Больше шуток, меньше пушек: обзор Tiny Tina’s Wonderlands

Лучший шутер во франшизе со времён Borderlands 2.

Больше шуток, меньше пушек: обзор Tiny Tina’s Wonderlands

Tiny Tina’s Wonderlands ещё во время анонса вызывала много вопросов. С одной стороны, полноценная игра по мотивам чуть ли не лучшего DLC в истории Borderlands — очень заманчивое предложение. С другой, несмотря на заверения разработчиков о том, что игру создавали последние 10 лет, и непривычный сеттинг, сложно было поверить, что «Страна чудес» — полноценная новая Borderlands. Всё-таки третью часть пришлось ждать аж 8 лет, а спин-офф в трейлерах был очень уж похож на большое дополнение.

После релиза не остаётся никаких сомнений в том, что Tiny Tina’s Wonderlands — не просто добавка для любителей третьей Borderlands вроде Blood Dragon для фанатов Far Cry 3. Это огромная игра, которая развивает главные идеи серии даже в самых незначительных мелочах.

Судьба нас объединяет

Завязка Tiny Tina’s Wonderlands повторяет таковую из DLC Tiny Tina’s Assault on Dragon Keep для Borderlands 2. Крошка Тина собирается вместе с несколькими Искателями Хранилища, чтобы сыграть в Bunkers & Badasses — аналог Dungeons & Dragons в Borderlands. А вот сюжет кампании, в которой Тина выступает данжен-мастером, в этот раз другой. Страну чудес захватил зловещий Повелитель драконов, которого и предстоит остановить трём отважным воинам — Валентину, Фретт и Новичку. Последний и становится аватаром игрока.

Cюжет в Tiny Tina’s Wonderlands такой же рудиментарный, как и в предыдущих частях серии. Местный нарратив выделяется, во-первых, за счёт мощнейшего актёрского состава. Валентина и робота Фретт, которые постоянно переговариваются, спорят и шутят, озвучили комики Энди Самберг («Бруклин 9-9», «Зависнуть в Палм-Спрингс») и Ванда Сайкс («Шоу Криса Рока», «Эван Всемогущий»). За перепалками глуповатого Валентина и безэмоциональной Фретт следить интересно, тем более время от времени они бросаются неплохими шутками.

Но «звездой» игры стал антагонист. Злодеи всегда были отличительной чертой Borderlands, и Повелитель драконов, которого озвучил Уилл Арнетт («Конь Бо-Джек»), почти дотягивает до культового Красавчика Джека.

Повелитель драконов
Повелитель драконов

«Почти», потому что сюжетная линия не пытается хоть как-то углубить антагониста. Он постоянно общается с игроком, но по существу меняется, аргументирует свои действия или выражает отношение к героям, лишь два раза за прохождение — в стартовой катсцене и ближе к финалу игры. Хотя история как будто сама располагает к активному участию злодея в происходящем, ведь он противостоит игроку, потому что хочет навсегда закончить игру, а из-за Тины снова и снова погибает, каждый раз встречая новых ролевиков.

Гораздо лучше у разработчиков получился нарратив вне противостояния с Повелителем. Wonderlands набита отсылками к самым разным произведениям и постоянно высмеивает условности НРИ. В сайдквестах можно найти десятки оммажей к известным фентезийным образам: от смурфиков и ведьмаков до божеств Лавкрафта и героев Артурианы. А Тина в роли гейммастера постоянно меняет кампанию прямо на ходу или своими «правилами геймдизайна» ломает историю. Например, грозит игрокам, что подожжёт их за произношение определённого слова, но забывает, что скоро его скажет ключевой сюжетный персонаж — что делать, придётся поджигать!

В Wonderlands встречаются небольшие отсылки к трилогии Borderlands, особенно хороши квесты Железяки. Но никакого влияния на основную вселенную спин-офф не оказывает, так что никаких знаний франшизы для игры не требуется
В Wonderlands встречаются небольшие отсылки к трилогии Borderlands, особенно хороши квесты Железяки. Но никакого влияния на основную вселенную спин-офф не оказывает, так что никаких знаний франшизы для игры не требуется

Wonderlands постоянно пытается развеселить игрока, и ей это всегда удаётся. Это точно самая смешная Borderlands, в которой что угодно может стать основой для прикола.

Например, охотник на монстров Геррит из Тривии постоянно рассказывает, как он соскучился по какому-то единорогу, а во время боя умирает от первого же удара чудовища. В другом побочном квесте игрок помогает крестьянке вырастить гоблина-поэта в горошек, ведь она хочет влюбить в себя местную учёную. А предыстория проклятых пиратов подаётся через небольшой мюзикл в эдаком туннеле страха. Хотя немного обидно, что местный юмор почти не проявляется в игровом процессе. В отличие от «головоломок» из Assault on Dragon’s Keep, которые Тина меняла из-за того, что игрок долго не мог их пройти.

Ролевое побоище

В последние годы развелось слишком много игр с фразой «с ролевыми элементами» в графе «жанр». Причём она часто расшифровывается, как «уровни врагов» или «цветовая градация оружия». Но они не делают игры вроде Wolfenstein: Youngblood или Far Cry: New Dawn Ближе к RPG, а просто отягощают геймплей. Wonderlands пошла дальше в интеграции «ролевых элементов», ведь уровни и цвета всегда были в серии. Разработчики нашли и применили другие, настоящие элементы RPG.

Первый из них пронизывает всю игру — переработанное перемещение по миру. На смену скучным пустошам и неудобному транспорту из предыдущих частей пришло поле НРИ, по которому нужно ходить с помощью маленькой фигурки. Это гораздо быстрее, чем езда на неуправляемых тарантасах, и отдаёт классическими JRPG. То же самое касается и случайных схваток во время ходьбы через заросли и раскиданных по карте подземелий. Правда, как и в настоящих JRPG, рандомные столкновения получились довольно скучными, ведь проходят на одинаковых аренах, а награждают за них мусором.

По игровому полю разбросаны предметы из реального мира, вроде кукурузных палочек, ластиков и банок газировки
По игровому полю разбросаны предметы из реального мира, вроде кукурузных палочек, ластиков и банок газировки

К слову о фигурках. От ролевых игр Wonderlands позаимствовала и более глубокую настройку своего героя. С косметической стороны — изменение пола аватара и цвета каждого элемента снаряжения (в самом начале персонаж игрока полностью серый, как неокрашенная миниатюра), из-за чего приключение ощущается более личным. Ведь играть теперь нужно не за созданных заранее персонажей, но за своего единственного и неповторимого Вершителя судеб.

Такая же гибкость коснулась настройки класса, а точнее классов — теперь можно выбрать сразу два. Например, создать «Брр-зерка» и усилить его заклинания с помощью пассивных способностей мага. Или использовать в бою двух питомцев — виверну от Рыцаря когтя и полулича от Дитя могилы. Сюда же можно отнести и настройку характеристик героя, которые дают небольшие бонусы к перезарядке способностей, здоровью и другим параметрам.

Редактор персонажа довольно гибкий, можно даже создать своего Кратоса
Редактор персонажа довольно гибкий, можно даже создать своего Кратоса

Наконец, последний и самый важный «ролевой элемент» Tiny Tina’s Wonderlands — большие и продуманные сайдквесты. За очередным маркером может скрываться уникальная локация со своей сюжетной линией и боссом. «Подай-принеси», которые часто встречались в Borderlands, в Стране чудес почти отсутствуют. Во всех местных квестах есть своя небольшая история и особенности прохождения.

Обычно эти задания крутятся вокруг какой-то личности вроде гоблина-зубной феи или старого рыцаря, который влюбился в метлу. Из-за того, что центральная сюжетная линия очень сильно привязана к вашему уровню, проходить сайдквесты просто необходимо. Очень уж редко в Wonderlands попадаются пушки для комфортных сражений с врагами на несколько уровней выше вашего. Но нарративно сайдквесты достаточно проработаны, чтобы не превращаться в рутину.

Всё ещё Borderlands

Геймплейный цикл в Wonderlands привычный: пробиваемся к боссу, собираем тонны разноцветного лута и повторяем, пока не надоест, в одиночку или с друзьями. И конкретно в этой петле в Wonderlands не всё однозначно лучше, чем у предшественников.

Оружия в ней стало сильно меньше — если вы будете проходить игру и включите случайный стрим, то вполне можете наткнуться на почти такой же ствол, как у вас. При этом большая часть пушек повторяет друг друга или почти полностью копирует аналоги из Borderlands 3.

В некоторых стволах нет и намёка на фентезийный сеттинг
В некоторых стволах нет и намёка на фентезийный сеттинг

Вместо внешнего разнообразия разработчики сосредоточились на геймплейном. Wonderlands — это большая головоломка по поиску идеальной комбинации стихийных эффектов. Мало того, что каждая пушка тут имеет два режима стрельба, отдельные стихийные способности у героя появляются от щитов и модификаторов класса. К концу игры сражения превращаются в ураган разноцветных искр. Вы можете, например, стрелять из винтовки с двойным ядовитым лучом, которая будет выбрасываться после перезарядки в виде шаровой молнии, а при нанесении критического урона создавать вокруг врагов электрическую сферу.

Если этого мало, на помощь придут заклинания и холодное оружие — главные боевые нововведения Wonderlands. Спеллы заменяют гранаты, но перезаряжаются со временем, как активный навык. У них огромное количество разновидностей — от вытягивающей жизнь тёмной магии до маленьких торнадо, землетрясений и молний. У мечей и топоров эффектов меньше, но они всё равно могут выручить в сложной ситуации.

Больше шуток, меньше пушек: обзор Tiny Tina’s Wonderlands

Добавьте к этому тот факт, что большая часть врагов уязвима к определённому типу урона, и получите шутер с динамикой на уровне Doom Eternal. В Стране чудес выживает только тот, кто постоянно жонглирует оружием с десятком стихийных эффектов и мечется в разные стороны по полю боя. Borderlands 3 тоже была динамичной, но до Wonderlands ей далеко.

Проблема в том, что это буйство красок вызывает интерес лишь в бою с толпами рядовых врагов. С боссами же Wonderlands не повезло. После прохождения запоминается лишь финальный. Все остальные — губки разной толщины, в бою с которыми даже двигаться не надо. Достаточно просто стоять на месте с самой сильной пушкой, ведь и фаз неуязвимости у боссов почти нет.

Зато разнообразными получились локации. Из-за новой системы перемещения и отказа от транспорта разработчики смогли сосредоточиться на самих уровнях, а не на кишках, которые их соединяют. Тут Wonderlands тоже смогла превзойти предыдущие части серии, во многом благодаря новому сеттингу. В игре есть и высохшее океанское дно, и древние храмы, и деревня, через которую пророс гигантский бобовый стебель.

В одном из побочных квестов главного героя и вовсе случайно уменьшают до размеров насекомого
В одном из побочных квестов главного героя и вовсе случайно уменьшают до размеров насекомого

Дьявол в интерфейсе

У Tiny Tina’s Wonderlands есть, кажется, всего одна большая проблема. Это её интерфейс, каждый элемент которого расстраивает, постоянно ломается и просто затрудняет прохождение. В нём сочетаются мелкие недочёты, которые поначалу совсем незаметны, и критические недоделки.

Возьмём, например, «боевой» HUD с миникартой, полосками здоровья, навыками и активным квестом. На карте маркер, который ставит игрок, может «скрыться» за указателем на Север. После разрушения щита персонаж на мгновение слепнет, чего не было ни в одной Borderlands до этого.

Но сейчас больше всего раздражает баг квестлога — он пустеет при каждом запуске игры. Вы просто заходите в Tiny Tina’s Wonderlands и понимаете, что у вас пропали все квесты, кроме основного.

Прошёл игру, получается
Прошёл игру, получается

В этот момент хочется зайти в журнал и проверить, всё ли на месте там. Но в журнале оказывается, что пропал и основной квест. Решение у этой проблемы пока лишь одно, да и то, судя по комментариям на форумах, помогает не всем — взять побочное задание. И в этот момент остальные действительно вернутся в журнал. Правда, во-первых, кнопки «[» и «]» для переключения активного квеста могут просто перестать работать, а во-вторых, только что взятый станет текущим.

Кстати, после выполнения очередного задания вам наверняка захочется провести ревизию снаряжения: купить что-то посильнее и продать ненужное. А вместе с ним придётся, скорее всего, и нужное тоже. Во время продажи вы кликаете на предмет, от которого хотите избавиться, но после его удаления курсор автоматическим перемещается к правой верхней ячейке рюкзака. Так что нельзя просто прокликать десяток ненужных стволов — надо чётко целиться мышкой каждый раз после продажи и залипания курсора на другой ячейке. Вот тут неясно — баг это или задумка разработчиков.

Хочется надеяться, что патч с исправлениями не заставит себя ждать.

У Tiny Tina’s Wonderlands получилось освежить серию, которая уже давно находится в застое. Ещё на момент выхода третьей части было ясно, что в четвёртый раз повторить формулу Borderlands 2 будет недостаточно. Похоже, что разработчики это поняли, и создали игру, которая во всём опирается на достижения Borderlands, но приумножает каждое из них.

Borderlands 3 с её неловким юмором и не самыми интересными злодеями была похожа на ленивую попытку заработать на фанатах второй части и сегодня почти не вспоминается. Wonderlands же вполне может претендовать на звание одного из главных шутеров года и самой смешной игры за последние несколько лет.

Что понравилось

  • Колоритный злодей на уровне эталонной для серии второй части.
  • Много отсылок и юмора на основе сеттинга и условностей настольных ролевых игр.
  • Гораздо больший простор для построения билда и оружейных синергий, чем раньше.
  • Сайдквесты дополняют основную сюжетную линию и по проработке не уступают ей.

Что не понравилось

  • Микроскопическое разнообразие оружия по сравнению с третьей частью и использование её ассетов.
  • Скучные боссы-губки, которые забываются сразу же после прохождения.
  • Интерфейс ломается при каждом запуске игры и неочевидно реагирует на действия игрока.
197197
160 комментариев

Что не понравилось:
- Нельзя купить в России

78
Ответить

Технически можно, если создать аккаунт в EGS другого региона, и активировать ключ, купленный. Ну и на Xbox можно через гифты с других регионов.

Но стоят ли эти метания того, вопрос открытый.

5
Ответить

Так в ЕГС она есть и все через хсоллу работает. Почему нельзя?

2
Ответить

В России бесплатно

1
Ответить

звание одного из главных шутеров года и самой смешной игры за последние несколько лет

41
Ответить

В соло всё еще ужасно скучно и душно?

9
Ответить

Прошёл 4 части в соло и ещё раз каждую в коопе. Душности и скучности в соло не заметил.

88
Ответить