Грязные цвета в цифровом рисунке: причины появления и способы решения

Разбираемся вместе с художниками, как появляются грязные цвета и что с этим делать.

Грязные цвета в цифровом рисунке: причины появления и способы решения

Под грязными цветами обычно подразумевают те, которые получаются похожими на обычную грязь — на них неприятно смотреть, они невыразительные и тусклые.

По сути, грязных цветов самих по себе нет, есть неправильное использование отдельных соотношений или цвета, не вписанные в контекст. Объект, покрытый таким цветом, будет выглядеть «грязным». Любой цвет может быть уместным или, наоборот, неуместным, в зависимости от контекста вашей работы. Серые и тёмные оттенки тоже можно удачно обыграть.

Здесь мы поговорим о тех грязных цветах, которые появились там, где быть не должны. Разберемся в причинах их возникновения и способах их избежать.

Причина №1: наслоение мазков друг на друга, смешивание цветов прямо на холсте

Рисование преимущественно мазками и смешение цветов прямо на иллюстрации могут сработать, если художник опытный и понимает, что делает и какой результат получит. В иных случаях наслоение цветов одного на другой может привести к нежелательному итогу: с каждым разом цвет будет становиться все менее насыщенным, потускнеет и даст грязь. Особенно это касается комплементарных цветов (находятся напротив друг друга на цветовом круге): синего и оранжевого, красного и зеленого и так далее.

Если вы не уверены или недостаточно хорошо владеете техникой накладывания мазков, лучше пользуйтесь градиентами и сочетанием «лассо + заливка». Осторожно пользуйтесь «пальцем», непрозрачными и мягкими кистями. Если вы новичок в покраске и смешивании цветов — потренируйтесь и отработайте плавные переходы из одного цвета в другой. Изучите, как это делают профессионалы и попробуйте повторять за ними.

Отсюда вытекает следующая причина, непосредственно связанная с этой:

Причина №2: рисование на одном слое

Для того, чтобы получить чистые оттенки при рендере и легко их исправлять, 2D-художница в Playrix и ментор в Smirnov School Дарья Колмыкова советует держать на отдельных слоях:

  • основной локальный цвет (основной видимый цвет объекта, который вы хотели нарисовать, иногда ассоциируется у нас с определёнными предметами, например: яблоко — красное, чашка — желтая, стены — белые; обычно это полутон);
  • собственную тень;
  • падающие тени;
  • блики;
  • рефлексы.

Кроме того, разделение на слои поможет вам при внесении правок. Если работать на одном-двух слоях, править рисунок будет трудно и затратно по времени. При работе с казуальной графикой и вовсе высока вероятность, что всё придётся рисовать с нуля.

Причина №3: копирование цвета пипеткой с работы

Набор цвета пипеткой — не плохой способ сам по себе, но с ним нужно быть внимательным. Когда вы берёте цвет непосредственно с рисунка, можно случайно попасть на соседний цвет и создать грязь. И даже если всё выбрано правильно, оттенок, вероятнее всего, будет более блеклым, чем тот, что нужен для получения чистых цветов.

Арт-лид в Mytona и ментор в Smirnov School Елена Яковлева советует либо использовать составленную заранее палитру на холсте (особенно если сразу поделить цвета на базу\нюанс\акцент), либо брать цвета непосредственно с цветового круга.

Грязные цвета в цифровом рисунке: причины появления и способы решения

Разберёмся чуть подробнее в БНА:

  • База — это цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
  • Нюанс — цвет, который дополняет базу. Обычно — сосед на цветовом круге, но бывают вариации.
  • Акцент — цвет, часто наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и имеет наименьшую площадь.

Причина №4: рисование теней чёрным или серым цветом

Одна из частых ошибок неопытных художников в том, что они рисуют тени черным цветом, а свет — белым. В итоге тени получаются грязными, а светлые участки — словно выгоревшими на солнце.

Черный цвет всегда добавляет серую компоненту или делает цвет сложносоставным. Например, если мы рисуем яркий желтый объект, в тени при использовании черного мы получим оттенок, имеющий в себе желтую, красную и синюю компоненту, что может дать грязный цвет.

Дарья Колмыкова

Не стоит использовать чёрный цвет для создания теней (это касается и наложения с прозрачностью и режима наложения Multiply), если это не обусловлено требованиями проекта. Попробуйте разнообразить свою палитру : например, при теплом освещении для тени можно использовать глубокий насыщенный синий как самую темную точку, а не черный.

Художник Крэйг Маллинс уверен, что ненасыщенные тёмные оттенки «убивают вашу работу». Он советует во время работы в низком тоновом ключе или во время наложения теней следить за тем, чтобы в выбранном тёмном цвете было достаточно насыщенности.

Причина №5: неверный подбор цвета тени и рефлексов

Эта ошибка может проявить себя, когда художник хочет добиться живописной теплохолодности в работе.

Допустим, художник рисует растительные элементы. И на собственный зеленый цвет листвы кладет тени (через прозрачность или режимы наложения) из красной палитры, которая находится напротив в цветовом круге. Это часто приводит к грязным цветам, даже во время работы с сумеречной сценой.

Дарья Колмыкова

Дарья советует для начала брать оттенки, которые находятся справа и слева от основного цвета элемента на цветовом круге. И уже потом, постепенно, вводить более сложные цвета. Подробнее про связь цвета и света можно почитать тут.

Еще один совет: не опирайтесь слепо на правило «тёплый свет — холодная тень». Оно справедливо в большом количестве сценариев, однако цвет тени не зависит от цвета света напрямую. Чтобы понять, какого цвета будет тень, нужно проанализировать окружение в вашей работе. Именно оно и задаёт настроение для цвета и света.

Взгляните на эту картинку:

Концепт-арт для мультфильма «Хортон». <a href="https://dtf.ru/gamedev/167116-vse-o-teploholodnosti-ili-kakogo-cveta-budut-teni-svet-i-refleksy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Концепт-арт для мультфильма «Хортон». Источник

Большая часть персонажа находится в тени. Свет проходит сквозь растительность и окрашивает слона в зеленоватый оттенок. На спине у него лежит контурный свет от солнца. На хобот попадает тёплый свет, который отражается от земли. Этот же теплый рефлекс перекрашивает тени на растительности (но не на всей).

Есть и обратный цветовой сценарий: холодный свет — тёплая тень. Он реже встречается, но им довольно часто пользовались живописцы 20-го века. Например, Дин Корнуэлл.

Дин Корнуэлл — Romantic Couple Seated by Piano. <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/File:Romantic_Couple_Seated_by_Piano.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Дин Корнуэлл — Romantic Couple Seated by Piano. Источник

Причина №6: неверное использование режимов наложения

Сами по себе режимы наложения не бывают «плохими» — как и в случае с любыми другими инструментами, бывает лишь использование не к месту или неверное использование. Если вы беспокоитесь за чистоту цвета, Елена Яковлева советует быть максимально аккуратными с режимом Multiply: с ним очень легко перекрутить тоновые контрасты и «улететь» в те самые чёрные тени. Осторожно нужно и с режимами Linear Dodge и Overlay: в них легко переборщить с бликами.

Все вышеперечисленные режимы, несомненно, полезные и одни из самых популярных, наряду с Hard Light, Color, Saturation и другими. Главное — понимать, для чего вы их используете, представлять, как они работают и какой итог можно получить.

Елена Яковлева

Дарья Колмыкова советует использовать режимы наложения для нюансов, а в основной работе не делать на них самую большую ставку.

При финализации казуальной графики я предпочитаю рисовать в режиме Normal и подбирать оттенки и палитры по цвету и температуре. Остальные режимы использую уже для доведения графики: в нюансах и при расставлении акцентов.

Дарья Колмыкова

Подробнее работе с режимами наложения можно почитать тут.

Причина №7: рисование без чёткого пайплайна

Пайплайн рисования книги. <a href="https://dtf.ru/gamedev/743510-kak-risovat-v-adobe-photoshop-izuchaem-osnovy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пайплайн рисования книги. Источник

Пайплайн — это четкая последовательность этапов создания вашей работы. Например, он может выглядеть так:

  • лайн (рисунок без покраса и теней, «контур»), цвет и освещение;
  • лайн, освещение, цвет и рендер;
  • плоское пятно без лайна, светотень, дополнительный рендер.

Четко выстроенный пайплайн поможет вам избежать многих ошибок, в том числе — появления грязных цветов. Если же вы каждый раз действуете интуитивно, перепрыгиваете с этапа на этап, результат будет непредсказуемым.

Например, Елена Яковлева выстроила свой процесс работы вот так:

1. Создание 3D-модели в стандартном белом материале с обозначенной светотенью.

2. Окрас тени в нужный цвет через gradient map. Про этот этап можно подробнее почитать тут и здесь.

3. Заливка цветом разных элементов через режим Hard Light (или Overlay, или Multiply).

4. Рендер материалов — проработка текстур, если того требует задание (тут важно не увлечься и не переборщить с контрастами, все очень аккуратно, чтобы элементы, несмотря на ваш добавившийся рендер, смотрелись цельно). Подробнее про рендер можно почитать здесь и тут.

5. Возвращение к светотени (небольшие усиления\корректировки\обобщения за счёт градиентов и мягких кистей).

Все эти этапы можно применять и без модели. В таком случае после заливки деталей следует этап светотени: нужно показать объем форм.

Причина №8: нехватка базовых знаний

Капитан капитанит, однако эта причина слишком важна, чтобы ее не упомянуть. Для создания полноценной работы нужно учитывать множество нюансов: композицию, цвет, свет и построение. Если один из этих аспектов не удался, то он повлияет и на все остальные, ведь все они связаны. Чтобы правильно наложить светотень — нужно понимать форму, чтобы подобрать тоновое соотношение — необходимо продумать композицию, чтобы наложить цвет — надо точно определиться с характером источника света.

Профессиональным художникам часто приходится прорабатывать и улучшать каждый этап работы снова и снова, а также практиковаться в тех аспектах, которые даются хуже всего. Многие известные художники отмечают, что важно учиться новому, совершенствовать навыки и постоянно возвращаться к основам.

Если вы не понимаете, куда дальше двигаться и чувствуете, что вам не хватает базовых знаний, вы всегда можете сделать несколько шагов назад и поработать над базой. Если вы заметили грязный цвет, лучше остановиться и изучить тему: посмотреть уроки от других художников, поделать упражнения, почитать статьи и книги, спросить совета у другого художника, который, как вам кажется, разбирается в теме лучше.

Общие советы о том, как избежать ошибок с цветом

Ещё несколько советов от Елены Яковлевой:

  • Самое главное — набивать руку, плотно знакомиться с софтом, в котором работаете, не боятся пробовать разное и запоминать результат. Пробуйте копировать пайплайн работы разных художников: это поможет понять, какими способами можно достичь нужных результатов.
  • Не забывайте периодически отходить от рисунка (отдалять его) и смотреть, какое впечатление он производит в комплексе. Не зацикливайтесь на конкретных частях надолго (особенно в приближении). Можете использовать окно с навигатором, а можете продублировать окно с рабочим файлом.
  • Периодически обращайте внимание на то, какое положение выбранный цвет занимает на шкале яркости (brightness). Следите, чтобы он не подбирался близко к крайним значениям.
Грязные цвета в цифровом рисунке: причины появления и способы решения
  • Пользуйтесь референсами для цвета и текстур. Не просто ищите их, а смотрите на них в процессе работы, сверяйтесь и вдохновляйтесь.

Ну и, конечно, старайтесь тренировать общую насмотренность: фильмы, фотографии, работы других художников, дизайн объектов и пр. — это очень помогает в росте скилла. Желаю удачи в поимке ваших идеальных чистых цветов!

Елена Яковлева
Грязные цвета в цифровом рисунке: причины появления и способы решения

Дополнительные полезные материалы:

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

196196 показов
15K15K открытий
44 репоста
19 комментариев

Хорошая статья, но мне не хватило примеров "неправильных" теней. Было бы здорово, если бы сравнивали два рисунка, на одном грязная тень, на другом правильная. Все-таки живопись это больше про показывать, чем рассказывать.

Ответить

так эт ж продажа курсов, все остальное на уроке)

Ответить

Спасибо за справедливое замечание, учтем в будущих материалах)

Ответить

Ещё можно вспомнить что у большинства графических программ смешивание цветов сломано по умолчанию.

Ответить

можно подробнее?

Ответить

Про это вообще должны сразу рассказывать на любых курсах и любых туториалах для начинающих

Ответить

у нас препод и декан графотдела любил грязные цвета, типа они сложные, его любимая фраза- "больше грязи- больше связи"

Ответить