Закрываем бэклог: What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии

«Симулятор ходьбы», который помогает смириться с утратой близких.

Закрываем бэклог: What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии

Несмотря на громкий успех игры, многочисленные награды и постоянные рекомендации от знакомых, я в своё время прошёл мимо What Remains of Edith Finch. Почитал рецензии, посмотрел ролики и подумал, что это очередной «симулятор ходьбы». К тому же издавала игру компания Annapurna Interactive, которая в последние несколько лет изо всех сил хочет казаться этакой A24 от мира видеоигр — выпускает хай-концепт проекты, которые, в отличие от работ упомянутой киностудии, чаще оказываются самыми обычными играми с крутым логлайном (Gorogoa, Ashen, 12 Minutes).

Тогда What Remains of Edith Finch показалась мне очередной вариацией нашумевшей Gone Home, которая, несмотря на весь хайп, вызвала лично у меня скорее разочарование. Тем не менее, я добавил злоключения Эдит Финч в бэклог, но благополучно о них забыл.

Буквально недавно один хороший знакомый посоветовал мне пройти What Remains of Edith Finch на Switch со словами: «Это как игры Bloober, только без беготни, интереснее и в конце захочется поплакать». Несмотря на моё отношение к «симуляторам ходьбы», игры Bloober Team мне искренне нравятся. Наверное, потому что студия каждый раз интересно работает с сеттингом и атмосферой: в Layers of Fear интересно раскрывались муки творчества, в Observer — самоидентификация, а в Blair Witch — паранойя и одиночество.

Закрываем бэклог: What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии

Но при схожести с играми поляков, What Remains of Edith Finch оказалась абсолютно другой, даже не смотря на наличие парочки действительно хоррорных моментов (особенно с щупальцами). В первую очередь это полу-готическая история о нескольких поколениях одной семьи и её долгих, запутанных и лиричных отношениях со смертью.

По сути это калейдоскоп историй о смерти очень разных людей. Подаются они глазами стороннего наблюдателя — той самой Эдит, последней из рода Финчей. Все её родственники погибли при странных обстоятельствах, и теперь она стремится узнать, что же с ними случилось. Героиня не может просто так отпустить людей: ей нужно знать, как всё произошло, почему и зачем. А все ответы скрывает пустой дом, в котором осталось так много воспоминаний.

Закрываем бэклог: What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии

What Remains of Edith Finch — игра очень эмоциональная и трогательная, даже несмотря на простую историю и рудиментарный геймплей. Она не оставит вас равнодушными, особенно если вы уже теряли близких или представляете, каково это.

Каждому покойному Финчу посвящён отдельный небольшой эпизод: вы перемещаетесь в другое время и пространство, где лично переживаете последние мгновения героя, будь то взрослый, ребёнок или даже младенец. Да, идея не нова, но в игре от Giant Sparrow из-за крепкой эмоциональной привязки начинает казаться, что ты прямо сейчас ведёшь на убой кого-то из своих родственников, потому что уже успел проникнуться, понять правила мира и привыкнуть к героям, пускай и видишь их впервые.

Закрываем бэклог: What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии

В What Remains of Edith Finch сильно ощущается влияние игрока на историю, притом что нелинейности в игре я не заметил. Дело в самом ощущении, что ты очень хочешь узнать конец истории, но для этого собственноручно ведёшь персонажа на свидание со смертью. Оно и выделяет творение Giant Sparrow на фоне других игр.

Сложно перехвалить нарративщиков студии, потому что они рассказали историю семейства Финч не только через последовательность сцен и диалогов, декорации и предметы, но и через эмоциональную вовлечённость. Когда смерть забирает персонажей, тебе по-настоящему их жаль.

Постепенно грёзы вытесняют рабочую рутину и поглощают все мысли героя. И благодаря интерактивности ты это не просто видишь, а чувствуешь
Постепенно грёзы вытесняют рабочую рутину и поглощают все мысли героя. И благодаря интерактивности ты это не просто видишь, а чувствуешь

Более того, сама игра подстраивается под характер истории. В одной новелле вы видите вычурный хоррор-комикс, а в другой — приземлённую историю парня, который работает на заводе и постепенно растворяется в своих невинных грёзах. Эмоции и характер персонажей в последние мгновения жизни передаются через стиль повествования, визуальный дизайн и даже геймплей: например, в одной новелле вы управляете монстром, который крадётся к спальне девочки.

Поэтому каждый эпизод — поэтично красив, многослоен, наполнен символами и просто незабываем. Это не «эмоциональный терроризм» Кена Левина и не грубая работа с болевыми точками в стиле Дмитрия Глуховского, а что-то более глубокое, более личное.

Закрываем бэклог: What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии

Мне нужна была такая игра с именно такой историей, просто я этого не осознавал. За прошлый год я потерял несколько очень важных для меня людей, и злоключения Эдит Финч не просто срезонировали со мной, но и подарили в финале освобождающий катарсис. Подобное я последний раз испытывал, наверное, когда 8 лет назад проходил Spec Ops: The Line на «закольцованную» концовку.

What Remains of Edith Finch — очень странная, неспешная «слёзовыжималка», но в самом хорошем смысле этого слова. Есть мнение, что отличная игра (как и фильм, книга, музыкальный альбом) должна давать игроку что-то новое — опыт, пищу для размышлений, эмоции (даже негативные) или знания. Заходя в Warframe, я не чувствую ничего, кроме обязательства сдать все дейлики. Играть в Halo: Infinite мне было весело, но за 4 часа я ни разу не вспомнил ничего из своего прошлого, не разу не подумал о том, что можно посмотреть на часть своего жизненного опыта с другой стороны. Даже похожие на What Remains of Edith Finch игры от Bloober не давали мне ничего такого.

Закрываем бэклог: What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии

Игра от Giant Sparrow не просто рассказывает историю и не просто даёт возможность в неё погрузиться. Она ведёт прямой диалог с игроком в формате интервью и задаёт ему вопросы, при этом не говоря ни слова. Скорее всего, после прохождения, если вы поймёте эти вопросы и сможете на них ответить, — узнаете много нового о себе и своих чувствах.

Прямо как на сеансе у психотерапевта, которому платят за то, что он задаёт правильные вопросы.

302302
61 комментарий

Эпизод с парнем, который начал сходить с ума и работал на рыбзаводе меня поверг в шок. Одна из немногих игр, которая действительно дает уникальный опыт. Вот бы еще что-то увидеть от этих разработчиков, все-таки она относительно давно выходила.

101
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Игра про семью хомяков-суицидников плюющих на логику и технику безопасности.

79
Ответить

смерти здесь утрированны в пользу "поэтичности", иначе бы история просто могла не получится
как по мне - вполне оправданная жертва

13
Ответить

да, мы поняли что ты ни такой как фсе.

3
Ответить

Щас с кайфами надушню. "What Remains of Edith Finch как сеанс психотерапии" "который помогает смириться с утратой близких." Кому он блять помогает, чо за кукежный переводы просто игрушки в ранг чего то на столько значимого, помогает людям, лечит душу, воду в вино превращает, просто любопытная-самобытная игра, никаких откровений, что блять было в ней такого, чего не было нигде больше что она аж душу лечит человеческую. У редакции какое то постоянно желание переоценить какие то сами собой разумеющиеся вещи, наградить какими то около сакральными эпитетами, "ммммм просто бальзам лечащий раны, мммммм хлюп хлюп повесть о важности разговоров" вот эта противная сойбойная этика прекратится чи не ?

67
Ответить

Комментарий недоступен

27
Ответить