Краткий экскурс в архитектуру Японии на примере региона Инадзума (Genshin Impact)
Страна вечности, где столетия проходят без изменений.
Хрупкий облик бренного мира
Тема вечности и бренности мира не зря была выбрана разработчиками как ключевая для региона Инадзума. Казалось бы, противоположные по своей сути понятия, но именно этот необычный синтез вкупе с частыми периодами «добровольного» закрытия страны от внешнего влияния подарил нам одну из самых удивительных и узнаваемых во всём мире культур. Стилистические черты Японской архитектуры формировались, с одной стороны, из-за влияния природно-климатических условий, а с другой из-за религиозно-культурных особенностей.
Страна всегда была подвержена различным природным катаклизмам: жаркое лето, длительные муссоные дожди, тайфуны и землетрясения. А т.к. Японский архипелаг расположен на пересечении тектонических плит, землетрясения здесь не редкость, некоторые из которых не раз приводили к многочисленным разрушениям и сотням тысяч жертв.
Эта особенность привела к однозначному приоритету использования дерева в качестве главного строительного материала, как для постройки жилых домов, так и различных культурных сооружений. Предотвращение разрушений, вызванных различными стихийными бедствиями, заставлял Японцев больше внимания уделять быстрому восстановлению построек после серьезных природных катастроф. Поэтому традиционные для древней Японии дома – это легкое деревянное каркасное основание с самонесущими стенами, приподнятое над поверхностью земли при помощи деревянных свай, а также массивная тяжелая крыша. Такие дома воспринимались как заведомо недолговечные, формируя в сознании образ бренности рукотворных вещей перед вечностью окружающего мира.
Основной подход к строительству, который берёт за основу применение модульных конструкций и стандартизация основных элементов, позволял очень быстро, как возводить постройки, так и восстанавливать их, тем более при постройке использовались различные подвижные соединения, которые повышали устойчивость здания к колебаниям почвы.
В VIII веке технология устройства полов, приподнятых над землей изменилась и получила название — «адзэгура», основной которой стало использование особой конструкции брёвен треугольной формы, которые укладывались плоской поверхностью образуя пол. Таким образом, в жаркий летний период брёвна усыхали, образуя в полу щели, через которые появлялась возможность организовать дополнительную вентиляцию, а в сезон дождей разбухали, сохраняя сухой воздух внутри помещений.
Большой вес крыш в первую очередь обусловливался противодействию сейсмическим разрушениям, но при этом её большие свесы также выполняли и второстепенные задачи, например, по сохранению тепла в доме зимой, защиты от палящего летнего зноя и водоотвода частых осадков во время сезона дождей и тайфунов.
Невозможно рассматривать традиционную Японскую архитектуру и в отрыве от религиозных особенностей региона. Традиционной для Японии религией стал — синтоизм (буквально путь богов — «ками») уходящий корнями глубоко в древность, основан на поклонении двум культам: умерших предков и одухотворённой природы. Последнее для несведущего человека или приверженца традиционных религий может немного сломать шаблон, т.к. в синтоизме божеством может стать буквально что угодно: горы, леса, воды, растения, камни, да собственно, что угодно. А учитывая религиозную толерантность синтоизма, в VI веке через Корейский полуостров в страну пришёл Китайский вариант буддизма из которого впоследствии было заимствовано множество как культурных, так и архитектурных особенностей.
Согласно синто, очищение необходимо производить при любом загрязнении места, духа или тела. Поэтому в древние века вместе со смертью императора по причине ритуальной чистоты императорская резиденция, выполняющая роль столицы, переезжала на новое место. За полтора века таких переездов было не менее десяти, пока столица на долгое время не закрепилась в Хэйанкю (современное Киото). Резиденции императора, а впоследствии и Сёгунов, передавались в руки религиозных представителей, становясь основой для святилищ.
Соблюдение этой традиции также свидетельствует постановление императора Темму каждые 20 лет полностью перестраивать верховный синтоистский храм Исэ-дзингу. При этом все конструкции, внешний облик и даже мелкие детали в точности повторяются. В реальности, конечно же, перестройка не всегда производилась вовремя, но Японцы стараются следовать этой традиции, и на сегодняшний день святилище перестраивалось уже 62 раза. Последний по счёту был произведен в 2013 году.
И стоит учесть тот факт, что, несмотря на довольно консервативное отношение к вопросам традиций, религия Синто не отвергает научно-технический прогресс и развитие цивилизации, поэтому старые материалы храма сменяются современными, в чем и заключена сама идея сохранности — не во внешней, материальной оболочке святилища, а в строгой канонизации ритуала его перестройки не меняющийся уже на протяжении долгого периода времени.
Святилище божественной кицунэ
Путь к любому святилищу начинается со специальной дороги — «сандэ». Аллею, ведущую к синтоистскому храму, окаймляют — «торо» (буквально башня света) — пришедшие из буддизма каменные фонари, символизирующие небо. Обычно в их толстых стенках прорезаются очертания луны или звезд, которые в темное время суток освещают окружающую местность приглушенным светом и Тории — особые входные ворота, ставшие обязательным элементом в любом синтоистском святилище, устанавливающие границу священной территории.
Тории (дословно – птичий насест) — представляют собой простое деревянное сооружение из двух столбов, соединённых сверху двумя перекладинами — «касаги» выступающими за границы столбов. Со времён периода Хэйан (974—1185 гг.) их стали окрашивать в ярко-красный цвет в соответствии с архитектурным стилем резиденций хэйанской аристократии — «синдэн-дзукури». Зачастую установленные во множественном количестве, они по дороге в святилище образовывали подобие сквозного коридора.
Но до великого святилища Наруками игрокам ещё предстояло добраться, ведь путь до него не был простым. И такой подход разработчиками был выбран не случайно, ведь в синтоизме дорога в духовный мир обязательно должна сопровождаться преодолением препятствий, а стремление скрыть культурные сооружения от любопытных глаз легко прослеживается и в расположении сакральной архитектуры. Поэтому, например, великое святилище Исэ спрятано среди густого леса и скрыто от глаз простых смертных.
Стремление к скрытности также прослеживается и в расположении самого великого святилища Наруками, находящееся на самой высокой точке острова, оно привлекало внимание игроков, впервые попавших в Инадзуму, не меньше чем возвышающаяся в самом сердце города Инадзума резиденция Сёгун Райден. Но полностью рассмотреть его издалека не представляется возможным, что также сыграло свою роль, поскольку игрокам всё время необходимо преодолевать сложный путь, в процессе которого отдельные элементы постройки постепенно открывались взгляду игрока и, строго говоря, даже оказавшись перед ним, игрок всё равно не мог его полностью рассмотреть.
Обычно сразу же после входа в святилище располагается колодец или чаша с проточной водой, укрытая навесом, размещенным на четырёх столбах — «тэмидзуя». На краю лежат небольшие бамбуковые черпаки — «хисяку». Собственно, само название — «павильон для омовения рук» объясняет, для чего он предназначен. Каждый прихожанин святилища должен совершить ритуал символического очищения — «мисоги».
Попав на территорию святилища глазам игрока предстает во всей своей красе одно из самых заметных строений храмового комплекса — «хондэн». Главное строение комплекса, в котором помещён — «синтай» — тело божества, сокрытое от посторонних глаз непосредственно для поклонения или созерцания. Архитектура хондэна отсылает к святилищу Ицукусима и стилю «синден дзукури» (стиль спального зала).
Несомненно, первое, что привлекает взгляд игрока впервые увидевшего любое синтоистское святилище — это крыша, точнее перекрещивающиеся в форме совиного хвоста над коньком крыши стропилы — «тиги» и короткие круглые деревянные брёвна, расположенные поперек конька крыши по всей её длине — «кацуоги». Крыши традиционных Японских сооружений не зря определяют внешний облик всего здания своими необычайно красивыми линиями изгиба скатов с поднятыми углами. Такая комбинация вальмовой и двускатной крыши получило название — «иримоя» и стала визитной карточкой традиционной японской архитектуры.
Также стоит отметить, что к карнизу здания подвешена священная толстая, скрученная из рисовой соломы веревка — «симэнава». Что означает готовность святилища к принятию божества после проведения ритуала очищения.
Непосредственно за главным зданием святилища расположена небольшая площадка, засыпанная чистой белой галькой, с дорожкой из каменных плит, ведущая к священной сакуре. По обе стороны которой установлены каменные статуи лисиц, охранителей храма — «кицунэ». Представление о лисе как о воплощении божества пришло из Китая, но использование последних в качестве непременных атрибутов святилищ единичны, обычно ими являются — «комаину» — устрашающие статуи львов, охраняющих архитектурные постройки от злых сил.
Сакура в данном случае является местом обитания божества или, как его называют в синтоизме — «химороги». Галька и дорожка из каменных плит здесь тоже использованы неспроста, гравий именно белого цвета прежде всего связан с древними обрядами и уже не раз упоминавшимся культом очищения, использование каменных плит отсылает нас к традиционным Японским чайным домикам — «тясицу». Может показаться, что такая дорожка имеет чисто практическое применение, но это не совсем так. Обычно на дорожках, ведущих к чайным домикам, такие плиты размещались неравномерно, являясь одним из естественных барьеров, позволяя гостям максимально сосредоточиться и подготовиться к самому процессу проведения чайной церемонии.
Имение Камисато
Рассуждая о архитектуре Японии, невозможно пройти мимо основополагающей концепции, заложенной в саму суть подхода к строительству, а именно — принцип раскрытости традиционных построек и их слияние с естественным природным окружением.
Как уже было сказано ранее, в культуре Японии на уровне мировосприятия формируется способность соединять взаимоисключающие друг друга противоположности. Принцип плавного перетекающего пространства с отсутствием резких границ, как внутри дома, так и с окружающей природой стал характерным для традиционных жилых домов.
Одной из таких промежуточных зон стала крытая терраса галерея — «энгава», опоясывающая традиционную постройку, решая одновременно проблему замкнутости жилого помещения и помогающая избежать воздействий внешнего мира, предоставляя защиту не только от осадков, но и от летнего зноя, предлагая возможность скрыться от него в прохладной тени от выступающей массивной крыши.
Никакой мебели на галереи не предусматривается, и хоть может показаться, что таким образом дом станет открытым для посторонних глаз, но стремление к скрытности можно увидеть и здесь. Традиционно вокруг дома высаживался густой сад, который, с одной стороны, выполнял роль естественной преграды, а с другой позволял насладиться гармонией с природой. Но со временем и он стал вытесняться привычными для Европейцев глухими оградами.
Примером развития садового искусства являются так называемые сухие сады — «карасенсуй», пришедшие в Японскую культуру из буддизма, а если точнее, то из известной многим школы Дзэн.
Чаще всего сухие сады обрамлялись с трех сторон стенами, образуя некое подобие рамы, как у картин, а на четвертой открытой стороне обычно строилась открытая веранда для созерцания и эстетического восприятия красоты сада. Что соответствовала идеям Дзен, о том — «что если сосредоточиться, то вселенную можно найти и в малой песчинке».
Белый гравий, являющийся основой сада разграбливался особым способом, обычно применялось параллельное разграбливание (безмятежный бег волн в океанских просторах) или кругами вокруг камней (как после падения камня в воду).
Попав во внутрь имения, первое, что увидит игрок, как ни странно — пустота и мягкий рассеянный свет, скрывающий в тени помещение. В традиционном Японском доме вы никогда не встретите нагромождение вещей в комнатах, отчего иногда сложно понять предназначение каждой комнаты т.к. обычно после использования все принадлежности складывались в ниши в полу. Пустота в буддизме не имеет негативного смысла, а по представлением самих Японцев, пустое пространство наполнено смыслом и всегда содержательно.
Принцип плавного перетекающего пространства и скрытности сохраняется и здесь, поэтому не стоит думать, что перед вами откроется огромное пустое помещение. Особенности конфигурации помещений жилого дома не позволяют просмотреть его весь насквозь. В Японском доме вы никогда не встретите анфилады комнат, ведь на пути обязательно встретятся перегородки, разделяющие внутренний объем традиционного дома.
Такими препятствиями, отмечающими границы как внутренних помещений, так и самого дома, стали перегородки — «фусума» — тонкие деревянные рамы, обтянутые с двух сторон плотной непрозрачной бумагой, и наружные стены — «сёдзи» — деревянные раздвижные рамы, оклеенные с внешней стороны белой полупрозрачной бумагой — «васи», пропускающие в интерьер мягкий внешний свет, а при свете луны эффектно озарять комнаты тенями от бамбука или других растений сада.
Пролёты между внутренними колоннами выше балок заполнялись деревянными решетками — «рамма», которые обеспечивали вентиляцию воздуха. Правда о шумоизоляции в таком случае приходиться забыть.
Мобильные части наружных стен и внутренних перегородок позволяли их раздвигать при помощи пазов в балках — «нагэси», а в тёплое время года сёдзи убирали в специальные ниши под верандой энгава, позволяя объединить внутреннее пространство окружающей природой. Такой подход к трансформации жилища составляет характерную особенность традиционных Японских жилых домов.
С XIV века в домах высшего и среднего сословия на полах стали укладывать своеобразные напольные соломенные маты — «татами». Эти циновки отражали эргономику, основанную на фигуре японского типа. А как мы знаем, японцы сидят и спят на полу, поэтому пропорции циновок изначально предполагали в своей сути возможность лежать на мате одному человеку или сидеть вдвоём.
В традиционном Японском доме татами играли роль единицы масштаба, поэтому обычно комнаты в Японских домах имели размеры в в три, четыре с половиной, восемь или чаще всего в шесть татами. Всегда прямоугольной формы татами имеет размер приблизительно 1,8 × 0,9 м, поэтому определение масштаба жилого помещения, озвученного как «комната в шесть татами» у Японцев не вызывает вопросов, потому что они сразу же понимали, что имелось в виду жилое помещение, примерная площадь которого равнялась 10 квадратных метров.
С течением времени татами стали неким своеобразным размерно-эстетическим модулем, определяющим размеры всех внутренних помещений, а их способ размещения на полу получил название — «инакама».
Резиденция незыблемого бога
В Японии массовое использование камня и кирпича как строительного материала, практически не наблюдалось вплоть до периода Эдо (1603—1868 гг.) , когда по всей стране не начали массово возводиться призамковые города — «дзёкамати». Строительство призамковых городов было в первую очередь связано с военным контролем обширных территорий, находящихся в руках местных правителей — «даймё» или обладателей высшего военного титула — «сэйи тайсёгун» (буквально «великий генерал, покоряющий варваров»), который стали сокращать до — «сёгун». Сёгуны, начиная с конца XII века, почти семь столетий осуществляли управление властью в государстве, оставив императору функции историко-культурного главы страны. Таким образом, до реставрации Мейдзи (1868—1889 гг.) существовал принцип двойственной власти.
Роль пространственной доминанты и сакрального пространства (святилища) взяла на себя центральная башня замка — «тэнсюкаку» (буквально «господин небес»). Она строилась из камня в несколько этажей и выполнял роль точки для наблюдения за врагом. Выступающие черепичные крыши, волнообразный стиль оформления фронтонов — «карахафу» и их чередование с прямоугольными объемами постепенно уменьшающихся кверху этажей создает своеобразный ритм архитектурных форм, отличающихся легкостью, несмотря на грандиозность всего сооружения в целом.
Декоративность сторожевых башен иногда подчеркивалась позолотой концов конька крыши и изогнутыми фигурами позолоченных «сати» — рыб-драконов ясно выделявшихся на фоне неба (рыба-дракон защищал постройки от пожара).
Большинство новых замков быстро начали обрастать городами, но формировался он именно вокруг самого замка, а не внутри его. Такой подход к строительству в корне отличает Японские призамковые города от Европейских, где крепостные стены окружали весь город целиком. Может показаться, что такой подход был вызван отсутствием внешних угроз, но на самом деле в реальности всё немного обстояло не так. Гражданские войны между авторитетными кланами в те времена были нередкими, поэтому отсутствие ограды по границе города заменялось особым подходом к планировочным решениям при строительстве замков.
Зачастую призамковые города возводились около озер или рек, защищающих подступы к замку водным пространством. Пространственная структура размещения построек внутри города обычно имело форму спирали, образуя сложную систему внутренних дворов, что в дополнении с использованием рвов с водой, соединенных деревянными изогнутыми мостами, позволяло эффективно осуществлялись функции обороны замка. Тем более, в большинстве дзёкамати соблюдалась жесткая иерархия социальных слоёв: самураи – крестьяне – ремесленники – торговцы, поэтому в первую очередь вблизи стен замка расселялись самураи.
В итоге, после восстановления императорского правления во время начала вестернизации в 1868 году и упразднения Сёгуната большая часть замков страны были разрушена, а остальные уничтожены во время американских бомбежек в 1945. На сегодняшний день в Японии осталось только 12 исторических замков, из которых только четыре сохранились в полном объеме.
Даже не представляю сколько времени, сил и потраченной литературы тебе это стоило, лучшая)
Сразу видно: заебалась.
Отдыхай, девонька, ты хорошо постаралась (^ . ^)
Вы знали что так будет, не удивляйтесь.
Большое спасибо за пост, будет отличное чтиво
С Днём Рождения, Содачи! Всех благ тебе.
P. S. Благодарю за пост, было очень интересно почитать. Видно, что ты основательно погрузилась в вопрос. Будет здорово, если когда-нибудь выйдет продолжение на эту же тематику.
...«адзэгура», основной которой стало использование особой конструкции брёвен треугольной формы, которые укладывались плоской поверхностью образуя пол.Несмотря на то, что ты обстоятельно описала ключевые моменты, у меня осталось несколько вопросов. Буду рад, если пояснишь или прокомментируешь несколько моментов.
Я не вполне понимаю, что имеется ввиду. Это примерно таким образом?
Галька и дорожка из каменных плит здесь тоже использованы неспроста, гравий именно белого цвета прежде всего связан с древними обрядами и уже не раз упоминавшимся культом очищения...△▽△▽△▽△▽△▽△▽△▽
Или таким?
▽▽▽▽▽▽▽
Если первый, то я примерно понимаю, за счёт чего производится сцепление брёвен пола между собой (с целью сезонного термоциклирования, как написано далее в абзаце), а если второй — не вполне. Можешь пояснить, пожалуйста?
Примером развития садового искусства являются так называемые сухие сады — «карасенсуй», пришедшие в Японскую культуру из буддизма, а если точнее, то из известной многим школы Дзэн.
Хочется дополнительно отметить, что с началом применения белой гальки при оформлении карасенсуй, она (белая галька) стала терять свой философско-религиозный смысл (символ очищения) и приобрела статусно-эстетическое значение. Всё-таки не каждый аристократ-домовладелец мог позволить себе разбить сухой сад. А после того, как сухие сады смогли позволить себе и зажиточные горожане — идея об «очищении» и подавно отошла на второй план.
Большинство новых замков быстро начали обрастать городами, но формировался он именно вокруг самого замка, а не внутри его. Такой подход к строительству в корне отличает Японские призамковые города от Европейских, где крепостные стены окружали весь город целиком.Вынужден не согласиться, но исключительно из-за категоричности формулировки. В европейской фортификаци существуют такие классические экземпляры, как донжоны и бергфриды, которые по смыслу и функциональному назначению идентичны тэнсю.
К тому же, большая часть призамковых городов в средневековой Японии обносилась хотя бы подобием частокола, так что формально стены были.
Извиняюсь что опоздал, хотя могли и позвать:/
Это к туби и остальным ребятишкам обращение
От фаната геншина фанату геншина
Комментарий недоступен
ахуеть невыхуеть
Жоска. Хотелось бы ещё, но и так нормально.
Спасибо за Лонг да и за все)
Если удалишь этот пост, то я найду тебя и жестко покусаю
Папа не бей, лучше винишка выпей
И я про тоже хд)
Теперь мне понятны некоторые моменты Инадзумской литературы. Очень интересно! При упоминании сименавы захотелось что-то ударить.
Скинь это на форум хуеверсов, может тебе гемов дадут!
Комментарий недоступен
Я обычно на закрытую сажусь
Ну теперь точно уже пора посмотреть что за геншин такой. А статья - моё глубочайшее уважение, одно удовольствие читать.
Нихуя, чёт интересное по Геншину от Содапчи, сейчас почитаю.
З.Ы. *увидел донаты* ебааааааать... Вот бы у меня так под лонгами было, но кому интересно агуша-хрючево... (ни разу не байт и не попрошайничество, я серьёзно)
Выпрашивай как Тимур и плюй в лицо хейтерам.
Еще не читал но скажу что всей душой люблю Японию и все что с ней связано но Инадзума задушила.
Но это дом моей кошки Райден ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Главный плюс Инадзумы - это не Энканомия
Комментарий недоступен
Но в действительности черновик был создан ещё в июле, так что лицо моё имаджинировать не надо.
Геншин - образовательный
Честно говоря, ожидал, что будет щитпост какой-нибудь... А тут полноценный, интересный, познавательный лонг - круто!
Еще бы были силы в Геншин играть, а то Сумерские персонажи как-то не заходят.
У меня саундтрэк из Сумеру на репите уже целый месяц, боюсь даже, как бы к официальному релизу он мне не надоел.
Комментарий недоступен
А что там произошло? Я всё пропустила...
Нет.
Что за ноунейм?
Лайк, репост.
Комментарий недоступен
Опа контент подъехал
Комментарий недоступен
Теперь придется и тебе их освоить а иначе все, позор тебе, твоей семье и (кажется) корове
@Содачи у тебя больше помимо этой не было статей?
Только парочка рофлообзоров, я больше по щитпост контенту.
Прочитал. Круто.
Так, тут скорее будут никому не нужные придирки к тексту и чисто вопрос созданный из-за интереса читателя.
длительные муссоные дождиНо разве само слово «Муссон» не означает «Сезон дождей»? Просто если так, то в контексте перечисления разных погодных условий, то связь тех двух слув звучит буквально как "Масло масляное"
Поэтому в древние века вместе со смертью императора по причине ритуальной чистоты императорская резиденция, выполняющая роль столицы, переезжала на новое место.Это получается, что погибшая тело императора уже считалось источником загрязнения, но во время его жизни, таковым не являлось? Странно конечно всё это. Ну и возникает вопрос, почему бы не придумать, некую церемонию очищения на месте. Содачи, не находила ответа некоего на это?
Стремление к скрытности также прослеживается и в расположении самого великого святилища Наруками, находящееся на самой высокой точке острова, оно привлекало внимание игроков, впервые попавших в Инадзуму, не меньше чем возвышающаяся в самом сердце города Инадзума резиденция Сёгун Райден.Так, окей больше вроде бы таких интересных для себя предложений не нашел.
Начал читать это как обычную статью, в итоге ближе к середине внутри головы начал за меня это всё читать какой-то приятный голос, который дополняет картину целой документалки.
Порой не задумываешься, что за милыми персонажами, приятной музыкой и красивой картинкой скрывается изучение большого слоя культуры, истории и религии и желание как можно точно воссоздать разные периоды существования страны восходящего солнца. Кто-то может сказать что это может быть лишь приплетение ради создания веса левел-дизайну, но вот допустим тот же момент с:
И в то же время приведения аналогии из реального мира уже ощущается совсем по-другому.
В общем, спасибо Содачи, интересно было почитать, хоть и в Геншин, как я уже говорил, давно не играю.
Ну, всё же Муссоны - это обозначение определённых ветров, которые вдоль экватора вроде дуют и осадки именно в виде дождя в таком случае необязательны, ведь зимние муссоны тоже существуют.
Это получается, что погибшая тело императора уже считалось источником загрязнения.Всё именно так, вообще тема смерти для Синтоизма немного особенно стоит, потому что труп сам по себе является источником скверны, поэтому до прихода Буддизма зачастую трупы просто, эммм, выкидывали подальше от мест обитания людей.
за милыми персонажами, приятной музыкой и красивой картинкой скрывается изучение большого слоя культуры, истории и религииПосле этого уже с завозом Буддизма появились определённые ритуалы очищения и захоронения людей, поэтому и постоянные переезды столиц прекратились.
Именно это меня, как ни странно, в Геншине и привлекает, многим кажется, что это очередная хайпанувшая аниме-дрочильня (всё так и есть), но для меня это в первую очередь восхищение тем, как создатели берут уже существующую культуру определённых наций и бережно перерабатывают её под свою вселенную, при этом не забывая отобразить все особенности, причём не просто бездумно их копируя, а именно что добавляя много чего нового. И это действительно поражает, поэтому после прохождения определённых регионов мне так и хочется глубже изучить показанные культуры.
В общем, спасибо СодачиТебе спасибо за развёрнутый отзыв.
Гегшин китайский и архитектура там китайская.
Ага, особенно в Сумеру до хуя китайского 💪
Такая там тоже есть, в Ли Юэ.
お疲様でした!
Внезапный лонгрид от Содачи :3
Виабушники, учите матчасть.
Комментарий удален модератором