Хорошие российские фильмы 2021 года, которые вы могли пропустить
«Петровы в гриппе» вообще очень изящная, невероятно стильная и технически почти безупречная работа, в которой каждая сцена так или иначе дополняет картину сюрреалистичной России. Серебренников то и дело вставляет в сюжет то сцены, снятые одним планом, то флэшбеки с воспоминаниями героев, будто взятые из других фильмов — они поставлены иначе. Происходящее часто напоминает бред больного человека, но в этом и суть — в «Петровых» нет ничего нормального и быть не могло.
Конечно, это очень странное произведение, рассчитанное на узкий круг ценителей, и посоветовать его всем не получится. Но что-то подсказывает, что уже сейчас «Петровых в гриппе» пора называть культовым фильмом — он впечатляет не на шутку.
«Иччи»
Режиссёр: Костас Марсаан
Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi
Ещё один якутский фильм, незаслуженно обделённый вниманием зрителей. «Иччи» — более традиционная для республиканского кинематографа лента. Она следует многим канонам местных хорроров, основанных на богатой мифологии народа Саха, поэтому не сильно впечатляет якутских зрителей. Зато «Иччи» выделяется невиданным для местного кино уровнем постановки и технического мастерства — его хочется сравнивать с японскими фильмами ужасов вроде «Звонка» и «Кинопробы».
Костас Марсаан, уже отметившийся неонуарным детективом «Мой убийца», показывает трагедию якутской семьи, которой не повезло попасть в немилость местных духов. Всего за одну ночь они теряют рассудок, пытаясь спастись от неминуемой гибели. За банальной завязкой скрывается комплексная история с незаметными для большинства зрителей деталями, отсылающими к якутской мифологии. Если в них погрузиться, становятся понятными и странная концовка, и суть произошедших в фильме событий.
Но «Иччи» интересно рассматривать даже вне контекста. В первую очередь, благодаря изумительной картинке, которая сполна передаёт красоту якутской природы: нашлось место и густым лесам, и пейзажам реки Лена, и знаменитым Ленским столбам — многокилометровым скалам, расположившимся вдоль реки. Пожалуй, это лучший пример хорошего якутского кино для интересующихся — наряду с комедией «Надо мною солнце не садится».
«Уроки фарси»
Режиссёр: Вадим Перельман
Где посмотреть: «Кинопоиск»
Холокост в кино показывали много раз, поэтому многие фильмы повторяют друг за другом. Лишь иногда выходят такие ленты, которые по-настоящему удивляют. В 2015-м таким фильмом был «Сын Саула», в 2019-м — «Кролик Джоджо», а в 2021-м — «Уроки фарси».
Вадим Перельман, режиссёр «Дома из песка и тумана», экранизировал удивительную историю о еврее, который попал в концлагерь и выдал себя за перса. Чтобы выжить, ему приходится учить одного из начальников лагеря вымышленному языку, который он называет персидским. Несколько охранников подозревают, что главный герой водит их за нос, но еврей раз за разом выпутывается из самых сложных ситуаций.
Перельман отлично работает с саспенсом и постоянно держит зрителей в напряжении, ловко играя с их чувствами. Здесь нет однозначной морали: сочувствие вызывает даже начальник-немец, который души не чает в «персе». Это не слезливая история о самопожертвовании, как в других подобных фильмах, а обнадёживающий рассказ о силе духа человека, готовым пойти на невозможное ради выживания. От фильма не оторвать глаз: режиссёр отлично ставит каждую сцену — эстетически «Уроки фарси» почти безупречны. Одна из лучших современных лент о Холокосте.
«Красный призрак»
Режиссёр: Андрей Богатырёв
Где посмотреть: «Кинопоиск», ivi
Современные фильмы о Великой Отечественной войне часто кажутся неуклюжими политическими агитками, полными неуместного ура-патриотизма — вспомнить только «Сталинград», «Т-34», «Зою» и прочие отечественные блокбастеры. Но «Красный призрак» не вписывается в повестку современной России: это не рафинированный героический эпос, а крепко сбитое жанровое кино. Чем-то оно напоминает «Бесславных ублюдков» Тарантино, с которым его постоянно сравнивают, но всё же «Призрак» уникален.
Вместо масштабных битв в знакомых по учебникам истории локациях — перестрелка в деревне под Москвой в декабре 1941-го. Вместо традиционных героев — таинственный убийца-партизан, оставляющий после себя горы трупов. Режиссёр Андрей Богатырёв избегает опостылевших клише, чтобы показать стильную историю о вендетте в духе спагетти-вестернов. Пожалуй, именно таких фильмов не хватает в российском кино.
«Общага»
Режиссёр: Роман Васьянов
Где посмотреть: «Кинопоиск», Premier, Kion
Режиссёрский дебют Романа Васьянова, оператора «Отряда самоубийц» и «Ярости». Уже в своём первом фильме он взялся за сложный материал — экранизацию мрачного и откровенного романа Алексея Иванова «Общага на крови». Васьянов взял из оригинальной книги завязку и персонажей, но несколько изменил тон повествования и его общее настроение. Его «Общага» — целый мир, полный безысходности и отчаяния.
События фильма разворачиваются в 1984-м, в общежитии неназванного свердловского университета, но сеттинг и время действия здесь довольно условны. История «Общаги» идеально ложится в любые рамки современного мира, так как показывает вечное — фальшивую дружбу гнилых людей, их порочные желания и простые мечты. Зритель наверняка увидит себя в главном герое, робком первокурснике Забеле, но на деле почувствует связь и с остальными персонажами, по уши завязшими в своих комплексах. Васьянов показывает жизненные ситуации, никак их не приукрашивая и не смягчая. Всё как есть на самом деле.
Конечно, «Общагу» некоторые зрители называют бесстыдной «чернухой» — такого, мол, не бывает. Но это не так: если режиссёр где-то и сгустил краски, то сделал это изящно и правдоподобно. С нетерпением ждём следующие работы Романа Васьянова.
«Герда»
Режиссёр: Наталья Кудряшова
Второй фильм Натальи Кудряшовой, чьи «Пионеры-герои» были представлены в номинации «Лучший дебют» на Берлинском кинофестивале в 2015-м. Но «Герда» — это совсем другое кино, сказка о студентке Лере, работающей стриптизёршей под псевдонимом Герда и страдающей от навязчивых снов о лесе. Как и её мать, правда у второй случай потяжелее — женщина рискует выйти с балкона во время приступа лунатизма.
«Герда» — тяжеловесное кино об ориентирах, предрассудках, принятии (себя и окружающих) и, конечно, России. Если в «Пионерах-героях» советское прошлое было мерилом всего, то здесь мир главной героини определяется сказочными тропами и преломляется через их призму. При этом ирреальность происходящего, актуально-нарочитая, здесь сочетается со старомодным подходом к демонстрации действительности: все эти обшарпанные квартиры, угрюмые люди, дома. Эффект, конечно, какой-то производится и в целом основные идеи понятны, только не покидает ощущение вторичности увиденного. — Андрей Верещагин
Бонус: фильмы, созданные при участии россиян
«Никто»
Режиссёр: Илья Найшуллер
Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi, Kion
Знаменитый постановщик Илья Найшуллер, известный по клипам для «Ленинграда» и «Хардкору», снял голливудский фильм, которым, возможно, обыграл американцев на их же поле. Казалось, что «Никто» будет паразитировать на успехе «Джона Уика» (даром, что сценарист у этих двух боевиков один и тот же), но он вышел таким же интересным и изобретательным.
Найшуллер показал, как нужно ставить фильмы этого жанра, и поднял высокую планку для российского кино. Радует, что в «Никто» сыграли и российские актёры — Алексей Серебряков и Александр Паль. Возможно, благодаря этому боевику Найшуллер закрепится в Голливуде как успешный экшен-режиссёр.
«Купе номер шесть»
Режиссёр: Юхо Куосманен
Где посмотреть: «Кинопоиск»
Финская мелодрама, снятая при поддержке российской студии «СТВ». Юхо Куосманен показал поездку финской студентки на поезде в Мурманск, где она знакомится с грубым шахтёром Лёхой. Сосед по купе сначала не вызывает у неё доверия, но со временем она проникается к нему тёплыми чувствами. Это путешествие затем меняет жизнь обоим попутчикам, у которых, как оказалось, много общего.
«Купе номер шесть» — не российский фильм, но он снят с большой симпатией к России. Почти все персонажи говорят на русском языке, а многие сцены явно не будут понятны иностранным зрителям. А ещё одну из своих лучших ролей здесь исполнил Юра Борисов, который затмевает всех остальных актёров. Один из самых трогательных фильмов последних лет.
Возможно, главный российский фильм 2021-го. Кирилл Серебренников уже давно превратился в современного классика отечественного кино
Тебе не стоит писать о фильмах
Боевик о Великой Отечественной войнеКто бы сомневался. Всю охоту дальше читать отбиваешь
Рекомендую посмотреть. Очень душевный и уважительный фильм о ВОВ
Призрак - не боевик. Аргунов привирает. Это вестерн. Да и фильм отличный, лишенный типичных клише о ВОВ.
(с любопытством) Почему? Если у нас и снимают хорошие фильмы то это как раз таки "о войне" или "о спорте". Ну и "красный призрак" сам по себе отличный.
посмотрел бы прежде чем стонать
Знаменитый российский фильм "Никто" снятый в Канаде на западные деньги.