Фильм «Герда» – социологическое исследование провинциальной личности

Новая работа Натальи Кудряшовой о провинциальной безысходности, отсылками к Триеру и все той же русской сказочности, в которой жили персонажи фильма «Петровы в гриппе». Для всех, кто пропустил достойные российские фильмы.

Кадр из фильма «Герда» / <a href="https://static.kinoafisha.info/k/movie_shots/1920x1080/upload/movie_shots/8/3/9/8354938/ed6fb003a177b44020694d9da50d1d1b.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinoafisha.info</a><br />
Кадр из фильма «Герда» / kinoafisha.info

Режиссерская карьера Натальи Кудряшовой началась относительно недавно, с экзистенциальной картины «Пионеры-герои», которая получила диплом гильдии киноведов и кинокритиков «За лучший дебют». «Герда» – стала ее вторым фильмом, и здесь можно проследить ее схожесть и тенденцию с другими российскими фестивальными фильмами. Но главный момент в том, что Наталья Кудряшова не просто снимает артхаусное кино, но и активно в нем участвует. Так, она уже снималась в картине с похожими элементами с названием «Человек, который удивил всех», где главному герою приходилось жить двумя мирами. В фильме, она сыграла верную жену главного героя, который болен раком. Дабы обмануть смерть, герой по старой сибирской присказке про селезня, который стал уточкой – решает из мужчины стать женщиной.

«Герда» продолжает тенденцию авторского кино, больше похожего на личное исследование, которое будто продолжает прошлую фильмографию режиссера. Здесь все та же провинция, множество неприятных людей и похожая ситуация с дуализмом героев. Дополняет картину сказочно-психоделические сны, которые напоминают фильмы Триера. Но все же большинство приемов похожие на фильм Серебрянникова «Петровы в гриппе». При этом в отличие от Серебрянникова, Кудряшова отчётливо отделяет реальность от сновидений, а зритель, в свою очередь не теряется в догадках – где реальность, а где сон.

Кадр из фильма «Герда» / <a href="https://www.kinopoisk.ru/picture/3699957/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinopoisk.ru</a><br />
Кадр из фильма «Герда» / kinopoisk.ru

Итак, сюжет окунает нас в мир засыпающей на паре студентки кафедры социологии по имени Лера (Анастасия Красовская), которая вполуха слушает лекцию лектора о внутреннем источнике. Не имея понятия о том, какой внутренний источник сосредоточен в ней самой, она как этакий Сизиф тащит свой булыжник горечи и печали в гору несмотря ни на что, ведь все равно, как рассказали на лекции – ее душа в ближайшие десять тысяч лет не окрылится. Окрылится – пожалуй, самое подходящее слово, ведь на хрупкие плечи Леры выпала миссия заботы о больной матери, а также и об отце, который не просто разрушил брак, но и частенько в нетрезвом виде заваливается домой, разжигая скандалы. Дабы хоть как-то прокормиться и добыть лекарств матери, Лера с приходом темноты превращается в холодную Герду, которая подрабатывает стриптиз-клубе, где ей приходится отбиваться не только от назойливых мужчин, но и от завистливых коллег.

Герда-Лера – этакий герой-одиночка, которого не принимают в компании таких же отчаянных, но при этом дрянных девчонок. И такой участи можно было бы избежать, если бы родители могли разобраться в своих травмах, а не скрывать причины и истязать себя ночами. Вот так и не могут понять муж и жена друг друга, пытаясь, каждый раз задеть своего ближнего, совсем не представляя, чем занимается их дочь. Режиссер будто останавливает время, и показывает, что взрослые люди, прожившие больше половины жизни, остались капризными детьми со своими травмами и увечьями. Вот и Лера, которая любит покататься на тележке в супермаркете, порисовать в тетрадке и покушать конфет никак не может решиться бросить такую жизнь. Жизнь, которая заставляет ее танцевать перед озабоченными мужчинами, терпеть насильственные выходки отца по отношении к матери, и, конечно же, саму мать, которая как раз в детстве уже пыталась бросить свою дочь.

Кадр из фильма «Герда» / <a href="https://images.kinorium.com/movie/shot/2172049/w1500_40346287.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Герда» / kinorium.com

Помимо этого, Лера каждый день ходит по различным квартирам, собирая ответы на социологическое исследование по практике. В этих людях Лера видит себя, ведь почти никто респондентов не может выбрать какой-либо вариант на простые вопросы. Рассеянность и неуверенность присутствует в каждой квартире – одни не знают, где им хотелось бы жить, другие не в состоянии ответить, какого размера пенсию они бы хотели получать. Вот и Лера не знает, какую сторону своей жизни выбрать, и можно ли вообще выйти из постоянно снившегося по ночам утопически красивого леса.

Красивый лес, несомненно, является внутренним миром Леры, где вода не превратилась в лед, а трава не покрылась снегом. Если сравнивать пейзажи Лериных снов с погодой в реальности, то можно заметить корреляцию изменения. Изначально сны Леры начинаются весной – время рождения, не случайно кадр останавливается на поле усеянными «пролесками» – морозостойкими цветами, которые как раз и показывают все внутреннюю силу девушки, которая выбрала себе псевдоним «Герда». Реальность же наоборот начинается осенью – увяданием, а одна из последних сцен и вовсе снята на заснеженном кладбище.

Финал фильма останется открытым, мы так и не поймем, освободилась ли Лера от тягостных оков, даже несмотря на всю необычайно мифическую энергию уверенности. Из всего этого вытекает не очень уж положительный вывод, будто бы критикующий старшее поколение за их ошибки, за которое, несомненно, будет расплачиваться молодое поколение, которое уже балансирует между серыми панельками и стрип-клубами, между заколдованным теплым лесом и холодным городом, между отцом и матерью, между Лерой и Гердой.

Категория 18+.

88
1 комментарий

А какую роль играют крылья главной героини?

Ответить