Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам

Смотрим «Беглеца», «Врата тьмы» и «Доверие».

12 день нашего марафона «Трое в клетке». 12 — это один и два. Если сложить один и два, то получится три — именно столько фильмов мы сегодня обсудим. Как и вчера. Как и завтра. Магия чисел на каждый день.

Короче говоря, на повестке экологическое-политическое что-то, хоррор, у которого чуть больше 20 баллов на Metacritic, и комедия с неожиданно высокой (для кино Кейджа середины 10-х) оценкой критиков.

Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам

«Беглец» (2015)

После взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon конгрессмен Колин Прайс (Николас Кейдж) решил во что бы то ни стало привлечь BP к ответу и запретить добычу сырья у берегов Луизианы. Он выступает на слушаниях, требует провести всестороннее расследование, взыскать компенсацию и даже пускает слезу — в общем, политик реально озабочен проблемами экологии, а следовательно пользуется немалой поддержкой среди населения штата.

Но и на солнце есть пятна. Прайс оказывается в центре секс-скандала, из-за которого теряет жену и место в конгрессе. Герой основывает фонд помощи рыбакам, пострадавшим от разлива, и снова начинает зарабатывать народную любовь.

«Страх испортить хорошую идею — самый сильный из всех писательских страхов», — пишет Алексей Поляринов в предисловии к недавней «Ночной смене». Режиссёру и сценаристу «Беглеца» Остину Старку этот страх, похоже, не знаком. Потенциально классная история в его изложении — месиво из эпизодов.

Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам

Между собой они, конечно, кое-как стыкуются, но цельной картины не получается. Фильм шатает от политического памфлета к сопливой мелодраме и морализаторскому нечто. Ближе к концу «Беглец» и вовсе срывается с цепи, всеми правдами и неправдами пытаясь вызвать у зрителя жалость к Колину Прайсу, швыряя героя из одной трагедии в другую.

Только вот не получается из-за явного колониального нарратива. Авторы пытаются показать экс-конгрессмена человеком чести, действительно переживающим за простых работяг. Между тем сами работяги тут — это безликое стадо, которое чего-то ждёт от своего пастыря и варит крабов с кукурузой. У них нет особенных забот, зато Прайс, в противовес рыбакам, личность сложная, многогранная и трагичная. Такой вот белый человек, взваливший на себя ответственность за несмышлёных гнилозубых крестьян. Исключительно по доброте душевной, разумеется.

А ещё все тут какие-то дёрганные и нервные. Николас Кейдж, в глазах которого постоянно дрожит хрустальная слеза, меняет гримасы со скоростью Дмитрия Пучкова, опрокидывает рюмашку за рюмашкой будто в таймлапсе и вечно, до зуда в веках, ёрзает. Даже постельная сцена в «Беглеце» заканчивается суматошным заворачиванием в одеяло. И вроде бы круто: порывистый Кейдж, чего не крутого-то? Но вот как-то не работает: то ли персонаж получился настолько отталкивающим, то ли актёру не дали уйти вразнос. Скорее всего, второе. — Андрей Верещагин

Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам

«Врата тьмы» (2015)

Идёт середина «десятых», фильмы из серии «Паранормальное явление» выходят чуть ли не каждый год и собирают отличную кассу. Всего за несколько лет успеха со своими хоррорами добились Скотт Дерриксон и Джеймс Ван, причём последнему удалось запустить не одну, а целых две жанровых киновселенных — «Заклятие» и «Астрал». Пришла пора другим кинематографистам заимствовать у коллег формулу и зарабатывать бабло.

«Врата тьмы» (в оригинале — Pay the Ghost, «Заплати призраку») как будто сочиняла нейросеть, натренированная на фильмах ужасов, выходивших с конца нулевых. Как бы банально это ни звучало, если вы видели хотя бы один подобный хоррор, вы видели их все.

Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам

Вот любящая семья профессора литературы. Преподаёт он студентам, конечно, Гёте, По и Лавкрафта. Сын главного героя начинает видеть в канун Хэллоуина всякую чертовщину, ну а в сам праздник, естественно, пропадает. Дальше мы чуть больше часа смотрим на страдающих родителей, которых мучают видения, детективов, медиумов, серо-голубую цветовую гамму и кадры в почти кромешной тьме под «устрашающую» музыку.

Чтобы придумать подобный сюжет, долго мучиться не надо: бери каркас, натягивай на него какую-нибудь мифологию или фольклор, как сову на глобус, — и вперёд. И кажется, никто особенно не хотел как-то дополнять историю деталями, которые могли бы хоть ненадолго сделать интересным всё «расследование» и заставить зрителя задуматься, кто виновен в пропаже ребёнка — преступник или нечистая сила. Нет, просто ближе к финалу нам читают о нужной сущности из старой книжки, а потом школьная учительница уточняет, по каким правилам действует этот дух. Где должен открываться переход в потусторонний мир посреди Нью-Йорка? Да в заброшке, рядом с тоннелями метро. А врата тьмы откроет местный бомж, если часы отдашь. Почему? Да какая, к чёрту, разница?

Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам

Кейджу же в роли горюющего отца откровенно нечего делать и не с чем работать. Разве что несколько раз отчаянно покричать в поисках сына. Большую часть времени актёр просто ходит с грустным лицом, периодически чему-то ужасаясь.

Заснуть на этом кино не получается только из-за скримеров. Видимо, сценаристов таких фильмов отказываются лишний раз отвязывать от батареи и давать им поесть, если где-то со второго акта в кадре внезапно не появляется что-то — с криком или грохотом. Во «Вратах тьмы» это происходит 13 раз. Зачем я считал? Вопрос настолько же бессмысленный, как и «зачем я это смотрел». — Антон Самитов

«Доверие» (2016)

Оптимистичный полицейский Джим (Николас Кейдж) и его трусоватый коллега Дэвид (Элайджа Вуд) случайно находят помещение, которое, вероятно, мафия использует как схрон. Туда всё время что-то привозят из казино, но оттуда ничего не вывозят; по документам там находится морозильная камера, но стенки у неё почему-то из железобетона и толщиной в 90 сантиметров.

Чтобы проверить догадку, Джим и Дэвид заказывают из Германии специальный сверлильный станок и решают проделать дыру в потолке тайника, чтобы вскрыть его двери. Проблема в том, что в квартире над складом оказывается двое людей, которых приходится скрутить, и что Дэвид не уверен, стоило ли во всё это ввязываться.

Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам

Главное достоинство «Доверия» — его хронометраж, фильм без учёта титров идёт всего час двадцать. Это же — главный недостаток; многое здесь будто бы недоделано, недодумано. Слишком просто всё даётся героям, слишком резко меняется настроение этого кино (Кейдж сперва кажется безобидным, а потом хладнокровно убивает торговца оружием), слишком быстро меняет свои взгляды Элайджа Вуд.

Но смотреть всё равно приятно. «Доверие» — первый и пока единственный фильм братьев Брюэров, которые, как отчётливо видно, вдохновлялись работами других братьев — Коэнов. И сняли комедийную басню об алчности, глупости и доверии, да, точнее о его опасности.

Кейдж здесь выглядит бодро, у него смешные усы и несколько удачных выходов: он подшучивает над напарником, притворяясь мёртвым, говорит по-немецки, изготавливает самодельную бомбу. Всё это в меру забавно и увлекательно; для поклонников Кейджа и тех, кто посмотрел все фильмы Коэнов и хочет ещё — не худшее предложение на рынке. — Александр Омолоев

Николас Кейдж ищет сына, ворует у наркоторговцев и помогает рыбакам
Какой из трёх фильмов самый кейджевый?
«Беглец»
«Врата тьмы»
«Доверие»
127127
18 комментариев

Что день грядущий нам готовит? Патриотический «Крейсер», злободневный (когда-то) «Сноуден» и, ауф, «Человек человеку волк», уже мелькавшего в нашем марафоне Пола Шредера. Спасибо, что вы с нами!

19
Ответить

Сначала скептически к этой движухе относился, но по итогу каждый день с нетерпением жду следующего выпуска кейджемарафона. Спасибо за отличное времяпрепровождение, вы молодцы.)

22
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Человек человеку волк найс

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это же подготовка к Грузу невыносимого таланта?

3
Ответить