{"id":3872,"url":"\/distributions\/3872\/click?bit=1&hash=dfaa5b3c50208659098d01f07da485e8dde373ffdfc18a6c165dbdfdc8ce31fe","title":"\u041a\u043e\u0442\u044b \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043e \u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438 \u0441 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e","buttonText":"\u041c\u044f\u0443!","imageUuid":"af50a6ca-4f1a-5649-a992-94e85a4ba2c0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Денис Шульгин

Почему Дюна поглотит вас как зыбучий песок

Экскурс в легендарную научно-фантастическую вселенную Фрэнка Герберта для всех интересующихся (без спойлеров).

Страх убивает разум. Страх - это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня.

Орден Бинэ Гессерит

Всем привет! В этой статье я хочу украдкой познакомить вас с настоящей "пушкой" из мира научной фантастики. Несмотря на то, что в свое время роман буквально "гремел" (о чем говорят премии Небула и Хьюго), в нынешней массовой культуре Дюна на слуху не столько из-за уникального сеттинга, сколько из-за грядущей экранизации Дэнни Вильнева. Считаю это вопиющей несправедливостью и намереваюсь рассказать, чем Дюна так сильно выделяется на фоне других фантастических и фэнтезийных произведений, в чем там основной замес и к чему предстоит готовиться прежде чем читать эту книгу.

Сразу обозначу несколько моментов, которые следует учесть прежде чем читать данный лонг:

  • Я - не знаток Дюны, поэтому могу что-то забыть, или ненароком слукавить, не обессудьте.
  • Я максимально постарался обойти стороной спойлеры.
  • Решил не писать об истории создания книги и фактах из биографии Герберта - все давно есть в открытом доступе.

Знакомство со вселенной

Когда я впервые открыл для себя произведения Филлипа К. Дика, я ощущал острую нехватку киберпанка в массовой культуре, сейчас же киберпанк - это главный тренд всего - сериалов, комиксов, видеоигр, одежды, дизайна гаджетов, даже транспорта. Рассуждения о том, что с приходом технологий люди потеряют частичку себя - затерты до дыр. Разжеванные и пережеванные бесчисленное количество раз, подобные произведения все реже удивляют.

В некотором смысле, Фрэнк Герберт не просто зрел в корень всех этих "High tech - low life", а вывел эти рассуждения на принципиально новый уровень, который вылился в свой отдельный, ни на что не похожий жанр. Сравнивания Дюну с другими популярными произведениями, с трудом удается провести четкую параллель, настолько самобытным и по-своему увлекательным получился роман. Но не буду тянуть резину, дальнейшая информация может вызвать некий "перегруз", но это необходимо для общего понимания как стартует цикл (и в сам роман эти вещи вплетены очень органично, не вызывая ощущения монструозности повествования).

События романа происходят в очень отдаленном от нашей с вами эпохи будущем - человечество изобрело столь умные машины, что те в свою очередь возомнили себя венцом творения и устроили людям такую мощную войнушку, что на столетия вперед оставался незыблемым запрет на создание умных машин. Война эта носит название "Батлерианский джихад".

Политическое устройство "Дюны" представляют собой космическую империю - есть различные дома (как в игре престолов), иногда дома занимают целые планеты, в распоряжении этих домов может находиться "родовое ядерное оружие" - эдакий трофей со времен батлерианского джихада, на использование этого оружия в мире Дюны лежит запрет, но на всякий пожарный многие большие дома держат этот туз у себя в рукаве. Малые же дома живут на своих планетах в условиях модифицированного средневековья, отрезанные от всего остального космоса. Императором является глава дома Коррино - Шаддам IV. Безопасность и могущество императора обеспечивает его личная гвардия сардаукаров - брутальных, хладнокровных и беспринципных воинов, которых закаляли в тренировках с юного возвраста. Вместе все дома образуют Ландсраад - эдакий вариант ООН. Считается, что сумма сил всех домов балансирует мощь императорской гвардии.

Перемещение и сообщение между планетами обеспечивается монополией, которая называется просто "Космическая Гильдия" (или просто гильдия) - это организация, старающаяся сохранять нейтралитет в политических делах, ее корни уходят далеко в батлерианский джихад. Первыми членами гильдии были особые люди, которые в ходе войны с умными машинами развили те или иные специальные навыки. Иного способа перемещаться по космосу, кроме как воспользоваться услугами гильдии - нет.

Напрашивается закономерный вопрос - а как эта самая гильдия может перемещаться по галактике без использования умных бортовых компьютеров, которые бы производили сложные вычисления и обеспечивали безопасность полета? Тут кроется, на мой субъективный взгляд, главная изюминка Дюны. За полет кораблей отвечают специальные гильдийские навигаторы - люди, потребляющие огромное количество меланжа (спайса, пряности, специи). В результате чрезмерного употребления меланжа эти люди деформировались и стали похожи на мутантов, зато меланж дал им способность к ясновидению - так они способны выбрать самый безопасный маршрут (но смотреть далеко в будущее они не могут). Единственный во всей известной галактике поставщик меланжа - планета Арракис (она же Дюна).

Тот, кто контролирует спайс - контролирует вселенную.

Барон Владимир Харконнен

Так как умные машины под запретом, человечество прибегло к созданию живых компьютеров, так называемых "ментатов" - людей, способных анализировать огромные массивы данных, чьи способности граничат с экстрасенсорными. Ментаты в мире Дюны на вес золота - главы домов имеют при себе ментата в качестве правой руки, и принимают решения руководствуясь их советами.

Фракции Дюны

Ни одна научная фантастика не может обойтись без фракционных сил, преследующих те или иные цели. Смысла рассказывать обо всех нет, но не вижу ничего незаконного чтобы украдкой пройтись по основным из первых трех романов.

Бинэ Гессерит - (или Бене Джессерит, в зависимости от перевода) - после батлерианского джихада некоторые женщины основали школу бинэ гессерит, воспитанниц школы учили управлять каждым мускулом своего тела и оттачивать до предельной остроты свой разум, эти техники называются прана и бинду (о всех навыках гессериток я умалчиваю во избежание спойлеров). Со временем школа переросла в орден. Роль Бинэ Гессерит тянется длинной нитью сквозь всю историю Дюны, члены ордена не вступают в открытые политические противостояния и предпочитают играть роль невидимой руки из закулисья. Многие дома сами того не подозревая учавствуют в хитросплетениях гессериток, орден планирует каждый свой шаг на годы вперед. И, как вы уже наверное догадались, состоит орден сугубо из женщин. Орден имеет определенную иерархию, в зените которой находятся Преподобные Матери - это гессеритки, чей организм прошел через так называемый "яд откровений" - попробовав ударную дозу меланжа преподобной матери открывались ее прошлые жизни и дар видения будущего.

Орден тайно контролирует генетическую селекционную программу - длинную цепочку родословных, корнями уходящих еще в древние времена. Конечная цель селекционной программы - вывести мужскую особь, которая бы имела навыки преподобной матери - Квизац Хадерача, эдакий мощнейший человеческий компьютер, который бы мог просчитать любую вероятность и подчинить себе вселенную.

Интересный факт: у генетической памяти, подразумевающей наличие воспоминаний всех прошлых жизней есть обратная сторона - так контроль над человеком может взять один из его умерших предков. Одержимых умершими называют мерзостью и по закону Арракиса оные должны подвергнуться суду одержимых.

Тлейлаксу - называть Тлейлаксу фракцией не совсем корректно, но это одна из движущих сил "Дюны". В сущности, это древняя раса "Лицеделов" - существ, способных менять свой облик на любой из желаемых. Причем если речь идет о диверсионной деятельности, Тлейлаксианцы не просто копируют внешность, а моделируют поведенческую модель оригинала вплоть до мельчайших подробностей и неочевидных привычек. К тлейлаксу в "Дюне" относятся с нескрываемым отвращением из-за их аморального ремесла - изготовление простейших машин (в основном, различные протезы - глаза, руки, ноги и тд.), вписывающихся в запрет "Батлерианского Джихада" а также производства человеческих клонов - "Гхола". Причем клоны, являются таковыми только внешне, тлейлаксиане могут, подобно программистам, заложить в гены гхола любую требующуюся информацию, в том числе религию, воспоминания и прочие навыки, которые посчитают нужными.

Иксиане - тоже не совсем фракция. Представляют собой общество технократов создающих и поставляющих империи более серьезные машины, нежели те, что делают на Тлейлаксе - это могут быть космические корабли, оружия или вещи бытового пользования. Несмотря на то, что их машины находятся в некой серой зоне запрета, на их деятельность закрывают глаза так как планета Икс является чуть ли не единственным поставщиком важных для империи технологий, но сама планета находится в строгой изоляции от остальной вселенной.

Сюжетная завязка

Основными действующими лицами романа являются дом Атрейдесов - благородный род, берущий свои начала еще в древней Греции. Особенной чертой Атрейдесов является демократический путь управления поданными, служащие дому отличаются предельной преданностью герцогу Лето Атрейдесу - главе дома.

В распоряжение Атрейдесов по велению императора переходит планета Арракис, измученная тоталитарным управлением дома Харконненов - омерзительных типов, ни во что не ставящих человеческую жизнь. Атрейдесы намерены заручиться поддержкой племени Фрименов - кочующего народа, живущего по обычаям схожими с шариатом. Фримены живут на Дюне в спартанских условиях по принципу "выживает сильнейший". За счет того, что фримены потребляют огромные дозы меланжа (добавляя его в еду и напитки) - все они имеют ярко выраженные голубые глаза (эдакая побочка от употребления спайса).

Кажущийся разумным шаг императора по передаче Дюны носит двойственный характер - помимо очевидного побуждения агрессии Харконненов к Атрейдесам планы носят в себе скрытые замыслы.

Структура повествования

Читатель знакомится с миром Дюны через молодого Пола Атрейдеса - сына герцога Лето. Пол прибывает с уютного Каладана (планеты схожей по климату с Землей) на жестокий, не прощающий ошибки пустынный Арракис. С первых глав читателя параллельно с Полом знакомят с законами по которым работает Дюна, рассказывают о традициях местного племени фрименов, а также держат в постоянном напряжении - Атрейдесы, будучи подкованными стратегами прекрасно знают о готовящихся покушениях со стороны Харконеннов, не обойдется без предательств и планов внутри планов внутри планов.

Стоит отдельно отметить исключительную дотошность, с которой Герберт подошел к описанию быта на Дюне, так например, обитатели Дюны поголовно носят специальные конденскостюмы - униформа, не позволяющая телу терять влагу, пот и моча проходят через специальные фильтры и скапливаются в специальном мешочке, из которого через трубку у рта носитель пьет небольшую порцию воды. Плакать на Арракисе - это жест широчайщей души, поскольку ты тратишь в пустую запасы воды твоего тела.

Своей дотошностью Герберт не обделил вниманием и тамошние религии. Так как действие романа происходит в очень далеко будущем, многие представленные религии носят схожи с теми, которые знакомы нам, как я уже сказал, верования и образ жизни Фрименов носят мусульманский характер, многие выражения их языка позаимствованы из арабского. В принципе вдохновением для фрименов послужил образ жизни бедуинов в Сахаре.

Широкое распространение также имеет Дзен-суннизм - гибрид Дзен-буддизма и суннизма, именно фримены дзен-сунниты были первыми, кто заселил Дюну.

Структурно повествование в первой Дюне можно с натяжкой свести к "Путю героя" - Пол учится быть мудрым правителем и приспосабливается к жизни на Дюне, где ему предстоит встать на дорогу, сойти с которой он впоследствии не сможет. Но при всем при этом роман максимально далек от традиционной подростковой фантастики - в цикле Герберт неоднократно будет рассуждать (и что самое важное - показывать наглядно) о двойственности власти, роли религии в политике, об этических и моральных дилеммах связанных с даром предвидеть будущее. Читая роман, я ловил себя на мысли что я будто бы наблюдаю очень напряженный поединок в шахматах - один неверный ход ставит под угрозу исход всей партии, и с каждым ходом играющих события становятся напряженнее и напряженнее.

Отсюда вытекают и некоторые минусы - я бы настоятельно не рекомендовал строить какие-либо ожидания от Дюны, любое ожидание будет ложным, роман твердо стоит в стороне от творчества Азимова, Гибсона или Стругацких, он просто другой (не подразумевая что он лучше или хуже).

Закончить эту часть статьи хочу очень классной для себя находкой в этой книге - каждая глава начинается с врезки, которая может быть обрывком из внутрисюжетных учебников, исторических хроник, мемуаров и записок. Эти врезки также очеловечивают мир Дюны, делая его все более осязаемым, но самая главная их функция - это намек на события следующих глав (а то и романов), им присуща некая двойственность, потому что читать их это как начать собирать полусобранный пазл с другого края - ты кладешь элемент на пустое место без малейшего понятия как он впишется в картину, но когда его окружают другие элементы и картинка становится явной - для тебя раскрывается куда больший смысл, именно поэтому я рекомендую после прочтения романа заново пройтись по этим врезкам.

Прежде чем читать

Как уже было сказано выше - вам не стоит строить каких-либо ожиданий от Дюны. Это в первую очередь касается продолжений книги, очень популярно мнение, что из всего цикла достойна внимания только первая часть цикла - я в корне не согласен с этим убеждением.

Проблема заключается в том, что весь цикл весьма разношерстный, и парадигма от книги к книге резко меняется, мотивы тех или иных героев могут вызывать вопросы или даже раздражение у неподготовленного читателя. Ярким примером тому может послужить "Мессия Дюны", книга, по мнению большинства, обесценивающая первый роман. Я считаю, что конфликты которые вводит Герберт - обоснованы, и позволяют взглянуть на историю под разными углами, просто не стоит воспринимать Пола Атрейдеса как единственно главного героя саги, это история, которая будет раскрывать события через тысячи лет после первой книги, "Мессия Дюны" - это мостик, готовящий читателя к событиям третьей книги цикла, и намекающий что парадигма изменится еще не раз. Но могу вас заверить - на все главные вопросы Герберт даст ответы.

На мой взгляд, констрастность - это лучшая черта цикла, то, что Дюна не концентрируется на одной конкретном временном отрезке делает ее увлекательнее и маштабнее. Да, такой тип повествования подойдет не каждому, но уверен многие по достоинству оценят детализированность и глубину книги, философские размышления автора устами героев, то как персонажи эволюционируют в личностном плане.

Последнее, что я хочу сказать перед тем, как закончить этот лонгрид - если вы читали только первую книгу, вы не знаете о чем Дюна, первый роман - это лишь верхушка Айсберга, один из ее укромных закоулков, лишь посетив все, у вас будет представление о том, что из себя представляет цикл.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Саламбек Магомадов

Купил недавно сборник из трёх первых книг,надеюсь понравиться 

Ответить
Развернуть ветку
Matvec Goldstein

Ладно, теперь я окончательно убедился что хотя бы первую книгу попробовать стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Фан-клуб Кейт Бекинсейл

А как песчанные черви за это время собственную популяцию не истребили, с такой экосистемой, то есть с ее отсутствием, где у них нет не биологических врагов, ни другой фауны, которой бы они питались, кроме собственных личинок.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Шульгин
Автор

Хороший вопрос. В Боге Императоре Дюны, Лето Атрейдес II, будучи частично червем, отвечая на вопрос Сионы сказал, что он питается песком (также там говорилось что червь его способен производить). Ну и собратьями своими они тоже питаются. Таким образом, это полностью автономный организм. 
Возможно более детальный разбор строения организма есть в Энциклопедии Дюны, но на русском ее пока, увы, не издали. (Она не полностью достоверна, так как была написана до 5й и 6й книги, что в итоге привело к противоречиям между сагой и статьями энциклопедии, но Герберт тем не менее энциклопедию одобрил)

Ответить
Развернуть ветку
Фан-клуб Кейт Бекинсейл

Не ожидал уже проливающего свет на этот вопрос ответа услышать, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Берёзкин

спасибо за статью.
сейчас дочитаю первую книгу основного цикла раньше (лет 20 назад) читал не понравилось, сейчас - восторг
далее думаю продолжу "предысторию от Brian'a Herbert'a читать" цикл Schools of Dune и далее Prelude to Dune, цикл Legends of Dune так же прочитал, там вообще загнули конечно
не знаю как это всё пойдёт дальше, но пока бросать не планирую
(а только надо будет ещё прерваться на Академию Азимова, хотел освежить в свете выхода сирика)

Ответить
Развернуть ветку
auroshiken

Все время считал Дюну чем-то невероятно сложным для понимания, усвоения, думал там груда сложного языка, символизма и лингвистический ад, а в итоге, читаю первую книгу, и очень заходит, все на человеческом доступном уровне, спасибо за лонгрид, многое стало понятнее

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null