Обзор SpellMaster: The Saga. Ранний доступ под маской полноценной игры

Примечание: В обзоре содержатся спойлеры. Вас предупредили.

Сразу хочу отметить, что данную игру я ждал минимум последние несколько месяцев, случайно увидев её в магазине Steam, когда искал какой-нибудь симулятор фэнтезийного волшебника. До этого мне попался своеобразный симулятор Хогвартса на Unity, который позволял строить комнаты в магической академии и обучать NPC магии. Поэтому, когда я увидел игру, разрабатываемую отечественными разработчиками из Spellbook Creations, в которой были обещаны игра за волшебника в стиле небезызвестной серии игр Gothic и с возможностью создать собственную магическую академию, я сразу же добавил SpellMaster: The Saga в список желаемого. И вот, 17 февраля 2022 года игра вышла. Я захожу в Steam, получаю уведомление, открываю страницу магазина... а у нее, к моему удивлению, смешанные оценки. В обзорах под игрой игроки неизменно описывали проект как сырую игру с плохой оптимизацией, причем эти тезисы звучали как в положительных так и в отрицательных обзорах. В последних также звучали угрозы рефанда. Но меня это не остановило, и я купил игру, благо на нее в момент релиза была скидка 20%. В итоге, игра оставила у меня довольно смешанные впечатления.

Для тех, кто все же желает ознакомиться с продуктом я скажу кратко: игра действительно сырая и с плохой оптимизацией, но у нее есть потенциал стать как минимум добротным клоном Gothic и просто хорошей игрой в духе старой школы.

SpellMaster: The Saga встречает игрока симпатичным главным меню. Но версия 0.8. в нижнем углу справа вызывает некоторые подозрения...<br />
SpellMaster: The Saga встречает игрока симпатичным главным меню. Но версия 0.8. в нижнем углу справа вызывает некоторые подозрения...

Основной сюжет

История начинается внезапно, с момента пробуждения героя в каких-то руинах. Ваш безымянный протагонист, чей пол и внешность заранее предустановлены разработчиками и не могут быть изменены, является учеником некоей магической академии, на которую напали враги. Герой с отрядом таких же магов как он спешили на помощь, но процесс телепортации пошел не по-плану и они случайно активировали магическую ловушку на одном из древних порталов далеко от места назначения. Погибли все, кроме протагониста, что невольно приватизировал себе магическую сферу и чужеродного духа в голове. С этого момента начинается игра.

Обгоревшие вокруг протагониста останки - это тот самый отряд. Жаль, в игре про него больше никто не вспоминает, включая главного героя.<br />
Обгоревшие вокруг протагониста останки - это тот самый отряд. Жаль, в игре про него больше никто не вспоминает, включая главного героя.

Стоит отметить, что SpellMaster: The Saga сразу сталкивает игрока с атмосферой жестокости Аллиона - так называется мир игры. Первый же квест после небольшого обучения базовым механикам - эта трагическая история двух сестер, захваченных разбойниками в плен. Одна из них сбежала в ближайшие руины, где погибает от лап крыс. Спустя неизвестное время, на её призрак вблизи окровавленного трупа натыкается протагонист, которого она просит спасти сестру. К сожалению, эту задачу игроку не суждено выполнить - стоит только выйти ему из руин, как перед ним проигрывается катсцена, в которой один из бандитов убивает цель нашего задания. Разумеется, игра позволяет попытаться отомстить за девушку, но игрок быстро поймет, что это не такая уж простая задачка.

Хотелось бы сказать, что остальные квесты пропитаны той же мрачной атмосферой жестокости, безысходности и бессилия, но нет. Они как раз выполнены в традиционном стиле и для их выполнения необходимо отправиться в такую-то часть карты и добыть X вещей. Лишь несколько квестов отличаются большим разнообразием, однако от скуки игрока спасает дизайн мира.

Местом действия событий SpellMaster: The Saga является некая Империя, о которой почти ничего неизвестно. Из того, что можно узнать в диалогах, немногочисленных книгах и записках, а также подсказках на загрузочном экране, можно сделать вывод, что персонаж попал в глушь, которая полна различных руин, оставшихся от различных событий прошлого, будь то набеги орков или война с мятежными волшебниками. Одним словом - давно забытый край, покрытый лесами и горами и заполненный развалинами, дикими животными, монстрами, нежитью и разбойниками.

И эту атмосферу игрок почувствует во всем. Так, квест направят игрока в заброшенный шахтерский городок, в котором путь в шахту обвалился, а полуразрушенные деревянные постройки заполнили гигантские пауки. В другом квесте игрока отправят в руины в горах, охваченные смертельным туманом. А просто исследуя мир, вы наверняка встретите множество пустых и разрушенных домов, остатки телег и давно потухшие костры.

Единственное населенное место в игре - это поселок Предгорье в центре карты. Однако, хотя он явно задуман как своеобразный хаб, в действительности, игрок будет возвращаться сюда исключительно чтобы сдать квест и взять новый. Больше в локации делать нечего. Да, в ней можно будет отдохнуть, но игра позволит игроку это сделать ровно два раза, причем в строго сюжетные моменты. Причем даже сейчас понятно, что данная механика задумана еще и как способ восстановления здоровья протагониста, но на практике игра просто не дает вам это использовать.

Завершая тему квестов, необходимо отметить, что у них свои нюансы. В игре есть журнал заданий, в котором кратко описаны квесты, в том числе указания, куда идти и где его выполнять. В очень редких случаях на карте также отмечается примерная область выполнения задания, которую следует изучить, но в большинстве случаев игроку приходится внимательно вчитываться в журнал чтобы понять, куда ему следует направиться. Для фанатов старой школы RPG это однозначно хорошо, так как побуждает игроков исследовать окружающий мир. А вот для фанатов новой школы, привыкшим к компасу и меткам, это может стать неприятным сюрпризом и лишней головной болью.

Обзор SpellMaster: The Saga. Ранний доступ под маской полноценной игры

Однако есть у квестов и недостаток, который должен быть отмечен в данном обзоре. В игре есть два квеста, во время которых игра запирает персонажа в ограниченной части карты. На момент написания обзора, оба квеста происходят в деревне. В рамках первого вы должны собрать несколько предметов и отнести кузнецу. Автор обзора, проходя игру, к этому моменту уже нашел один из них за пределами деревни и закономерно собрался отправиться в путь... Но все выходы были перекрыты. И ладно, если бы игра намекнула на это в диалогах или хотя бы в журнале была пометка, что квест надо выполнять внутри деревни, так нет! В итоге только благодаря советам в группе ВК автор смог выполнить этот квест и продолжить играть. Что характерно, сразу после прохождения квеста путь из деревни вновь открылся, но осадочек остался.

Второй раз эта ситуация повторилась в конце игры, из-за чего автору пришлось прервать свое прохождение. Чтобы вы понимали, в игре, за исключением обучающего пролога в руинах, готова только 1 глава, которая завершается сражением в деревне. И все! После квеста игра уведомляет, что продолжение истории следует ждать в обновлениях. А сейчас все персонажу отправляют персонажа на заслуженный отдых... Вот только кровать в доме неактивна! И выйти из деревни нельзя. Вот зачем было так делать, в конце-концов, в журнале еще осталась пара заданий, да и мир способен заинтересовать игроков. Большая ошибка...

Выпустите меня! Выпустите!<br />
Выпустите меня! Выпустите!

Геймплей

SpellMaster: The Saga представляет собой RPG от третьего лица в открытом мире и позиционирует себя как наследника знаменитой Готики. Это значит, что игрок может путешествовать по миру, убивать врагов, умирать в жестоких схватках (что будет довольно часто его преследовать) и выполнять квесты. О последнем выше было сказано достаточно, так что пора препарировать всё остальное.

Итак, открытый мир. Стоит отметить, что игра не слишком церемонится с игроком, сразу же отправляя его в локацию с высокоуровневыми врагами, а именно в разрушенную деревню зомби, которые могут с легкостью расправиться со слабым протагонистом. А рядом болота с пауками, чей яд легко убивает персонажа за пару ударов. Добро пожаловать! Игроки часто будут встречать врагов на пару порядков выше их, благо в игре есть уровни сложность. Автор проходил игру на средней сложности и ему приходилось много перезагружаться.

Карта мира. Никаких указателей - только необходимый минимум.<br />
Карта мира. Никаких указателей - только необходимый минимум.

Если же говорить о мире как о пространстве для путешествия, то он небольшой. Карта мира, которую игрок получит не сразу, может создать обманчивое впечатление о малых размерах игры. Но стоит отметить, что как минимум локации на севере неточно указаны и, де-факто, там намного больше контента, чем можно понять из карты. Это вдохновляет раз за разом исследовать игру.

Но что делать в таком мире? Для начала, поговорим о персонаже.

Согласно описанию и сюжету игры, протагонист является магом, однако в действительности, ему куда чаще придется сражаться в ближнем бою из-за специфической системы магии и по иным причинам. Что же до характеристик персонажа, то перед игроком предстает стандартный набор характеристик с понятным влиянием на персонажа. А также шкала опыта, на которой отображен уровень персонажа.

Вот с таким снаряжением на 6 уровне я закончил Spellmaster: The Saga. <br />
Вот с таким снаряжением на 6 уровне я закончил Spellmaster: The Saga.

Чтобы повысить уровень, необходимо убивать врагов и выполнять квесты. В силу того, что квестов мало и многие из них ведут в опасные локации, именно битвы станут основным способом развития персонажа. А чтобы получить какой-то навык или увеличить характеристику, игрокам необходимо отыскать так называемых учителей - особых персонажей, которые могут развить персонажа. К сожалению, учителя магии среди них на момент написания обзора не было, что для игры, явно позиционирующей своего протагониста как мага, выглядит очень странно.

Теоретически, в игре должно быть минимум 12 учителей - по одному на каждый навык. Но сами видите, сколько я прокачал к концу игры.<br />
Теоретически, в игре должно быть минимум 12 учителей - по одному на каждый навык. Но сами видите, сколько я прокачал к концу игры.

И раз уж мы затронули боевую систему, то перейдем к ней. Бой в игре начинается, когда игрок нажимает кнопку R, обнажая оружия и переходя в боевой режим. С этого момента он не может вести диалоги и как-либо взаимодействовать с окружающим миром - только сражаться.

Вот так выглядит интерфейс в бою.<br />
Вот так выглядит интерфейс в бою.

В бою игрок может парировать атаки вооруженных врагов или уклоняться с помощью отскока и переката от тех, кого парировать нельзя, а именно от монстров и животных. Для всех активных действий требуется выносливость, которая неуклонно уменьшается при каждом подобном движении, а затем медленно восстанавливается. Атаки в бою могут быть трех видов: слабая, для которой нужно лишь нажать левую кнопку мыши и она тратит меньше времени и выносливости; сильная, которая может повалить гуманоида на земля, но тратит много выносливости, а за время её анимации есть немалый шанс отправиться перезагружать сохранение; магическая, для которой требуется концентрация, особый ресурс, который накапливается с каждым ударом и позволяет использовать заклинания: одно на ближней дистанции и одно на дальней.

Также нельзя не упомянуть такое действие как пинок. Очень непростой прием, который требует заучить комбинацию кнопок, но который всегда оглушает врага на время, которого хватит для того же сильного удара. Не стоит им пренебрегать в бою.

Схватки в игре отличаются требовательностью. У каждого врага есть анимации и тайминги, которые следует заучить, также как и у каждого оружия протагониста. Удары могут парализовать противника, позволяя наносить атаку за атакой, но увлекаться игрокам категорически не следует. Врагам хватит пары ударов чтобы отправить нерадивого новичка перезагружать сохранения. Конечно, с опытом и лучшим снаряжением ситуация несколько улучшается.

Важной частью сражения является оружие. Оно бывает одноручным и двуручным, однако щитов в игре нет, так что единственное, на что влияет размер оружия - это скорость анимации атаки. У оружия, по традиции, есть определенный диапазон оружия, тип урона (на момент написания обзора их всего два: дробящий и режущий), а также радиус оружия. Чем он больше, тем игроку проще контролировать пространство в бою, что, на субъективный взгляд автора, является если не гарантией, то, как минимум, хорошим подспорьем в бою.

Также игроку будут периодически попадаться расходники. Они включают в себя еду и зелья, которые восстанавливают здоровье персонажа (регенерации в игре нет, поэтому активно рваться в бой категорически не рекомендуется), алкоголь, восстанавливающий очки концентрации и свитки заклинаний., позволяющим использовать боевые чары, которых у игрока нет. Также в игре можно отыскать немногочисленные записки и книги, которые расширяют лор, а также свитки и зелья, повышающие характеристики. Прочие вещи, которые можно найти или взять с тел противников, не имеют значения. В игре хотя и есть деньги, но нет торговцев, а потому игрок ничего не сможет продать, в то время как инвентарь ограничен по весу содержимого. Поэтому автор обзора рекомендует брать только расходники и менять снаряжение на более качественное.

Другой особенностью игры, которая и привлекла внимание автора к этой игре, является возможность создания магической академии. И вправду, вскоре после начала игры игрок получает квест, в рамках которого происходит знакомство с механикой строительства. Чтобы построить в игре здание, необходимо собрать ресурсы и найти место, которое затем следует расчистить и на котором нужно построить стены и крышу. В общем-то, ничего выдающегося.

Подразумевается, что с помощью этого окна игроки смогут отслеживать прогресс создания академии. Жаль, что в самой игре на данный момент отслеживать нечего...<br />
Подразумевается, что с помощью этого окна игроки смогут отслеживать прогресс создания академии. Жаль, что в самой игре на данный момент отслеживать нечего...

Но ведь наверняка академия будет функционировать, в ней можно будет изучать магию, появятся новые персонажи... Нет! Создание одного здания - это единственный квест на эту тему и после него можно забыть об академии до конца игры. Игроки создают пустое здание, из которого, в теории, должен регулироваться процесс создания будущей школы. Но в игре попросту нет такого контента! Поэтому на данный момент никакой академии толком и нет.

У крафта в SpellMaster: The Saga та же проблема. В игре есть несколько рецептов, которые можно разыскать по миру и которые позволят, при наличии нужных ресурсов, создать предмет. И тут внимательный читатель заметит, что автор рекомендовал не брать ничего, кроме снаряжения. И автор не отказывается от своих слов, так как рецептов мало, а созданным вещам можно легко отыскать альтернативу в открытом мире. Самое лучшее оружие, в итоге, это не посох, который персонажу выдают перед финальной битвой, а двуручный меч, который можно отыскать при выполнении одного из квестов сражаясь с опасными врагами. То есть крафт как бы и есть, но его настолько мало, что если бы разработчики удалили эту механику из игры, то ничего бы не изменилось.

Это не все доступные в игре рецепты, но, определенно, не меньше половины из них.<br />
Это не все доступные в игре рецепты, но, определенно, не меньше половины из них.

Завершим обзор геймплея социальными механиками. В игре есть неплохого качества диалоги, но их крайне мало. Персонажей в игре попытались сделать запоминающимися, но, опять же, игрок с ними слишком мало общается, а потому он уже через пару часов забудет имя персонажа, который дал ему квест. При этом в игре есть зачатки системы репутации, которые отображаются в том, что персонаж запоминает действия игрокам. Эта система проявляла себя лишь в самом начале игры и ни на что не повлияла, поэтому к ней применим тот же тезис, что и к крафту. Удалить - и никто не заметит.

Техническая реализация

А теперь мы переходим к самому раздражающему аспекту игры, который и стал одной из причин смешанных отзывов SpellMaster: The Saga в Steam, к её технической стороне.

Во-первых, интерфейс игры сделан в старом стиле, приняв в себя не только нотки ностальгии, но и детские проблемы. Например, в инвентаре не работает курсор мышки - все предметы следует выделять с помощью клавиш на клавиатуре. И этот момент может изначально взбесить многих игроков, но к нему можно привыкнуть.

Во-вторых, в игре очень долгие загрузки. Этот аспект раздражает куда больше предыдущего, так как в игре придется умирать часто. А это не серия Dark Souls - тут никаких костров нет. Только загрузка последнего сохранения. Поэтому данный аспект, по мнению автора обзора, однозначно требует полировки.

Графика. В игре устаревшая графика конца нулевых - начала десятых. Поэтому проблемы с оптимизацией на топовых ПК - это однозначно камень в огород разработчика. Саму графику критиковать автор обзора не считает необходимым - она не такая уж и ужасная, да к тому же передает дух той самой Gothic, которой вдохновлялись разработчики. Пусть каждый сделает свои выводы.

ИИ. Он глуп и этим можно и нужно пользоваться. Враги агрессивны, но имеют определенный радиус, за пределами которого прекращают преследование и возвращаются в точку дислокации, где восстанавливают здоровье.

Озвучка. В игре её нет, зато есть анимации персонажей, в том числе и лицевые в диалогах, но нет голоса. Напоминает ситуацию из начала нулевых, когда рынок был заполнен подобными и, чаще всего, пиратскими поделками низкого качества. Это можно объяснить недостатком бюджета и могло бы быть простительно для какой-нибудь изометрической игры, но не для RPG от третьего лица.

И последнее, но не по значению. Оптимизация. На слабом, по нынешним мерам, ПК автора обзора, игра позволяет себе фризить и лагать первые пару минут после запуска игрового процесса. Затем ситуация несколько улучшается и, скажем прямо, обзорщики в Steam несколько преувеличили проблему, хотя на то у них и были объективные причины. С такой графикой и относительно небольшим открытым миром игра не должна иметь таких проблем с оптимизацией.

Выводы

Внимательный читатель в процессе чтения обзора наверняка понял мысль, к которой ведет автор. Перед игроками предстала совершенно неготовая к релизу игра, имеющая преступно мало контента и неприемлемо много технических проблем.

Именно поэтому я не рекомендую данный продукт к покупке, потому что пытаться продавать такое как полноценную игру - это попросту неуважение к игрокам и явная попытка профинансировать дальнейшую разработку из их кошелька. Будь это сделано честно с помощью выпуска игры в ранний доступ, то к игре не было бы стольких нареканий, но беда заключается в том, что этот продукт категорически нельзя рассматривать как законченную игру, вышедшую в полноценный релиз и особенно не стоит при этом гордо писать, что на игру ушло четыре (4) года и её разрабатывали два (2) человека. Поймите, дело не в том, что его разрабатывали малыми силами и за такой срок в нем мало чего доступно из обещанного, проблема в том, что это позиционируется как полноценный релиз. Игра, в которой нет почти ничего из заявленного, а имеющееся явно не доделано. Объективно, это именно ранний доступ и ничем большим SpellMaster: The Saga не является!

Однако плохой ли это продукт, в итоге? Ведь наверняка читатели открыли мой обзор именно с этим вопросом в голове. И знаете... на самом деле нет! Оптимизация, хоть звезд с неба не хватает, но приемлема. Конечно, над интерфейсом стоило бы поработать, но к нему можно привыкнуть за время игры. Автор искренне убежден, что потенциал в игре есть, контента хоть и мало, но представленное сделано на достойном уровне и может быть развито до приемлемого качества. Именно поэтому не стоит бежать и требовать возврата денег, который, возможно, игра, при своей цене и качестве, заслуживает. Но и покупать её категорически не стоит, хотя бы пока в игре не появится уведомление, что это ранний доступ, либо до момента, когда игра будет полностью закончена, что разработчики обещают сделать в будущих обновлениях к игре. Потому что имеющейся на данный момент контент - объективно и де-факто, лишь часть обещанной игры. Над ней еще работать и работать.

UPD: В первом же обновлении разработчики выпустили героя из деревни после обороны. Для этого нужно лишь отдохнуть в кровати. Ура!

1212
14 комментариев

Меня больше всего расстроил тот момент, что, когда разработчика спросили, мол, "Почему не ранний доступ, игра же, по факту, не готова даже на 50%?", он ответил что-то типа: "Ну а по моим ощущениям готова" -_-

2

Да, именно так. К сожалению, я не смог тщательно протестировать игру, так как не было ресурсов. Соответственно, после выпуска игры очень много багов вылезло. Я уже вовсю занимаюсь их правкой.

Уже второй обзор, а так и непонятно, играть в это или нет...

1

Только если хочется поддержать отечественного разработчика и есть свободные деньги. Потому что на данный момент игра не готова и это очевидный факт.

2

Если так чешется готика (и свежие моды пройдены до дыр) - уж лучше тогда в Арканию поиграть.

1

Откуда столько внимания к этой игре? Индюшек выходит много и даже качественнее, но зачастую даже короткой заметки никто не пишет. А тут два обзора за два дня и позитивные. Я вчера поиграл в неё 15 минут и выключил. Думаю делать рефанд или нет. Пока что на мой личный взгляд это прям плохо.

1