"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Я не имею ни малейшего отношения к этой белиберде. Если кто-то утверждает, что это „Восставший из ада“ Клайва Баркера — это вранье. Это даже не восставший из зада Клайва Баркера!

Клайв Баркер
, Писатель и режиссёр
"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Когда Клайв Баркер и Питер Аткинс отошли от производства "Восставшего из Ада" для франшизы наступили тёмные времена. Предыдущие фильмы пусть и не собрали огромную кассу, они всё-таки стали классикой жанра ужасов. А расстаться с такой культовой серией означало бы лишиться потенциальной дойной коровы, и Dimension решило: “Show must go on”. Так как “Кровное родство” провалился в прокате последующим фильмам предстояло отправиться на видео.

Забавный факт: Вайнштейнам было плевать в какую сторону развивать вселенную; главное сохранить права и получать прибыль с продажи кассет и DVD дисков, благо на начало 00-х этот рынок набирал обороты. Поэтому 5-10 фильмы собирались едва ли не на коленке. Брался сторонний сценарий какого-нибудь начинающего писателя, переписывался так, чтобы Пинхэд и шкатулка ЛеМаршана играли незначительную, но всё же роль, звали на пост режиссёра какого-нибудь ремесленника, и всё, можно снимать и отправлять в магазины. А участие Дага Брэдли по-прежнему привлекало внимание фанатов.

К сожалению (или к счастью), бизнес план братьев просуществовал недолго - всего пять лет. За это время было снято четыре фильма, отпугнувших от себя даже самых преданных фанатов. Но главным ударом стал уход Брэдли, из-за чего от серии отвернулись практически все, даже боссы Dimension. Последние два фильма и вовсе снимались ради сохранения прав на сдачу от какого-нибудь хоррора категории Б.

Но обо всём по-порядку.

Восставший из Ада: Преисподняя, 2000 г. (Hellraiser: Inferno)

Расследуя жестокое убийство, детектив Джозеф Торн находит шкатулку ЛеМаршана и в первую же ночь открывает её. Вскоре его близкие и знакомые умирают от руки таинственного маньяка, которого многие в страхе называют Инженером. Понимая, что Инженер начал на него охоту, Торн решает во что бы ни стало поймать психопата; но с каждым часом реальность вокруг начинает превращаться в бесконечный кошмар.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

На первый взгляд кажется, что “Инферно” не вписывается в канву вселенной - он больше похож на ремейк “Лестницы Иакова”, чем на продолжение “Восставшего”. Да, тут есть узнаваемые черты: сенобиты, цепи, шкатулка, Пинхэд… но общий смысл и её подача не похожи на то, что предлагал нам Баркер. Если раньше сенобиты предпочитали физически мучить своих жертв, то теперь устраивают перед ними театр психологического ужаса.

В режиссёры на этот раз подписался Скотт Дерриксон, известный нам по “Доктору Стрэнджу” и “Синистеру” - единственный из творцов конвейерного сегмента “Восставшего”, который знал, как нужно впечатлить зрителя и заставить его переживать за героя. Имея на руках небольшой бюджет, Скотт решил сделать ставку на атмосферу, отчего фильм с каждой минутой становился все более мрачным и запутанным. Хитрость в том, что “Инферно” подаётся как детектив с элементами триллера и неонуара - аморальный герой расследует преступления жестокого психопата, но стоит ему хоть на шаг приблизиться к разгадке, как логика происходящего начинает трещать, как разбитое зеркало; и с каждым разом холодный цинизм героя уступает место не поддельному ужасу - то же самое начинает чувствовать и зритель. Тогда же задаешься вопросом - а можно ли вообще разгадать это дело?

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Но, как я уже сказал, это всего лишь хитрость; сюжет, словно спираль, опускается всё глубже и глубже, соприкасаясь с внутренним миром главного героя. Всё, что делает Инженер, и все галлюцинации, что преследуют Торна на пути к цели, выворачивают наизнанку душу детектива, обнажая перед ним (и зрителем) его грехи и страхи. В такой ситуации Пинхэд (чьё появление ограничилось тремя сценами общей длительностью в три минуты) и его сенобиты предстают всего лишь судьями, которые выносят приговор и объясняют простую, как мир истину: Ад - всего лишь зеркало наших грехов.

Несмотря на это фильм не блещет изобретательностью. Его идея не нова, а все жестокие сцены так или иначе появлялись и в ранних частях. Возможно, сказался скудный бюджет, из-за чего даже самые кровавые моменты отдавали бутафорией.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Но стоит отдать должное - за бюджетностью скрывалась безнадёга и нарастание чего-то безумного, мистического и необъяснимого. Ни одна сцена, какой бы она ни была, не выглядела лишней, а пересмотр фильма в таком случае позволял выстроить для себя целостную картину происходящего. Возможно, вам даже станет жалко протагониста-антигероя, который медленно, но верно опускался в глубины личного Ада. Когда Джозеф, напуганный до предела, мечется от одной локации к другой и против своей воли наблюдает за жестокими убийствами близких ему людей невольно желаешь ему выбраться из этого кошмара как можно быстрее. А в конце уже не испытываешь ничего, кроме гнетущей пустоты.

Уже за это “Инферно” вызывает если не восторг, то хотя бы приятное любопытство. В конце концов, больше таких интересных и гнетущих фильмов во франшизе не предвидится.

Восставший из Ада: В поисках ада, 2002 г. (Hellraiser: Hellseeker)

Главный герой, клерк Тревор, вместе со своей женой Кёрсти (главная героиня первых двух фильмов) попадает в аварию. Очнувшись в больнице, он с удивлением узнает, что Кёрсти пропала, а полиция подозревает в этом его. Вскоре Тревор возвращается к прежней жизни, однако череда галлюцинаций и жестоких убийств заставляют его усомниться в реальности происходящего. Может быть, во всём виновата та шкатулка, которую он подарил жене на день рождения…

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Интересно, что по замыслу Вайнштейнов “Поиски Ада” должен был быть пятым фильмом, но конфликты со сценаристом Майклом Лентом и сложности производства задвинули проект куда подальше. Вспомнили о нём после успеха “Инферно”. По замыслу Лема главным героем должен был стать хакер Рикс, который оказался единственным выжившим после пожара в лаборатории. Рикс не помнит кто он, но после происходящего его начинают преследовать галлюцинации в которых за ним охотится его тёмная сущность. В конце фильма у героя появился бы шанс сразиться с собственными демонами, чтобы не позволить им окончательно запятнать его душу.

Когда Вайнштейны прочли сценарий, то поняли, что его сюжет слишком сильно похож на историю “Инферно”, и решили нанять новых писателей для правок. Правок было так много, от задумки Лема не осталось ни следа, и тот ушёл из проекта. Новый сценарий писали целой командой - тут был и сценарист Карл Дюпре (за плечами которого были такие “хиты”, как “Пророчество 3” и несколько малоизвестных ТВ фильмов), и будущий режиссёр Рик Бота (который до этого подрабатывал оператором), и Даг Бредли (чьи правки тоже пошли под нож), и даже Баркер, хотя его участие ограничилось лишь парой предложений. Несмотря на это, фильм получился настолько пресным, что считается, будто после него франшиза стала скатываться окончательно.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Главный недостаток “В поисках Ада” в том, что его просто неинтересно смотреть. Вайнштейны хоть и пытались избавить шестой фильм от самоповтора, в конечном итоге получилось всё строго наоборот. Как и несчастный Джозеф Торн, Тревор после аварии начинает видеть жуткие необъяснимые вещи, которых с каждым разом становится всё больше и больше. Люди вокруг него умирают, а все следы ведут к нему и тому факту, что он не совсем помнит подробности аварий. А тут ещё и Пинхэд своими загадками рушит и без того шаткую логику происходящего.

Вот только если история Торна представляла собой чёткую и последовательную головоломку, то история Тревора больше похожа на солянку, в которую сценаристы пытались запихнуть всё, что можно - убийства, “пугающе” видения, загадочные персонажи и “пространные” диалоги о грехопадениях. Оттого фильм страдает чередой неуместных и необъяснимых сцен, от которых становится просто-напросто скучно.

Для примера могу пересказать структуру фильма: герой сидит на работе - ему кажется что-то странное - а нет, показалось; герой приходит домой - ему видится что-то странное - а нет, показалось; к нему приходит любовница - её убивают - а нет, показалось, вон она, живая. И так весь фильм. Первые пару раз ещё кажутся любопытными, но последующие просто проматываешь в попытке добраться до финала, который - сюрприз-сюрприз - начисто слизан с “Карнавала Душ” (где главная героиня также выживает после аварий, а потом её начинают преследовать призраки). Объясняет ли что-нибудь концовка? Может быть. Станет ли от этого легче? Нисколько.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Ситуацию могло бы спасти появление Кёрсти в исполнении Эшли Лоуренс, но всё стало только хуже. Здесь она играет жену главного героя и появляется в фильме ровно на пять минут, чтобы объяснить своим присутствием происходящее и довести историю до логического финала.

По сюжету дядя (напомню - антагонист первого фильма!) завещал Кёрсти крупную сумму денег (!!), а жадный Тревор задумал убить нелюбимую супругу и присвоить себе её богатства; это событие и послужило толчком к происходящему, и именно это в намёках подаётся зрителю в течении всей истории. Помимо абсурдного поворота с дядей (очевидно, Бота и Дюпре не смотрели оригинальные фильмы), в глаза бросается и измененный характер персонажа - забудьте про смелую и добрую простушку, перед нами палач на службе у Пинхэда (я не шучу). Да, сценаристы обосновали что да как, но лучше от этого не станет; это как если бы Лори Строуд выполняла за Майкла всю грязную работу. Цирк да и только.

Но назвать “В поисках…” плохим фильмом было бы слишком. Он просто никакой. Ни одна сцена не врезается в память, жестоких сцен практически нет, сюжет полон самоповторов и недосказанностей, а небольшое появление Пинхэда выглядит таким невзрачным, что если бы его и не было в сценарии, то ничего бы не изменилось. Скудная актёрская игра Дина Уинтерса не позволяет проникнуться к персонажу, а небольшое появление Эшли Лоуренс хочется забыть, как страшный сон. Можно ещё зацепиться за атмосферу, но какой в этом смысл, если всё остальное не впечатляет?

Восставший из Ада: Армия мертвецов, 2005 г. (Hellraiser: Deader)

Журналистка Эми Кляйн отправляется в Румынию, чтобы расследовать дело о таинственной секте, члены которой возвращаются к жизни после ритуала с самоубийством. Поиски приводят её к шкатулке ЛеМаршана, открыв который она невольно выпускает силы зла и попадает в мир необъяснимых кошмаров…

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Для работы над очередной частью “Восставшего” Вайнштейны подрядили сценариста Питера Бриггса. Бриггс был большим поклонником серии, и потому сразу же нацелился на продолжение первых четырёх фильмов и спустя некоторое время выдал готовый скрипт. К сожалению, неизвестно, о чём был сюжет, но важно то, что руководство Dimension отказалась пускать его в дело из-за нехватки денег, и Бриггс ушёл. Другой сценарист Тим Дейл и вовсе предлагал продолжить историю шестого фильма, но снова получил отказ. Вместо этого Боб Вайнштейн подкинул ему сценарий Нила Маршала Стивенса “Deader” и посоветовал переработать его таким образом, чтобы втиснуть туда Пинхэда и шкатулку. В итоге получился настолько несъедобный микс, что на фоне него даже “В поисках Ада” кажется чудом сценарного мастерства.

Чтобы сэкономить немного средств, руководство Dimension решает перенести производство фильма в Румынию, куда в свою очередь переехал и Патрик Люсье со своей трилогией про Дракулу (которая тоже выходила на видео). А в режиссёры снова подписали Рика Боту (поначалу рассматривалась кандидатура Дерриксона, но тот, естественно, отказался).

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

То, что сценарий буквально собирали на коленке видно невооружённым глазом. История, которая поначалу целилась на религиозную мистику в какой-то момент потеряла нить повествования и стала пулять в зрителя слабосвязанными между собой сценами жестокости и пугающих видений. Почему героиня полфильма видит глюки? Где реальность, а где бред? Почему финал такой, какой есть? Какую роль в секте играет шкатулка ЛеМаршана? Никаких объяснений не будет - их не знают даже сценаристы. Точнее, знают, но как-то по своему, предпочитая подавать всё через намёки, думая, что кто-нибудь в здравом уме будет сидеть и расхлебывать этот поток сознания.

Если в предыдущих фильмах авторы ещё пытались логически втиснуть Пинхэда в сюжет, то тут забили даже на это - он просто появляется ради галочки и чтобы хоть как-то обосновать финальный замес. При этом сценаристы ухитрились связать “Армию” с предыдущими фильмами, а точнее с четвёртой частью: дескать, главный злодей потомок того самого ЛеМаршана, который нашёл способ обмануть Ад.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Но, в отличие от “В поисках Ада” седьмую часть не скучно смотреть. Как ни странно, но здесь Бота не пожалел денег на литры искусственной крови, уродливый грим и даже парочку компьютерных спецэффектов. Количество мерзких сцен возросло в геометрической прогрессии (особенно занимает вагон, полный трупов - отсылка на Баркера?!), а некоторые моменты (например, в больнице) удивляют своей безысходностью. Немалая заслуга принадлежит и главной героине в исполнении Кари Вувер, известная зрителю по роли симпатичной цыганки в “Худеющем”. Кари, несмотря на свой статус забытой звезды, постаралась отыграть свою роль так, чтобы зритель её жалел. И получилось! Ей веришь, ей сочувствуешь - странно такое слышать от фильма, снятого, чтобы забить нишу низкобюджетных хорроров, но факт есть факт.

Кровавый, непонятный, пресный, но моментами (редкими) занимательный фильм, которому уж точно не место во франшизе - вот и всё, что можно сказать про “Армию Мертвецов”. Если сравнивать его со всеми “несвязанными” частями серии, то я бы поставил его на второе место после “Инферно”; а как отдельный фильм он не достоин никакого внимания.

Восставший из Ада: Адский мир, 2005 г. (Hellraiser: Hellworld)

Группа друзей выигрывает в онлайн-игре “Hellraiser” билет на закрытую вечеринку, которая проходит в загородном особняке, принадлежащем некоему Хозяину. Но как только герои приезжают туда сразу же попадают в водоворот необъяснимых и пугающих событий, связанных с жестокими Сенобитами, которые каким-то образом сумели проникнуть в нашу реальность…

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Третий фильм за авторством несменного Рика Боты также поначалу не имел никакой связи с серией. Снимали его в спешке, и то потому, что по договору с румынскими чиновниками Dimension должен был снять n-ое количество фильмов в этой стране. Поэтому никаких конфликтов со сценаристами не было - Вайнштейны снова позвали Дюпре, чтобы тот взял сценарий очередного малобюджетного слэшера и наспех превратил его в продолжение франшизы. Актёров вообще набирали случайным образом - искали тех, кто только-только закончил сниматься в очередном дешёвом ужастике (тоже в Румынии), ловили их в местном баре и уговаривали засветиться в “Адском мире”. Так, например, завербовали Лэнса Хенриксона.

“Адский мир” - это пресный микс из слэшера и мистики, который выглядит такой же противоречивой с точки зрения повествования подделкой, как и предыдущие два фильма. Когда авторы белыми нитками пытаются скрестить нескрещиваемое, то ожидаемо получается провал - на этот раз настолько сильный, что впоследствии Dimension оставит франшизу в покое. На какое-то время.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Что здесь плохого? Всё. Структура фильма - герои мечутся по дому и их убивает маньяк - может показаться любопытной, но на деле приправлена скукой и бездарностью. Убийства выглядят обыденными и безвкусными, а та жестокость, что хоть немного “приукрашивала” седьмой фильм не запоминается совсем. Больше всего обидно за Пинхэда, который вдруг превратился в Джейсона Вурхиза и начал убивать заблудившихся друзей (среди которых затесался и всеми любимый Генри Кавилл); а если не убивает, то стоит где-нибудь на заднем плане и насмехается над главной героиней. Да и грим на актёре начал затухать судя по нездоровому цвету “кожи”.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

А ещё - по задумке авторов - мир Ада просочился в просторы виртуального мира. Якобы существует онлайн-игра “Hellworld”, цель которой найти и открыть “шкатулку ЛеМаршана”, чтобы получить некий приз. Скажу честно, идея интересная, по-крайней веет хоть какой-то оригинальностью. НО. Есть жирное но. Мы же помним, что за сценарий и производство отвечали люди, которым дали приказ скрестить собаку с лошадью? Так вот, тему с интернетом никак не обыграли (точнее, обыграли, но вместо объяснений породили и без того кучу вопросов), равно как не обыграли и появления Пинхэда (Реально ли он существовал? А если да, зачем он убивал друзей?). Финал и вовсе вызывает сардонический смех, но на фоне предыдущих частей кажется плюс-минус позитивным.

В итоге “Адский мир” оказался очередной наспех сделанной подделкой, которая не понравилась никому. Особенно Дагу Бредли, который терпеливо относился к предыдущим частям, а в этой наконец-то понял, что с таким руководством кашу не сваришь и покинул франшизу. Подозреваю, что и Кавилл не очень любит вспоминать этот фильм.

Но до самого дна, как выяснилось, было ещё далеко, ибо впереди фанатов ждало настоящее Откровение.

Восставший из Ада: Откровения, 2010 г. (Hellraiser: Revelations)

Двое друзей Нико и Стивен отправляются в Мексику, где случайно находят шкатулку ЛеМаршана, после чего бесследно исчезают. Спустя год их семьи собираются вместе на ужин, в процессе которого выясняют обстоятельства внезапного исчезновения парней. Позже они узнают, что один из них стал сенобитом на службе у Пинхэда, а второй собирается принести своих близких в жертву адским силам…

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

После провала восьмого фильма в недрах Dimensions упорно ходили слухи о возможном ремейке. Ради такого Вайнштейны предложили Баркеру вернуться к франшизе, и тот согласился и даже начал работать над сценарием. Но дело всё никак не двигалось с мёртвой точки по разным причинам - то людей не хватало, то денег, то энтузиазма. В конце концов, права на серию начали угасать, и чтобы их сохранить нужно было что-нибудь снять, да побыстрее. Очевидно, что ремейк пролетал - работы над ним было невпроворот, а снимать его наспех никому не хотелось. Так, на свет появился “Восставший из Ада: Откровения”.

Снятый в спартанских условиях за три недели с бюджетом в 350 тысяч долларов, фильм как бы предупреждает фанатов не ждать от него чуда или чего-нибудь на уровне “Адского мира”. Говорить о каком-либо качестве тоже бессмысленно - его тут нет. Нет ни актёров, ни интересной истории, ни глубины оригинальных фильмов, ничего. Это настолько нишевый продукт, что на его фоне даже фильмы Asylum кажутся гигантами киноиндустрии.

Сценарий, на этот раз, писали с нуля. Это плюс. Но по факту получилась копирка первого фильма - это минус. Тут есть и бесплотный беглец, и его помощник, который убивает людей ради его спасения, и сенобиты, которые преследуют их, и человек, который выдает себя за другого, и даже бомж - хранитель шкатулки… Схожих моментов так много, что “Откровения” легко бы сошёл за ремейк; но правда в том, что сценарий писали в режиме нон-стоп, а в таком случае трудно было выдать что-нибудь оригинальное.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Даг Брэдли оказался от участия, и на его место пригласили Стеффана Коллинза. Если бы любимый фанатами сенобит продолжал щеголять злодейским шармом, то минусов у фильма было бы меньше. Но, увы, здешний Пинхэд настолько кошмарен, что любую сцену с ним (а их тут неприлично много) хочется пролистать как можно быстрее. Он кривляется, пучит глаза, злится, радуется, читает сумбурные монологи, да и вообще напоминает районного бандита, который решил переквалифицироваться в демона. Кто-то скажет, что и в третьем фильме был схожий образ, но позволю напомнить, что у Бредли было чистое зло, помноженное на харизму, в то время как Коллинз не вызывает ничего, кроме стыда.

Единственное, что в этом фильме получилось лучше всего - это грим и сцены жестокости, которые создатели смакуют в невероятных (на фоне предыдущих фильмов) количествах. Плюс покажут превращение человека в сенобита на фоне философского монолога о грехах и желаниях, но вряд ли эта сцена запомнится, как и всё остальное.

Однако и это был не конец…

Восставший из Ада: Приговор, 2018 г. (Hellraiser: Judgment)

Двое детективов расследуют серию жестоких убийств, совершённых маньяком по кличке “Наставник”. Однажды следы приводят их к таинственному дому, в котором сенобиты проводят суд и наказывают любого, кто ненароком попадёт к ним, за его грехи. Но выясняется, что один из братьев должен сыграть решающую роль в грядущей битве Рая и Ада, однако у Пинхэда на него другие планы…

Дело с ремейком не задалось. Баркер написал сценарий, накидал пару артов, отправил все наработки в Dimensions… и остался ни с чем. Неизвестно, что послужило причиной такого долгого затишья, но факт в том, что до 2018 года никто ничего не слышал про будущее серии, и все уже было решили, что франшиза оказалась на свалке историй. Баркер снова отошёл от дел и в качестве протеста выпустил литературное продолжение “Hellbound Heart” под названием “The Scarlet Gospels”, в котором Пинхэд пытается захватить власть над Адом.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Но, что удивительно, про ремейк никто не забыл. По-крайней мере это объясняет почему в 2018 году в руководстве Dimension задумались о продлении прав; да и последние новости про каст на роль Пинхэда внушили надежды на счастливое будущее. Но, так как ремейком ещё никто не собирался заниматься, было принято решение снять новую часть франшизы.

На этот раз за дело взялся Гэри Дж.Танниклифф, который по-праву считается “ветераном” серии - начиная с третьего фильма, он занимался гримом и прочими визуальными эффектами. Для 9-ой части он даже согласился поработать сценаристом, а для 10-ой решил реализовать себя по полной программе - тут он стал и режиссёром, и сценаристом и даже актёром. Чуда, к сожалению, не случилось.

Сценарий - очередная мозайка из двух сюжетных линий, каждая из которых в конце фильма сливается воедино и превращается в натуральный нелогичный балаган. Если вы думаете, что арка с детективами к чему-то приведёт, то спешу расстроить - она резко оборвётся, показав зрителю очевидный и тупой твист. Для чего все эти убийства нам тоже толком не объяснят, а просто подадут их как часть “небесного плана” - не больше, не меньше.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Хотя фильм начинался неплохо. По задумке авторов шкатулка ЛеМаршана уже не пользуется такой популярностью, и поэтому сенобитам пришлось искать новые способы поймать жертв в свои сети. Для этого они заманивают несчастного в загородный дом и устраивают ему что-то вроде суда, где один сенобит записывает грехи на бумагу, другой эту бумагу ест, потом блюёт ею, а третьи съедают (приятного аппетита!). Ну и в конце, естественно, жестокая смерть. Да, звучит отвратительно, а от увиденного тянет расстаться с обедом (вообще с гримом тут полный порядок); но за эту находку можно смело накинуть “Приговору” парочку баллов. По-крайней мере не так вторично, как в девятом фильме.

Но, увы, эта идея меркнет на фоне бездарного сценария, в который Танниклифф пытался накинуть всё и сразу. Тут вам и мерзотная мистика, и детективная мистика, а потом это всё перетекает в религиозную мистику, главной темой которой становится противостояние Рая и Ада (да, впервые за всю серию создатели коснулись темы Рая и Бога). И ни одна из тем не находит логичной развязки. Финал вообще кажется каруселью и заканчивается не многозначным “продолжение следует…”, которое вряд ли захочется ждать; но стоит заметить, что в рамках серии он получился нестандартным.

"Твоя плоть разрушает твою душу" Обзор франшизы "Восставший из Ада". Часть 2

Я уже не говорю про то, что это скучно смотреть. Девяносто процентов происходящего - это диалоги без изюминки и интереса, которые вылетают из памяти со скоростью фейерверка.

Пинхэда снова играет другой актёр - на этот раз Пол Т. Тейлор, и стоит отдать ему должное выглядит он получше пучеглазого Коллинза. Не уровень холодного и циничного Бредли, но и отторжения не вызывает. Другое дело, что и ему не нашлось места в сценарии - он просто бродит по Аду и толкает философские речи. Зато в финале его образ кардинально меняется, но что из этого получится пока сказать трудно - надо ждать одиннадцатую часть.

В итоге получается странная вещь. На фоне “Откровений” десятый фильм ещё кажется вменяемым и может вызвать какой-никакой интерес хотя бы попытками расширить вселенную. Но глупый сценарий и откровенно скучное содержание могут оттолкнуть даже самых стойких фанатов серии.

***

Теперь же подведём итоги в стиле вопрос-ответ:

- Так стоит ли знакомиться с серией “Восставший из Ада”?

- Да, несомненно! Первые два фильма заслуженно считаются классикой, третий и чётвёртый, несмотря на некоторые противоречия, следуют общему канону и даже завершают сюжетную линию Пинхэда.

- А что насчёт “неканоничных” продолжений?

- Я бы рекомендовал пятый фильм и, наверное, седьмой. В пятом фильме есть густая и гнетущая атмосфера необъяснимого кошмара, а седьмой просто любопытен.

- Стал ли Пинхэд узнаваемым злодеем в жанре ужасов?

- Несомненно! Можно долго распинаться о всех достоинствах этого персонажа, но могу лишь сказать, что Баркеру удалось создать по-настоящему запоминающегося монстра, чей характер претерпевал немало изменений. То он был злодеем по-работе, то “очнулся” и пожертвовал собой ради Кёрсти, то снова стал кристальным злом, а потом просто устремился к власти. К сожалению, в “неканоничных” продолжениях его образ стал более прямолинейным и лишёным какой-либо изюминки.

- Есть ли будущее у серии?

- Как ни странно, да. Во-первых, Dimension продолжает кормить фанатов новостями о грядущем ремейке; во-вторых, Гэри Дж.Танниклифф что-то говорил про продолжение и обещал, что в 11 части будет битва между Пинхэдом и верховным сенобитом за власть над Прейсподней. Запасаемся попкорном!

- А есть ли жизнь “Восставшего” вне фильмов?

- Есть. В 90-х выходила серия комиксов под одноимённым названием под авторством того же Баркера. В нём Керсти согласилась заменить Пинхэда в Аду, а тот в облике человека попытался устроить на Земле натуральный апокалипсис. Лор фильмов значительно расширили и даже рассказали о прошлом сенобитов. Плюс, недавно Баркер выпустил роман “Алые Песнопения”, который по сюжету является продолжением “Hellbound Heart”; и если вас не смутят мастурбирующие демоны и Пинхэд-герентофил, то вперёд и с песней (есть мнение, что роман писали помощники Баркера, которые скомпоновали его разрозненные черновики в одну книгу).

- А как же быть с каноном? Что считать каноничным, а что нет?

- Сложно сказать. Первые четыре части определённо связаны друг с другом, пятую, шестую и седьмую ещё можно к ним привязать; а вот с остальными вопрос. Комикс перечёркивает события всех фильмов, кроме первых двух, а “Алые песнопения” вообще кажутся фанфиком.

- А что сам Баркер думает по поводу сиквелов четвёртого фильма?

- Читайте цитату в начале статьи.

Спасибо за внимание!

107107
23 комментария