы совсем ничего не хотите знать про историю, то переходите к разделу «Как играется демоверсия?»

О чем демоверсия?

Заканчивался 18-ый век, заканчивалось и правление Людовика XVI, как бы он ни стремился отсрочить неизбежное, столь увлеченный своей Великой механической революцией. Королева Мария-Антуанетта заперта во дворце и сломлена горем от смерти своих детей. Все, что ей остается - наблюдать за горящим Парижем из своей золотой клетки вместе с подругой, Габриэль де Полиньяк, дивясь своим новым стражам из металла, едва ли отличимым от тюремщиков.

Во имя Революции: о демоверсии Steelrising

Несмотря на то, что история в мире игры развивается в ином ключе, сюжет во многом опирается и, полагаю, будет опираться далее на реальные события и личностей. Мария-Антуанетта в представлении не нуждается, а госпожа де Полиньяк - действительно ее ближайшая подруга, ради которой королева забыла всех остальных друзей, желавшая до последнего мгновения оставаться в Версале.

Эгида - иная, единственный невраждебный и преданный королеве автоматон, созданная для услады знати танцовщица. Не менее удивительно и то, что Эгида понимает человеческую речь и способна коммуницировать, потому Мария-Антуанетта дает ей единственное возможное поручение: найти создателя автоматонов де Вокансона и помочь ей если не освободиться, то хотя бы выяснить, что же происходит в округе.

Во имя Революции: о демоверсии Steelrising

Дядя создателя Эгиды Жак де Вокансон - тоже вполне реальная личность, изобретатель, создавший поразительные механические игрушки, в том числе человекоподобные.

Дворцовый сад, через который ведет путь Эгиду, заполнен ее механическими собратьями - и телами убитых гвардейцев, сваленных в кучи, словно подальше от глаз королевы. Недостроенный фонарь Демосфена немым укором высится на пустыре. На улицах - ни живой души, а из заколоченных домов изредка слышны испуганные причитания горожан. Мастерская господина де Вокансона пуста лишь на первый взгляд: некто забаррикадировался наверху. Эгиде нужно починить лифт, чтобы забраться на нужный этаж, где она столкнется, увы, не со своим «отцом», а с Маркизом де Ла Файетом.

Во имя Революции: о демоверсии Steelrising

Жильбеер де Ла Файет, судя по Википедии, являлся удивительной личностью, успел поучаствовать в Войне за независимость Соединённых Штатов, вернуться и ввязаться в революцию дома, постоянно оказываясь то превозносимым и уважаемым, то подозреваемым и непопулярным.

Цель у автоматона и человека одна, но оба они не достигли ее: мастер механизмов пропал. Путь Эгиды лежит к самоходной карете, с помощью которой она сможет продолжить путешествие и отправиться на поиски аббата, возможно, знающего, куда мог спешить де Вокансон. Ла Файет же с клинком в руках возглавит атаку своих солдат на бездушные машины. Его смерть настолько же ожидаема и ясна ему самому, насколько и долг быть со своими подопечными на поле сражений...

Как играется демоверсия?

Steelrising представляет собой очень динамичную версию классического соулс-лайка от третьего лица с незначительными вкраплениями акробатики и платформинга (на данный момент), поскольку главная героиня умеет достаточно высоко прыгать и карабкаться, а в трейлерах уже фигурировал эквивалент крюка-кошки.

Если сравнивать с конкретными аналогами, то напрашивается Bloodborne, но по сути история Эгиды ощущается на порядок быстрее. Автоматон невероятно грациозна и стремительна в своих механических пируэтах - и невероятно хрупка. В отличие от Охотника, у нее нет возможности вернуть потраченное здоровье, и большая часть врагов за 2-3 удара вполне отправит ее к ближайшей весталке - аналогу костра. Добавьте к этому статусные атаки, малое количество «эстусов» и перегрев.

Со статусными атаками, думаю, все очевидно: Эгида отлично горит, равно как и подвергается ударам электрического тока или заморозке, впрочем, как и ее противники. Перегрев здесь олицетворяет полностью опустошенный запас сил. Если вы не уследили за ее индикатором на спине и полоской Выносливости на панели, и автоматон осталась совсем без сил, то ненадолго она лишится возможности уклоняться, бежать, прыгать и атаковать как легкими, так и заряженными приемами, если вовремя не провести процедуру охлаждения, что иногда равняется смерти. Впрочем, охлаждение так зовется не зря - Эгида при его неоднократном применении цепенеет от холода, что, несомненно, нужно держать в памяти, пока вы вальсируете с врагом.

Классические уже для игроков нарицательные «эстусы» в Steelrising заменяют масленки. Изначально их две, и за всю демоверсию будет возможность увеличить как их число, так и емкость. Анимация применения очень быстрая, напоминает все же скорее укол из Bloodborne, чем опустошение фляг из любой Dark Souls или Elden Ring.

Титульным оружием Эгиды считаются веера, которые, кстати, можно выбрать сразу, и помимо атаки данное устройство способно становится прочным щитом для барышни, но ими арсенал не ограничивается. Наоборот, я удивилась, насколько много вариантов как на старте присутствует, так и обнаруживается потом. Всю демоверсию я прошла с тремя типами оружия - теми самыми веерами, механическими когтями-саями, позволяющими парировать и контратаковать, и фальшионом с саблей. Именно последний вариант меня совершенно покорил: скорость, урон и дальность с невероятно эффектными анимациями! Однако, еще остались и алебарда, скрещенная с мощным ружьем, и цеп-хлыст, и молот, и дубинки, и все это можно усовершенствовать!

Если вы такой же сумасшедший адепт «Fashion Souls» как и я, то Steelrising предоставляет широкие возможности для создания неповторимого облика Эгиды, ведь вся ее броня, по сути, одежда той или иной степени элегантности и вычурности.

Не стоит беспокоиться о наличии прокачки характеристик за собираемые души - она есть! Изначально вместе со стартовым оружием и настройкой внешности вы выбираете и типаж героини: Защитницу, Солдата, Танцовщицу или Алхимика. Каждый из вариантов обладает своими распределенными бонусными характеристиками и расходуемым предметом. Также Spiders продолжают использовать свою систему шести атрибутов, на этот раз это Мощь, что по сути Сила, Прочность, что по сути Живучесть, Инженерное дело, немного смахивающее на Удачу, Стихийная алхимия, Энергия и Ловкость, с которыми все понятно. Заодно у Эгиды есть места под модификации, которые сначала надо открыть, а затем уже поместить туда нужные модули и даже усовершенствовать сами ячейки.

Враги достаточно агрессивные, что отлично дополняется их стремлением напасть из засады, а также привычкой у поврежденных машин хаотично наносить удары перед собой, а также за спиной, куда игрок может наивно скользнуть для подлого удара. Иногда их самих это и подводит, поскольку автоматоны вполне калечат и друг друга, а не только Эгиду.
Разнообразие типов приятно удивляет - особенно в первой локации. Изредка все же дает о себе знать и неопытность в жанре, на который замахнулись разработчики - время от времени искусственный интеллект откровенно задумывается и не совсем понимает, надо ему вас атаковать или нет.

Помимо рядовых и сильных противников в демоверсии были представлены три босса. Их нельзя назвать абсолютно разными по механике - все-таки все трое были воинами с оружием ближнего боя, но к моему удивлению старания разработчиков не превратили их просто в «трех рыцарей». Размер арены, доступное оружие и постепенное понимание тактики - все это играло на руку механическим чудовищам. Особенно запомнился Оружейник - огромный поломанный автоматон, битва с которым происходит на маленькой арене. Его основное оружие - раскаленный прут, которым он способен достать очень далеко, но для поражения врага механизм не стесняется использовать ударную волну, время от времени еще и теряя контроль над собой и носясь за героиней с хаотическими атаками. По-моему, меня ни один босс серии Dark Souls не научил так хорошо нырять под удар и различать радиус атаки, как это ходячее безобразие!

Локации построены достаточно приятно. Они все небольшие, даже если кажется обратное, и испещрены ответвлениями, перемещение по ним получается органичным, а где нужно, Эгида проговаривает, что от нее сейчас требуется, но не пытается комментировать все и вся. Игра вознаграждает за любопытство новой броней или просто ресурсами, нередко, правда, минуя подкарауливающих вас противников. Похвалю и грамотно расставленные срезки. Доступные для прыжка места ненавязчиво отмечены белой краской или едва укрыты светлым полотнищем. Если вам начинает казаться, что последняя весталка была слишком далеко, значит, скорее всего, вы вот-вот найдете срез - спуск, доступный к пересечению забор или открывающиеся ворота.
С эстетической точки зрения все достойно: команда разработчиков отказалась от динамической смены времени суток, как было в GreedFall, потому каждая лужайка, каждые кованные в позолоте ворота и даже колея грязи выглядит наилучшим образом.

Единственным откровенно странным моментом, заставившим меня притормозить путешествие, был запуск лифта, поскольку в локализации он обозначен «мостиком». Никаких значительных маркеров или подсветок на нем не было, и я минут пять носилась по мастерской и вокруг нее в поисках «мостка».

Под конец статьи перейду к самой на данный момент провисающей части проекта: оптимизации, а она скорее отсутствует, чем плоха или хороша. Игра отказывается грузить видеокарту, но при этом умудряется одинаково подтормаживать и на высоких, и на средних в 2К на i7-12700K, 32 Гб оперативной памяти и Nvidia 3060Ti, а 30-40 кадров становятся нормальной частотой, хотите вы того или нет. В окне вся картинка превращается в мешанину из «лесенок» и дрожащих пикселей. Трассировку лучей я и вовсе отключила, поскольку не заметила ее за запеченным светом.

Очень часто не прогружаются текстуры, нередко даже в одной и той же катсцене персонаж или интерьер могут щеголять мыльной однотонной бликующей поверхностью и вполне себе проработанным узором. При этом сами по себе локации в самом начале королевского сада иногда даже немного пустоватые, где просадки заметнее всего, потому неясно, отчего все эти проблемы.

Steelrising - несомненно дитя своего родителя, но оно изящно и очаровательно в старании не просто понравиться всем и каждому (чего нет, того нет), но в попытке быть чем-то колоритным, смелым и самобытным. Если вам нравится подобный жанр, то история Эгиды, без сомнения, достойна вашего внимания. Французские «пауки» в очередной раз всех переиграли и создали запоминающуюся даже за пару часов альтернативную реальность, где нет места типичной «фэнтезятине» или набившей оскомину космоопере с вариациями. Разве это не то, что мы так все стремимся увидеть в игровом мире?

2828
23 комментария
300 ₽

Комментарий недоступен

1
Ответить

вы выбираете и типаж героини: Защитницу, Солдата, Танцовщицу или Алхимика

То есть, нет Бомжихи? Минус один к каноничности. А собаки есть?

5
Ответить

Бомжихи нет. Собак нет, но есть механические коты - выполняют ровно ту же функцию, нападают группой, верткие и быстро атакуют. Вероятно, есть и механическое болото. х)

1
Ответить

большая часть врагов за 2-3 удара вполне отправит ее к ближайшей весталке - аналогу костра. Странно, в сегодняшнем обзоре на игру, здесь же на дтф жаловались, что игра типа слишком проста.

Ответить

Одно другому не мешает. Если враги заржавевшие железяки с примитивным мувсетом, то пусть хоть ваншотают - сложными им все равно не стать.

4
Ответить

Может, человек его написавший, играет иным оружием или просто более скилловый.)
Если применять алебарду плюс стихийные гранаты, то враги рассыпаются очень быстро, не успевая нанести урон. Но это "если".

1
Ответить