Образы главных героев и второстепенных персонажей: как сделать их живыми, убедительными и яркими

Без проработанных и достоверных героев книжка не будет по-настоящему интересной. Даже увлекательный сюжет с оригинальным конфликтом и интригой вряд ли спасет произведение от провала. Плоские, неубедительные или попросту скучные, блеклые и незапоминающиеся действующие лица почти наверняка испортят даже самую захватывающую историю. Поэтому создавать образы главных героев и второстепенных персонажей надо правильно.

С чего начать

Образы главных героев и второстепенных персонажей: как сделать их живыми, убедительными и яркими

Для начала стоит определиться, сколько примерно действующих лиц планируется в рукописи. Кто из них окажется в числе главных, а кто – второстепенных. Быть может, кто-то даже отойдет на третий план – не станет играть значимую роль в сюжете, но будет достоин небольшого описания.

Каждого главного и второстепенного героя необходимо выделить среди других. Его нужно наделить определенными особенностями, касающимися как внешних черт, так и внутреннего мира. Он может обладать какими-то причудами или присущими только ему привычками. Кроме того, вы должны представлять, как он проявит себя в той или иной ситуации, исходя из его нрава. Для этого можно смоделировать конфликтную или чрезвычайную ситуацию.

Например, ваши персонажи видят, что в реке кто-то тонет. Кто из них немедленно бросится на помощь? Кто сначала вынет из кармана мобильник, снимет наручные часы и только потом кинется в воду? Кто достанет бинокль и убедится, что тонущему действительно угрожает опасность? Кто просто пройдет мимо? Не обязательно нечто подобное затем появится в тексте. Это лишь позволит четко определиться с характерами.

Безупречные супергерои – это зло

Даже супергерои из комиксов подвержены слабостям и сомнениям. Они оказываются уязвимыми, совершают ошибки.

Ваши персонажи, даже самые положительные, не должны быть суперменами и личностями, приятными во всех отношениях. Читатели должны переживать за них, ассоциировать себя с ними. А для этого положительных героев можно наделить некоторыми негативными чертами или хотя бы чем-то, что будет вызывать понимание и сопереживание.

Идеальные протагонисты и однозначно отрицательные антагонисты не особенно интересны. Противоречивость и многогранность сделает их естественнее и глубже. Это будут не однобокие функции, а полноценные персонажи – живые и достоверные. Но при этом важно знать, как и почему сформировались характеры и привычки героев.

Почему при всей силе духа и храбрости один из них боится темноты, а другой, безжалостно идя по головам ради новой должности, безвозмездно помогает детдому и собачьему приюту? Создавая противоречивые образы, вы должны понимать, откуда в них взялось положительное и отрицательное. Многомерность должна быть обоснована, а не просто использована потому, что вам так захотелось.

Ошибки при создании героев

Одномерность образов – не единственная опасность при работе над книжкой. Из стремления сделать свое творение как можно реалистичнее литератор «списывает» действующих лиц из реальной жизни, не наделяя их какими-либо интересными чертами.

Однако за большинством обычных людей наблюдать довольно скучно. Читатели ждут, что книжный герой их поразит, озадачит, шокирует или разочарует, но только не оставит равнодушным. Поэтому, взяв некоторые качества человека из реального мира, надо их преувеличить или дополнить.

Основные персонажи должны быть интересны публике. Их переживания, сомнения и устремления – главная или важная часть сюжета.

Придумывание имен

Создание имен для действующих лиц может превратиться для писателя в настоящую пытку. Ведь все имена обязательно должны соответствовать времени и месту книжных событий. Например, в рассказе о российской глубинке 18 века не может быть героини по имени Снежана. А если вы пишете сказку о животных, обитающих на острове в Индийском океане, их вряд ли могут звать Васька, Петька и Манька.

Также не желательно давать похожие и однотипные имена. Однообразные Иваны Петровичи и Петры Ивановичи в вашем романе только запутают. А в детективе схожесть имен и вовсе может поставить читателей в тупик, так как им придется разбираться, кто же именно из череды Петровичей и Ивановичей все-таки оказался преступником.

Как создать персонажа: анкеты для создания образов

Создавая героев для книги, авторы составляют для каждого них что-то вроде анкеты. Это особенно полезно при работе над объемными произведениями вроде фэнтези-эпопей и семейных саг. В анкете должна быть следующая информация о каждом значимом действующем лице:

Возраст, имя и фамилия. Также можно сочинить прозвище – но только пусть оно будет одно, а не несколько на разные случаи (одно придумали друзья, второе – родители и т.д.).

Речь. Желательно знать и потом указать в книжке, как тот или иной герой говорит. Один из них может шепелявить, другой – говорить с каким-либо диалектом и т.п. Для рассказа или повести это может быть не очень важно. Но для большого романа непременно пригодится.

Детали внешности. Цвет глаз и волос, рост и вес второстепенных действующих лиц, как правило, существенной роли не играют. Однако в объемных произведениях часто дотошно описывается внешность едва ли не каждого персонажа, даже если он появляется на пару страниц. Лучше указать одну характерную особенность (к примеру, ярко-голубые глаза, нос с горбинкой или залысины) и сосредоточиться на внешности основных героев.

Характер. Даже если персонаж очень противоречивый, у него должны быть доминирующие склонности характера. Достаточно представить антагонистов и протагонистов одной-двумя основными чертами – импульсивность и болтливость, настойчивость и саркастичность, дружелюбие и отзывчивость, равнодушие и лень.

Образование и род занятий. Обычно то, чем занимается тот или иной персонаж, играет существенную роль в сюжете. Но если учитель или врач расследует преступления, у читателя возникнет резонный вопрос – а когда, собственно, он работает? Если же учитель вышел на пенсию, а врач – судмедэксперт, все встанет на свои места.

Семья и друзья. Ваши персонажи не существуют в вакууме – они работают или учатся и, конечно, у них должны быть родственники, друзья, возлюбленные. Даже если произведение не посвящено семейным, дружеским или любовным связям, читатели должны знать о близких людях главных действующих лиц или о причинах, по которым те отсутствуют (героя выкрали из родительского дома во младенчестве, он поссорился с друзьями, его возлюбленная сбежала с другим и с тех пор он одинок и т.д.).

Важные даты. В больших романах, особенно если фоном действия служат реальные исторические события, очень легко запутаться в хронологии. Например, в определенном году персонажи слушают песню, которая в действительности в то время еще не была написана. Или в начале книжки написано о свадьбе героя весной, а в середине упоминается, что он женился зимой. Обязательно уточняйте исторические факты и проверяйте ключевые для действующих лиц события.

Начните составлять анкеты еще до того, как приступите к работе над своим будущим шедевром, и дополняйте их по мере развития сюжета. Если нужно, меняйте детали и факты для большей убедительности. Это поможет придумать по-настоящему объемные, яркие и запоминающиеся образы для вашего творения.

99
6 комментариев

А вопрос-то в чем?

2
Ответить

Всегда было инетерсно, как придумывают имена персонажей и мест в фантастике и фэнтези.

Ответить

Какие-то совсем очевидные вещи тут написаны.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Никак, это же компьютерные человечки, Але, иди на улицу погуляй, а то все мозги уже за своим компактером разжижил

Ответить

Ну нет у меня таланта художника, поэтому беру компьютерных человечков.
Обращайте внимание на текст.
Спасибо за заботу обо мне. Я гуляю - и с детьми и с собаками...

Ответить