Хэллоуин и Крик! В защиту старомодных слэшеров!
Не так давно вышли ребуты культовых слэшеров. Их обычно принято ругать! Но так ли всё однозначно на самом деле?
"КРИК" (2022)
Давайте просто признаем, что новый “Крик”, ровно как и предыдущие, - слэшер с постироничной изюминкой и псевдодетективной составляющей. Франшиза как шла в ногу со временем, подстебывая жанровые и производственные клише, так и продолжает это делать.
Пресловутые упоминания других серий жанра и сиквелов, приправленные иронией, - это правила игры абсолютно всех частей. И фильм не ставит перед собой задачу выпендриться перед привередливым зрителем, деконструируя деконструкцию. Одна из героинь так и вовсе проговаривает, что франшиза следует правилам традиционных слэшеров, в отличие от работ условного Джордана Пила, который упоминается в качестве одного из примеров, задающих новую моду фильмов ужасов у современного поколения.
Фильм не пытается скрыть свою несостоятельность за самоиронией, обернутой в гениальный постмодернистский пассаж, а лишь верно продолжает заданную первой частью тенденцию. И уж куда справедливей было бы направить безудержную критику о самоповторах либо на первые фильмы, либо на конвейер супергеройщины. Однако последний из раза в раз за злоупотребление подобных ходов вместо негодующего ворчания получает хлопающие ладошки и блаженные улыбки, оправдывающиеся радостью от так называемого грамотного фансервиса.
С пеной во рту не устану повторять, что новый “Крик” - яркий и качественный слэшер, хоть и застрявший во всех сортах иронии с приставками и допущениях жанра вроде унылого бродяжничества по комнате в ожидании очередного скримера. Как и большинство прочих современных блокбастеров, удостоившихся почестей, он является качественным не столько с художественной точки зрения, сколько с ремесленнической.
Именно технически и драматургически фильм работает и как ребут культовой франшизы, знакомя нас с новыми героями, где старые играют функцию ностальгической начинки, и как просто стоящее развлекалово с куда большей долей напряжения, чем в прошлых частях, нежданчиками и резней, дарящими определённую порцию адреналина. Особенно это касается экшончика в развязке, когда маску срывает тот, кого я не только ОЖИДАЛ увидеть, а тот, кого я ХОТЕЛ бы видеть! Это в противовес роялю из кустов в 4-ой части, когда в угоду непредсказуемости была похоронена хоть толика правдоподобной мотивации.
Коли мы так хотим оригинальности, так давайте начнём с себя и перестанем сетовать на неоригинальность в угоду оригинальности! Вместо этого обратим своё внимание не парадоксальные неоднозначности этой и предыдущих серий "Крика".
Например, любопытно, как новые, казалось бы, фильмы, в свете упоминаний здесь предстают некой классикой, существующей относительно немало времени, в то время как пятая часть “Крика”, ссылаясь на них, остаётся проходняком вопреки всем достоинствам. Любопытная деталь в том, что пока мозгами мы ещё были в современной классике, в это время снималось это кино. При таком осознании чувство времени немного затуманивается. Странные ощущения!
В фильме также есть сцена, где девушка, смотрящая ужастик, кричит мысли вслух по типу “Эгегей, обернись, сзади убийца!”, но сама, будучи в такой же ситуации, не оборачивается. Это кажется бесконечным потоком постиронии, с характерной для неё размытой гранью между реальностью и шуткой, но загвоздка в том, что “Крик”, стебя жанр, сам оказывается заложником жанра.
Поймите правильно, постирония не должна пытаться в однозначность высмеивания, трансформируясь в откровенную пародию, с чем уже успешно справилось “Очень страшное кино”. Проблема в другом: люди, обсуждающие героев слэшеров, сами являются героями слэшера, в реальность которого тяжело верится в свете жанровых условностей.
Оборачивались ли вы во время просмотра? Если нет, то постироничные тропы работают только в отношении героев фильма, но никак не влияют на зрителя. Именно поэтому попытки в утопический метамодерн оказываются лишь попытками, а новый “Крик” является безусловно качественным, но продуктом устаревшего постмодерна. Вот такие пироги!
"ХЭЛЛОУИН УБИВАЕТ" (2021)
Ух ты, насколько же естественно после идентичной оригиналу концовки прошлой части выливается не самостоятельный сиквел, а традиционная средняя часть потенциальной трилогии. Именно в таком контексте история выглядит чистого вида разработкой с непрерывным действием, происходящим чуть ли не в реальном времени.
Ожидаемо кино ничем не заканчивается (как и не начинается). Ведь фильм 18 года был не столько частью новой серии слэшеров, сколько универсальным ребутом, что мог спокойно обойтись и без продолжения. "Хэллоуин убивает", в свою очередь, никак не получится воспринять в отрыве от новой франшизы, претендующей на самый настоящий блокбастер в своём жанре наряду с нашей любимой супергероикой, ага! Ну а что, тандем допущений и условностей - это воздух для подобного развлекалова, которым беспрепятственно мы дышим.
Опять же, в плане драматургии "Хэллоуинский убийца" - это идеальная средняя часть, эдакий мост между завязкой, запустившей здешний хаос с отрядом выживших 40 лет назад, и развязкой. В центре внимания всеобщая людская паника и феномен Майкла Майерса. С другой стороны, центральное противостояние Лори и Майерса поставлено на паузу. Поэтому со стороны арки первой всё происходящее - не больше, чем филлер, о темах которого благополучно забудут в заключительной части. Конфликт героини и злодея вернётся на круги своя, о чём нам обещает финальный штрих фильма - он-то и послужит главным толчком к закономерному кризису Лори, а после - зрелищной кульминации. О да, предвкушаем!
В качестве интересных моментов "Убивающего Хэллоуина" приведу следующие:
1) красивые флешбэки с 78 года, дабы кому-нибудь из нас поностальгировать по КАНОНИЧНОЙ ОТМОСФЕРЕ НЕПРЕВЗОЙДЕННОГО ОРИГИНАЛА!
2) предсмертные конвульсии жертв Майерса. Я не припомню, чтобы в кино так долго умирали после стольких ранений. Реализм, садизм? (насилие в реальной жизни, конечно, ОСУЖДАЮ)
3) пафосные позы Майкла Майерса под напряжённо-патетические синтезаторные переборы.
В качестве недостатков ничего оригинального я вам не предъявлю: НЕОРИГИНАЛЬНО! НЕНОВО! ПЕРСОНАЖИТУПЯТ! ЕЩЁОДИНСЛЭШЕР! БЕСПАНТОВОЕПРОДОЛЖЕНИЕ! РАДИСРУБИТЬБАБЛА! ТУПОЕРАЗВЛЕКАЛОВО! ФИЛЬМКАКФИЛЬМ! ПРОХОДНЯК! НЕШЕДЕВР! ну и т.д. и т.п.
ИТОГ: Если и в чём обвинять ребуты старых добрых слэшеров, так это за верность жанру. Если Майкл Майерс читерным образом крошил всех направо и налево, так он и продолжает это делать. Хоть и без атмосферы старых фильмов, зато с обилием красных струй. Призрачное лицо в свою очередь продолжает срывать маску, иронизируя над сиквелами и ребутами. Ровно как и не столь критикуемые за те же вещи Человеки-Пауки, Бэтмены да прочие парни в трико так и продолжат перезапускаться, чтоб подарить нам ещё одну битву супергероя и злодея :)
***
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал - https://t.me/kino_v_trende_tlg. 2 года я клепал обзоры в экстремистской организации (кхе, кхе), недавно начал осваивать новые площадки. Основа для прочих отзывов о кино, новостей и быстрого контакта - моя телега :)))